Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел IV. Основы речевых навыков
Речь, являясь важным механизмом интеллектуальной деятельности, и способом существования сознания, представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языковых конструкций. Умение составлять речь (письменную или устную) является необходимым навыком современного культурного и образованного человека. В жизни часто возникают ситуации, когда приходится говорить экспромтом речи, от которых ждут мыслей и аргументированной позиции. В этом случае на помощь может придти владение навыками составления хрии. Что такое хрия? Это греческий термин риторики (искусство красноречия), который переводится как речь-рассуждение, составленная по определенным правилам. Хрия в своей структуре повторяет естественный ход развертывания мысли – это значит, что выступление на её основе будет выглядеть совершенно непринужденным, понятным и логичным. Если в совершенстве освоить хрию, то будет достаточно легко превращать короткий ответ в развернутую речь. Трудно, даже невозможно, представить себе жизнь человека, которому не пригодилось бы умение рассуждать. Если он не столкнется с такой необходимостью профессионально, то, наверное, почувствует ее в быту, разговаривая с родственниками и знакомыми, воспитывая детей, отмечая торжественное событие в кругу друзей и близких, отстаивая свои права в официальных инстанциях. Искусство строить рассуждение — формулировать и доказывать мнение — необходимо и для торжественной речи — речи «на случай», и для риторически грамотного выражения речевой оценки — похвалы или осуждения. Владение структурой рассуждения поможет при занятии наукой, академической деятельностью: хорошо написанная современная научная статья, в какой бы области она ни была выполнена, использует именно классическую риторическую схему расположения содержания в речи-рассуждении. В XIX веке в русских гимназиях создание хрии было обычным заданием по риторике. «О, проклятые хрии и формы риторические!» — вот крик души русского гимназиста, запечатленный в воспоминаниях замечательного историка С.М.Соловьева о риторическом учении в 30-40 годы XIX века. Действительно, написать текст-рассуждение, следуя определенной схеме аргументации, — непростая задача. В классической русской школе учились писать по хриям, так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Можно критиковать формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии, потому что речь, действительно, может начинаться с самых разных частей: с примера, афоризма, сравнения, объяснения причины, но педагогическая сила хрии состоит в том, что она учит систематическому мышлению и позволяет полностью исчерпать предмет, о котором говорится в речи.
Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении хрий в лучших учебниках словесности и риторики XIX века, показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильное обучение искусству составления хрии.
Структура строгой хрии
Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства или тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи. В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях. Их приводит в своей риторике М.В.Ломоносов. Эти же восемь частей хрии фигурируют в учебных руководствах по риторике вплоть до начала двадцатого столетия. Что же это за части? Будем называть их так, как они названы у Ломоносова в «Кратком руководстве к красноречию...». Итак, классическая хрия состоит из 8-и частей:
1. Приступ — начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание). 2. Парафразис (пересказ) — разъяснение темы. 3. Причина — доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…). 4. Противное — если нет, то… 5. Подобие — сравнение этого явления со смежными областями. 6. Пример. 7. Свидетельство (ссылка на авторитет) 8. Заключение или вывод (своё отношение к теме). Рассмотрим образец наипростейшей хрии, составленный по тезису: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро».
Противное: Если не встать рано, то если ты потом пойдешь в гости, то тебе ничего не достанется, и ты останешься голодным. Свидетельство: Кто рано встает, тому Бог дает (народная мудрость). Рассмотрим другой пример строгой хрии, взятый из сборника «Стилистические задачи» для гимназии при Историко-филологическом институте Санкт-Петербурга (сост. И. Гаврилов. 1874). Тема: «Корень учения горек, но плоды его сладки». Часть I. Приступ. Изречение «Корень учения горек, но плоды его сладки», вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. Исократ – знаменитый греческий ритор, живший в Афинах в V-IV вв. до н.э., ученик Горгия, оставивший после себя около тридцати речей. Часть II. Парафразис. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества. Часть III. Причина. Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: 1) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память — крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; 2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений; 3) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением. Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что последствия учения приятны, ибо: 1) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. Часть IV. Противное. Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.
Часть V. Подобие. Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия. Часть VI. Пример. Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Это косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; это и наш гениальный преобразователь Петр Великий, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой позже повел своих подданных! Часть VII. Свидетельство. То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод (древнегреческий поэт), утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». (А. Пушкин.) Часть VIII. Заключение. «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих!., дерзайте... «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». (М.Ломоносов.)
Вопросы и задания 1. Дать общее понятие о хрии. 2. Рассказать о структуре строгой восьмичастной хрии. 3. Привести наипростейший пример строгой хрии. 4. Разработать и расположить содержание в соответствии со структурой строгой (восьмичастной) хрии по образцу, воспользовавшись приведенным ниже материалом; подобрать собственный подобный материал.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.011 с.) |