Тема: память, внимание, работоспособность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: память, внимание, работоспособность



Задачи

1. Определить объем кратковременной памяти на примере образной памяти.

2. Изучить физиологические основы внимания, определить величины его колебания.

3. Определить устойчивость внимания и динамику работоспособности, выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Материалы и оборудование

1. Лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов.

2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.

3. Таблица с 16 разнообразными рисунками.

4. Изображение фигуры.

5. Схема из 16 квадратов с числами.

6. Набор таблиц с изображением цифр от 1 до 25.

7. Лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы (рис. 11.1 «Проекция усеченной пирамиды»).

8. Бланк с различными буквами русского алфавита, на странице – 40 строчек по 40 букв в каждой (для корректурной пробы).

9. Буквенный текст, среди которого имеются слова (для выполнения методики Мюнстерберга).

 

Рекомендуемая литература

1. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – С. 57–63, 97–103.

2. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека / В.С. Рохлов, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие / В.М. Смирнов. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

 

Теоретические вопросы к теме

1. Докажите, что внимание является важнейшей психофизиологической функцией, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания.

2. Кратко охарактеризуйте виды внимания и особенности его формирования с возрастом.

3. Память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Качество памяти.

4. Общая характеристика кратковременной нейрологической памяти, ее механизмы и биологическое значение.

5. Общая характеристика долговременной нейрологической памяти, ее механизмы и биологическое значение.

Основные теоретические положения

Вниманиеодна из важнейших психологических функций, обеспечивающая оптимизацию процессов воспитания и обучения. Оно – обязательное условие результативности любой деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений, выработка двигательного навыка или операции с числами, словами, образами, совершаемые в уме.

Выделяют два типа внимания – произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель, и непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде – новизне, неопределенности.

Качества внимания.

К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Различные качества внимания могут быть не связаны друг с другом.

восприятие. Ему принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и в формировании познавательной деятельности. Восприятие – сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации.

Память – способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию – отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении (запоминании), сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Основные процессы памяти: фиксация информации, сортировка и выделение новой информации, запоминание, сохранение значимой для организма информации, узнавание, воспроизведение информации по мере необходимости.

Виды памяти.

По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная;

По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логи-ческая, эмоциональная, феноменальная;

От длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная.

Задания, предназначенные для выполнения

Исходная информация: оценка свойств памяти и внимания необходима как для выявления индивидуальных особенностей учащихся, так и для контроля за функциональным состоянием ЦНС в динамике.

Методы изучения высшей нервной деятельности весьма разнообразны и многочисленны.

Из широкого арсенала методов оценки памяти и внимания, которые могут быть использованы в практике учителя, школьного психолога, психофизиолога, каждый исследователь выбирает наиболее удобные для него, исходя из конкретных задач.

Для исследования состояния ЦНС может быть использован ряд тестов, определяющих такие параметры, как внимание, утомляемость, работоспособность, координацию и т.д.

Предлагаемые методики могут дать оценку высшей нервной деятельности по 2 направлениям:

1. Количественную (увеличение времени на выполнение задания).

2. Качественную (увеличение числа ошибок при выполнении задания).

При работе необходимо быть серьезным и внимательным. Точно усвоить задание. Работу необходимо начинать по сигналу исследователя «начали» и при слове «закончили» прекращать ее.

Задание 1. Выявить объем кратковременной памяти (проводится в парах).

Порядок выполнения:

1. В течение минуты внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его.

2. В течение 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить.

Рекомендации к оформлению результатов работы: Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе один балл.

По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти (табл. 11.1 «Определение характеристик объема памяти»).

Возможные слова для текста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

 

Таблица 11.1

Определение характеристик объема памяти

Число баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом
7–12 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться
13–17 Объем памяти хороший
18–21 Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей
Свыше 22 Ваша память феноменальна

 

Выводы и обсуждение результатов работы: на основе полученных результатов сделайте вывод о состоянии кратковременной памяти. Раскройте механизм и биологическое значение кратковременной памяти.

Задание 2. Определить объем образной памяти (проводится в парах).

Порядок выполнения:

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ).

1. В течение 20 секунд внимательно рассмотрите образы, изображенные на таблице.

2. В течение минуты воспроизведите запомнившиеся образы (запишите их или зарисуйте в тетради).

Рекомендации к оформлению результатов работы: подсчитайте число правильно воспроизведенных образов, оцените полученные результаты.

Оценка результатов

Норма — это 6 и более правильных ответов.

Выводы и обсуждение результатов работы: сделайте вывод о состоянии вашей памяти.

Задание 3. Определить устойчивость внимания (проводится в парах).

 
 


Порядок выполнения:

Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращается к зрителю, то уходит от него вглубь. Это явление объясняется законом обратной индукции. Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого квадрата ухудшается из-за внешнего торможения, и он кажется за плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием.

Измерение величины колебания внимания происходит следующим образом. Для этого в течение 30 секунд испытуемый смотрит на пирамиду. При каждом изменении изображения он делает в тетради штрих (не глядя!). Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером. По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за минуту. Проделайте этот эксперимент несколько раз.

Величину колебания можно уменьшить усилием. Поставьте перед испытуемым цель как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае.

Рекомендации к оформлению результатов работы: сравните полученные в работе данные сначала между собой, а потом со среднестатистическими (табл. 11.2 «Оценка характера устойчивости внимания»).

Таблица 11.2

Оценка характера устойчивости внимания

Частота исчезновения изображения в течение 60 сек. Характеристика внимания
Не более 11 раз Очень устойчивое
12–20 раз Средней устойчивости
Более 20 раз Недостаточно устойчивое

Выводы и обсуждение результатов работы: сделайте вывод о характере устойчивости вашего внимания.

Задание 4. Исследование объема внимания. Определить динамику устойчивости внимания и работоспособности.

А. Тест Шульте.

Порядок выполнения:

Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами (примеры таблицы приводятся).

Испытуемому предъявляют первую таблицу со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее, без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторую, третью и последующие таблицы предъявляют без всяких инструкций.

 

Таблица 11.3

Таблица цифр

         
         
         
         
         

 

Рекомендации к оформлению результатов работы: оцените объем и устойчивость внимания:

1). Количество времени (в с), потраченное на отыскание числа (чисел) в одной таблице. Взрослый на одну таблицу затрачивает 30–50 с.

2). Время, потраченное на отыскание одного числа в таблице.

 

общ.t

V = ------------------------; где V – скорость, t – время, потраченное на

25 (число цифр)

 

1 таблицу.

3). Сравнение показателей, полученных при предъявлении последовательно нескольких таблиц, дает возможность судить об устойчивости внимания и его истощаемости.

Ошибки:

Сужение внимания – увеличение времени выполнения теста (до 2–3 мин на таблицу), двигательные задержки, паузы, бегание глаз по таблице, повторное называние чисел.

 

Основным показателем будет время выполнения (в с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

 

 
 

 

 


 

 

| | | | |

0 1 2 3 4 5 номера таблиц

 

Рис.11.2. Кривая утомляемости

 

По результатам опыта постройте «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности.

Оценка.

Внимание концентрируется устойчиво – затрачено нормативное время на каждую из таблиц (40–50 секунд).

Внимание концентрируется недостаточно – затрачено время больше, чем нормативное на каждую из таблиц.

Внимание устойчивое – если нет значительных колебаний во времени выполнения каждой таблицы (интервал до 5-ти секунд).

Внимание неустойчивое – значительные колебания по выполнению теста, без тенденции к нарастанию времени, затраченного на каждую таблицу.

Внимание истощаемое – имеется выраженная тенденция к нарастанию времени на каждую следующую таблицу.

Выводы и обсуждение результатов работы: на основе полученных данных и сравнении их с нормативными показателями, сделайте вывод о устойчивости внимания и его истощаемости.

 

Б. Корректурная проба.

Цель: развитие устойчивости, сосредоточенности внимания, увеличение скорости восприятия печатного текста.

Порядок выполнения:

Инструкция: 1. По сигналу исследуемые в корректурной таблице (приложение 10) должны слева направо вычеркивать одну или две буквы по выбору исследующего, например надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» и «с». Через каждую минуту по сигналу «стоп» исследуемые должны поставить вертикальную черту у той буквы, у которой их застал сигнал.

Время работы – 5 минут.

 

Рекомендации к оформлению результатов работы: объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок. Подсчитайте количество просмотренных букв, определите количество сделанных ошибок. По предложенной формуле определите показатель продуктивности и устойчивости внимания.

Норма объема внимания – 850 знаков и выше, концентрация внимания – 5 ошибок и менее.

S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N – количество букв, просмотренных исследуемым за 4 минуты;

n – количество ошибок, допущенных исследуемым за это же время.

Выводы и обсуждение результатов работы: на основе полученных данных и сравнении их с нормативными показателями, сделайте вывод об объеме внимания концентрации и его продуктивности.

В. Методика Мюнстерберга.

Цель: развитие избирательности внимания.

Порядок выполнения: исследуемыедолжны, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова.

Н/р: рюклбюс радость уфркнп

Время работы – 2 минуты

БСОЛНЦЕВТРГЩЕОЦЕРАЙОНЗГУЧНОВОСТЬЪХЭЬГЧЯФАКТЬУЭКЗАМЕНТРОЧЯГЩ

ШГЦКППРОКУРОРГУРСЕАБЕТЕОРИЯЕМТОДЖЕБЬАМХОККЕЙТРОИЦАФЦУЙГАХТ

ТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖЩЗФЮЭЛГЩЬБПАМЯТЬШОГХЭЮЖИПДРГЩХЩНЗДВОСПРИЯТИЕ

ЙЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЬТРПЛОСЛДСПЕКТАКЛЬЯЧСИНТЬБЮН

БЮЕРАДОСТЬВУФЦИЕЖЦДОРРПНАРОДШАЛДЬХЭППЦГИЕРНКУЫФЙЩРЕПОРТАЖЭК

ЖДОРЛАФЬВЮФБЬКОНКУРСЙФНЯЧГУЗСКАРПЛЛИЧНОСТЬЖЗЭЬЕЮДШЩГЛОДЖИН

ЭЦРПЛАВАНИЕДТЛЖЭЗБЬТЭРДШЖНПРКЫВКОМЕДИЯШЛДКУЙФОТЧАЯНИЕЙФРЛНЬ

ЯЧВТЛДЖЭХЬГФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГЩДЩНРУЦТРГЩЧТЛРОСНОВАНИЕЗХЖЬБ

ЩДЭРКЕНТАОПРУКГВСМТРПСИХИАТРИЯБПЛНСТЧЬЙФЯСМТЩЗАЙЪЯГНТЗХТОМ

Рекомендации к оформлению результатов работы: оценивается количество слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Выводы и обсуждение результатов работы: на основе полученных результатов сделайте вывод об индивидуальных особенностях внимания.

Задание 5. Выявить взаимосвязи между вниманием и работоспособностью (проводится в парах).

 

Таблица 11.4

Схема эксперимента

 

Порядок выполнения:

Испытуемому предлагают следующее задание: перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Рекомендации к оформлению результатов работы: сравните полученные вами результаты с нормативными (табл. 11.5 «Нормативная характеристика работоспособности»)

Таблица 11.5

Нормативная характеристика работоспособности

Время выполнения, сек. Характеристика работоспособности
Быстрее 20 Высокая
21–25 Хорошая
25–35 Средняя
36–40 Пониженная
41–50 Очень низкая

 

Если работоспособность понижена или очень низкая, предложите ваши действия по ее повышению.

Выводы и обсуждение результатов работы: установите зависимость между работоспособностью и вниманием. Чем она объясняется?

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Найдите правильный ответ:

1. Избирательность психических процессов, обеспечивающая сосредоточение на объекте, – это:

а) память;

б) восприятие;

в) ощущение;

г) внимание.

2. Память, основанная на повторении материала без его осмысливания, называется:

а) механической;

б) произвольной;

в) непроизвольной;

г) смысловой.

 

3. Разновидность памяти, обеспечивающая сохранение информации о текущих событиях в течение короткого времени, называется:

а) кратковременной;

б) долговременной;

в) быстрой;

г) медленной.

 

4. Для произвольного запоминания информации необходимо обязательное участие:

а) коры больших полушарий;

б) спинного мозга;

в) мозжечка;

г) среднего мозга.

 

5. За формирование памяти ответственны:

а) почти все структуры мозга, при особой специализации некоторых из них;

б) один центр;

в) несколько центров;

г) многие отделы и участки ЦНС.

 

6. В структуру памяти не входит процесс:

а) забывания;

б) воспроизведения;

в) хранения;

г) запоминания.

 

7. У школьников преобладает ___ память:

а) наглядно-образная, непроизвольная;

б) словесно-логическая, непроизвольная;

в) словесно-логическая,произвольная;

г) наглядно-образная, произвольная.

 

8. По времени сохранения память делят на:

а) кратковременную;

б) долговременную;

в) промежуточную;

г) постоянную.

 

9. Критическим периодом формирования непроизвольного внимания, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера, является возраст:

а) 2–3 года;

б) 1 год;

в) 2–3 месяца;

г) 6–7 лет.

 

10. Кратковременная память связана с хранением информации в виде:

а) потока импульсов по замкнутым нейронным цепям;

б) молекул РНК;

в) молекул ДНК;

г) молекул белка.

 

11. Хранение информации в виде структурных и биохимических изменений в нейронах (изменение РНК, синтез белковых молекул) происходит в ____ памяти:

а) долговременной;

б) кратковременной;

в) мгновенной;

г) сенсорной.

 

12. Для организма человека характерна:

а) только иммунная память;

б) только память как психическая функция;

в) только генетическая память;

г) генетическая и иммунная память, а также память как психическая функция.

 

13. Память человека определяется:

а) анатомическими особенностями нервной системы;

б) только тренировкой (воспитанием);

в) только врожденными особенностями высшей нервной деятельности;

г) врожденными особенностями высшей нервной деятельности и тренировкой (воспитанием).

 

14. Если ребенок лучше запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица, то преобладающей у него является _____ память:

а) наглядно-образная;

б) двигательная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

 

15. Снять утомление, наступившее при выполнении письменных заданий, можно упражнениями, в которых задействованы мышцы:

а) спины;

б) кисти;

в) туловища;

г) стопы.

 

16. Если ребенок лучше запоминает словесный, абстрактный материал, то преобладающей у него является _____ память:

а) эмоциональная;

б) наглядно-образная;

в) двигательная;

г) словесно-логическая.

 

17. Психофизиологическим механизмом памяти долговременной является:

а) нейронный ансамбль;

б) энграмма;

в) биохимические реакции;

г) условный рефлекс.

 

18. С точки зрения психофизиологии внимание представляет собой:

а) процесс;

б) состояние;

в) индивидуально-типологическую особенность личности;

г) явление.

 

19. Объем памяти нормального человека составляет ____ бит:

а) десять в десятой степени;

б) девять в девятой степени;

в) восемь в восьмой степени;

г) шесть в шестой степени.

 

20. Временное снижение работоспособности организма, наступающее после длительной или кратковременной интенсивной работы, называется:

а) резистентностью;

б) ресинтезом;

в) рефрактерностью;

г) утомлением.

 

2. Письменно ответьте на вопросы:

1. Для чего учителю необходимо знать особенности памяти и внимания учащихся?

2. Приведите примеры упражнений, занятий, способствующих увеличению длительности хранения информации.

3. Приведите примеры использования учителем знаний об особенности работоспособности учащихся на уроке.

3. Объясните понятия: «память», «внимание», «работоспособность».

 

Вопросы для самоподготовки к теме

«Выработка условного рефлекса и некоторых видов торможения у детей на словесный раздражитель»

1. Понятие о высшей нервной деятельности.

2. Условные рефлексы, их отличие от безусловных, значение.

3. Методики, условия и механизм выработки условных рефлексов.

4. Классификация условных рефлексов. Возрастные особенности выработки условных рефлексов.

5. Торможение в коре головного мозга. Виды торможения и их биологическое значение.

Лабораторная работа № 12 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.163 с.)