Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиция художественного произведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Композиция– это построение частей литературного произведения, стадии развития сюжета. Каждое художественное произведение литературы имеет свои композиционные части, из которых оно и состоит. Очень редко встречаются тексты с полным перечнем частей, расположенных в определенной последовательности. Нарушение прямого порядка следования частей, а также неполное их присутствие является своеобразием литературного текста. Надо иметь в виду, что классическая полная композиция состоит из 7 частей, а их расположение является строго последовательным: · пролог; · экспозиция; · завязка; · развитие действия; · кульминация; · развязка; · эпилог.
Надо помнить, что художественный конфликт, будучи основой и движущей силой действия, определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта — завязка, наивысшее обострение — кульминация, разрешение конфликта — развязка.
Пролог Пролог – это вступление к литературному произведению, которое предваряет общий смысл и содержание текста, предвосхищает сюжет или его основные мотивы, кратко излагает события, предшествующие основному действию (сюжету). В русском классическом романе крайне редко встречается пролог, так как писатели предпочитали начинать свои произведения без предварительной подготовки, будто бы с середины действия. Об этом свидетельствует, например, довольно известная история, связанная с Л.Н.Толстым. Толстой писал, что толчком к его роману «Анна Каренина» послужило чтение отрывка А.С.Пушкина «Гости съезжались на дачу...», где сюжет начинается сразу. По свидетельству знакомого, однажды Лев Николаевич воскликнул: «Вот прелесть-то! Вот как надо писать. Пушкин приступает прямо к делу. Другой бы начал описывать гостей, комнаты, а он вводит в действие сразу». Примером использования пролога в художественном тексте может служить, например, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», роман Андрея Платонова «Счастливая Москва».
Экспозиция Экспозиция – это введение в действие, изображение условий и обстоятельств, в которых будут разворачиваться основные сюжетные коллизии. Это первое знакомство с героями, временем и местом действия. Именно экспозиция дает понять читателю, кто будет главным героем произведения, в какое время и в каком месте будут происходить события. Другими словами, экспозиция, являясь компонентом сюжета, изображает жизнь персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развертыванию конфликта. Например, рассказ А.П.Чехова «Ионыч», минуя пролог, начинается непосредственно с экспозиции: «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую. Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. …И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными».
Завязка Завязка – это событие, знаменующее начало развития действия, то событие, с которого начинается конфликт, начало движение в сюжетез. Именно завязка дает понять, в чем заключается суть основного конфликта и о чем пойдет речь в произведении. Так, завязкой в романе И.С.Тургенева стали главы, в которых автор описывает знакомство Базарова с семьей Кирсановых, а именно, его разговоры с Павлом Петровичем. В этих разговорах, переходящих в идейные разногласия, просматривается гражданская позиция каждого из героев, что и является главным конфликтом романа и, соответственно, его завязкой. Другим примером завязки художественного произведения может стать сцена из драмы А.Н.Островского «Гроза», в которой Катерина впервые признается Варваре в том, что она влюблена в Бориса Григорьевича. Именно с этого момента в драме обозначается начало основного конфликта, служащего композиционным толчком к дальнейшему развитию сюжета.
Развитие действия Развитие действия – это система событий, находящихся между завязкой и кульминацией. Эти события представляют собой эпизоды, повествующие о перипетиях героев и обострении конфликта. Развитие действия подводит сюжет к возникновению решающего поворотного события, подготавливает наступление кульминации. Эта часть композиции может быть достаточно обширна по объему, но может быть сведена до минимума. Все зависит от того, как скоро появляется в композиционной структуре художественного произведения кульминация. Например, в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» развитие действия – это начало отношений Старцева с семьей Туркиных до момента свидания героя с Катериной Ивановной.
Кульминация Кульминация – это момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта. Это событие в сюжете, которое становится поворотным моментом в судьбе многих героев, главных и второстепенных. Именно кульминация определяет дальнейшее развитие сюжета и выбор, который делают герои. От кульминации зависит, каким образом будет складываться дальнейшая линия сюжета. Герои обладают полной свободой выбора, а момент решения становится истинной художественной кульминацией произведения. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» кульминацией становится сцена убийства старухи Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. До этого момента у Раскольникова оставался выбор, он имел право и свободу решить свою судьбу по-другому, оставаясь человеком и не покушаясь на жизнь других людей. После убийства для Раскольникова наступает момент, называемый точкой невозврата – точкой, после которой действие становится необратимым, рубеж, после которого нельзя повернуть назад и ничего нельзя изменить. Обычно такой рубеж разделяет жизнь на «до» и «после». И, как в реальной человеческой жизни, кульминация в литературном произведении бывает не одна. Чаще всего в тексте мы встречаем несколько ярко выраженных кульминаций. Так, например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» кульминациями можно назвать сцену, где Татьяна впервые встречает Онегина. Также сюда относятся эпизоды, где она пишет ему письмо, где Онегин объясняется с Татьяной и стреляется с Ленским, где сам Онегин пишет замужней Татьяне письмо, где она отказывается от его любви. Другое решение героев в каждом из этих эпизодов могло в корне изменить их судьбу, а также сюжет произведения. Развязка Развязка – это разрешение изображаемого конфликта или возможные пути его решения. Это заключительный момент в развитии сюжета, когда оканчивается действия и завершается конфликт между персонажами. Развязка объясняет читателям, чем все закончилось, каким образом определилась судьба героев, каков финал всей истории. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» развязкой стала сцена, в которой Раскольников приходит в полицейский участок и признается в содеянном преступлении. В драме А.Н.Островского «Гроза» – сцена бунта Тихона против Кабанихи после гибели Катерины. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» – сцена гибели Базарова.
Эпилог Эпилог – это послесловие, заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего возможного развития событий и судеб героев. Это финал, отделенный от основного действия обязательным временным промежутком. И, если русские классики не очень жаловали пролог (предисловие), то к эпилогу относились с большой симпатией, и часто в их произведениях можно встретить не просто логический композиционный эпилог, но часть текста, имеющего авторское название «Эпилог». Это можно увидеть в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Кроме того, отчетливые эпилоги и им посвященные главы есть в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Вопросы и задания 1. Перечислить в прямой последовательности все части композиции. 2. Дать понятие пролога, экспозиции, завязки. 3. Дать понятие кульминации, развязки, эпилога. 4. Привести примеры кульминации в произведениях художественной литературы по выбору.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.009 с.) |