Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Осанка формируется в основном в 6–7 лет. Внимание! Формирование нормальной кривизны позвоночника – важнейший этап в развитии не только костного скелета, но и всех внутренних органов, так как от формы и изгибов позвоночника зависит взаимное расположение органов в грудной клетке и брюшной полости. Действие различных негативных факторов может привести к формированию неправильной осанки: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная.
Рис. 5.1. Виды осанки
Искривление позвоночника у девочек, возникающее в период роста костей, часто изменяет форму таза, суживая его в продольном и поперечном направлениях. Кроме того, позвоночник – вместилище спинного мозга, из которого проводящие нервные пути отходят ко всем полостным органам и тканям, а также к каждой скелетной мышце. Нарушения в развитии позвоночника могут иметь самые тяжелые последствия для здоровья. Именно поэтому так важна профилактика, которую следует начинать уже на первом году жизни ребенка, выполняя с ним осторожные и умеренные физические упражнения и массируя его при соблюдении гигиенических норм и правил обращения с ребенком. Наиболее часто развивается сколиоз – боковые искривления позвоночника в шейном и грудном отделах, сформировавшиеся в результате врожденных или приобретенных нарушений соотношения суставных поверхностей позвонков. Нередко они возникают в результате неправильного ухода за ребенком. Так, очень важно следить, чтобы ребенок спал на достаточно твердой поверхности с невысокой подушкой, в удобной и естественной позе, а также периодически ее менял – это одно из средств профилактики сколиозов шейного отдела. 95% сколиозов считаются приобретенными по следующим причинам: перенесенного в раннем возрасте рахита, разной длины ног, неправильной привычной позы за столом во время занятий. Все эти причины приводят к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению – на другой и фиксации их в этом положении.
Чем раньше формируется сколиоз, тем больше времени для его прогрессирования, тем хуже исход. В период полового созревания (при отсутствии лечения) развитие сколиоза ускоряется в 4–5 раз. Сколиоз представляет собой сложное и тяжелое заболевание, связанное не только с искривлением позвоночника и торсией позвонков, но и сопровождающееся значительными морфофункциональными (в том числе и образованием реберного горба) изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов. Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, вызванная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием; угол наклона таза уменьшен; грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозам. При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены кпереди, угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток отстают (крыловидные), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночника начинается от пятого позвонка и включает шейные позвонки. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины. Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвислым животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный. При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвоночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей обычно сопровождается снижением функций кардиореспираторной и пищеварительной систем, ретардацией физического развития, а плоская спина – также и нарушением рессорной функции позвоночника.
Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток на разных уровнях. Асимметрия лопаток является начальной стадией развития сколиоза. Сколиозы грудного отдела, а также кифоз (передне-заднее искривление грудного отдела) и лордоз (чрезмерный изгиб в поясничной области вперед) в раннем возрасте развиваются редко. Плоскостопие. Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы (часто обоих), называется плоскостопием. Для выявления плоскостопия используется метод плантографии – получения оттиска следа подошвы на бумаге с помощью красящего вещества. У нормальной стопы с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 1/3 поперечника стопы. Если опорная поверхность занимает 50–60 % поперечника стопы – стопа уплощенная. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки. Стопа амортизирует все нагрузки, сотрясения и удары при ходьбе, беге и прыжках. Это обеспечивается за счет ее сводчатого строения (рис. 5.2.). Различают продольный и поперечные своды.
Рис. 5.2. Свод стопы: а – продольно-боковой; б – поперечный; в – продольно-срединный
Продольный свод легко определить, это может сделать каждый, проведя рукой по внутреннему краю стопы. Он в какой-то мере сохраняется даже при тяжелых формах плоскостопия, часто это вводит людей в заблуждение: «Ведь у меня такой высокий подъем!» Вершиной, как бы «замковым камнем» этого свода, является так называемая ладьевидная кость. Поперечные своды стопы выражены в меньшей степени и, соответственно, менее заметны взгляду непрофессионала. Если взять ладонью подошву стопы и сжать, то она согнется, образовав поперечную (выпуклостью кверху) дугу от первой плюсневой кости к пятой. Своды стопы образованы пяткой, костями предплюсны и плюсны. Есть система мышц, их поддерживающих. Соединены они между собой относительно малоподвижными суставами, укрепленными мощными связками, которые пассивно держат их в заданном положении, подобно цементу, который удерживает камни свода. В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головку первой плюсневой кости и на пятую плюсневую кость – крайнюю снаружи, то есть стопа опирается на три точки. Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже – врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы и кости гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, ношение чрезмерных для возраста тяжестей, ношение валяной обуви и обуви на твердой, лишенной эластичности подошве, а также обуви без каблука). Часто причиной развития у детей статического плоскостопия является рахит. Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие наблюдается в связи с заболеваниями нервной системы, чаще всего это последствие детского паралича. Профилактика плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоянии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался.
Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны специальные физические упражнения, укрепляющие мышцы стопы (ходьбу на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп, подскоки, упражнения с использованием специальных устройств). Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы (не жать, но и не быть слишком просторной), иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук (1,5–2,0) см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках (4–5 см), чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника. Рекомендации детям, имеющим нарушение осанки. Первое место среди отклонений в состоянии здоровья детей занимают нарушения осанки и дефекты опорно-двигательного аппарата. Причины нарушений осанки: - недостатки физического воспитания (недостаточное физическое развитие, несимметричные физические нагрузки, когда одни группы мышц развиты сильнее, а другие меньше), - отсутствие у детей понятия о правильной осанке, да и не только у детей, но и у педагогов и родителей, т.е. не формируется с детства навык правильной осанки, - наследственность (дети в какой-то мере наследуют тип телосложения родителей, хотя осанка и формируется под влиянием условий жизни и физического воспитания), - неудобная и неправильно подобранная мебель, - длительное сидение за компьютером, - нарушения зрения, - частые ОРВИ. Что можно рекомендовать детям с нарушениями осанки: 1. Укрепление мышц, участвующих в формировании осанки – мышц спины, брюшного пресса, туловища. 2. Занятия теми видами спорта, в которых имеется симметричная нагрузка: бальные танцы, хореография, плавание, лыжи, волейбол, верховая езда. 3. Воздержание от тех видов спорта, где нагрузка асимметричная: бадминтон, бокс, акробатика в паре, баскетбол, теннис, стрельба из лука, академическая гребля. 4. Правильная организация рабочего места дома и в школе: - высота стола – расстояние от глаз до поверхности стола примерно 30–35 см; - расстояние между столом и грудью 3–4 см; - предплечья свободно лежат на столе, плечи симметричны; - высота стула – угол между бедром и голенью 90 градусов; - опора для спины – высокая спинка с валиком под поясничной областью; - опора или подставка под стопы; - равномерная опора на обе половины таза (не подкладывать ноги под себя); - хорошее освещение; - недолгое времяпрепровождение за компьютером.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.019 с.) |