Тема 3.15. Пропедевтика детей с нарушениями зрения к обучению в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.15. Пропедевтика детей с нарушениями зрения к обучению в школе



Готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе. Необходимость подготовки детей к школе в условиях ДОУ. Роль УВК для детей с нарушениями зрительного восприятия. Взаимодействие специалистов по подготовке детей к обучению в школе. Работа с родителями по перспективам обучения в школе ребенка с нарушениями зрения.

Преемственность в работе специализированного ДОУ и специальной школы. Возможности обучения детей с нарушениями зрительного восприятия в условиях массовой школы. Создание классов «охраны и развития зрения».

5.2. Аннотация лекционного курса дисциплины

Раздел (тема) дисциплины Тема и краткое содержание лекционного занятия Трудо-емкостьчас./ЗЕ
Раздел 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха Лекция 1. Тема 2.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики   Дошкольная сурдопедагогика — составная часть сурдопедагогики. Роль ранней коррекции для развития детей с нарушениями слуха. Предмет дошкольной сурдопедагогики: процессы развития, воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Задачи дошкольной сурдопедагогики: определение условий организации, содержания и методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами: медицинскими, психологическими, педагогическими, лингвистическими.    
  Лекция 2. Тема 2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста Причины нарушений слуха. Формы нарушений слуховой функции. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Диагностика нарушений слуха у детей. Объективные методы исследования слуха. Субъективные методы исследования слуха. Педагогическая диагностика нарушений слуха у детей дошкольного возраста.    
  Лекция 3 Тема 2.5. Воспитание в семье детей с нарушениями слуха Из истории семейного воспитания детей с нарушениями слуха в России. Помощь родителям по организации воспитания детей с недостатками слуха в семье. Организация и содержание работы в семье с детьми младенческого и раннего возраста. Значимость раннего начала коррекционной работы. Раннее слухопротезирование детей с нарушенным слухом.  
  Лекция 4 Тема 2.6. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха Организация коррекционно-педагогической помощи детям с нарушенным слухом в детских сады компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей, детских садах комбинированного вида, детских садах (группах) общеразвивающего вида, дошкольных группах, отделениях в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей., образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа–детский сад”. Организация групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха. Педагогическая помощь детям с нарушениями слуха в сурдологических центрах и кабинетах, в центрах реабилитации слуха и речи.  
  Лекция 5 Тема 2.7. Интеграция детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения Типы западных моделей интеграции детей: физическая, функциональная, социальная. Из истории интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательные дошкольные и школьные учреждения в России и за рубежом. Цели интеграции детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Формы интегрированного воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха. Условия полноценной интеграции детей с нарушенным слухом в среду слышащих детей.  
  Лекция 6 Тема 2.13. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников. Основные направления работы по развитию речи. Развитие языковой способности у детей с нарушениями слуха. Формирование различных форм речи: устной, письменной, дактильной. Формирование словаря, активизация усвоенного речевого материала в различных коммуникативных ситуациях. Развитие разговорной и описательно-повествовательной речи на разных этапах обучения. Обучение чтению.  
  Лекция 7 Тема 2.14. Развитие слухового восприятия и обучение произношению Задачи развития слухового восприятия. Содержание и методы развития слухового восприятия. Развитие неречевого и речевого слуха. Этапы развития слухового восприятия Формирование произносительной стороны речи. Задачи формирования устной речи. Пути формирования произношения. Этапы формирования произношения дошкольников с нарушениями слуха. Содержание и методы формирования произношения. Роль фонетической ритмики в обучении произношению. Организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.  
  Лекция 8 Тема 2.15. Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации Результативность кохлеарной имплантации у детей до 2-3 лет. Факторы, прогностически благоприятные для слухоречевой реабилитации: наличие слухового опыта, использование ребенком предречевых вокализаций и устной речи как основного средства коммуникации, отсутствие у ребенка сопутствующих нарушений познавательной и коммуникативной сферы, наличие возможностей и желания родителей принимать участие в слухоречевой реабилитации в первые два года после имплантации, наличие у ребенка опыта систематических занятий с педагогом и родителями, наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства, возраст ребенка. Послеоперационная реабилитация маленьких детей с кохлеарными имплантами: точная настройка процессора кохлеарного импланта, слуховое, речевое и коммуникативное развитие коммуникативных навыков, слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью кохлеарного импланта, устной речи, языковой способности, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическая помощь ребенку и его близким.  
  Лекция 9 Тема 2.20. Организация обучения детей с незначительным снижением слуха Своеобразие речевого развития дошкольников с легкими периферическими нарушениями слуха. Выявление минимальных расстройств слуховой функции: выявление факторов риска по снижению слуха, непосредственное обследование слуха, изучение состояния языковых систем, обследование слухового внимания и слуховой памяти. Принципы и задачи обучения детей с минимальными расстройствами слуха. Характеристика двух подгрупп детей с минимальным снижением слуха. Этапы логокоррекционной работы с детьми, имеющими незначительное снижение слуха: подготовительный, дофонемный, фонемный, интегративный. Цикл работы «А» с детьми, имеющими стойкие незначительные нарушения слуха. Цикл работы «Б» с детьми, имеющими временные двусторонние или одностороннее незначительные нарушение слуха.  
  Лекция 10 Тема 2.22. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха Классификация звукоусиливающей аппаратуры. Индивидуальные слуховые аппараты. Типы аппаратуры коллективного пользования. Требования к использованию звукоусиливающей аппаратуры разного типа для различных организационных форм воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Специфика уточнения режима звукоусиления аппаратуры коллективного пользования, слуховых тренажеров, индивидуальных слуховых аппаратов для глухих неговорящих детей и слабослышащих детей, владеющих речью, при разных видах аудиограмм.  
  Лекция 11 Тема 2.23. Возможности использования компьютерных технологий Эволюция средств визуализации звучащей речи. Создатели приборов визуализации речи двух поколений. Характеристики приборов и устройств первого поколения. Появление средств визуализации звучащей речи второго поколения, основанных на микропроцессорах. Педагогические требования к средствам визуализации звучащей речи второго поколения. Сущностные характеристики компьютерных интерактивных технологий. Характеристика программно-аппаратного комплекса, области применения программы «Видимая речь».  
Раздел 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика)    
  Лекция 1. Тема 3.1. Предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения Тифлопедагогика как часть общей педагогики и дефектологической науки. Общие положения. Естественнонаучная основа дошкольной тифлопедагогики. Разработка основных проблем. Связь тифлопедагогики с другими отраслями знаний. Средства воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Возрастные задачи программно-методической работы с воспитанниками.  
  Лекция 2. Тема 3.3. Система образования детей с нарушениями зрения в России Характеристика уровней воспитания и обучения детей с недостатками зрительного восприятия с рождения. Становление дошкольного образования детей с нарушениями зрения. Развитие дифференцированной сети учебно-образовательных и воспитательных учреждений (детские дома, компенсирующие ДОУ, УВК и пр). Нормативная документация по организации специальных дошкольных учреждений и групп. Перспективы развития системы дошкольного воспитания и его стандартизация. Вариативные программы обучения детей с нарушениями зрения.  
  Лекция 3. Тема 3.4.Основные направления психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения Теоретические положения в обосновании направлений коррекционной работы в соответствии с уровнем психофизического развития детей с нарушениями зрения. Соотношение коррекционной работы с содержанием примерных программ по обучению детей с нарушениями зрения. Планирование коррекционной помощи в зависимости от актуального уровня развития ребенка. Направления коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, речи и общения, движений, ориентировки и др.). Формы НОД (индивидуальные, малогрупповые, фронтальные и др.). Методическое обеспечение и условия коррекционной работы с детьми.  
  Лекция 4. Тема 3.5. Содержание и направления лечебно-восстановительной и оздоровительной работы с детьми с нарушениями зрения Функциональная деятельность офтальмолога и других специалистов, осуществляющих вместе с ним процесс восстановления и оздоровления деятельности зрительного аппарата. Этапы лечения функциональных нарушений зрения и их учёт в коррекционно-педагогической работе с детьми. Офтальмо-гигиенические рекомендации. Характеристика направлений коррекционно-педагогической работы в соответствии с программно-образовательным содержанием деятельности ДОУ и УВК.  
  Лекция 5. Тема 3.6. Функции специалистов в ДОУ и УВК III, IV вида Профессиональные обязанности тифлопедагога в ДОУ и УВК Ведение документации. Формы работы. Взаимосвязь деятельности тифлопедагога и воспитателя в коррекционно-педагогической работе с детьми. Сотрудничество специалистов с родителями детей с нарушениями зрения с целью использования коррекционной работы в условиях семьи.  
  Лекция 6. Тема 3.8. Формирование представлений об окружающем мире и полисенсорное развитие детей с нарушением зрения Значение формирования представлений об окружающей действительности для умственного развития детей. Развитие анализаторной системы. Условия для полисенсорного развития детей в разных видах деятельности. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов и объектов и их познание с учетом зрительных возможностей детей. Формирование фазовости образов и представлений об окружающем. Организация наблюдений. Формирование мыслительных операций. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в сенсорном развитии детей.  
  Лекция 7. Тема 3.10. Развитие общения и средств коммуникативной деятельности Значение общения и развития речи для психического развития детей с дефектами зрения. Соотношение вербальных и невербальных средств речи у детей при общении. Содержание и организация коррекционной работы по устранению речевых нарушений и трудностей общения. Изучение состояния развития речи. Речевая карта для детей с нарушениями зрения. Профилактика возникновения речевых расстройств. Варианты программ по развитию речи и средств общения. Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе с детьми. Пропедевтика к обучению грамоте. Роль родителей в развитии общения и речи у детей.  
  Лекция 8. Тема 3.15. Пропедевтика детей с нарушениями зрения к обучению в школе Готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе. Необходимость подготовки детей к школе в условиях ДОУ. Взаимодействие специалистов по подготовке детей к обучению в школе. Работа с родителями по перспективам обучения в школе ребенка с нарушениями зрения. Преемственность в работе специализированного ДОУ и специальной школы. Возможности обучения детей с нарушениями зрительного восприятия в условиях массовой школы. Создание классов «охраны и развития зрения».  
  Итого:  

 

Содержание семинарских и практических занятий

Раздел 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)

Семинар № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.205.186 (0.005 с.)