Образ художественного характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ художественного характера



Под художественными образами в литературе надо понимать, прежде всего, художественные характеры, то есть, «образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью». Очень часто художественный характер становится литературным архетипом. Степень типизации характера может быть настолько сильна, что получает все предпосылки называться архетипом.

Архетип (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традициям философии Платона и играющее главную роль в психологии К.Юнга. Это первичный образ, оригинал, то есть древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, которые переходят из поколения в поколение. Таким образом, термин «архетип» применяется для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем и представлений, лежащих в основе любых художественных структур. Например, понятие и бессознательная память человечества об универсальных сюжетах, таких, как сотворение мира, падение человека (первородный грех), мировой разум или злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник и тому подобное, то есть в этом случае дело касается сюжетов и характеров, которые хранят в себе историческое ценностно-смысловое ядро. Архетипами в классической русской литературе XIX века можно считать образ Обломова из романа И.А.Гончарова «Обломов», образы героев повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» (Плюшкин, Коробочка, Собакевич, Манилов и др.), образ «тургеневской барышни» в романах И.С.Тургенева («Начало», «Дворянское гнездо», «Новь», «Дым»).

 

Образ событий

Образы событий представляют собой те динамические моменты, которые развернуты во времени и связывают все событийные и предметные подробности повествования. Отдельное историческое событие, имеющие непосредственное влияние на судьбы народов, становится художественным образом, в котором проявляются все характерные признаки, причинно-следственные связи, социальные особенности и индивидуальные черты, присущие данному образу в контексте исторической эпохи и литературного текста, в котором этот образ воплощен. Например, Константин Симонов в романе «Солдатами не рождаются» пишет о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов так: "Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым "ура", с матерщиной, с шепотом "мама", проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу».

К образам событий могут относиться любые достаточно большие и значимые исторические события: войны, революции, восстания, масштабные празднования, традиции, космические явления, научные открытия, великие достижения искусства и культуры.

 

Образ деталей

Образ деталей – это статичные описательные фрагментарные детали, такие, как пейзаж, портрет, интерьер. Другими словами, образ-деталь – это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, природы, характеристики внешности, описания наружности, внутреннего убранства жилища, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. Например, деталь-образ в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», описывающая прекрасные ухоженные руки Павла Петровича Кирсанова, несет в себе важную смысловую и идейную нагрузку. Этим образом-деталью автор дает понять, что личность Кирсанова принадлежит к поколению тех «отцов», которые не только чуждались какого-либо физического труда, но и выражали крайнее пренебрежение к людям, стоящим ниже их по положению в обществе: иной раз Павел Петрович и руки таким людям не подавал, а, напротив, прятал ее в карман, брезгуя прикосновением с неугодным ему человеком. Таким образом, деталь-образ рук героя становится важным и ярким воплощением типичных социальных проявлений того времени. В пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад», образом-деталью стали, например, конфеты-леденцы, которые беспрестанно поглощал Леонид Андреевич Гаев. Подобная деталь в пьесе Чехова призвана подчеркнуть необыкновенный инфантилизм, рассеянность и неприспособленность взрослого человека к реальной жизни. За этим образом стоит целая социальная группа людей, не сумевших найти свое место в жизни.

 

Вопросы и задания

1. Рассказать о главных и второстепенных героях произведения.

2. Рассказать о внесценических и эпизодических героях произведения.

3. Перечислить и охарактеризовать категории образов литературного текста.

4. Что такое архетип? Привести примеры литературных архетипов.

5. Найти и перечислить категории образов, содержащихся в следующих отрывках:

Отрывок №1.

«В четыре часа, чувствуя свое бьющееся сердце, Левин слез с извозчика у Зоологического сада и пошел дорожкой к горам и катку, наверное зная, что найдет ее там, потому что видел карету Щербацких у подъезда.

Был ясный морозный день. У подъезда рядами стояли кареты, сани, ваньки, жандармы. Чистый народ, блестя на ярком солнце шляпами, кишел у входа и по расчищенным дорожкам, между русскими домиками с резными князьками; старые кудрявые березы сада, обвисшие всеми ветвями от снега, казалось, были разубраны в новые торжественные ризы.

Он шел по дорожке к катку и говорил себе: "Надо не волноваться, надо успокоиться. О чем ты? Чего ты? Молчи, глупое", -- обращался он к своему сердцу. И чем больше он старался себя успокоить, тем все хуже захватывало ему дыхание. Знакомый встретился и окликнул его, но Левин даже не узнал, кто это был. Он подошел к горам, на которых гремели цепи спускаемых и поднимаемых салазок, грохотали катившиеся салазки и звучали веселые голоса. Он прошел еще несколько шагов, и пред ним открылся каток, и тотчас же среди всех катавшихся он узнал ее.

Он узнал, что она тут, по радости и страху, охватившим его сердце. Она стояла, разговаривая с дамой, на противоположном конце катка. Ничего, казалось, не было особенного ни в ее одежде, ни в ее позе; но для Левина так же легко было узнать ее в этой толпе, как розан в крапиве. Все освещалось ею. Она была улыбка, озарявшая все вокруг. "Неужели я могу сойти туда, на лед, подойти к ней?" – подумал он. Место, где она была, показалось ему недоступною святыней, и была минута, что он чуть не ушел: так страшно ему стало. Ему нужно было сделать усилие над собой и рассудить, что около нее ходят всякого рода люди, что и сам он мог прийти туда кататься на коньках. Он сошел вниз, избегая подолгу смотреть на нее, как на солнце, но он видел ее, как солнце, и не глядя».

(Л.Толстой. Анна Каренина)

Отрывок №2.

«Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею "Воскресение Христово" в "итальянском" вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду.

Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных.

– Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, –доложил дворецкий. – Не будет ли от вас покамест никаких приказаний?

– Никаких приказаний не будет, почтеннейший, – ответил Базаров, – разве рюмку водочки соблаговолите поднести.

– Слушаю-с,– промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами.

– Какой гранжанр! – заметил Базаров, – кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно.

– Хороша герцогиня, – возразил Аркадий, – с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой.

– Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?..

– Как Сперанский, – прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. – А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть?

Аркадий только плечом пожал... но и он чувствовал небольшое смущение.

Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины – и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. "Должно быть, сам, – шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: – Аль удрать?" Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу.

– Благодарствуйте, что сдержали слово, – начала она, –погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем.

Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы»

(И.С.Тургенев. Отцы и дети)

6. Проанализировать систему образов характеров в следующих текстах.

 

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

 

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

Софья Павловна, его дочь.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна Горич, молодая дама.

Платон Михайлович Горич, муж ее.

Князь Тугоуховский и

Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка и

Графиня внучка Хрюмины.

Антон Антонович 3агорецкий.

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.

Г. Н.

Г. Д.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова.

 

А.Н.Островский «Гроза»

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.

А.П.Чехов «Вишневый сад»

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 лет.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.037 с.)