Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назвать смысловые строки лирического произведения.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
* понятие «слова-звезды» принадлежит А.Блоку. В «Записных книжках» Блока есть такая запись: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». * смысловые строки – это главные смыслосодержащие строки стихотворения. СЛОВАРЬ
Автобиография – прозаический жанр, описание собственной жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора («Былое и думы» А. И. Герцена). Авторская позиция – понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении. Аллегория – иносказание, конкретный образ, заменяющий отвлеченные понятия (изображение змеи и чаши – аллегория медицины). В баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления. Анекдот (от греч. anekdotos — неизданный) 1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии. 2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча. Антитеза, противопоставление полярных ситуаций, понятий, используемое в художественной литературе. Аннотация (от лат. annotatio — замечание) – краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи. Ардентность – это состояние пылкого, яркого, сверкающего проявления эмоций; характеристика необычайно впечатляющих обстоятельств и событий; качество огненной стихии, проявляющейся в разных жизненных ситуациях. Проявляется в ситуациях, при которых человеческая сущность раскрывается наиболее полно. Баллада (франц. ballade) – во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах, с прямым моральным выводом, придающим повествованию аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Беллетристика (от франц. belles lettres — художественная литература) 1) художественная проза. 2) В XX веке также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.
Биография – описание жизни человека. Былина — произведение устной народной поэзии о героических событиях, богатырях и народных героях. Водевиль – вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX века получил общеевропейское распространение. Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Один из самых древних выразительных художественных приемов, основанный на преувеличении (гиперболизации) тех или иных свойств изображаемых предметов и явлений. Гротеск – тип художественной образности, одна из разновидностей комического. Гротеск основан на фантастике, сочетает правдоподобие и карикатуру. Мир гротеска – странный, аномальный, нелогичный.
Детективная литература — проза о расследовании и «разгадке» преступления, изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы — Э. По («Убийство на улице Морг»). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А.К.Дойл, Г.К.Честертон, Э.Габорио, А.Кристи, Р.Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж.Сименон, Мацумото Сэйте). Драма (греч. drama — действие) – литературный род, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и, прежде всего, в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью.
Жанр, литературные формы, на которые делятся ведущие художественные роды и их виды. Интерьер (франц. intrieur — внутренний) — изображение внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, дворца, церкви, тюрьмы и т.д.). В литературных произведениях это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героев. Как и пейзаж, интерьер может быть насыщен разнообразными подробностями и предметными деталями. Комедия – жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У.Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б.Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н.В.Гоголя), юмористические («Турандот» К.Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У.Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П.Бомарше, К.Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н.Островский, А. П.Чехов, В.В.Маяковский. Легенда – народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный. Лирика (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры) –литературный род (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Литота – художественное преуменьшение. Мелодрама — драматическое произведение, отличающееся преувеличенной чувствительностью. Мемуары (франц. memoires — воспоминания) – разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Новелла – малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии. Ода (от греч. ode — песня) – торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности. Очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба). Природа является частью предметного мира, изображенного в произведении. Эта функция пейзажных зарисовок является наиболее древней. Перифраз – описательный оборот речи, придающий повествованию большую выразительность. Портрет (франц. portrait — портрет, изображение) — воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться). Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа.
Поэма (греч. poiema) – поэтический вид большого объема. Публицистика (от лат. publicus —общественный) – вид произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Рассказ – малая форма эпической прозы. Восходит к фольклорным жанрам: сказке, притче. Риторический вопрос — оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. Риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. Род литературный – эпос, лирика, драма. Повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). Разделение литературы на роды — предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры. Впервые деление на роды произвел в V в. до н.э. Аристотель. Роман (франц. roman) – литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Сказка — произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. По образцу народных сказок создавались и литературные сказки. Сонет (итал. sonetto) – твердая форма: стихотворение из 14 строк. Сонет возник в Италии в XIII веке: творчество Данте и Петрарки. Сюжет – ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель. Теория литературы — один из важнейших разделов науки о литературе. Это выработанная многими поколениями писателей и ученых-литературоведов система представлений о том, что такое литература как вид искусства, в чем ее специфика, как он развивается, а самое главное — это совокупность общих представлений о литературном произведении, а также об особенностях творческого труда писателя. Трагедия (от греч. tragodia, букв. — козлиная песнь) – вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид).
Фэнтэзи — жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изображение воображаемого ("параллельного") мира. Заведомо невозможные ("сказочные", условные) персонажи и ситуации описываются в произведениях этого жанра в объективно-эпической манере. Хрия (от др.-греч. χρεία) — речь, рассуждение, составленное по заданным правилам. Возникла в Древней Греции. Элегия (греч. elegeia) – вид лирики в ранней античной поэзии, стихотворение, написанное элегическим размером, независимо от содержания; позднее — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций. Эпиграмма (греч. epigramma, букв. — надпись) – в античной поэзии стихотворение произвольного содержания. Имеет острую сатирическую направленность. Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпопея (от эпос и греч. poieo — творю) – обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. Эпос (греч. epos — слово, повествование) – род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос рисует бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси). Эссе (франц. essai — опыт, набросок) – вид философской литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением. Тематика тяготеет к вечным темам, волнующим человечество.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.011 с.) |