Реализм как метод литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализм как метод литературы



Реализм (от лат. realis – вещественный) – творческий метод в русской и мировой литературе XIX и XX веков, который подразумевает объективное изображение окружающего мира. Для реализма характерно стремление к широкому охвату действительности, исторически правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах, выявление общественных законов бытия, изображение диалектических взаимосвязей между человеком и миром, объективность мотивировок поведения персонажей, социальный и психологический детерминизм, исторически объективная точка зрения на жизнь. Ярким примером реализма может служить роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Это автобиографический роман, написанный в стилистике социалистического реализма. В нем изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства. В образе главного героя, Павла Корчагина, автор показал прекрасные человеческие качества советской молодёжи, воспитанной в революционной борьбе: преданность делу партии, любовь к Родине, мужество и моральную чистоту.

Следует запомнить, что литература второй половины XIX века, написана методом критического реализма с романтическими тенденциями. Данный метод предполагает критическое отношение к действительности в сочетании с ее объективной оценкой и множественными элементами романтизма.

 

Вопросы и задания

1. В чем принципиальное отличие романтизма от реализма?

2. Перечислить основные признаки романтизма.

3. Назвать отличительные особенности реализма.

4. Выбрать художественное произведение романтической направленности и доказать его романтическую природу.

5. Сделать небольшое описание любимого времени года в двух вариантах: методом реализма и методом романтизма. Объяснить разницу между ними.

6. Прочить следующие отрывки. Определить художественный метод каждого из них. Доказать свое мнение.

Отрывок №1.

 

«Медленно натянул он наушники, настроился на морскую позывную волну. Молчание. Муся уже сидела за столом, и руки ее быстро разбирали ворох бумаг, сортировали, подкалывали. В аппаратном зале было тихо, только газовая печь гудела за перегородкой. Он посмотрел на часы, – было один час пятьдесят минут ночи. Неожиданно подумал: если до двух часов заговорит морская позывная волна, надо объясниться с Мусей сегодня же. Стало вдруг тревожно и весело. Вспомнилось, как в детстве с товарищами решали крупные споры, бросая вверх палку. Делали это серьезно, в полном молчании. Палка вертелась в воздухе и падала стойком или плашмя. Тык или ляп? …Пятьдесят четыре минуты. До двух часов осталось шесть минут, – вероятность небольшая. Лучше думать о другом. О чем бы это? Мусин муж плавает на танкере «Дербент». Этот «Дербент» недавно наделал много шума, – ему принадлежала идея стахановского рейса, и он первый ее осуществил. Но он соревнуется с другим танкером – «Агамали», тоже крепкий коллектив, и еще совсем неизвестно, кто возьмет первенство. Утром с «Дербента» была радиограмма: ведет на буксире какое-то судно с испорченной машиной… Муся видела радиограмму – и хоть бы слово! А вчера был шторм. Никогда не упоминает о муже. И один раз (это было в день стахановской победы «Дербента») не пошла его встречать на пристань. Танкеры стоят в порту не более трех часов. Так и отвыкли друг от друга. Это – бывает… Интересно, какой он? Судовой механик, его фамилия, кажется, Власов… нет, Басов… Вероятно, немолодой и молчаливый, как все судовые механики». (Ю.Крымов. Танкер «Дербент»)

 

Отрывок №2.

«Виноградник был у царя <…> на южном склоне Ватн-эль-Хава, к западу от капища Молоха; туда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Гранатовые деревья, оливы и дикие яблони, вперемежку с кедрами и кипарисами, окаймляли его с трех сторон по горе, с четвертой же был он огражден от дороги высокой каменной стеной.<…> Простой белый плащ надет на царе, скрепленный на правом плече и на левом боку двумя египетскими аграфами из зеленого золота, в форме свернувшихся крокодилов. Руки царя лежат неподвижно на коленях, а глаза, затененные глубокой мыслью, не мигая, устремлены на восток, в сторону Мертвого моря – туда, где из-за круглой вершины Аназе восходит в пламени зари солнце. Утренний ветер дует с востока и разносит аромат цветущего винограда –тонкий аромат резеды и вареного вина. Темные кипарисы важно раскачивают тонкими верхушками и льют свое смолистое дыхание. Торопливо переговариваются серебряно-зеленые листы олив. Но вот Соломон встает и прислушивается. Милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то невдалеке, за деревьями. Простой и нежный мотив льется, льется себе, как звонкий ручей в горах, повторяя все те же пять-шесть нот. И его незатейливая изящная прелесть вызывает тихую улыбку умиления в глазах царя. (А.Куприн. Суламифь)

Конфликт, сюжет, фабула

 

В основе любого художественного произведения лежит конфликт. Без него произведение существовать не может. Художественный конфликт это художественный образ жизненного противоречия, это противоположность как принцип взаимоотношений между образами литературного произведения. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт всегда определяет главные стадии развития сюжета. Однако это не значит, что в тексте обязательно должны присутствовать борьба или война. Конфликт – это противоречие, а еще точнее, – взаимодействие, лежащее в основе развития действия, столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Подобное взаимодействие может быть вполне мирным и гармоничным, но все-таки это будет художественный конфликт, то есть воздействие друг на друга различных обстоятельств, персонажей, событий, процессов, дающих возможность развернуть конкретную жизненную историю, составляющую предмет и содержание литературного произведения.

Вокруг художественного конфликта разворачивается сюжет произведения. Сюжет – это система основных событий, а также их последовательность и развитие, позволяющее раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений.

Если сюжет – это довольно подробное описание происходящих событий, то фабула является кратким пересказом основного действия или авторского замысла. Фабулу уместнее формулировать в одном или, в крайнем случае, нескольких предложениях.

 

Вопросы и задания

1. Дать объяснение тому, что такое конфликт в художественном произведении.

2. Чем отличается сюжет от фабулы?

3. Рассказать сюжет и фабулу рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

 

Литературный род

 

Литературныйродможно определить как ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности. Деление литературы на роды основано на различении функций слова: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Впервые понятие литературного рода ввел в обиход древнегреческий философ Аристотель в V веке до н.э. Он разделил всю литературу на три рода: эпос, лирика и драма. С тех пор традиционно существуют три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова:

· эпос (изобразительная функция);

· лирика (выразительная функция);

· драма (коммуникативная функция).

Эпос – род литературы, представляющий собой повествование о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. Эпос – это литература, написанная прозой, то есть представляющая собой нерифмованный текст в достаточно большом объеме. Основным признаком эпоса является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. «В эпосе... нужен рассказчик, который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы от слишком большого участия к действующим лицам и направлял бы внимание слушателей на чистый результат» (Ф. Шеллинг).

До XVIII века эпос был ведущим жанром литературы. Изначально источником эпического сюжета были народные предания, идеализированные и обобщенные образы, речь которых отражает относительно монолитное народное сознание, как, например, «Илиада» Гомера или «Энеида» Вергилия. В XVIII-XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, как, например, в романах Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

 

Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность лирики – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие четкой фабулы, небольшой размер текста. Лирика всегда существует в стихотворной форме. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики — внутренний монолог. «В лирике, как и во всяком музыкальном сочинении, преобладает только один тон, одно основное чувство» (Ф. Шеллинг). Лирический герой это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, четко очерченная фигура или жизненная роль, лицо, наделенное определенной индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, и даже чертами внешнего облика. Лирике принадлежит творчество множества великих поэтов: В.Шекспир, А.С.Пушкин, И.Гете, А.Блок, Ш.Бодлер, Ф.Тютчев, А. Фет, М.Цветаева, – невозможно перечислить всех авторов лирических произведений.

Драма – род литературы, отражающий жизнь в действиях, в поступках и переживаниях людей. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене. Основу драмы составляет действие. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии (или системе событий), в драме предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалогов. Таким образом, драма – литература, написанная для театра. Великим представителем русской драматургии стал А.Н.Островский, который всю свою жизнь посвятил театру и создал свой театр, получивший название «Дом Островского».

 

 

РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОСА, ЛИРИКИ, ДРАМЫ
Эпос Предмет изображения Содержание Организация художественной речи
Человек и внешний мир. Объемность и протяженность изображения. Событийная насыщенность. Реконструкция характеров, обстоятельств и социальной среды. Объективное содержание реальной действительности, проявленные в материальном и духовном аспектах. Создание типизированных характеров и обстоятельств. Текст имеет описательно-повествовательную структуру. Присутствует система предметно-изобразительных деталей.
Лирика Мысли и чувства автора. Изображение внутреннего мира личности. Смена впечатлений и настроений, вызванные взаимодействием с реальностью. Духовная жизнь человечества во взаимодействии с субъективным внутренним миром поэта. Широкое использование образных возможностей языка. Эмоциональность экспрессия. Ритм, рифма.
Драма Человеческая личность в действии, в конфликте с другими людьми. Внешний мир проявлен через характеры, действия и внутренний мир героев. Сценическое воплощение объективного изображения реального мира. Диалогическая структура речи с включением монологов. Отсутствие описательного элемента, который заменяют ремарки (указания) автора.

 

 

Вопросы и задания

1. Дать понятие литературного рода.

2. Охарактеризовать эпический род. Предмет изображения. Содержание.

3. Охарактеризовать лирический род. Предмет изображения. Содержание.

4. Охарактеризовать драматургический род. Предмет изображения. Содержание.

5. Указать особенности в организации художественной речи каждого литературного рода.

6. Определить литературный род каждого из следующих отрывков.

Отрывок №1.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Гаев. Да и сад продадут за долги, как это ни странно…

Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она.

Гаев. Где?

Варя. Господь с вами, мамочка.

Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину…

(А.П.Чехов. Вишневый сад)

Отрывок №2. Легкомыслие! – Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

Ты в глаза мои вбрызнул смех,

Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научил не хранить кольца, –

С кем бы жизнь меня ни венчала!

Начинать наугад с конца,

И кончать еще до начала.

Быть, как стебель, и быть, как сталь,

В жизни, где мы так мало можем...

– Шоколадом лечить печаль

И смеяться в лицо прохожим!

(М.Цветаева)

Отрывок №3.

« Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке».

(Л.Толстой. Анна Каренина)

Литературный вид

 

Литературный вид устойчивый тип художественно-текстовой структуры в пределах литературного рода. Вид литературы представляет собой группу произведений внутри литературного рода, объединенную общими формальными, содержательными и функциональными признаками.

 

Роды литературы Виды
Эпос Роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, эссе, мемуары
Лирика Поэма, баллада, эпиграмма, басня, лирическое стихотворение, элегия, ода, сонет
Драма Трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс

 

Виды эпоса

Роман большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или история многих человеческих жизней. Объем русского классического романа составляет 240-270 страниц. Классические романы второй половины XIX века: И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир».

Повесть произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченного минимумом сюжетных линий. Объем повести обычно составляет 150-170 страниц. Например, повести И.С.Тургенева «Ася», «Первая любовь», Ф.М.Достоевского «Бедные люди», «Белые ночи», А.П.Чехова «Крыжовник», «Дама с собачкой», А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Рассказ небольшое эпическое произведение, в основном, повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода или характера. Как правило, объем рассказа может быть от нескольких до 50 страниц. Например, рассказы А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», А.П.Чехова «Ионыч», «Хамелеон».

Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое по объему с рассказом. Отличается от рассказа вниманием лишь к одному важному событию из жизни главного героя. Иногда новеллу называют «рассказом одного события». Новелла отличается острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, а также отсутствием описательности и композиционной строгости. Например, рассказы И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».

Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Очерк является документальным эпическим повествованием. Например, очерк А.М.Горького «Ленин».

Эссе – эпическое повествование, представляющее собой философское размышление на одну из вечных тем, волнующих человечество. К подобным темам относится, например, вопрос о смысле человеческого бытия, о сущности любви и дружбы, о нравственных ценностях и человеческой морали. Эссе имеет свободную композицию, передающую индивидуальные суждения, впечатления и соображения автора. Например, эссе Ф.М.Достоевского «Дневник писателя».

Мемуары – это воспоминания, основанные на исторических фактах, в которых автор или принимал непосредственное участие, или был их свидетелем. Для мемуаров характерна ярко выраженная индивидуальность автора, который по-своему воспринимает и переживает современную ему действительность, делая большой акцент на личной оценке описываемых событий. В этом смысле мемуары не являются строго документальным описанием прошлого, но лишь свидетельством конкретного человека по поводу современных ему событий и общественных явлений. Например, мемуары А.Фета, А.Я.Панаевой, описывающие русскую жизнь XIX века.

Виды лирики

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Является своего рода «повестью в стихах». Например, поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», «Граф Нулин», М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове».

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая важнейшие моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады — небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование, напевность и музыкальность. Например, баллады В.А.Жуковского «Светлана», «Лесной царь».

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какие-либо пороки и недостатки общества или отдельных людей. Например, эпиграммы А.С.Пушкина.

Басня – краткая стихотворная аллегория (иносказание), содержащая урок нравственности, с готовой моралью в конце текста. Например, басни И.А.Крылова.

Лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора. Объем стихотворения может быть от нескольких строк до десятков страниц. Например, стихотворения А.Блока «Незнакомка», С.А.Есенина «Отговорила роща золотая», В.В.Маяковского «Я сразу смазал карту будня».

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Например, элегия В.А.Жуковского «Море», М.Ю.Лермонтова «О! Если б дни мои текли…».

Ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. Ода отличается каноническими темами прославления Бога, Отечества, известных общественных деятелей, а также жизненной мудростью. Например, оды Г. Р. Державина «Фелица», «Властителям и судиям», «Вельможа», «Бог», «Видение мурзы», «Водопад», М.Ломоносова «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны».

Сонет ­– стихотворение о любви, состоящее из трех четверостиший (строф) и двух заключительных строк. Всего в сонете содержится 14 строк. Родоначальниками классического сонета были Шекспир, Данте, Петрарка.

 

Виды драмы

Трагедия возникла в Древней Греции одновременно с появлением театра, что было связано с культом Диониса. Этот процесс относится к V в. до н.э. Поскольку первые театральные действа были посвящены богам, то эллины выбирали для показа особенные события, чаще всего сопряженные с борьбой между добром и злом. Отсюда, перевод слова «трагедия» с греческого языка как «козлиная песня» (tragos– козел; oda– песня). Значение перевода восходит к глубокой древности, к тем временам, когда козлообразные фигуры олицетворяли демонические силы зла, а песня или вой сил тьмы знаменовал для человеческого рода страшные события и беды. Трагедия основана на неразрешимом конфликте героических персонажей с миром и на трагическом исходе этой борьбы. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Трагедия имеет 3 основных признака:

· Герой активно участвует в общественной борьбе.

· Герой попадает в безвыходную ситуацию.

· Главные герои обязательно погибают.

 

Примерами первых трагедий служат творения древнегреческих трагиков: Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея», Еврипид «Медея», «Геракл», «Ифигения в Тавриде», Софокл «Антигона», «Царь Эдип». А также бессмертные трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра», «Макбет».

 

Комедия появляется в Древней Греции в IV в. до н.э. Перевод этого слова восходит к двум греческим словам: comos – «ватага гуляк» и oda­– «песня», что означает: «песни ватаги гуляк». Комедия средствами сатиры и юмора высмеивает пороки общества и отдельных людей. Комедия всегда устремлена к осмеянию уродливого и безобразного, то есть противоречащего общественному идеалу или норме.

Греческие и современные комедии характерны тем, что имеют два основных подвида: комедия положений или ситуаций и комедия диалогов. Первая означает, что все герои попадают в смешные ситуации, а вторая – что между героями происходят смешные диалоги и обмены репликами. В чистом виде комедия того или иного вида практически не встречается, обычно это смешанный эклектичный вариант комедии, где сочетается смешная ситуация с юмористическими диалогами героев. «Отцом комедии» считается Аристофан, который написал свою первую комедию в 427 г.до н.э. Всего им создано 44 произведения, но до нашего времени дошли лишь некоторые из них. Наиболее известны его комедии «Всадники», «Осы», «Лисистрата».

Драма— один из основных видов драматургии как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неразрешимы и, в принципе, допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны. Таким образом, драма произведение, изображающее тяжелые переживания личности, ее драматические отношения с обществом, зачастую ведущие к благополучному исходу конфликта сталкивающихся сил. Например, драма А.Н.Островского «Гроза». В этой драме конфликт главной героини с обществом привел к ее гибели, хотя иные пути решения всех проблем, безусловно, существовали.

Мелодрама – вид драматургического произведения, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Теоретические принципы мелодрамы разработал Жан-Жак Руссо. Он же был автором раннего образца мелодрамы — лирической сцены «Пигмалион». Последовательно в жанре мелодрамы на протяжении всей своей творческой жизни работал известный советский драматург А.Н.Арбузов. Именно его драматургию можно считать ярким примером целенаправленной изящной разработки мелодраматического вида литературы. Хорошо известны его пьесы «Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Старомодная комедия» и другие.

Водевиль — один из видов драматургии, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами. «Водевиль — младший брат комедии, беззлобный и добродушный весельчак, не претендующий на глубокие обобщения и серьезные мысли. В старину водевиль включал в себя куплеты и танцы, исполняющиеся по ходу действия актерами-универсалами. Позже водевиль освободился от танца и пения и преобразовался в одноактную (редко больше) пьесу-шутку. Примером таких водевилей могут служить чеховские пьесы "Медведь", "Предложение", "Юбилей"» (С.С.Наровчатов).

Фарс отличается комической, часто остросатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой (шутовством) и гротеском (причудливо комическим компонентом). Приемами фарса широко пользовались Жан-Батист Мольер, например, фарс «Проделки Скапена», «Любовная досада» и другие. Вильям Шекспир относился к фарсу с большой благосклонностью: фарсовые тенденции проявились даже в его трагедиях, например, в знаменитой сцене могильщиков в «Гамлете». В русской драматургии фарсу отдавали дань такие писатели, как В.В.Капнист («Ябеда»), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин (комедия-шутка «Смерть Тарелкина»), В.В. Маяковский («Клоп», «Баня»).

 

Вопросы и задания

1. Перечислить виды лирического рода.

2. Перечислить виды драматургического рода.

3. Рассказать об истории возникновения и особенностях трагедии.

4. Чем отличается рассказ от новеллы?

5. Что такое сонет?

6. Выучить наизусть и прочитать один из сонетов Шекспира, Данте или Петрарки (на выбор).

7. Дать определение литературного вида.

 

Литературный жанр

Жанр в литературе – это исторически развивающийся тип литературных произведений, объединяющихся по признаку особенностей содержания и эмоциональной характерности. Главным критерием, определяющим жанровую принадлежность можно считать тематическую характерность литературного произведения.

Социальный жанр является принадлежностью литературных произведений, в которых основная тема связана с изображением героев и их взаимодействия с той социальной средой, в которой они существуют. В таких произведениях описывается жизнь общества (социума) и жизнь отдельно взятых людей, а также отношения между этими субъектами исторического процесса. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь».

Психологический жанр предполагает описание душевного или внутреннего состояния героя, в котором предметом литературного исследования является настроение человека, его чувства и эмоции, влияющие на внешнее поведение и поступки. Одним словом, особенности психологии человека становятся темой для повествования. Например, романы Марселя Пруста «Обретенное время», «Пленница», «Беглянка» и другие.

Социально-психологический жанр сочетает в себе характеристики социального и психологического жанра. В таких произведениях ярко очерчена картина влияния социума на психологию человека, взаимозависимость общественной среды и душевного состояния индивида. Большинство литературных произведений принадлежат к социально-психологическому жанру, потому что, так или иначе, в них раскрыта главная жизненная взаимосвязь человека и общества. Например, романы Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», романы И.С.Тургенева «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Дым», «Новь».

Философский жанр относится к произведениям, в которых основной темой повествования являются глубокие размышления над судьбами отдельных людей и целых государств, а также раздумья над главными вопросами бытия, к которым, прежде всего, относится вопрос о смысле жизни и предназначении человеческого существования. Например, произведения Паоло Коэльо «Дневник мага», «Алхимик», повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Чужой на Земле», «Ничто не случайно», «Единственная».

Исторический жанр в литературе характеризуют художественные тексты, посвященные событиям, которые действительно имели место в истории развития человеческой цивилизации. Они имеют несомненную познавательную и историческую ценность. Например, роман А.Н.Толстого «Петр I», романы В.С.Пикуля «На задворках великой империи», «Пером и шпагой», «Фаворит».

Приключенческий жанр относится к произведениям, в которых описываются всевозможные приключения, путешествия, захватывающие истории с острым сюжетом и неожиданными поворотами событий. Весьма часто приключенческий жанр сопряжен с историческим жанром, и их сочетание является жанровым своеобразием художественного текста. Например, роман А.Дюма «Три мушкетера», повести Д.Дефо «Робинзон Крузо», «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона».

Детективный жанр характерен для произведений, в которых есть преступление и есть его раскрытие, в нем изображаются криминальные преступления и борьба с преступниками. Раскрытие преступления является непреложным законом данного жанра. Например, роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», романы Агаты Кристи «Мисс Марпл», «Эркюль Пуаро», «Старший инспектор Джепп».

Фантастический жанр (фантастика) относится к литературе, в которой допустимым является нарушение границ реальности, принятых условностей. Фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, но в котором живет читатель или герои произведения. Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению, вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических текстов. Например, романы Станислава Лема «Солярис», «Магелланово облако», повесть И.А.Ефремова «Туманность Андромеды», романы Айзека Азимова «Конец Вечности», «Звезды как пыль».

Фэнтези –жанр литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде этот жанр сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин (романы «Властелин колец», «Братство кольца», «Возвращение короля»). Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических (первичных) сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это или параллельный мир, или другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных законов. В таком мире может быть реальным существование мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековый эпос и рыцарские романы.

Эпопея – монументальное, крупное по форме произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Любая эпопеяхарактеризуется следующими признаками:

· в основе сюжета лежит реальное историческое событие, которое влияет на судьбы нескольких государств;

· действие происходит на огромной территории, охватывающей одно или несколько государств;

· в произведении описывается очень большой период времени, исчисляемый десятилетиями;

· в произведении выведено огромное количество действующих лиц, исчисляемых сотнями и тысячами;

· произведение монументальное и большое по объему.

 

Классические примеры эпопейного жанра – это романы Л.Н.Толстого «Война и мир», А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина», М.А.Шолохова «Тихий Дон».

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ, ВИДОВ И ЖАНРОВ
Роды Виды Жанры
Эпос Роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, эссе, мемуары Социальный, психологический, социально-психологический, исторический, философский, приключенческий, детективный, фантастический, фэнтези, эпопея
Лирика Поэма, баллада, эпиграмма, басня, лирическое стихотворение, элегия, ода, сонет
Драма Трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс

 

Вопросы и задания

1. Привести примеры произведений каждого жанра.

2. Что такое эпопея?

3. Дать понятие социально-психологического жанра.

4. Чем отличается жанр фэнтези от фантастического жанра? Привести примеры и доказательства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.099 с.)