Раздел IV. Cенсорные системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Cенсорные системы



Сенсорные системы: строение, функции. Возрастное развитие.

Общие принципы строения сенсорных систем. Свойства и функции анализаторов. Сенсорные системы: зрительная, слуховая, вестибулярная, соматосенсорная, обонятельная, вкусовая, висцеральная.

Зрительная сенсорная система: строение и функции глаза, понятие о рефракции, аккомодации и конвергенции. Острота зрения. Цветовое зрение. Бинокулярное зрение, его нарушение. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков, гигиена чтения и письма. Гимнастика для глаз. Возрастное развитие зрительного анализатора.

Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора на разных возрастных этапах развития ребенка. Строение и функции слухового анализатора. Механизм восприятия и передачи звука. Возрастные особенности слухового анализатора. Действие шума на функциональное состояние организма. Профилактика нарушений.

 

Раздел V. Психофизиология

Проблема соотношения мозга и психики. История проблемы и варианты решения. Психика как функция головного мозга. Основные подходы к решению проблемы взаимоотношения мозга и психических процессов. Основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ). Структурно-функциональные принципы работы мозга. Современные методы изучения мозга и их значение в естественно-научном объяснении природы психической деятельности.

Интегративная деятельность мозга. Рефлекторная природа психической деятельности. Рефлекторная теория И.П. Павлова. Современные представления о механизме условного рефлекса. Теория доминанты А.А. Ухтомского. Мозг как функциональная система. Теория функциональной системы П.К. Анохина. Локализация мозговых функций и психика. «Блоки» головного мозга. Роль функциональной системы в обеспечении психической деятельности. Основной вклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии в представления о мозговой организации психических процессов.

Психофизиологические особенности различных функциональных состояний. Определение функционального состояния. Методы определения функционального состояния: комплексный, эргономический, психофизиологический и нейрохимический подходы. Роль функционального состояния в поведении. Обратная связь в регуляции функциональных состояний. Примеры биологической и искусственной обратной связи в психофизиологии. Значение обратной связи в регуляции поведения.

Бодрствование. Механизмы регуляции бодрствования: нейроны-модуляторы, ретикулярная формация, таламус, лимбическая система, стриопаллидарная система, неокортекс. Методы диагностики функциональных состояний: ЭЭГ, ПЭТ-томография, вегетативные реакции.

Психофизиология сна. Виды и стадии сна. Сновидения. Значение сна.

Психофизиология стресса. Виды стресса, причины возникновения и пути развития. Индивидуальные различия протекания стресса. Меры борьбы со стрессом.

Психофизиология эмоций. Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Понятия эмоционального фона и эмоционального состояния. Морфофункциональная основа эмоций: лимбическая система, ретикулярная формация, таламус, лобные зоны неокортекса. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов. Влияние эмоций на деятельность.

Внимание. Структурно-функциональная организация внимания. Механизмы внимания. Методы изучения и диагностики внимания. Возрастные особенности структурно-функциональной организации внимания.

Память. Общая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Энграмма, этапы формирования. Структурно-функциональная организация памяти. Теории памяти. Индивидуальные различия памяти. Нарушения памяти. Развитие и тренировка памяти.

Понятие о высшей и низшей нервной деятельности. Рефлекс. Строение рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Физиологические основы образования условных рефлексов. Общие принципы высшей нервной деятельности: принцип детерминизма (причинности), принцип анализа и синтеза, принцип единства структуры и функции. Возбуждение и торможение как основные процессы высшей нервной деятельности. Основные принципы координации нервных процессов (возбуждения и торможения): принцип иррадиации, принцип индукции, принцип доминанты.

Учение И.П. Павлова о 2-х сигнальных системах. Речь. Развитие речи ребенка. Типы высшей нервной деятельности. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

Функциональная асимметрия мозга. Теория доминантного полушария. Значение право- и леворукости: онтогенез и центрально-нервные механизмы. Диагностика право-леворукости.

Психофизиологические подходы к проблеме индивидуально- психологических различий. Теория индивидуальности человеческого организма. Концепции свойств нервной системы. Биологические свойства (особенности свойства высшего, нейродинамического уровня) – важнейший необходимый компонент системы индивидуальных формально-динамических особенностей психики человека. Социальные причины и факторы – важнейшие факторы формирования индивидуально-психоло-гических различий. Структура интегральной индивидуальности. Интеграционные знания об индивидуальности. Исследование индивидуальности. Теории интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., Теплов Б.М., Небылицын В.Д.). Зависимость концентрации внимания от силы нервной системы. Связь умственной работоспособности со свойствами нервной системы учащихся. Проявление нейродинамических особенностей в восприятии учащихся. Влияние силы и подвижности нервной системы на память учащихся.

Психофизиологические механизмы организации произвольных движений. Строение двигательной системы. Классификация движений. Функциональная организация произвольного движения. Методы изучения произвольного движения. Электрофизиологические корреляты организации движения. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями. Нейронная активность.

Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Поведенческие реакции человека. Причины поведенческих реакций. Поведение, его компоненты и структура поведения. Развитие поведения. Коммуникативное поведение. Становление коммуникативного поведения. Формирование группового коммуникативного поведения. Значение его возрастных особенностей. Онтогенез структуры и форм поведения ребенка. Психомоторное развитие ребенка. Нарушения коммуникативного поведения у детей.

 

Таблица 1

Тематический план курса

  Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторная работа Внеаудиторная (самостоятельная) работа
Лекции Семинарские занятия Лабораторные работы
           
Раздел I. Основы строения тела человека. Общие физиологические закономерности жизненных процессов
1.1 Введение. Основы строения тела человека. Общие физиологические закономерности жизненных процессов. Возрастные изменения          
1.2 Организм как целостная система. Органы и системы органов          
1.3 Темпы физического развития. Акселерация и ретардация, их проблемы          
Раздел II. Регуляторные системы организма человека
2.1 Нервная система: значение и структурно-функциональная организация          
2.2 Рефлекторный принцип нервной деятельности. Строение и функции спинного мозга          
2.3 Строение и функциональное значение головного мозга. Созревание мозга в онтогенезе. Строение и функции различных отделов головного мозга          
2.4 Структурно-функциональная организация вегетативной нервной системы в разные возрастные этапы          
2.5 Строение, функциональное значение, возрастные особенности эндокринной системы          
2.6 Регуляторные системы организма          
Раздел III. Моторные и висцеральные функции организма
3.1 Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Развитие моторной системы на разных возрастных этапах развития ребенка            
3.2 Строение скелета человека, возрастные особенности строения скелета            
Продолжение табл. 1
           
3.3 Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата            
3.4 Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности. Группы крови. Переливание крови. Свертывание крови          
3.5 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы          
3.6 Кроветворная и иммунная система Структурно-функциональные особенности сосудов у детей и подростков. Круги кровообращения. Лимфатическая система          
3.7 Строение и функционирование дыхательной системы. Возрастные особенности          
3.8 Оценка функционального состояния дыхательной системы          
3.9 Анатомия, физиология и гигиена органов пищеварения, их возрастные особенности          
3.10 Анатомия, физиология и гигиена органов мочевыделительной системы, их возрастные особенности          
3.11 Обмен веществ и энергии. Терморегуляция. Возрастные особенности          
3.12 Репродуктивная система органов, ее развитие в процессе онтогенеза          
3.13 Кожа, особенности ее структуры и функции в разные возрастные периоды          
Раздел IV. Cенсорные системы
4.1 Сенсорные системы: строение, функции, возрастное развитие          
4.2 Структурно-функциональные особенности зрительного анализатора. Профилактика нарушений зрения          
4.3 Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха          
Раздел V. Психофизиология
5.1 Проблема соотношения мозга и психики. Современные методы изучения мозга и их значение в естественно-научном объяснении природы психической деятельности          
5.2 Интегративная деятельность мозга. Мозг как функциональная система. Теория функциональных систем П.К. Анохина          
Окончание табл. 1
           
5.3 Психофизиологические особенности различных функциональных состояний. Бодрствование. Механизмы регуляции бодрствования. Психофизиология сна. Психофизиология стресса. Индивидуальные различия протекания стресса. Меры борьбы со стрессом            
5.4 Психофизиология эмоций. Мотивация как фактор организации поведения. Влияние эмоций на деятельность          
5.5 Внимание. Структурно-функциональная организация внимания          
5.6 Память. Теории памяти. Память, внимание, работоспособность          
5.7 Рефлексы. Классификация рефлексов. Физиологические основы образования условных рефлексов          
5.8 Выработка условного рефлекса и некоторых видов торможения у детей на словесный раздражитель          
5.9 Высшая нервная деятельность. Общие принципы высшей нервной деятельности. Принципы координации нервных процессов          
5.10 Учение И.П. Павлова о 2-х сигнальных системах. Речь. Развитие речи          
5.11 Типы ВНД. Индивидуально-типологические особенности ВНД детей. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Возрастные особенности ВНД детей и подростков              
5.12 Функциональная асимметрия мозга          
5.13 Психофизиологические механизмы организации произвольных движений          
5.14 Психофизиологические подходы к проблеме индивидуально- психологических различий          
5.15 Теории интегральной индивидуальности.          
5.16 Психофизиологические аспекты поведения ребенка          
  Всего          
                   

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Лабораторная работа № 1 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.013 с.)