Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Пропедевтика детей с нарушениями зрения к обучению в школе

Поиск

Задание № 1. Разработка дидактического материала

Задачи изучения темы: познакомиться с аспектами развития зрительно-моторной координации как одного из направлений готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения, учиться составлять картотеку по развитию зрительно-моторной координации

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 3.15, раздел 3).

Содержание: студенты знакомиться с рабочей тетрадью и наглядно-графическим материалом по подготовке детей с нарушениями зрения к овладению графическим навыком, составляют картотеку по следующим аспектам:

– обеспечение подвижности каждого пальца обеих рук

– обучение проведению линий разных конфигураций в разных направлениях

– формирование умения видеть отдельный элемент на заштрихованном поле

– обучение работе с трафаретами

– снятие зрительного и мышечного напряжения

– обучение выполнению движений глазами без поворота головы

– формирование навыка графического выделения информации, заложенной в задаче

– закрепление навыка совместных движений руки и глаза

– формирование умения свободно проводить линии в разных направлениях

– формирование умения зрительно выделять элементы клеточного листа

Каждая карточка должна содержать следующее:

1. Порядковый номер

2. Название упражнения (игры)

3. Цель упражнения

4. Ход проведения

5. Стимульный материал

Литература:

Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. С-Пб., 2004.

 

7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению

 

Раздел дисциплины Темы рефератов
Раздел 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)     Раздел 3. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения (дошкольная тифлопедагогика) 1. Характеристика системы обучения глухонемых в детских садах дореволюционного периода. 2. Роль Н.А. Рау в организации воспитания и обучения глухонемых дошкольников. 3. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха за рубежом. 4. Изучение ребёнка со сниженным слухом на ПМПК. 5. Методы изучения состояния речи глухих и слабослышащих дошкольников. 6. Особенности игры дошкольников с нарушениями слуха. 7. Особенности речевого развития глухих (слабослышащих) детей 2–3-летнего возраста. 8. Общение глухих (слабослышащих) дошкольников с детьми и взрослыми. 9. Формирование игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников. 10. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 11. Развитие общения глухих (слабослышащих) детей в игре. 12. Дидактическая игра как средство умственного развития. 13. Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи. 14. Формирование навыков самообслуживания. 15. Обучение рисованию (лепке, конструированию) в детском саду для детей с нарушениями слуха. 16. Динамика речевого развития глухого (слабослышащего) ребёнка в специальном детском саду. 17. Умственное развитие дошкольников с нарушениями слуха в процессе воспитания и обучения. 18. Формирование социальных представлений у детей с нарушениями слуха. 19. Организация взаимодействия детей с нарушенным слухом в группе детского сада. 20. Развитие личности ребенка с нарушенным слухом в процессе воспитания и обучения. 21. Использование различных форм речи в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. 22. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха. 23. Возможности использования компьютерной техники в обучении детей с нарушениями слуха. 24. Воспитание детей младенческого и раннего возраста с нарушениями слуха в семье. 25. Воспитание дошкольника со сниженным слухом в семье. 26. Возможности интеграции детей со сниженным слухом в общеразвивающие детские сады.    
1. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями зрительного восприятия (слепых, слабовидящих) раннего возраста 2. Организация и содержание лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими функциональное слабовидение 3. Офтальмо-гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями зрительного восприятия 4. Содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрительного восприятия 5. Полисенсорное воспитания детей с функциональным слабовидением 6. Лечебно-оздоровительная работа со слепыми детьми 7. Формирование трудовой деятельности у детей с нарушениями зрительного восприятия 8. Формирование социально-адаптивного поведения у детей с нарушениями зрительного восприятия 9. Содержание воспитательной работы в ДОУ для детей с нарушениями зрительного восприятия 10. Развитие средств коммуникативной деятельности у детей (слепых, слабовидящих) 11. Содержание подготовки детей с нарушениями зрительного восприятия к школе 12. Организация работы с родителями в условиях ДОУ 13. Особенности психолого-педагогической работы по формированию личностных качеств у детей при нарушениях зрительного восприятия 14. Содержание нравственного воспитания детей с нарушениями зрительного восприятия как важное условие их социализации 15. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения и условиях для ее формирования 16. Основные методы изучения психических процессов детей с нарушениями зрения 17. Ознакомление с окружающим миром слабовидящих детей 18. Развитие речи детей с нарушениями зрения в разных видах деятельности 19. Содержание педагогической работы по социально-бытовой ориентировке с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 20. Содержание работы по подготовке детей с нарушениями зрения к школе  

 

Требования к оформлению реферата:

1. Титульный лист должен содержать наименование высшего учебного заведения, факультета и кафедры, на которую предоставляется реферат, тему реферата, Ф.И.О. студента, курс, номер группы, Ф.И.О. и должность преподавателя.

2. Содержание

3. Введение, которое должно содержать обоснование актуальности выбранной проблемы

4. В основной части реферата рекомендуется рассмотреть развитие теоретических представлений о проблеме, возможно освещение современного состояния изучения проблемы

5. Заключение, содержащее выводы, сделанные студентом на основе изучения материала по проблеме

6. Библиографический список оформляется в соответствии с существующими стандартами (указывается автор, название издания, название издательского центра, год выпуска, количество страниц в издании).

 

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Базовые учебники

 

2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

 

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

 

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

 

 

8.2. Учебно-методическая литература

Раздел 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха(дошкольная сурдопедагогика)

Дополнительная:

1. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985.

2. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.

3. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975 г.

5. Головчиц Л.А., Гаврилушкина О.П. и др. Комплект «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»: программа, методические рекомендации и дидактические материалы. М. 2003.

6. Головчиц Л.А. Дидактические игры для детей с нарушениями слуха. Стимульный материал. М., 2003.

7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001

8. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.

9. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. С-Пб., 2005.

10. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. - М., 2004.

11. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. Методическое пособие и стимульный материал. М., 2006.

Дополнительно рекомендованная:

1. Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. – 1999.– № 4, 6.

2. Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.

3. Алейникова С.А., Маркович М.М., Шматко Н.Д. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом // Дефектология. – 2005. – № 5.

4. Аникеева Л.И. Направления коррекционно-воспитательной работы с глухими детьми преддошкольного возраста // Дефектология. – 1985. – № 2. – С. 80.

5. Баннова М.М., Слесаренко Н.П., Гречухина Т.В., Кукс Е.Н. Зависимость результатов обучения слабослышащих дошкольников от их слуховых возможностей // Дефектология.– 1984. – № 6. – С.82.

6. Батов Г.Н. К вопросу о периодизации процесса становления и развития отечественной системы специального обучения слабослышащих детей // Дефектология. – 1998. – № 3.

7. Балышева Е.Н. Ребенок плохо слышит. С-Пб.,2005.

8. Боровлева Р.А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе // Дефектология. –1999. – № 2, 3.

9. Боровлева Р.А. Родителям маленьких оглохших детей (начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в 2,5 – 3 года) // Дефектология. – 2003. – № 3.

10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

11. Волкова Л.С., Граш Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология. – 2002. –№ 3.

12. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. / Под ред. Г.А. Таварткиладзе,

13. Н.Д. Шматко. - М., 2004.

14. Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих дошкольников // Дефектология. – 1987. – № 2.– С.55.

15. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями обучения // Дефектология. – 1993. – № 4. – С.43

16. Головчиц Л.А. Методика развития речи детей с нарушениями слуха. М., 2003.

17. Головчиц Л.А. Некоторые аспекты формирования словаря глухих дошкольников // Дефектология. – 1986. – № 4. – С.69.

18. Головчиц Л.А., Осипова Т.А. Дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха // Дефектология. – 2003. – № 1.

19. Давыдова Ж.Г. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности на занятиях с глухими детьми // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6.

20. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М., 2005.

21. Дорофеева И.И., Гиндина Е.А., Теплоухова И.А., Лосева Л.Л. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология. – 2003. – № 1.

22. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. – 1998. – № 2.

23. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. – 1999. –№ 5.

24. Зеленская Ю.Б. Эволюция вспомогательных технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей // Дефектология. – 2003. – № 2.

25. Ильина М.Н. Использование индивидуальных слуховых аппаратов для развития речевого слуха у слабослышащих дошкольников // Дефектология. – 1980. – № 1. – С. 70.

26. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. / Под ред. Л.М. Шипицыной,

27. Л.П. Назаровой. – С-Пб., 2001.

28. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология. – 2002. – № 5, 6.

29. Каплинская К.П. О педагогической значимости выявления резервов слуха у слабослышащих дошкольников. // Дефектология. –1980. – № 2. – С.80; 1977. – № 1.– С.65.

30. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – С-Пб., 2005.

31. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. – 2002. – № 4.

32. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. – 2002. – № 3.

33. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация – новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология. – 2001. – № 1.

34. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных и взрослых с кохлеарными имплантами // Дефектология. – 2001. – № 5.

35. Королевская Т.К. «Видимая речь- 3» // Дефектология. – 1998. – № 5.

36. Королевская Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. – 1995. – № 1.

37. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. – 1998. – № 1.

38. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребёнка в семье. — М., 1971.

39. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

40. Королевская Т.К. Общая характеристика речевого материала, используемого на индивидуальных занятиях по РСВ у слабослышащих детей // Дефектология. – 2003. – № 6

41. Леонгард Э.И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошкольников с нарушениями слуха. Основные принципы обучения // Дефектология. – 1975. – № 5.– С.75.

42. Лукьянова Е.Н. Работа психолога с детьми, имеющими нарушения слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1.

43. Лях Г.С., Марусева А.М. О состоянии слуховой чувствительности слабослышащих детей специализированных детских садов // Дефектология. – 1973. – № 4.– С.61.

44. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. – 1995. – № 4.

45. Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2005. – № 1.

46. Митюшкина И.И. Педагогическая коррекция режима работы индивидуального слухового аппарата у дошкольников со сниженным слухом // Дефектология. – 1995. – № 3.

47. Морозова Н.Г. Изменение поведения глухих дошкольников под влиянием обучения и воспитания в дошкольных учреждениях // Дефектология. – 1986. – № 3. – С.56.

48. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология. – 1985. – № 3. С.63.

49. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом // Дефектология. – 2004. – № 4.– С.40.

50. Николенко Т.А. О некоторых сторонах сурдопедагогической помощи детям с нарушениями слуха в сурдологическом кабинете больницы // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 78

51. Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. – 1995. – № 1.

52. Носкова Л.П. К переходу специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха на новые программы воспитания и обучения // Дефектология. – 1983.– № 3. – С.53

53. Носкова Л.П. Ознакомление слабослышащих дошкольников со смысловым значением родственных слов // Дефектология. – 1986. – № 1. – С.73.

54. Носкова Л.П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих дошкольников // Дефектология. – 1985. – № 4.– С.66.

55. Носкова Л.П. Проблемы обучения глухих дошкольников чтению // Дефектология. – 1983.– № 4. – С.59.

56. Обухова Т.И. Работа над развитием активности мышления в детском саду для глухих // Дефектология. – 1971. – № 1. – С.70.

57. О раннем обучении детей с нарушениями слуха: из наследия семьи Рау // Дефектология. –2005. – № 3.

58. Пелымская Т.В. Организация и содержание работы по развитию слухового восприятия у детей первых двух лет жизни // Дефектология. – 1988. – № 1. – С.72.

59. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Занятия с ребенком с нарушенным слухом первого года жизни // Дефектология. – 1996. – № 2. – С.63.

60. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Организация ранней коррекционной работы с неслышащими детьми // Дефектология. – 1988. – № 5.– С.71.

61. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. М: Владос, 2003. – 224 с.

62. Пискарева Е.П. Педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха в целях диагностики развития и отбора в специальные учреждения // Дефектология. – 1981. – № 4. – С.59.

63. Попова И.В. Развитие связной речи глухих детей дошкольного возраста // Дефектология.– 1996. – № 5. – С.73.

64. Салахова А.Д. Первичное обследование речевого развития слабослышащего ребенка // Дефектология. – 1980. – № 4. – С.79.

65. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы) // Дефектология. – 1998. – № 6. – С.38.

66. Сухова В.Б. Готовность глухих детей к обучению арифметике в школе // Дефектология. – 1970. – № 2. – С.75.

67. Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе // Дефектология. – 2001. – № 2

68. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М., 1979.

69. Уфимцева Л.П. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6.– С.65.

70. Фуряева Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами развития // Дефектология. – 1999. – № 1.

71. Хрестоматия по истории дошкольного воспитания глухонемых детей / Составитель А.Д. Доброва. — М., 1958.

72. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). М., 2003.

73. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1. – С.41; № 2. – С.49.

74. Шматко Н.Д. Методика и альбом по диагностике звукопроизношения у детей с нарушениями слуха. М., 2005.

75. Шматко Н.Д. Педагогическое исследование слуха детей 1,5 - 3-летнего возраста // Дефектология. – 1990. – № 2. – С.60.

76. Шматко Н.Д. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях // Дефектология. – 1999. – № 5. – С.45.

77. Шматко Н.Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошкольниками // Дефектология. – 1981. – № 1.– С.68.

78. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Книга для педагогов и родителей. М., 2004.

79. Шматко Н.Д., Семочкин С.А. Использование радиосистем в коррекционной работе с детьми с нарушенным слухом // Дефектология. – 1998. – № 3.

 

Раздел 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика)

Дополнительная:

1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006

2. Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. С-Пб., 2004.

1. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения: учеб.–метод. пособие для педагога–дефектолога / Л.И. Плаксина. М.: Владос, 2008.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

4. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. М., 2004.

5. Работа в учреждениях для детей с нарушением зрения. Сост. Святковская Т.Я. Самара, 1996.

6. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001.

7. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

8. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

9. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. М, 2004.

Дополнительно рекомендованная:

1. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения // Дефектология. – 1998. – № 1. – С.56.

2. Антипов В.И., Гомберг В.Я. Применение наглядных пособий на логопедических занятиях со слепыми детьми // Дефектология. 1972. – № 2. – С.75.

3. Бричкуте С.Ю., Хорош С.М. Понимание слепыми дошкольниками двухмерных изображений // Дефектология. – 1991. – № 1. – С.70.

4. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Дефектология. – 1982. – № 5. – С.64.

5. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения // Дефектология. – 1982.– № 3. – С.14.

6. Гайлене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушениями зрения. // Дефектология. – 1990. – № 2. – С.13.

7. Гладких Л.П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию // Дефектология. – 1993. –№ 3. – С.59.

8. Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2. – С.66.

9. Горбылева И.Л. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения // Дефектология. – 1997. – № 6. – С.60.

10. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 5. – С.76.

11. Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1996. – № 4. – С.84.

12. Григорьева Л.П., Блинникова И.В. Создание развивающей среды для детей с глубокими сенсорно-перцептивными нарушениями // Дефектология. – 2005. – № 5. – С.65-75.

13. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой. М., 1978.

14. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.

15. Жильцова О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубоким нарушением зрения // Дефектология. – 1971. – № 2. –С.60.

16. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 4.– С.72.

17. Изотова В.С. Особенности представлений о неживой природе и интереса к ней у слепых дошкольников // Дефектология. – 1982. – № 1. –С.46.

18. Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1973. – № 4. – С.8; № 6 – С.8.

19. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. М., 2004.

20. Кудрина Т.П. Развитие зрительных функций у детей от рождения до трех лет. М., 2004.

21. Кузнецова Л.Н. Опыт лечения различных видов амблиопии у слабовидящих детей // Дефектология. – 1971. – № 2.

22. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога. // Дефектология. – 1995. – № 1.– С.21.

23. Лукашева И.Л. Распространенность и клинические формы сложного дефекта интеллекта и зрения // Исследованные формы олигофрении и других аномалий развития у детей. М., 1983.

24. Лукошевичене А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников // Дефектология. – 1985. – № 6. – С.62.

25. Маллаев Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре // Дефектология. – 1993. – № 5. – С.38.

26. Машкова Т.Н., Денискина В.З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 2001. – № 5.– С.87.

27. Новичкова И.В. Логопедическая работа со старшими дошкольниками, имеющими нарушения речи // Дефектология. – 1994. – № 4. – С.71.

28. Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир // Дефектология. – 1985. – № 1. – С.87.

29. Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников // Дефектология. – 1991. – № 4. – С.68.

30. Плаксина Л.И. Один из приемов коррекции зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью // Дефектология. – 1994. – № 1. – С.65.

31. Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология. –1983. – № 3. – С.73.

32. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2002. – № 6.– С.71; 2003. – № 3. – С.43.

33. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С.37-41.

34. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 2005. – № 6. – С. 33-40.

35. Ремезова Л.А. и др. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти, 2002.

36. Сапронова О.П. Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. – № 5. – С.15-17.

37. Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. М., 1984.

38. Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Дефектология. – 1987. – № 6. – С.62.

39. Сековец Л.С. Система упражнений по коррекции координации движений у дошкольников с косоглазием и амблиопией // Дефектология. – 1985. – № 6. – С.70.

40. Сековец Л.С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения // Дефектология. – 1991. – № 3. – С.85.

41. Селезнев Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. – 1996. – № 1. – С.67.

42. Семенов Л.А. Двухместный велосипед-тандем как средство повышения двигательной активности слепых детей // Дефектология. – 1979. – № 5.

43. Семенов Л.А. Применение тренажеров и технических средств ориентировки на занятиях по физической культуре в школе для слепых детей // Дефектология. – 1982. – № 6.

44. Семенов Л.А., Шлыков В.П. Использование объемной куклы при освоении «азбуки движений» учащимися подготовительного и младших классов школ для слепых и слабовидящих // Дефектология. – 1983. – № 6.

45. Сермеев Б.В. Методика определения допустимых нагрузок при физическом воспитании у детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1976. – № 5. –С.26.

46. Солнцева Л.И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология. – 1974. – № 6. – С.66.

47. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. М., 2004.

48. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. 1998, № 4. – с. 9

49. Толстова В.А., Дубовская Л.А., Татаринов С.А. Электроэнцефалограмма детей с нарушенным зрением в процессе плеоптического и ортоптического лечения // Дефектология. – 1991. – № 3. – С.20.

50. Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 2000. – № 5. – С.56.

51. Феоктистов В.А. История советской тифлопедагогики. М., 1980.

52. Феоктистов В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики. М., 1973.

53. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми дошкольниками // Дефектология. – 1983. – № 2. – С.67.

54. Юганова И.В. Изучение типологических особенностей детей с нарушением зрения и интеллекта // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: тезисы докладов. М., 1990.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.013 с.)