Фонетическая организация стихотворного художественного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетическая организация стихотворного художественного текста



Поэтическая фонетика или фоника — это звуковаяорганизация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихотворном тексте. Различают следующие виды звуковых повторов:

· ассонанс;

· аллитерация;

· звукозапись.

 

Ассонанс

 

 

Ассонанс повторение гласных звуков, преимущественно ударных.

 

Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных… А.С. Пушкин.

 

У наших у шки на мак у шке!
Ч у ть у тро осветило п у шки
И леса синие верх у шки —
Франц у зы т у т как т у т. М.Ю.Лермонтов.

 

 

Аллитерация

 

Аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении преимущественно в начале слов, что придает тексту особую звуковую выразительность.

П ора, п еро п окоя п росит А.С.Пушкин.

 

Часто аллитерация представляет собой частотный повтор согласных на определенном отрезке текста:

И тогда под звуки ман дол ины
Выйдешь ты в туман дол ины,
Чтобы в ме дл енном кругу гав ота
Беспокойно ожидать ког о-то...М.Светлов.

 

И ш альной, ш евелюру еро ш а,
В з аме ш ательстве с мы с л темня,
Ошара ш ит тебя нехоро ш ей
Глупой с ка з кой с воей про меня.Б.Пастернак.

Звукопись

 

 

Звукопись — это система звуковых повторов, в особенности, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту или других звуков.

 

Ч уть слы ш но, бе сш умно ш ур ш ат камы ш и. К.Д. Бальмонт.

 

Люблю гр озу в начале мая,

К о гд а весенний, пе рв ый гр ом,

К ак б ы р езвяся и и гр ая,

Гр охочет в небе г олу б ом. Ф.Тютчев.

 

 

Вопросы и задания

1. В издании К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло «Словарь эпитетов русского литературного языка» приводятся длинные списки эпитетов из произведений русских писателей. Например, к слову «ветер» найдено более 200 определений (эпитетов): бродячий, буйный, непогодный, приветный (Евг.Баратынский); злой, дикий, буйный, черный (А.Блок); широкий, парусный, гулевой, мохнатый, упругий, тяжелый (Вл.Луговской), неуемный, резвый, желтый (Есенин).

Подберите свои образные и выразительные эпитеты к словам «улыбка», «взгляд», «воздух».

2. В следующих отрывках из произведений И. Бунина и А. Пушкина выделите эпитеты:

***

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна.

На озере, среди лесов зеленых,

Кувшинки белые, как звезды, расцвели.

В Петровки, в жаркий день, когда в бору сосновом

Так сухо и светло от солнца и песков,

Я прихожу на луг, под тень ольхи сребристой,

Где пахнет мятою и теплою водой,

Где реют радужно-стеклянные стрекозы

И блещет озеро среди стволов берез.

И.Бунин

* * *

Я знал красавец недоступных.

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума;

Дивился я их спеси модной,

Их добродетели природной

И, признаюсь, от них бежал <…>

А.С.Пушкин

 

3. Подберите эпитеты к указанным словам, соединив их в пары.

Истинная поле

Буйная град

Чистое конь

Названый голубь

Сахарные головушка

Ретивое брат

Стольный слезы

Добрый уста

Ярый пшеница

Сизокрылый сердце

Браная молодец

Борзый правда

Белоярая скатерть

Горькие воск

 

4. Объясните использование метафор в следующих стихотворных отрывках:

 

Роняет лес багряный свой убор,

 

Сребрит мороз увянувшее поле...

А.Пушкин

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

И.Бунин

 

Падают с ветки золотые монетки.

загадка Ситец неба такой голубой.

 

Сыплет черемуха снегом.

С.Есенин

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

А.Пушкин

 

5. К кому из писателей относятся следующие перифразы?

Солнце русской поэзии, русский Эзоп, создатель русского литературно­го языка, мастер гротеска, художник слова, основатель Московского

уни­верситета, реформатор русского языка, великий сентименталист, певец одиночества и уныния, Петр Великий русской литературы, бессмертный пе­вец народной скорби, буревестник революции,

писатель-фронтовик, худож­ник слова, мастер пейзажных описаний.

 

6. Подберите к следующим перифразам соответствующие понятия.

Черное золото, белое золото, голубое золото, чер­ный континент, остров Свободы, туманный Альбион, ночное светило, ка­менные джунгли, люди в белых халатах, царица ночи, крыша мира, взяться за оружие.

7. Назовите виды звуковых повторов в следующих отрывках:

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зернa купая в пыли!» Н. Некрасов

 

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы... А. Пушкин

 

Шуршит камыш.

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат. А. Усачев

 

Терпенье и труд все перетрут. Пословица

 

Узел туже, туже,

Путь все круче, круче,

Все уже, уже, уже,

Угрюмей тучи,

Ужас душу рушит,

Ужас душит.

Узел туже, туже … 3. Гиппиус

 

Полуночною порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Бальмонт

 

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.... А.Прокофьев

 

Вода благоволила литься!

Она блистала, столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться,

Ей не хватало ивы, тала,

И горечи цветущих лоз. Л.Мартынов

 

8. Найдите и назовите все изобразительно-выразительные средства художественной речи в следующих текстах:

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами. <…> М. Цветаева

Ангел бледный, синеглазый,Ты идешь во мгле аллеи.Звезд вечерние алмазыНад тобой горят светлее.Ангел бледный, озаренныйБледным светом фонаря,Ты стоишь в тени зеленой,Грезой с ночью говоря. Ангел бледный, легкокрылый,К нам отпущенный на землю!Грез твоих я шепот милыйЧутким слухом чутко внемлю.Ангел бледный, утомленныйСлишком ярким светом дня,Ты стоишь в тени зеленой,Ты не знаешь про меня. <…> В.Брюсов

 

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя! -
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок. М.Цветаева

Как ясен Август, нежный и спокойный,Сознавший мимолетность красоты.Позолотив древесные листы,Он чувства заключил в порядок стройный. В нем кажется ошибкой полдень знойный,—С ним больше сродны грустные мечты,Прохлада, прелесть тихой простотыИ отдыха от жизни беспокойной. В последний раз, пред острием серпа,Красуются колосья наливные,Взамен цветов везде плоды земные.Отраден вид тяжелого снопа, А в небе журавлей летит толпа,И криком шлет «прости» в места родные. К.Бальмонт В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное... Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река

И поля дышать на зное. Ф.Тютчев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.018 с.)