Условно-рефлекторное и безусловно-рефлекторное торможение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условно-рефлекторное и безусловно-рефлекторное торможение



Виды условно-рефлекторного торможения:

Угасательное торможение вырабатывается, если условный рефлекс многократно не подкрепляют безусловным раздражителем. Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться, если вновь подкрепить действие условного раздражителя безусловным. Прочные условные рефлексы легко восстанавливаются, непрочные (слабые) практически не восстанавливаются.

Угасание лежит в основе забывания: это забывание пройденного материала, если он не повторяется на последующих уроках, потеря спортивных навыков в случае перерыва в тренировках и т.д.

Угасательное торможение начинает проявляться только с конца периода первого детства. На более ранних этапах угасание почти не развивается. Это значит, что условные рефлексы, образовавшиеся у детей до 5 лет, практически не исчезают и продолжают проявляться не только при неподкреплении, но и при их активной переделке. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек.

Угасательное торможение имеет важное биологическое значение, так как приводит деятельность организма в соответствие условиям внешней среды. Если условный раздражитель длительное время не подкрепляется, то он теряет свое сигнальное значение и вызывает в коре головного мозга уже не возбуждение, а торможение. Тем самым человек избавляется от привычек, навыков, ставших организму ненужными. От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания (вытормаживания). Но поскольку угасание относится к внутреннему торможению и возникает при определенных условиях, то порой человеку требуется долгое время для его выработки. Вот почему переучивание является очень трудной задачей.

В развитии условного угасания проявляется типология высшей нервной деятельности. У возбудимых индивидуумов условные рефлексы, как правило, угасить труднее.

Дифференцировочное торможение вырабатывается, когда на организм действует несколько сходных по своим качествам раздражителей, человек начинает различать раздражители и реагирует только на биологически значимые.

Дифференцировочное торможение устраняет ненужные условные рефлексы. Оно развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу, что позволяет мозгу «различать» положительный (подкрепляемый) сигнал и отрицательные (неподкрепляемые, или дифференцировочные) раздражители. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы «не путать» сходные раздражители. По физиологическому механизму дифференцировка является отрицательным обучением – в ответ на сигнал «не выполнять реакцию». Дифференцировочное торможение в отличие от угасательного имеет дело с похожими сигналами, и с этим обстоятельством связаны многие различия в их развитии.

У индивидуумов с большой подвижностью нервных процессов дифференцировки образуются труднее, чем у уравновешенных типов.

Благодаря дифференцировкам в слуховом анализаторе развивается способность различать высоту звуков, их силу и направленность; в зрительном – определять различные цвета, их оттенки, отдаленность предметов, их форму, узнавать вещи, предметы, людей и т.д.

Первые дифференцировки вырабатываются начиная с года жизни. Сначала этот процесс идет медленно, но по мере тренировки ускоряется.

Этот вид торможения чрезвычайно важен в педагогической практике, особенно в процессе обучения младших школьников. Например, при изучении азбуки через различение близких по очертанию букв познается их смысловое значение. Путем дифференцировки обеспечивается переход от частного к общему. Неточность выработки дифференцировки приводит к неправильному произношению слов, неверному написанию букв.

Способность к выработке дифференцировок у детей зависит от возрастных особенностей коры головного мозга. У детей дошкольного возраста формирование этого вида торможения затруднено в связи с широкой иррадиацией возбуждения и ограниченной концентрацией корковых процессов. Отсюда трудности в различении близких между собой раздражителей. Постепенное усиление дифференцировочного торможения происходит при переходе к периоду второго детства. Это позволяет повысить эффективность учебного процесса, углубить изучение некоторых разделов, расширить эрудицию школьников. В подростковом возрасте способность к дифференцировке ослабевает в связи со снижением концентрации нервных процессов.

Условный тормоз развивается в том случае, если после прочной выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель к нему прибавляется новый раздражитель и действие этой комбинации никогда не подкрепляется. У человека компонентом тормозной комбинации выступает слово «нельзя». «Делай», «возьми» – положительные условные раздражители, а «нельзя делать», «нельзя брать» – тормозные раздражители, исключающие действие. Развитие данной разновидности торможения сопровождается способностью человека не делать то, что запрещено, представляет угрозу для других, противоречит основным морально-этическим нормам поведения.

Условное торможение представляет собой основу дисциплинированности, выдержки, самообладания. В период первого детства этот вид торможения формируется плохо. Во втором детстве процесс образования условного тормоза ускоряется. Постоянная его тренировка, осуществляемая в школе с первых дней, ведет к быстрому формированию тормозных процессов.

У подростков в связи с ослаблением тонуса коры больших полушарий происходит снижение возбудительных и особенно тормозных процессов, в частности условного торможения. Это ведет к ухудшению дисциплины.

Запаздывающее торможение развивается, если действие условного раздражителя несколько отстает от действия безусловного. При выработке так называемого отставленного условного рефлекса в больших полушариях сменяются две фазы: недеятельная (торможение) и деятельная (возбуждение).

У человека примером запаздывания можно считать команду: «На старт! Внимание! Марш!». Последняя часть команды дается после небольшого интервала. Способность спортсмена удерживаться от преждевременных действий требует достаточно сильного внутреннего торможения. Запаздывание обеспечивает «замирание» организма в ожидании последней команды.

С биологической точки зрения раздражители, вызывающие условное торможение, тоже являются для организма сигнальными. Они сигнализируют об отсутствии пищи, опасности и т.д., поэтому их можно назвать отрицательными. Соответственно и условные рефлексы, которые при этом вырабатываются, называют отрицательными, так как при их возникновении в коре головного мозга развивается тормозной процесс. Отрицательные условные рефлексы лежат в основе таких важных качеств характера, как выдержка, самообладание, собранность, дисциплинированность, точность и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.006 с.)