Раздел I. Общие понятия теории литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Общие понятия теории литературы



Предисловие

 

Художественная литература имеет огромное влияние на человеческие умы. Секрет такой власти кроется в основном предмете литературы — в слове. В античные времена люди выражали свое преклонение пред словом в изречении «Nomen est omen», что означает «имя есть судьба». Слово — это дар, данный только человеку. Возможно, слово было дано людям, чтобы с его помощью они могли разгадать изначальную загадку мироздания, проникнуть в смысл сущего, познать окружающий мир и его творения. Замечательно сказал по этому поводу древнегреческий ритор Горгий (Vв. до н.э.): «Слово есть великий властелин, совершающий чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить. Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет» (из речи «Похвала Елене»). Подлинную силу имеет слово, насыщенное смыслом. Создатели слова — писатели — поистине являются учителями человечества, которые способны через художественное слово формировать духовное пространство нашего мира. Эта способность творчества всецело принадлежит искусству в целом. Искусство — это вид духовного освоения действительности человеком. Оно имеет своей целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Художественная литература один из видов искусства, а именно искусство слова. В художественном тексте заключена бесконечно разнообразная история общества, переведенная на язык живых человеческих нравов и чувств, передающая для последующих поколений все богатство мыслей, переживаний в самые различные периоды существования и развития окружающего мира. Чем шире и богаче восприятие художественного слова различных веков и народов, тем более глубоким становится наш индивидуальный жизненный опыт, вбирающий в себя опыт человечества, закрепленный в литературных образах. Благодаря литературе мы будто бы проживаем жизни множества людей, становимся свидетелями бесконечного исторического пути. Понятно, что эти важнейшие задачи литературы осуществляются в различных формах: воспроизведение действительности с предельной точностью, использование фантастики или гротеска, закрепление поэтической мысли в лаконичном стихотворении, развертывание грандиозной эпопеи. Все это реализуется в бесконечном разнообразии стилей, жанров, литературных течений и художественных методов, а также с использованием удивительных особенностей построения структуры произведений, создания художественного портрета и образа, формирования тематической особенности текста и его главной идеи. Несмотря на «умение увлечь души словами» (Сократ в диалоге Платона «Федр»), более глубокое постижение тайн литературного текста возможно только при наличии серьезных навыков в понимании художественного своеобразия, привнесенного автором в текст. Задачей данной работы как раз и является знакомство с основными единицами и модулями литературного анализа текста, позволяющего проникнуть в самую суть и смысл художественного произведения, постичь его неисчерпаемую глубину. И если литература черпает свою сюжеты из жизни, то жизнь становится духовно богаче, а люди мудрее под воздействием литературы. Неразрывная взаимосвязь человеческой жизни и слова, а тем более художественного, диктует необходимость в умении мастерски владеть искусством понимания этого слова, хотя бы потому, что его сила и мощь внушают благоговейный трепет и уважение.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

(Николай Гумилев, «Слово», 1921).

 

 

Введение

Филология (греч. philologia,— любовь к слову) — это наука, предметом изучения которой является культура народа, выраженная в языке и в литературном творчестве. На протяжении многих столетий две составляющих филологии — литературоведение и лингвистика — развивались в тесной связи друг с другом. Литературоведение — наука о литературе. Лингвистика — наука о языке. По существу, литературоведение и лингвистика — различные науки, так как они ставят перед собой разные познавательные задачи. Лингвистика изучает явления словесности, точнее, явления словесной деятельности людей, для того чтобы установить в них особенности закономерного развития тех языков, на которых говорят и пишут различные народы мира. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и формы.

Частью литературоведения является теория литературы, которая обладает самостоятельной и уникальной гуманитарной значимостью. Теория литературы — один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу художественного творчества и определяющий методологию его анализа. Это теоретическая часть в изучении художественной литературы, существует наряду с историей литературы, литературной критикой, философией и эстетикой. Ее правомерно отнести к числу фундаментальных научных дисциплин. Сфера теории литературы — максимально широкие обобщения, которые проливают свет на сущность художественной литературы и на отраженную в ней человеческую реальность. Теория литературы изучает литературу как особую форму духовной и художественной деятельности, а также особенности и своеобразие художественного текста.

Данное учебное пособие предназначено для студентов ФСПО ГУАП. В нем представлены основные понятия по теории литературы: особенности литературы как вида искусства, общие принципы построения литературного произведения и возможные приемы литературоведческого анализа, важнейшие закономерности и исторические этапы литературного процесса, а также важнейшие принципы анализа художественного текста и варианты его интерпретации. Пособие состоит из четырех разделов.

Круг вопросов первого раздела «Общие понятия теории литературы» связан с общими законами существования литературного текста. В нем рассматриваются способы воспроизведения действительности, родовая и видовая классификация художественных произведений, а также их жанровые особенности.

Во втором разделе «Элементы анализа художественного произведения» рассматриваются вопросы, касающиеся таких понятий как тематическое и идейное своеобразие произведения. Здесь же читатель знакомится с основными художественными приемами построения системы образов и композиции. В разделе дается представление о психологическом феномене, возникающем в творческой лаборатории писателя, а именно: понятие об ардентных зонах и их месте в структурном содержании художественных текстов.

Третий раздел «Язык литературного произведения» посвящен знакомству с выразительно-изобразительными средствами художественной речи, в которых реализуется эстетическая функция языка.

Четвертый раздел «Основы речевых навыков» посвящен знакомству с элементарными риторическими фигурами, позволяющими составить письменную или устную речь, отвечающую главным законам риторики.

Каждый раздел включает в себя систему вопросов и практических заданий, дающих возможность более прочно и глубоко закрепить полученные знания.

В конце пособия представлены алгоритмы анализа литературных произведений, словарь литературных терминов и список научной литературы.

Литературный метод

Легко заметить, что в литературном процессе постоянно наблюдается повторяемость многих его элементов. Прежде всего, подобная повторяемость заметна в произведениях одного автора. Это выражено в сходстве его идейных позиций и оценок в отношении основных жизненных явлений, в близости изображаемых характеров и событий, в устойчивых речевых особенностях, в манере повествования. Часто эта повторяемость настолько ощутима, что становится несложно определить авторскую принадлежность текста. Также можно заметить общие повторяющиеся черты в творчестве ряда писателей. Повторяемость, выходящая за пределы индивидуальных особенностей автора, позволяет говорить о литературном методе. Таким образом, одним из базовых понятий в литературе является художественный (литературный) метод. Метод всегда демонстрирует наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и отражения жизни, при условии, что эти принципы и способы повторяются в творчестве ряда писателей. Первым методом в литературе стал классицизм. Позже сформировались сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. До XVII века попыток обоснования отдельных методов не существовало, художник должен был, по определению Аристотеля, «подражать» жизни. В XVII веке появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов. Так, манифестом классицизма стал трактат Никола Буало «Поэтическое искусство». Фридрих Шеллинг обосновал понятие романтизма в работе «Философия искусства». О романтизме и реализме написан трактат Стендаля «Расин и Шекспир», отдельно о реализме говорится в предисловии Оноре де Бальзака к его циклу «Человеческая комедия».

Итак, художественный метод — это сочетание принципов отбора явлений действительности с особенностями их оценки и со своеобразием их художественного воплощения.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — метод, образцом для которого является классическое античное искусство. Отличительной чертой классицизма является правило «трех единств»: единство действия, времени и места, а также деление на «высокий» и «низкий» жанры и противопоставление личного и общественного в пользу общественного. Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции: комедии Мольера, басни Жана Лафонтена, трагедии Пьера Корнеля и Жана Батиста Расина. Русский классицизм возник во 2-ой четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией, продолжающей реформы Петра I. Его представителями стали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин.

Сентиментализм (от фр. sentiment — чувство) — метод, характеризующийся возведением чувства в основную эстетическую категорию и ставший своеобразной реакцией на рассудочность классицизма. Отличительными чертами сентиментализма являются культ чувства, более полное раскрытие внутреннего мира героев, новое отношение к природе. Пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он становится созвучен личным переживаниям автора и героев. В развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежит прогрессивным, либерально-мыслящим писателям, таким, как Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский. Новаторство сентиментализма заключается в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Н.М.Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...и крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие писатели-сентименталисты также утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

Романтизм (фр.)— метод литературы конца XVIII – первой половины XIX века. Главным предметом изображения становится человек, личность. Родоначальником русского романтизма считают В.А.Жуковского. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В.А.Жуковского, развившейся из сентиментализма. В русском романтизме проявляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных устремлений человека. Ранняя поэзия А.С.Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф.И.Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

 

Реализм (от лат. rēs – «вещь») — метод в русской и мировой литературе XIX и XX веков. Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей. Расцвет реализма в русской литературе относится к началу XX века: М.А.Шолохов «Поднятая целина» и «Тихий Дон», повесть Юрия Крымова «Танкер «Дербент»», пьеса Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» и многие другие.

Модернизм (от лат. modernus — «современный, недавний») — общее название новых явлений в литературе первой половины XX века. Общая задача для эстетических программ этого времени — поиск новых художественных средств изображения новой действительности. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Модернисты обратились к внутреннему миру среднестатистического человека: описывали самые тонкие чувства, стали передавать самые глубокие переживания. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны и потерянного поколения. Большинство представителей Серебряного века являются последователями русского модернизма во всем многообразии его течений и направлений.

Однако следует обратить внимание на тот факт, что основополагающими методами, на которых базируются все остальные литературные методы, являются романтизм и реализм. Поскольку все характерные особенности других методов вытекают из признаков реализма и романтизма, то имеет смысл подробнее остановиться на свойствах и особенностях романтических и реалистических тенденций в литературе.

Вопросы и задания

1. Понятие художественного метода в литературе.

2. Перечислить основные литературные методы.

3. Дать характеристику каждому из основных методов литературы.

4. Сравнить метод сентиментализма с методом романтизма.

5. Привести примеры каждого из основных литературных методов.

Романтизм как метод литературы

Романтизм как литературный метод сложился в конце XVIII века. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Само слово «романтизм» обозначало в те времена нечто странное, фантастичное, живописное. Однако главным предметом изображения в романтизме становится личность, человек.

Следует знать, что любое романтическое произведение имеет ряд характерных признаков, позволяющих классифицировать литературный текст как романтический. Рассмотрим несколько основных признаков романтизма.

· Романтический герой всегда одинок. Личность героя представляет собой сильную страстную натуру, обреченную на неминуемое одиночество. Он выделяется из общей массы людей, его мнение часто идет вразрез с общепринятыми правилами, ему сложно найти единомышленников и друзей. Поэтому среди огромного количества людей романтический герой чувствует себя одиноким и неприкаянным.

· В центре повествования разворачивается типичный романтический конфликт: это разлад между мечтой и действительностью. Окружающая реальность не позволяет романтическому герою достичь осуществления своей мечты. Это обстоятельство становится главной проблемой в жизни героя.

· Тема свободы и воли становится идейной основой произведения. Стремление героя к свободе является ключевым мотивом всех его действий и жизненных коллизий. Одновременно с этим именно свобода является главной романтической мечтой героя. В данном контексте свободу надо понимать как правильное соотношение возможностей и потребностей.

· Исключительность личности главного героя в сочетании с исключительными обстоятельствами его жизни.

· Присутствие в сюжете мистических элементов, проявленных в различных тайнах и чудесах.

· Значимая роль природы и природных стихий в развитии сюжета. Это следует понимать как описание экзотической яркой природы, которая кроме фоновой красочности значительно влияет на происходящие события и сюжет в целом.

· Выразительность, образность и красочность литературного языка художественного текста.

 

Таким образом, основными признаками романтизма следует считать одиночество главного героя, конфликт между мечтой и действительностью, стремление к свободе, исключительность всего происходящего, мистические элементы повествования, выразительность образа природы и яркость литературного языка.

Одним из ярчайших произведений романтизма является поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». В ней становятся очевидными противоречия между идеалом и действительностью, исповедальное начало, символизм сюжетных линий и символизм образов. Художественный образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Мцыри – одинокий и мятежный герой, живущий мечтой, отрекающийся от действительности, ищущий гармоничного слияния с природой. Кавказский пейзаж введен в поэму как средство раскрытия образа главного персонажа. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует родство только с природой. Гармония природы, её свобода и непокорность противопоставлены в поэме сумрачным стенам монастыря, где царит атмосфера рабского смирения и покорности, гнетущая душу Мцыри с самого детства. Вырвавшись на волю, дитя природы, Мцыри, припадает к земле и, как сказочный герой, узнает тайну песен птиц, ему понятен спор водяного потока с камнями, он будто слышит думы разъединенных скал, жаждущих встречи друг с другом. Взор Мцыри обострен: он замечает блеск змеиной чешуи, переливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву небес полет ангелов. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

 

Отрывок №2.

«Виноградник был у царя <…> на южном склоне Ватн-эль-Хава, к западу от капища Молоха; туда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Гранатовые деревья, оливы и дикие яблони, вперемежку с кедрами и кипарисами, окаймляли его с трех сторон по горе, с четвертой же был он огражден от дороги высокой каменной стеной.<…> Простой белый плащ надет на царе, скрепленный на правом плече и на левом боку двумя египетскими аграфами из зеленого золота, в форме свернувшихся крокодилов. Руки царя лежат неподвижно на коленях, а глаза, затененные глубокой мыслью, не мигая, устремлены на восток, в сторону Мертвого моря – туда, где из-за круглой вершины Аназе восходит в пламени зари солнце. Утренний ветер дует с востока и разносит аромат цветущего винограда –тонкий аромат резеды и вареного вина. Темные кипарисы важно раскачивают тонкими верхушками и льют свое смолистое дыхание. Торопливо переговариваются серебряно-зеленые листы олив. Но вот Соломон встает и прислушивается. Милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то невдалеке, за деревьями. Простой и нежный мотив льется, льется себе, как звонкий ручей в горах, повторяя все те же пять-шесть нот. И его незатейливая изящная прелесть вызывает тихую улыбку умиления в глазах царя. (А.Куприн. Суламифь)

Конфликт, сюжет, фабула

 

В основе любого художественного произведения лежит конфликт. Без него произведение существовать не может. Художественный конфликт это художественный образ жизненного противоречия, это противоположность как принцип взаимоотношений между образами литературного произведения. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт всегда определяет главные стадии развития сюжета. Однако это не значит, что в тексте обязательно должны присутствовать борьба или война. Конфликт – это противоречие, а еще точнее, – взаимодействие, лежащее в основе развития действия, столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Подобное взаимодействие может быть вполне мирным и гармоничным, но все-таки это будет художественный конфликт, то есть воздействие друг на друга различных обстоятельств, персонажей, событий, процессов, дающих возможность развернуть конкретную жизненную историю, составляющую предмет и содержание литературного произведения.

Вокруг художественного конфликта разворачивается сюжет произведения. Сюжет – это система основных событий, а также их последовательность и развитие, позволяющее раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений.

Если сюжет – это довольно подробное описание происходящих событий, то фабула является кратким пересказом основного действия или авторского замысла. Фабулу уместнее формулировать в одном или, в крайнем случае, нескольких предложениях.

 

Вопросы и задания

1. Дать объяснение тому, что такое конфликт в художественном произведении.

2. Чем отличается сюжет от фабулы?

3. Рассказать сюжет и фабулу рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

 

Литературный род

 

Литературныйродможно определить как ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности. Деление литературы на роды основано на различении функций слова: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Впервые понятие литературного рода ввел в обиход древнегреческий философ Аристотель в V веке до н.э. Он разделил всю литературу на три рода: эпос, лирика и драма. С тех пор традиционно существуют три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова:

· эпос (изобразительная функция);

· лирика (выразительная функция);

· драма (коммуникативная функция).

Эпос – род литературы, представляющий собой повествование о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. Эпос – это литература, написанная прозой, то есть представляющая собой нерифмованный текст в достаточно большом объеме. Основным признаком эпоса является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. «В эпосе... нужен рассказчик, который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы от слишком большого участия к действующим лицам и направлял бы внимание слушателей на чистый результат» (Ф. Шеллинг).

До XVIII века эпос был ведущим жанром литературы. Изначально источником эпического сюжета были народные предания, идеализированные и обобщенные образы, речь которых отражает относительно монолитное народное сознание, как, например, «Илиада» Гомера или «Энеида» Вергилия. В XVIII-XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, как, например, в романах Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

 

Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность лирики – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие четкой фабулы, небольшой размер текста. Лирика всегда существует в стихотворной форме. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики — внутренний монолог. «В лирике, как и во всяком музыкальном сочинении, преобладает только один тон, одно основное чувство» (Ф. Шеллинг). Лирический герой это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, четко очерченная фигура или жизненная роль, лицо, наделенное определенной индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, и даже чертами внешнего облика. Лирике принадлежит творчество множества великих поэтов: В.Шекспир, А.С.Пушкин, И.Гете, А.Блок, Ш.Бодлер, Ф.Тютчев, А. Фет, М.Цветаева, – невозможно перечислить всех авторов лирических произведений.

Драма – род литературы, отражающий жизнь в действиях, в поступках и переживаниях людей. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене. Основу драмы составляет действие. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии (или системе событий), в драме предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалогов. Таким образом, драма – литература, написанная для театра. Великим представителем русской драматургии стал А.Н.Островский, который всю свою жизнь посвятил театру и создал свой театр, получивший название «Дом Островского».

 

 

РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОСА, ЛИРИКИ, ДРАМЫ
Эпос Предмет изображения Содержание Организация художественной речи
Человек и внешний мир. Объемность и протяженность изображения. Событийная насыщенность. Реконструкция характеров, обстоятельств и социальной среды. Объективное содержание реальной действительности, проявленные в материальном и духовном аспектах. Создание типизированных характеров и обстоятельств. Текст имеет описательно-повествовательную структуру. Присутствует система предметно-изобразительных деталей.
Лирика Мысли и чувства автора. Изображение внутреннего мира личности. Смена впечатлений и настроений, вызванные взаимодействием с реальностью. Духовная жизнь человечества во взаимодействии с субъективным внутренним миром поэта. Широкое использование образных возможностей языка. Эмоциональность экспрессия. Ритм, рифма.
Драма Человеческая личность в действии, в конфликте с другими людьми. Внешний мир проявлен через характеры, действия и внутренний мир героев. Сценическое воплощение объективного изображения реального мира. Диалогическая структура речи с включением монологов. Отсутствие описательного элемента, который заменяют ремарки (указания) автора.

 

 

Вопросы и задания

1. Дать понятие литературного рода.

2. Охарактеризовать эпический род. Предмет изображения. Содержание.

3. Охарактеризовать лирический род. Предмет изображения. Содержание.

4. Охарактеризовать драматургический род. Предмет изображения. Содержание.

5. Указать особенности в организации художественной речи каждого литературного рода.

6. Определить литературный род каждого из следующих отрывков.

Отрывок №1.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Гаев. Да и сад продадут за долги, как это ни странно…

Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она.

Гаев. Где?

Варя. Господь с вами, мамочка.

Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину…

(А.П.Чехов. Вишневый сад)

Отрывок №2. Легкомыслие! – Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

Ты в глаза мои вбрызнул смех,

Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научил не хранить кольца, –

С кем бы жизнь меня ни венчала!

Начинать наугад с конца,

И кончать еще до начала.

Быть, как стебель, и быть, как сталь,

В жизни, где мы так мало можем...

– Шоколадом лечить печаль

И смеяться в лицо прохожим!

(М.Цветаева)

Отрывок №3.

« Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке».

(Л.Толстой. Анна Каренина)

Литературный вид

 

Литературный вид устойчивый тип художественно-текстовой структуры в пределах литературного рода. Вид литературы представляет собой группу произведений внутри литературного рода, объединенную общими формальными, содержательными и функциональными признаками.

 

Роды литературы Виды
Эпос Роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, эссе, мемуары
Лирика Поэма, баллада, эпиграмма, басня, лирическое стихотворение, элегия, ода, сонет
Драма Трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс

 

Виды эпоса

Роман большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или история многих человеческих жизней. Объем русского классического романа составляет 240-270 страниц. Классические романы второй половины XIX века: И.С.Тургенев «Отцы и дети», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир».

Повесть произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченного минимумом сюжетных линий. Объем повести обычно составляет 150-170 страниц. Например, повести И.С.Тургенева «Ася», «Первая любовь», Ф.М.Достоевского «Бедные люди», «Белые ночи», А.П.Чехова «Крыжовник», «Дама с собачкой», А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Рассказ небольшое эпическое произведение, в основном, повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода или характера. Как правило, объем рассказа может быть от нескольких до 50 страниц. Например, рассказы А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», А.П.Чехова «Ионыч», «Хамелеон».

Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое по объему с рассказом. Отличается от рассказа вниманием лишь к одному важному событию из жизни главного героя. Иногда новеллу называют «рассказом одного события». Новелла отличается острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, а также отсутствием описательности и композиционной строгости. Например, рассказы И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».

Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Очерк является документальным эпическим повествованием. Например, очерк А.М.Горького «Ленин».

Эссе – эпическое повествование, представляющее собой философское размышление на одну из вечных тем, волнующих человечество. К подобным темам относится, например, вопрос о смысле человеческого бытия, о сущности любви и дружбы, о нравственных ценностях и человеческой морали. Эссе имеет свободную композицию, передающую индивидуальные суждения, впечатления и соображения автора. Например, эссе Ф.М.Достоевского «Дневник писателя».

Мемуары – это воспоминания, основанные на исторических фактах, в которых автор или принимал непосредственное участие, или был их свидетелем. Для мемуаров характерна ярко выраженная индивидуальность автора, который по-своему воспринимает и переживает современную ему действительность, делая большой акцент на личной оценке описываемых событий. В этом смысле мемуары не являются строго документальным описанием прошлого, но лишь свидетельством конкретного человека по поводу современных ему событий и общественных явлений. Например, мемуары А.Фета, А.Я.Панаевой, описывающие русскую жизнь XIX века.

Виды лирики

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Является своего рода «повестью в стихах». Например, поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», «Граф Нулин», М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове».

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая важнейшие моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады — небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование, напевность и музыкальность. Например, баллады В.А.Жуковского «Светлана», «Лесной царь».

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какие-либо пороки и недостатки общества или отдельных людей. Например, эпиграммы А.С.Пушкина.

Басня – краткая стихотворная аллегория (иносказание), содержащая урок нравственности, с готовой моралью в конце текста. Например, басни И.А.Крылова.

Лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора. Объем стихотворения может быть от нескольких строк до десятков страниц. Например, стихотворения А.Блока «Незнакомка», С.А.Есенина «Отговорила роща золотая», В.В.Маяковского «Я сразу смазал карту будня».

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Например, элегия В.А.Жуковского «Море», М.Ю.Лермонтова «О! Если б дни мои текли…».

Ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. Ода отличается каноническими темами прославления Бога, Отечества, известных общественных деятелей, а также жизненной мудростью. Например, оды Г. Р. Державина «Фелица», «Властителям и судиям», «Вельможа», «Бог», «Видение мурзы», «Водопад», М.Ломоносова «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны».

Сонет <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.096 с.)