Тема: функциональная асимметрия мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: функциональная асимметрия мозга



Задачи

1. Изучить методы определения функциональной асимметрии мозга.

2. Раскрыть роль знаний функциональной асимметрии мозга в учебно-воспитательном процессе.

3. Освоить методики выявления «правшей» и «левшей» у детей.

Материалы и оборудование

1. Таблицы: а) «Строение головного мозга», б) «Функциональная симметрия мозга».

2. Муляжи «Строение головного мозга».

3. Рельефная таблица «Строение головного мозга».

4. Схема «Функциональная асимметрия мозга».

Рекомендуемая литература

1. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

2. Николаева Е.Н. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник / Е.Н. Николаева. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2003. – С. 89–110.

3. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С. 92–99.

4. Алейникова Т.В. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие / Т.В. Алейникова, В.Н. Думбай, Г.А. Кураев, Г.Л. Фельдман. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 242–257.

Теоретические вопросы к теме

1. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, возрастная динамика ее становления.

2. Леворукость и праворукость. Происхождение леворукости.

3. Неравнозначность межполушарных отношений как возможная основа типологических особенностей ВНД человека.

4. Обучение и специализация полушарий.

 

Основные теоретические положения

У человека различают моторную, сенсорную и психическую асимметрию.

Асимметрия функциональная головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Сегодня считается общепринятым, что в социальной среде доминирующим является ЛП, в котором сосредоточены центры речи и точной моторики, анализа информации и принятия решений. ЛП у большинства людей отличается большим объемом, сложностью извилин и нейронной организации коры, связью коры и подкорковых структур (преимущественно с ретикулярной формацией), концентрацией некоторых медиаторов. Такие глобальные процессы, как речь, мышление, труд, планирование (будущего), осознанная деятельность в большой степени (как считается) находятся под контролем ЛП. В противоположность этому ПП ответственно за процессы образного восприятия, спонтанного (чаще «биологического», наследственно запрограммированного) реагирования, адаптацию к среде в целом, за творческие и нестандартные решения, за подсознательные процессы и ориентацию на прошлое. ПП обрабатывает информацию параллельно, целостно, «за один такт», тогда как ЛП – последовательно, поблочно, символически. При этом каждое полушарие может выполнять функции, приписываемые другому, хотя и менее эффективно, но, работая совместно, они как бы поляризуются и по очереди поставляют друг другу информацию для более сложной, качественной обработки. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления.

 

Задания, предназначенные для выполнения

Задание 1. Изучить индивидуальные психофизиологические особенности детей, обладающих разными типами ФА мозга (ЛП и ПП).

Порядок выполнения:

1. Изучите основные теоретические положения и информационный материал (приложение 13).

Рекомендации к оформлению результатов работы: заполните таблицу 15.1 «Индивидуальные особенности детей, обладающих разными типами доминирования полушарий».

Таблица 15.1

Индивидуальные особенности детей, обладающих разными типами доминирования полушарий

Доминирование левого полушария Доминирование правого полушария
   

 

Выводы и обсуждение результатов работы: объясните роль знаний функциональной асимметрии мозга в учебно-воспитательном процессе.

Задание 2. Освоить методы определения функциональной асимметрии мозга у детей, выполнив тесты.

Порядок выполнения:

Исходная информация:

Моторной асимметрией называют совокупность признаков неравенства функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица.

Ведущую конечность определяют по следующим признакам: 1) ее предпочтение при выполнении действия одной рукой или ногой, 2) более высокая эффективность по силе,точности и быстроте включения,3) доминирование при совместной деятельности обеих конечностей.

У большинства людей (в 75% случаев) правая рука является ведущей, а связанное с ней левое полушарие – главенствующим, доминантным.

Динамометрия. Представление о силовых возможностях испытуемого можно получить с помощью динамометрии. Используется для этого прибор динамометр, измеряющий силу сжатия мышц руки (см. лабораторную работу №6).

После проведения динамометрии рассчитывают силовой индекс по формуле:

Силовой индекс = Мышечная сила ведущей кисти (кг) / Вес тела (кг).

1. Измерить силу кисти левой и правой руки. Для этого испытуемый в положении стоя берет динамометр и, вытянув руку в сторону, со всей силой сжимает прибор. Исследование проводят 2–3 раза, и записывается лучший результат правой и левой кисти.

2. Провести тест «переплетение пальцев рук». Быстро, не думая, переплести пальцы обеих рук. Сколько бы раз не повторялась проба, сверху всегда оказывается палец ведущей руки (правый у «правшей», левый – у «левшей»).

3. Выполнить тест – «поза Наполеона». Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье раньше и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем.

4. Провести тест «аплодисменты». При проведении этой пробы активно перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активная.

5. Выполнить пробу на одновременные действия обеих рук. Взять в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисовать (не глядя) круг, квадрат, треугольник. Сравнить качество линий и полноту изображения данной геометрической фигуры. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и точными.

6. Провести пробу по рисованию вертикальных линий. Нарисуйте два квадрата 3х3 см и быстро заштрихуйте их вертикальными линиями сначала одной, а потом другой рукой. Число линий, нарисованных ведущей рукой, обычно больше (примерно на одну треть) и они получаются более аккуратными.

Рекомендации к оформлению результатов работы: записать результаты тестов в таблицу 15.2 «Методы определения функциональной асимметрии мозга у детей».

Таблица 15.2

Методы определения функциональной асимметрии мозга у детей

Наименование теста Результаты
  Динамометрия  
  Переплетение пальцев рук  
  Поза Наполеона  
  Аплодисменты  
  Одновременные действия обеих рук  
  Рисование вертикальных линий  

 

Выводы и обсуждение результатов работы: исходя из совокупности тестовых данных, сделать вывод о ведущей руке («правша» или «левша»). Ответьте на вопрос: «Почему при обучении учителю необходимо акцентировать механизмы как правого, так и левого полушарий?».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Леворукость и праворукость.

2. Роль межполушарной асимметрии в организации речи.

3. Роль межполушарной асимметрии в организации мыслительных процессов.

4. Роль асимметрий в процессе адаптаций.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.007 с.)