Раздел IV. Основы речевых навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Основы речевых навыков



Речь, являясь важным механизмом интеллектуальной деятельности, и способом существования сознания, представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языковых конструкций. Умение составлять речь (письменную или устную) является необходимым навыком современного культурного и образованного человека. В жизни часто возникают ситуации, когда приходится говорить экспромтом речи, от которых ждут мыслей и аргументированной позиции. В этом случае на помощь может придти владение навыками составления хрии. Что такое хрия? Это греческий термин риторики (искусство красноречия), который переводится как речь-рассуждение, составленная по определенным правилам. Хрия в своей структуре повторяет естественный ход развертывания мысли – это значит, что выступление на её основе будет выглядеть совершенно непринужденным, понятным и логичным. Если в совершенстве освоить хрию, то будет достаточно легко превращать короткий ответ в развернутую речь. Трудно, даже невозможно, представить себе жизнь че­ловека, которому не пригодилось бы умение рассуждать. Если он не столкнется с такой необходимостью професси­онально, то, наверное, почувствует ее в быту, разговаривая с родственниками и знакомыми, воспи­тывая детей, отмечая торжественное событие в кругу друзей и близких, отстаивая свои права в официальных инстанциях. Искусство строить рас­суждение — формулировать и доказывать мнение — необ­ходимо и для торжественной речи — речи «на случай», и для риторически грамотного выражения речевой оценки — похва­лы или осуждения. Владение структурой рассуждения поможет при занятии наукой, акаде­мической деятельностью: хорошо написанная современная научная статья, в какой бы области она ни была выполнена, использует именно классическую риторическую схему распо­ложения содержания в речи-рассуждении. В XIX веке в русских гимназиях создание хрии было обычным заданием по риторике. «О, проклятые хрии и формы риторические!» — вот крик души русского гимназиста, запечатленный в воспоминаниях замечательного историка С.М.Соловьева о риторическом уче­нии в 30-40 годы XIX века. Действительно, написать текст-рассуждение, следуя определенной схеме аргументации, — непростая задача. В классической русской школе учились писать по хриям, так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Можно критиковать формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии, потому что речь, действительно, может начинаться с самых разных частей: с примера, афоризма, сравнения, объяснения причины, но педагогическая сила хрии состоит в том, что она учит систематическому мышлению и позволяет полностью исчерпать предмет, о котором говорится в речи.

Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении хрий в лучших учебниках словесности и риторики XIX века, показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильное обучение искусству составления хрии.

 

 

Структура строгой хрии

 

Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства или тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.

В строгой хрии содержание располагается в восьми последова­тельных частях. Их приводит в своей риторике М.В.Ломоносов. Эти же восемь частей хрии фигурируют в учебных руководст­вах по риторике вплоть до начала двадцатого столетия. Что же это за части? Будем называть их так, как они названы у Ломоно­сова в «Кратком руководстве к красноречию...». Итак, классическая хрия состоит из 8-и частей:

 

1. Приступ — начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

2. Парафразис (пересказ) — разъяснение темы.

3. Причина — доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

4. Противное — если нет, то…

5. Подобие — сравнение этого явления со смежными областями.

6. Пример.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

8. Заключение или вывод (своё отношение к теме).

Рассмотрим образец наипростейшей хрии, составленный по тезису: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро».


Приступ: Автор этого изречения – Винни-Пух, герой из мультфильма, который на себе познал истинность этого тезиса.
Парафраз: Если встать рано и пойти в гости, то тебе достанется вся еда –мед.
Причины: Хоть и надо встать рано и преодолеть лень, но зато потом ты получишь все самое сладкое!

Противное: Если не встать рано, то если ты потом пойдешь в гости, то тебе ничего не достанется, и ты останешься голодным.
Подобие: Стихотворение "Самовар" – в нем все встали рано и попили чай, а Вася не успел, встал позже всех, и ему ничего не досталось.
Пример: Амундсен первый добрался до Антарктиды и открытие Антарктиды принадлежит ему. А Скотт добрался вторым и на обратном пути умер.

Свидетельство: Кто рано встает, тому Бог дает (народная мудрость).
Вывод: Чем раньше встанешь, тем больше получишь.

Рассмотрим другой пример строгой хрии, взятый из сборника «Стилистические задачи» для гимназии при Историко-филологическом институте Санкт-Петер­бурга (сост. И. Гаврилов. 1874).

Тема: «Корень учения горек, но плоды его сладки».

Часть I. Приступ. Изречение «Корень учения горек, но плоды его сладки», во­шедшее в пословицу, принадлежит Исократу, кото­рый много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. Исократ – знаменитый греческий ритор, живший в Афинах в V-IV вв. до н.э., ученик Горгия, оставивший после себя около тридцати речей.

Часть II. Парафразис. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомле­ния; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Часть III. Причина. Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятнос­тями, потому что:

1) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память — крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, что­бы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных уп­ражнений;

3) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведе­ний и относится к учению не со всем прилежанием, не с надле­жащей аккуратностью и терпением.

Кто превозможет эти ничтожные не­приятности, тот убедится, что последствия учения приятны, ибо:

1) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветля­ют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Часть IV. Противное. Кто не хочет подвергаться ограни­чениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрес­ти образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в на­граду за труд.

Часть V. Подобие. Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он пло­ды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям под­вержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий со­знание приводится к убеждению, что честным тру­дом и неусыпным прилежанием побеждены все по­встречавшиеся препятствия.

Часть VI. Пример. Примеров из того, каки­ми последствиями увенчиваются прилежные, добро­совестные занятия, в истории находим много. Это косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; это и наш гениальный преобра­зователь Петр Великий, предварительно сам прошед­ший ту дорогу, по которой позже повел своих поддан­ных!

Часть VII. Свидетельство. То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод (древнегреческий поэт), утверждая, что дорога к добродетели вначале утесис­та и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстро­текущей жизни». (А. Пушкин.)

Часть VIII. Заключение. «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих!., дерзайте... «раченьем ва­шим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рож­дать». (М.Ломоносов.)

 

Вопросы и задания

1. Дать общее понятие о хрии.

2. Рассказать о структуре строгой восьмичастной хрии.

3. Привести наипростейший пример строгой хрии.

4. Разработать и расположить содержание в соответствии

со структурой строгой (восьмичастной) хрии по образцу, воспользовавшись приведенным ниже материалом; подобрать собственный подобный материал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.011 с.)