Художественные приемы (особенности) построение системы образов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественные приемы (особенности) построение системы образов



Итак, система образов – это совокупность героев литературного произведенияи всех остальных элементов текста. Будучи системой или определенным образом организованной структурой, она строится по определенным правилам и законам. Особенности построения художественных образов в системе литературного текста исчисляются большим множеством. Остановимся на наиболее характерных способах построения системы образов. Это:

· сравнение;

· контраст;

· сближение;

· акцентировка;

· «Система зеркал» или «принцип двойников».

 

Сравнение

Как художественный приём, сравнение – это сопоставления двух или нескольких явлений, предметов, людей и их характерных особенностей по признаку, наиболее выражающему замысел, идейную позицию и мироощущение автора. В произведениях художественной литературы могут сравниваться между собой литературные герои, состояние окружения и социальной среды, состояние природы и погодные условия, начало и финал произведения, интерьеры, детали, речевые особенности, описание наружности персонажей. Сравнение как художественный прием позволяет сделать выводы о том, как именно выстраивается вся образная система в данном конкретном тексте: все структурные модули текста или противопоставлены друг другу, или обладают достаточным сходством. Таким образом, прием сравнения выявляет следующую художественную особенность текста: наличие приема контраста или приема сближения. Типичным примером в этом смысле могут стать образы характеров героев Онегина и Ленского из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень», ­– пишет Пушкин. А в пьесе А.Н.Островского «Гроза» можно сравнить начало и конец драмы. Драма начинается с прекрасного летнего утра: Кулигин поет романс, любуется красотой русской природы и величием реки Волги, его душа радуется, все настроено на прекрасное восприятие окружающей жизни. Заканчивается драма глубокой ночью, когда только огонь факелов освещает берег Волги: всюду слышны крики, плач и причитания, появляется все тот же Кулигин, который несет на руках мертвую Катерину. Сюжетный круг замыкается, словно следуя известной пословице: «Начали за здравие, а кончили за упокой». Сравнивая начало и финал драмы, становится ясным, что Островский использует прием контраста.

Контраст

Контраст как художественный прием представляет собой ярко выраженную противоположность черт, качеств, свойств человеческих характеров, предметов, явлений. Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений – одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Контраст – это антитеза, то есть противоположность. Мотив контраста является выразительным приемом для всех видов искусства. В живописи художник может использовать контрастные цвета без полутонов, например, черный квадрат на белом фоне в картине Казимира Малевича «Черный квадрат». В картине Пабло Пикассо "Девочка на шаре" очевиден явный контраст форм: маленькая хрупкая акробатка рядом с массивной фигурой циркача. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в произведении, ярко передать чувства и мысли художника. Антитезы обостряют сравниваемые качества предметов: являясь формой сопоставления чего-либо, они одновременно служат средством гармонизации, потому что объединяют противоположности в единое целое. Например, полон контрастами мир произведений Н.В.Гоголя. В повести "Невский проспект" контраст реализуется на нескольких уровнях: сюжетно-композиционном, языковом, идейном.
Вся повесть Гоголя построена на контрастах. Этот прием ярко демонстрирует идею трагического противоречия между мечтой и реальностью, столкновение живой, но слабой души с демонической силой обмана, которая губит того, кто поддался «чарам фонаря» на Невском проспекте. Следует обратить особенное внимание, что контраст может быть проявлен в пределах одного художественного образа на пути его духовной эволюции, как, например, это показано в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» в истории Дмитрия Ионыча Старцева.

 

Сближение

Художественный прием сближения подразумевает очевидное сходство между характерами героев, явлениями, деталями, процессами, социальными условиями. Подобное сходство позволяет выявить нечто общее, позволяющее на его основе усмотреть обобщение (типизацию) тех или иных проявлений элементов художественного текста. Сближение помогает понять не только внешние проявления созвучности, но и глубинный лейтмотив, заложенный в основе сравниваемых литературных образов. Например, прием сближения выражен в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в образах Татьяны Лариной и Владимира Ленского. Эти два героя в своем несомненном сходстве невольно противопоставлены тому обществу, в котором они живут. Действительно, Ленский – молодой человек, блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, выглядит абсолютно чуждым среди окрестных помещиков-крепостников и невежд. Татьяна – девушка, которая с особой остротой, благодаря своему уму и своеобразию натуры, чувствует пошлость, праздность и пустоту жизни деревенского общества. Она, без сомнения, подобно Ленскому, выделялась в среде помещиков и аристократов. С одной стороны, такое художественное сближение подчеркивает их человеческие качества, а с другой стороны, духовный альянс этих героев отличным образом подчеркивает характеристики социальной среды их обитания. В драме А.Н.Островского «Гроза» автором также широко используется прием сближения. Это касается, прежде всего, двух героев – Катерины и Кулигина. Хотя, кажется, что они достаточно разные персонажи, все же при их рассмотрении на первый план постепенно выходит их удивительное сходство. Художественное сближение героев проявляется в том, что они оба являются натурами чрезвычайно мечтательными и поэтическими. Их обоих очаровывает красота природы, у них особое трепетное отношение к великой русской реке Волге, они оба чувствуют душевные проявления окружающего мира, внимательны и благосклонны к людям, милосердны к человеческим недостаткам, верят в любовь. В этом смысле далеко не случайно Островский начинает и заканчивает свою драму в присутствии Кулигина. И если в начале пьесы Кулигин заворожено наслаждается прекрасными волжскими пейзажами, то в конце именно он произносит, наверное, главную смысловую фразу всей драмы: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» В этой реплике Кулигина заключены все основные понятия его мировоззрения: бессмертие души, тленность тела, высший суд и власть над человеческой судьбой, которая, конечно, не принадлежит людям. Чистота и непорочность человеческой сути Катерины и Кулигина навсегда роднят не только их судьбы, но и роднят их художественные образы, что реализуется в приеме сближения.

 

Акцентировка

Акцентировка – это художественный прием построения образов, при котором в самом центре повествования располагается исключительно главный герой. Все остальные (второстепенные и эпизодические) герои, события и обстоятельства существуют лишь для того, чтобы при непосредственном приближении к главному герою, как можно более полно раскрыть его личность, особенности характера, своеобразие натуры. Таким образом, художественный и смысловой акцент автор ставит на личности главного героя. Следует напомнить, что акцент (от латинского accentus) переводится как «ударение». Это означает, что основное смысловое ударение, а также тематическое и идейное ударение, приходится на образ главного героя. Следует заметить, что все второстепенные образы в момент взаимодействия с главным героем подчеркивают в нем ту или иную черту характера, что позволяет познать личность героя в целом: глубоко и всесторонне. Литературная орбита образов второго плана формируется вокруг главного образа, создавая тем самым художественную систему образов, строящуюся по закону главного акцента, то есть с использованием приема акцентировки. Например, одним из наиболее характерных примеров использования приема акцентировки является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный и безусловный герой этого романа – Евгений Базаров. На образе его личности автор делает идейный акцент своего произведения. Читателю до поры до времени неведомы тайные внутренние особенности личности Базарова, но, начиная с первых глав, когда Базаров знакомится с семьей Кирсановых, мы начинаем подмечать в нем только ему свойственное своеобразие личности. И так, постепенно, его личность раскрывается во всей своей полноте. Благодаря Одинцовой, становится понятным отношение Базарова к любви, благодаря Аркадию ­– к дружбе, благодаря Павлу Петровичу – к общественным идеям и гражданской позиции и так далее. Бал, дуэль, разговоры с родителями, споры с Аркадием и его дядей, – все это послужило раскрытию образа главного героя романа. Использование художественного приема акцентировки позволило Тургеневу создать архетипичный образ нигилиста, олицетворяющий главные политические веяния середины XIX века в России.

«Система зеркал» («принцип двойников»)

Это художественный прием, при котором все герои произведения, как будто в зеркале, отражаются в личности главного героя. Сталкиваясь в сюжете с главным героем, каждый из второстепенных персонажей узнает в нем свои характерные черты, другими словами, узнает в нем самого себя. Следует особо отметить, что личность главного лица произведения отличается целым набором разнообразных признаков, каждый из которых проявляет себя особенно ярко в той или иной ситуации, выходя на первый план в зависимости от сюжетного поворота. Этого нельзя сказать о фоновых персонажах, которые, в основном, несут в себе одну, но очень характерную черту, совпадающую с одной из черт главного героя. В момент столкновения героев одинаковые черты производят суммированный эффект, то есть возникает синергетическое действие, которое усиливает эффект каждой из характеристик. Синергизм — усиление действия одного фактора другим фактором. В данном случае идет речь об одинаковых особенностях личностей героев, которые суммируясь, подчеркнуто сильно заявляют о себе. Художественный прием «системы зеркал» встречается крайне редко и выглядит очень эффектно в художественном произведении. Например, Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» использовал этот прием: в личности Раскольникова (главного героя) воплотились характерные черты всех остальных героев романа. Когда Дмитрий Разумихин, хороший друг Раскольникова, общается с ним, мы видим в главном герое обычные человеческие черты, которым не чужды и радость, и товарищество, и заботы о быте; когда к Родиону Раскольникову приближается господин Свидригайлов, читатель невольно вспоминает, что Родион Романович человек необычный, но обремененный тяжким грехом – убийством; а если с Раскольниковым общается Сонечка, то невольно приходит мысль о том, что ему, как любому человеку, тоже свойственно слышать голос своей совести. Подобные наблюдения можно вывести применительно к любому персонажу романа Достоевского. Тоже касается и романа А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина», где автор использует прием «системы зеркал».

Вопросы и задания

1. Дать понятие о художественном приеме сравнения. Привести примеры.

2. Какие художественные способы построения системы образов являются результатом приема сравнения?

3. Дать понятие контраста в тексте. Привести примеры.

4. Дать понятие о приеме сближения. Привести примеры.

5. Дать понятие акцентировки в системе построения образов художественного произведения. Привести примеры.

6. Дать понятие «системы зеркал». Привести примеры.

7. Прочитать и проанализировать два отрывка из драмы А.Н.Островского «Гроза». Назвать образы, используемые в этих отрывках. Какой прием использует автор при построении системы образов?

Отрывок№1.

Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На

сцене две скамейки и несколько кустов.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин

прогуливаются.

Кулигин (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте..."

(Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш А что?

Кулигин Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш Нешто!

Кулигин Восторг! А ты "нешто"! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Отрывок №2.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

С разных сторон собирается народ с фонарями. Один из народа Что, нашли? Кабанова. То-то что нет. Точно провалилась куда. Несколько голосов Эка притча!' Вот оказия-то! И куда б ей деться! Один из народа Да найдется! Другой. Как не найтись! Третий Гляди, сама придет. Голоса за сценой "Эй, лодку!" Кулигин (с берега). Кто кричит? Что там? Голос "Женщина в воду бросилась!" Кулигин и за ним несколько человек убегают

<…>

Шум за сценой 2-й Словно кричат что-то, да ничего не разберешь. 1-й Да, это Кулигина голос. 2-й Вон с фонарем по берегу ходят. 1-й Сюда идут. Вон и ее несут. Несколько народу возвращается. Один из возвратившихся Молодец Кулигин! Тут близехонько, в омуточке, у берега с огнем-то оно в воду-то далеко видно; он платье и увидал и вытащил ее. Кабанов Жива? Другой Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.

 

8. Сопоставить отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Определить метод построения системы образов.

Отрывок №1.


Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

 

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

 

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу темному летела

И рассыпалася, — тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда еще катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

 

 


Отрывок №2.


Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

<…>

Бывало, он еще в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

 

Уж тёмно: в санки он садится.

«Пади, пади!» — раздался крик;

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром Лимбургским живым

И ананасом золотым.

<…> Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул,

И молвил: "всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел".

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.073 с.)