Для проведения итогового контроля знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для проведения итогового контроля знаний



 

1. Отметьте правила формирования условных рефлексов:

а) условный раздражитель должен предшествовать началу действия безусловного раздражителя;

б) нормальное функциональное состояние больших полушарий;

в) условный раздражитель должен вызывать сильные безусловные реакции;

г) обязательное наличие посторонних раздражителей.

 

2. За формирование памяти ответственны:

а) почти все структуры мозга, при особой специализации некоторых из них;

б) один центр;

в) несколько центров;

г) многие отделы и участки ЦНС.

 

3. Ребенок использует сенсорные схемы мышления в:

а) 2–7 лет;

б) 8–12 лет;

в) 15–17 лет;

г) 13–14 лет.

 

4. К концу 3 года жизни словарный запас составляет:

а) 500–700 слов;

б) 200 слов;

в) 20–30 слов;

г) 100 слов.

 

5. Формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности завершается к:

а) 17 годам;

б) 15 годам;

в) 20 годам;

г) 12–14 годам.

 

6. К основным формам неврозов относят:

а) аффективное состояние;

б) истерию;

в) неврастению;

г) невроз навязчивых состояний;

 

7. К сигналам второй сигнальной системы относят:

а) смысловое значение слов;

б) запахи;

в) звуковые раздражители;

г) световые раздражители.

 

8. Сильными уравновешенными малоподвижными нервными процессами характеризуется ___тип темперамента:

а) флегматический;

б) сангвинический;

в) холерический;

г) меланхолический.

 

9. В структуру памяти не входит процесс:

а) забывания;

б) воспроизведения;

в) хранения;

г) запоминания.

 

10. К возможным последствиям насильственного переучивания «левши» относят:

а) возникновение неврозов;

б) исчезновение комплексов;

в) улучшение настроения;

г) повышение познавательной активности.

 

11. Преобразование сигналов, поступающих из окружающей среды в нервные импульсы, происходит в:

а) эффекторах;

б) рецепторах;

в) спинном мозге;

г) головном мозге.

 

12. Ограничение двигательной активности ребенка приводит к:

а) ускорению развития нервной системы;

б) ускорению развития дыхательной системы;

в) торможению развития нервной системы;

г) торможению развития выделительной системы.

 

13. Игровая деятельность, способствующая развитию ВНД и тренировке памяти, развивается в:

а) 3–5 лет;

б) 2 года;

в) 6–7 лет;

г) 1 год.

 

14. Основой забывания ранее приобретенных знаний является ___ торможение условных рефлексов:

а) угасательное;

б) запаздывательное;

в) дифференцировочное;

г) запредельное.

15. К двигательному компоненту эмоций относят:

а) изменение частоты сердечных сокращений;

б) изменение потоотделения;

в) мимику;

г) изменение частоты дыхательных движений.

 

16. Тип темперамента, характеризующийся сильными уравновешенными подвижными нервными процессами, называют:

а) сангвиническим;

б) флегматическим;

в) холерическим;

г) меланхолическим.

 

17. У младших школьников преобладает ___ память:

а) словесно-логическая, непроизвольная;

б) наглядно-образная, непроизвольная;

в) словесно-логическая,произвольная;

г) наглядно-образная, произвольная.

 

18. У новорожденного ребенка первыми проявляются врожденные рефлексы:

а) хватательный;

б) дыхательный;

в) сосательный;

г) мигательный.

 

19. Торможение условных рефлексов, которое лежит в основе различения похожих сигналов, называется:

а) угасательное;

б) дифференцировочное;

в) запаздывательное;

г) условный тормоз.

 

20. Созревание различных корковых зон идет асинхронно. Первыми дифференцируются поля:

а) двигательной зоны коры;

б) соматосенсорной зоны коры;

в) ассоциативной зоны коры;

г) зрительной зоны коры.

 

21. Окончательное функциональное созревание гипоталамических ядер происходит к:

а) 15–16 годам;

б) 2–3 годам;

в) 12–13 годам;

г) 10 годам.

 

22. Окончательное формирование способности удерживать головку завершается к:

а) 2-м месяцам жизни;

б) 3-му месяцу жизни;

в) 5–6-ти месяцам жизни;

г) 8-ми месяцам жизни.

 

23. С функцией речи в коре больших полушарий большого мозга связаны поля:

а) 44, 45 и 22;

б) 1, 2 и 3;

в) 4, 6;

г) 17, 18, 19.

24. Проявление вегетативного компонента эмоций может быть связано с:

а) изменением частоты сердечных сокращений;

б) вокализацией;

в) мимикой;

г) жестами.

 

25. Тип темперамента, характеризующийся сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами, называется:

а) флегматический;

б) сангвинический;

в) меланхолический;

г) холерический.

 

26. При механических травмах мозга и в старости нарушается______ память:

а) долговременная;

б) кратковременная и долговременная;

в) кратковременная память;

г) мгновенная.

 

27. Наиболее верным можно считать следующее определение рефлекса – это ответная реакция организма:

а) на действие раздражителей, осуществляемая при участии и под контролем нервной системы;

б) на действие раздражителей внутренней среды;

в) на действие раздражителей внешней среды;

г) на действие раздражителей, осуществляемая без участия нервной системы.

 

28. К функциям, выполняемым преимущественно левым полушарием, относят:

а) восприятие речевых интонаций;

б) образное мышление;

в) восприятие музыкальных мелодий;

г) математические операции.

 

29. Звено рефлекторной дуги, передающее возбуждение от рецептора к центральной нервной системе, называется:

а) нервный центр;

б) эфферентный путь;

в) афферентный путь;

г) рабочий орган.

 

30. Деятельность нервной системы осуществляется благодаря:

а) возбуждению;

б) возбуждению и торможению;

в) торможению;

г) покою, возбуждению и торможению.

 

31. Условно-рефлекторные временные связи у млекопитающих и человека преимущественно замыкаются:

а) в коре больших полушарий;

б) в подкорковых образованиях;

в) в продолговатом мозге;

г) в среднем мозге.

 

32. Условный рефлекс у ребенка, если его не подкреплять:

а) усиливается;

б) наследуется и превращается в безусловный рефлекс;

в) не изменяется;

г) угасает (развивается внутреннее торможение).

 

33. Укажите причину развития внутреннего торможения условных рефлексов:

а) сильный посторонний раздражитель;

б) сильная боль;

в) многократное неподкрепление условного раздражителя с безусловным;

г) они вырабатываются раз и навсегда.

 

34. Психофизиология изучает:

а) психику;

б) физиологию человека;

в) нейронные механизмы психики;

г) все ответы неверны.

 

35. Психофизиологическим механизмом памяти является:

а) нейронный ансамбль;

б) энграмма;

в) биохимические реакции;

г) условный рефлекс.

 

36. Понятие «обратная афферентация» означает:

а) забывание;

б) возвращение аффекта;

в) контроль ситуации;

г) предвидение.

 

37. Человек видит сновидение во время фазы:

а) поверхностного сна;

б) медленного сна;

в) быстрого сна;

г) дельта-сна.

 

38. С точки зрения психофизиологии внимание представляет собой:

а) процесс;

б) состояние;

в) индивидуально-типологическая особенность личности;

г) явление.

 

39. Объем памяти нормального человека составляет ____ бит:

а) десять в десятой степени;

б) девять в девятой степени;

в) восемь в восьмой степени;

г) шесть в шестой степени.

 

40. Индивидуальный стиль деятельности формируется за счет следующих психофизиологических механизмов:

а) приспособления;

б) нарушения поведения;

в) оптимизации поведения в соответствии с возможностями и способностями;

г) компенсации поведенческих реакций.

 

41. Разработка теории функциональных систем принадлежит:

а) Анохину П.К.;

б) Ананьеву Б.Г.;

в) Шадрикову В.Д;

г) Ломову Б.Ф.

 

42. Выберите психофизиологическую теорию сознания:

а) теория светлого пятна;

б) теория черного пятна;

в) теория слепого пятна;

г) все ответы неверны.

 

43. Психофизиология – наука о:

а) физиологических основах деятельности центральной нервной системы;

б) физиологических основах психической деятельности и поведения человека;

в) физиологических основах деятельности вегетативной нервной системы и поведения;

г) физиологических основах деятельности мозга и поведения.

 

44. Физиологической основой поведения является:

а) функциональная система;

б) кодирование информации в нервной системе;

в) условный рефлекс;

г) спинальные функции.

 

45. Внимание – это:

а) психологический метод оценки объекта;

б) образ объекта;

в) сосредоточенность деятельности на объекте;

г) способ изучения объекта.

 

46. Безусловный рефлекс – это:

а) приобретенный механизм поведения;

б) врожденный механизм поведения;

в) механизм привыкания;

г) фенотипическая память.

 

47. Физиологическая основа запоминания:

а) условный рефлекс;

б) безусловный рефлекс;

в) импринтинг;

г) инстинкт.

 

48. Основой филогенетической памяти является:

а) гомеостаз;

б) центральная нервная система;

в) вегетативная нервная система;

г) генофонд.

 

49. Модально-спецефические мнестические процессы – это:

а) угашение ориентировочной реакции;

б) отбор и вытеснение информации;

в) приоритет функции одного из анализаторов;

г) выделение из многих одного раздражителя.

 

50. Мотивация – это:

а) девиация в поведении;

б) эмоция, окрашивающая поведенческие реакции;

в) актуализация потребности, выражающаяся в целенаправленности поведения;

г) внимание, сосредоточенное на объекте.

 

51. Фундаментальные человеческие эмоции являются:

а) филогенетически закрепленными в коре головного мозга;

б) наследственно закрепленными в лимбической системе;

в) онтогенетически закрепленными в симпатической системе;

г) условно-рефлекторно закрепленными в любой возрастной период

 

52. Адаптационный синдром – это:

а) специфическая ответная реакция организма на воздействие извне;

б) болезненное состояние организма;

в) патологическое специфическое состояние организма;

г) неспецифическая приспособительная защитная реакция организма.

 

53. Интегративная деятельность мозга – это:

а) интеграция центральных, вегетативных и нейроэндокринных регуляций;

б) интеграция вегетативных, когнитивных и гормональных регуляций;

в) интеграция симпатических, центральных и эмоциональных регуляций;

г) интеграция парасимпатических, центральных и мнестических регуляций.

 

 

Требования и список вопросов к экзамену

По завершении изучения курса «Анатомия и физиология» студентам предстоит сдать экзамен – итоговый контроль знаний и умений по курсу.

 

Критерии оценивания ответов студентов на экзамене

Основой для оценки знаний студента на экзаменах служит уровень усвоения им материала, предусмотренного программой по предмету. На экзаменах обеспечиваются единообразие требований и объективность оценки.

Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющему предусмотренные программой задания, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, но допустившему погрешности при ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, методы и содержание курса «Анатомия и физиология».

2. Основы строения тела человека. Организм как единая биологическая система.

3. Общие физиологические закономерности жизненных процессов: саморегуляция, гомеостаз, биологическая надежность, гетерохронность развития.

4. Периодизация онтогенеза. Возрастные изменения, происходящие в организме.

5. Общий план строения и развития нервной системы. Принципы классификации нервной системы. Значение нервной системы.

6. Нервная клетка, ее строение и функциональное назначение. Роль синапсов в проведении нервного импульса.

7. Структурно-функциональная организация ствола мозга. Возрастные особенности.

8. Структурно-функциональная организация конечного мозга.

9. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Сигнальные системы действительности.

10. Строение и функции спинного мозга. Созревание спинного мозга.

11. Вегетативная нервная система, ее роль в регуляции функций организма.

12. Понятие об эндокринных железах. Гормоны, механизм действия гормонов. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций у детей и подростков.

13. Роль эндокринных желез в процессе роста и развития организма. Особенности функционирования желез в период полового созревания.

14. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Процессы управления в живых системах.

15. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.

16. Развитие и рост костей. Возрастные изменения костей. Соединения костей.

17. Строение скелета. Возрастные особенности.

18. Особенности строения скелетных мышц. Возрастные особенности мышц детей и подростков.

19. Развитие моторной системы на разных возрастных этапах развития ребенка. Влияние физических упражнений на организм человека.

20. Осанка, ее формирование. Виды нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки. Виды плоскостопия. Причины и профилактика плоскостопия.

21. Физическое развитие. Показатели физического развития. Определение гармоничности физического развития.

22. Внутренняя среда организма. Кровь: состав и функции. Понятие гомеостаза.

23. Клеточный и гуморальный иммунитеты, их механизмы. Функции Т- и В-лимфоцитов. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма.

24. Структурно-функциональная организация кроветворной и иммунной системы на разных возрастных этапах развития ребенка.

25. Сердце, его строение, функциональные особенности. Возрастные особенности работы сердца. Факторы, неблагоприятно действующие на работу сердечно-сосудистой системы.

26. Структурно-функциональные особенности сосудов у детей и подростков. Круги кровообращения, изменение состава крови в большом и малом кругах кровообращения. Кровяное давление.

27. Строение и функции дыхательной системы. Возрастные особенности.

28. Общие принципы строения пищеварительной системы, ее функциональное назначение. Пищеварение в ротовой полости, строение зубного аппарата, предупреждение кариеса.

29. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения в разные возрастные этапы развития ребенка.

30. Анатомия, физиология и гигиена органов мочевыделительной системы, их возрастные особенности.

31. Особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции. Возрастные особенности.

32. Репродуктивная система органов, ее развитие в процессе онтогенеза.

33. Кожа, особенности ее структуры и функции в разные возрастные периоды.

34. Сенсорные системы организма, их роль в познании окружающего мира. Общие принципы строения анализаторов.

35. Структурно-функциональная организация зрительного анализатора. Бинокулярное и цветовое зрение. Профилактика нарушений зрения.

36. Слуховая сенсорная система, ее строение и функции. Возрастные особенности.

37. Орган вкуса. Строение и функции. Возрастные особенности.

38. Орган обоняния. Строение и функции. Возрастные особенности.

39. Орган равновесия (вестибулярный аппарат внутреннего уха).

40. Исторический аспект проблемы соотношения мозга и психики.

41. Основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

42. Современные методы изучения мозга и их значение в естественно-научном объяснении природы психической деятельности.

43. Интегративная деятельность мозга: рефлекторная теория И.П. Павлова, теория доминанты А.А. Ухтомского, теория функциональной системы П.К. Анохина.

44. Локализация мозговых функций и психика. «Блоки» головного мозга.

45. Функциональное состояние. Уровни регуляции бодрствования. Методы диагностики функциональных состояний.

46. Сон. Виды и стадии сна. Теории сна.

47. Возникновение и развитие стресса. Индивидуальные особенности стрессовых реакций и меры борьбы со стрессом.

48. Морфофункциональная основа эмоций. Эмоциональный фон и состояние. Методы изучения эмоций.

49. Внимание. Виды внимания. Структурно-функциональная организация внимания.

50. Память. Виды памяти. Формирование энграмм. Теории памяти.

51. Понятие о высшей и низшей нервной деятельности. Основные принципы высшей нервной деятельности.

52. Рефлексы. Классификация рефлексов. Физиологические основы образования условных рефлексов.

53. Торможение условных рефлексов, его особенности у детей. Выработка условного рефлекса – физиологическая основа воспитания.

54. Основные принципы координации нервных процессов (возбуждения и торможения).

55. Типы высшей нервной деятельности по классификации И.П. Павлова. Воспитание типа ВНД. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

56. Развитие речи у детей. Типологические особенности человека в связи с развитием сигнальных систем.

57. Функциональная асимметрия. Диагностика и значение право-леворукости.

58. Психофизиологические механизмы организации произвольных движений.

59. Психофизиологические подходы к проблеме индивидуально- психофизиологических различий.

60. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.

Приложения

Приложение 1

1. Общий план строения спинного мозга

Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный цилиндрический, уплощенный спереди назад, тяж с узкой полостью – центральным каналом.

От спинного мозга через межпозвоночные отверстия выходят спинномозговые нервы, которые образованы передним (двигательным) и задним (чувствительным) корешками. На всем протяжении спинного мозга с каждой его стороны отходит 31 пара корешков спинномозговых нервов. Отрезок спинного мозга, соответствующий двум парам корешков (два передних и задних), называют сегментом спинного мозга.

Спинной мозг человека состоит из 31 сегмента. В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.236 с.)