Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для проведения итогового контроля знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Отметьте правила формирования условных рефлексов: а) условный раздражитель должен предшествовать началу действия безусловного раздражителя; б) нормальное функциональное состояние больших полушарий; в) условный раздражитель должен вызывать сильные безусловные реакции; г) обязательное наличие посторонних раздражителей.
2. За формирование памяти ответственны: а) почти все структуры мозга, при особой специализации некоторых из них; б) один центр; в) несколько центров; г) многие отделы и участки ЦНС.
3. Ребенок использует сенсорные схемы мышления в: а) 2–7 лет; б) 8–12 лет; в) 15–17 лет; г) 13–14 лет.
4. К концу 3 года жизни словарный запас составляет: а) 500–700 слов; б) 200 слов; в) 20–30 слов; г) 100 слов.
5. Формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности завершается к: а) 17 годам; б) 15 годам; в) 20 годам; г) 12–14 годам.
6. К основным формам неврозов относят: а) аффективное состояние; б) истерию; в) неврастению; г) невроз навязчивых состояний;
7. К сигналам второй сигнальной системы относят: а) смысловое значение слов; б) запахи; в) звуковые раздражители; г) световые раздражители.
8. Сильными уравновешенными малоподвижными нервными процессами характеризуется ___тип темперамента: а) флегматический; б) сангвинический; в) холерический; г) меланхолический.
9. В структуру памяти не входит процесс: а) забывания; б) воспроизведения; в) хранения; г) запоминания.
10. К возможным последствиям насильственного переучивания «левши» относят: а) возникновение неврозов; б) исчезновение комплексов; в) улучшение настроения; г) повышение познавательной активности.
11. Преобразование сигналов, поступающих из окружающей среды в нервные импульсы, происходит в: а) эффекторах; б) рецепторах; в) спинном мозге; г) головном мозге.
12. Ограничение двигательной активности ребенка приводит к: а) ускорению развития нервной системы; б) ускорению развития дыхательной системы; в) торможению развития нервной системы; г) торможению развития выделительной системы.
13. Игровая деятельность, способствующая развитию ВНД и тренировке памяти, развивается в: а) 3–5 лет; б) 2 года; в) 6–7 лет;
г) 1 год.
14. Основой забывания ранее приобретенных знаний является ___ торможение условных рефлексов: а) угасательное; б) запаздывательное; в) дифференцировочное; г) запредельное. 15. К двигательному компоненту эмоций относят: а) изменение частоты сердечных сокращений; б) изменение потоотделения; в) мимику; г) изменение частоты дыхательных движений.
16. Тип темперамента, характеризующийся сильными уравновешенными подвижными нервными процессами, называют: а) сангвиническим; б) флегматическим; в) холерическим; г) меланхолическим.
17. У младших школьников преобладает ___ память: а) словесно-логическая, непроизвольная; б) наглядно-образная, непроизвольная; в) словесно-логическая,произвольная; г) наглядно-образная, произвольная.
18. У новорожденного ребенка первыми проявляются врожденные рефлексы: а) хватательный; б) дыхательный; в) сосательный; г) мигательный.
19. Торможение условных рефлексов, которое лежит в основе различения похожих сигналов, называется: а) угасательное; б) дифференцировочное; в) запаздывательное; г) условный тормоз.
20. Созревание различных корковых зон идет асинхронно. Первыми дифференцируются поля: а) двигательной зоны коры; б) соматосенсорной зоны коры; в) ассоциативной зоны коры; г) зрительной зоны коры.
21. Окончательное функциональное созревание гипоталамических ядер происходит к: а) 15–16 годам; б) 2–3 годам; в) 12–13 годам; г) 10 годам.
22. Окончательное формирование способности удерживать головку завершается к: а) 2-м месяцам жизни; б) 3-му месяцу жизни; в) 5–6-ти месяцам жизни; г) 8-ми месяцам жизни.
23. С функцией речи в коре больших полушарий большого мозга связаны поля: а) 44, 45 и 22; б) 1, 2 и 3; в) 4, 6; г) 17, 18, 19. 24. Проявление вегетативного компонента эмоций может быть связано с: а) изменением частоты сердечных сокращений; б) вокализацией; в) мимикой; г) жестами.
25. Тип темперамента, характеризующийся сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами, называется: а) флегматический; б) сангвинический; в) меланхолический; г) холерический.
26. При механических травмах мозга и в старости нарушается______ память: а) долговременная; б) кратковременная и долговременная;
в) кратковременная память; г) мгновенная.
27. Наиболее верным можно считать следующее определение рефлекса – это ответная реакция организма: а) на действие раздражителей, осуществляемая при участии и под контролем нервной системы; б) на действие раздражителей внутренней среды; в) на действие раздражителей внешней среды; г) на действие раздражителей, осуществляемая без участия нервной системы.
28. К функциям, выполняемым преимущественно левым полушарием, относят: а) восприятие речевых интонаций; б) образное мышление; в) восприятие музыкальных мелодий; г) математические операции.
29. Звено рефлекторной дуги, передающее возбуждение от рецептора к центральной нервной системе, называется: а) нервный центр; б) эфферентный путь; в) афферентный путь; г) рабочий орган.
30. Деятельность нервной системы осуществляется благодаря: а) возбуждению; б) возбуждению и торможению; в) торможению; г) покою, возбуждению и торможению.
31. Условно-рефлекторные временные связи у млекопитающих и человека преимущественно замыкаются: а) в коре больших полушарий; б) в подкорковых образованиях; в) в продолговатом мозге; г) в среднем мозге.
32. Условный рефлекс у ребенка, если его не подкреплять: а) усиливается; б) наследуется и превращается в безусловный рефлекс; в) не изменяется; г) угасает (развивается внутреннее торможение).
33. Укажите причину развития внутреннего торможения условных рефлексов: а) сильный посторонний раздражитель; б) сильная боль; в) многократное неподкрепление условного раздражителя с безусловным; г) они вырабатываются раз и навсегда.
34. Психофизиология изучает: а) психику; б) физиологию человека; в) нейронные механизмы психики; г) все ответы неверны.
35. Психофизиологическим механизмом памяти является: а) нейронный ансамбль; б) энграмма; в) биохимические реакции; г) условный рефлекс.
36. Понятие «обратная афферентация» означает: а) забывание; б) возвращение аффекта; в) контроль ситуации; г) предвидение.
37. Человек видит сновидение во время фазы: а) поверхностного сна; б) медленного сна; в) быстрого сна; г) дельта-сна.
38. С точки зрения психофизиологии внимание представляет собой: а) процесс; б) состояние; в) индивидуально-типологическая особенность личности; г) явление.
39. Объем памяти нормального человека составляет ____ бит: а) десять в десятой степени; б) девять в девятой степени; в) восемь в восьмой степени; г) шесть в шестой степени.
40. Индивидуальный стиль деятельности формируется за счет следующих психофизиологических механизмов: а) приспособления; б) нарушения поведения; в) оптимизации поведения в соответствии с возможностями и способностями; г) компенсации поведенческих реакций.
41. Разработка теории функциональных систем принадлежит: а) Анохину П.К.; б) Ананьеву Б.Г.; в) Шадрикову В.Д; г) Ломову Б.Ф.
42. Выберите психофизиологическую теорию сознания: а) теория светлого пятна; б) теория черного пятна; в) теория слепого пятна; г) все ответы неверны.
43. Психофизиология – наука о: а) физиологических основах деятельности центральной нервной системы; б) физиологических основах психической деятельности и поведения человека; в) физиологических основах деятельности вегетативной нервной системы и поведения;
г) физиологических основах деятельности мозга и поведения.
44. Физиологической основой поведения является: а) функциональная система; б) кодирование информации в нервной системе; в) условный рефлекс; г) спинальные функции.
45. Внимание – это: а) психологический метод оценки объекта; б) образ объекта; в) сосредоточенность деятельности на объекте; г) способ изучения объекта.
46. Безусловный рефлекс – это: а) приобретенный механизм поведения; б) врожденный механизм поведения; в) механизм привыкания; г) фенотипическая память.
47. Физиологическая основа запоминания: а) условный рефлекс; б) безусловный рефлекс; в) импринтинг; г) инстинкт.
48. Основой филогенетической памяти является: а) гомеостаз; б) центральная нервная система; в) вегетативная нервная система; г) генофонд.
49. Модально-спецефические мнестические процессы – это: а) угашение ориентировочной реакции; б) отбор и вытеснение информации; в) приоритет функции одного из анализаторов; г) выделение из многих одного раздражителя.
50. Мотивация – это: а) девиация в поведении; б) эмоция, окрашивающая поведенческие реакции; в) актуализация потребности, выражающаяся в целенаправленности поведения; г) внимание, сосредоточенное на объекте.
51. Фундаментальные человеческие эмоции являются: а) филогенетически закрепленными в коре головного мозга; б) наследственно закрепленными в лимбической системе; в) онтогенетически закрепленными в симпатической системе; г) условно-рефлекторно закрепленными в любой возрастной период
52. Адаптационный синдром – это: а) специфическая ответная реакция организма на воздействие извне; б) болезненное состояние организма; в) патологическое специфическое состояние организма; г) неспецифическая приспособительная защитная реакция организма.
53. Интегративная деятельность мозга – это: а) интеграция центральных, вегетативных и нейроэндокринных регуляций; б) интеграция вегетативных, когнитивных и гормональных регуляций; в) интеграция симпатических, центральных и эмоциональных регуляций; г) интеграция парасимпатических, центральных и мнестических регуляций.
Требования и список вопросов к экзамену По завершении изучения курса «Анатомия и физиология» студентам предстоит сдать экзамен – итоговый контроль знаний и умений по курсу.
Критерии оценивания ответов студентов на экзамене Основой для оценки знаний студента на экзаменах служит уровень усвоения им материала, предусмотренного программой по предмету. На экзаменах обеспечиваются единообразие требований и объективность оценки.
Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющему предусмотренные программой задания, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, но допустившему погрешности при ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Вопросы к экзамену 1. Предмет, методы и содержание курса «Анатомия и физиология». 2. Основы строения тела человека. Организм как единая биологическая система. 3. Общие физиологические закономерности жизненных процессов: саморегуляция, гомеостаз, биологическая надежность, гетерохронность развития. 4. Периодизация онтогенеза. Возрастные изменения, происходящие в организме. 5. Общий план строения и развития нервной системы. Принципы классификации нервной системы. Значение нервной системы. 6. Нервная клетка, ее строение и функциональное назначение. Роль синапсов в проведении нервного импульса. 7. Структурно-функциональная организация ствола мозга. Возрастные особенности. 8. Структурно-функциональная организация конечного мозга. 9. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Сигнальные системы действительности. 10. Строение и функции спинного мозга. Созревание спинного мозга. 11. Вегетативная нервная система, ее роль в регуляции функций организма. 12. Понятие об эндокринных железах. Гормоны, механизм действия гормонов. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций у детей и подростков. 13. Роль эндокринных желез в процессе роста и развития организма. Особенности функционирования желез в период полового созревания. 14. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Процессы управления в живых системах. 15. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. 16. Развитие и рост костей. Возрастные изменения костей. Соединения костей. 17. Строение скелета. Возрастные особенности. 18. Особенности строения скелетных мышц. Возрастные особенности мышц детей и подростков. 19. Развитие моторной системы на разных возрастных этапах развития ребенка. Влияние физических упражнений на организм человека.
20. Осанка, ее формирование. Виды нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки. Виды плоскостопия. Причины и профилактика плоскостопия. 21. Физическое развитие. Показатели физического развития. Определение гармоничности физического развития. 22. Внутренняя среда организма. Кровь: состав и функции. Понятие гомеостаза. 23. Клеточный и гуморальный иммунитеты, их механизмы. Функции Т- и В-лимфоцитов. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. 24. Структурно-функциональная организация кроветворной и иммунной системы на разных возрастных этапах развития ребенка. 25. Сердце, его строение, функциональные особенности. Возрастные особенности работы сердца. Факторы, неблагоприятно действующие на работу сердечно-сосудистой системы. 26. Структурно-функциональные особенности сосудов у детей и подростков. Круги кровообращения, изменение состава крови в большом и малом кругах кровообращения. Кровяное давление. 27. Строение и функции дыхательной системы. Возрастные особенности. 28. Общие принципы строения пищеварительной системы, ее функциональное назначение. Пищеварение в ротовой полости, строение зубного аппарата, предупреждение кариеса. 29. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения в разные возрастные этапы развития ребенка. 30. Анатомия, физиология и гигиена органов мочевыделительной системы, их возрастные особенности. 31. Особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции. Возрастные особенности. 32. Репродуктивная система органов, ее развитие в процессе онтогенеза. 33. Кожа, особенности ее структуры и функции в разные возрастные периоды. 34. Сенсорные системы организма, их роль в познании окружающего мира. Общие принципы строения анализаторов. 35. Структурно-функциональная организация зрительного анализатора. Бинокулярное и цветовое зрение. Профилактика нарушений зрения. 36. Слуховая сенсорная система, ее строение и функции. Возрастные особенности. 37. Орган вкуса. Строение и функции. Возрастные особенности. 38. Орган обоняния. Строение и функции. Возрастные особенности. 39. Орган равновесия (вестибулярный аппарат внутреннего уха). 40. Исторический аспект проблемы соотношения мозга и психики. 41. Основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ). 42. Современные методы изучения мозга и их значение в естественно-научном объяснении природы психической деятельности. 43. Интегративная деятельность мозга: рефлекторная теория И.П. Павлова, теория доминанты А.А. Ухтомского, теория функциональной системы П.К. Анохина. 44. Локализация мозговых функций и психика. «Блоки» головного мозга. 45. Функциональное состояние. Уровни регуляции бодрствования. Методы диагностики функциональных состояний. 46. Сон. Виды и стадии сна. Теории сна. 47. Возникновение и развитие стресса. Индивидуальные особенности стрессовых реакций и меры борьбы со стрессом. 48. Морфофункциональная основа эмоций. Эмоциональный фон и состояние. Методы изучения эмоций. 49. Внимание. Виды внимания. Структурно-функциональная организация внимания. 50. Память. Виды памяти. Формирование энграмм. Теории памяти. 51. Понятие о высшей и низшей нервной деятельности. Основные принципы высшей нервной деятельности. 52. Рефлексы. Классификация рефлексов. Физиологические основы образования условных рефлексов. 53. Торможение условных рефлексов, его особенности у детей. Выработка условного рефлекса – физиологическая основа воспитания. 54. Основные принципы координации нервных процессов (возбуждения и торможения). 55. Типы высшей нервной деятельности по классификации И.П. Павлова. Воспитание типа ВНД. Индивидуально-типологические особенности ребенка. 56. Развитие речи у детей. Типологические особенности человека в связи с развитием сигнальных систем. 57. Функциональная асимметрия. Диагностика и значение право-леворукости. 58. Психофизиологические механизмы организации произвольных движений. 59. Психофизиологические подходы к проблеме индивидуально- психофизиологических различий. 60. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Приложения Приложение 1 1. Общий план строения спинного мозга Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный цилиндрический, уплощенный спереди назад, тяж с узкой полостью – центральным каналом. От спинного мозга через межпозвоночные отверстия выходят спинномозговые нервы, которые образованы передним (двигательным) и задним (чувствительным) корешками. На всем протяжении спинного мозга с каждой его стороны отходит 31 пара корешков спинномозговых нервов. Отрезок спинного мозга, соответствующий двум парам корешков (два передних и задних), называют сегментом спинного мозга. Спинной мозг человека состоит из 31 сегмента. В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.014 с.) |