Готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе. Необходимость подготовки детей к школе в условиях ДОУ. Роль УВК для детей с нарушениями зрительного восприятия. Взаимодействие специалистов по подготовке детей к обучению в школе. Работа с родителями по перспективам обучения в школе ребенка с нарушениями зрения.
Преемственность в работе специализированного ДОУ и специальной школы. Возможности обучения детей с нарушениями зрительного восприятия в условиях массовой школы. Создание классов «охраны и развития зрения».
Раздел (тема) дисциплины
| Тема и краткое содержание лекционного занятия
| Трудо-емкостьчас./ЗЕ
|
Раздел 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
| Лекция 1.
Тема 2.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
Дошкольная сурдопедагогика — составная часть сурдопедагогики. Роль ранней коррекции для развития детей с нарушениями слуха. Предмет дошкольной сурдопедагогики: процессы развития, воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Задачи дошкольной сурдопедагогики: определение условий организации, содержания и методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.
Связь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами: медицинскими, психологическими, педагогическими, лингвистическими.
|
|
| Лекция 2.
Тема 2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста
Причины нарушений слуха. Формы нарушений слуховой функции. Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Диагностика нарушений слуха у детей. Объективные методы исследования слуха. Субъективные методы исследования слуха. Педагогическая диагностика нарушений слуха у детей дошкольного возраста.
|
|
| Лекция 3
Тема 2.5. Воспитание в семье детей с нарушениями слуха
Из истории семейного воспитания детей с нарушениями слуха в России. Помощь родителям по организации воспитания детей с недостатками слуха в семье. Организация и содержание работы в семье с детьми младенческого и раннего возраста. Значимость раннего начала коррекционной работы. Раннее слухопротезирование детей с нарушенным слухом.
|
|
| Лекция 4
Тема 2.6. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
Организация коррекционно-педагогической помощи детям с нарушенным слухом в детских сады компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей, детских садах комбинированного вида, детских садах (группах) общеразвивающего вида, дошкольных группах, отделениях в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей., образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа–детский сад”. Организация групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха. Педагогическая помощь детям с нарушениями слуха в сурдологических центрах и кабинетах, в центрах реабилитации слуха и речи.
|
|
| Лекция 5
Тема 2.7. Интеграция детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения
Типы западных моделей интеграции детей: физическая, функциональная, социальная. Из истории интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательные дошкольные и школьные учреждения в России и за рубежом. Цели интеграции детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Формы интегрированного воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха. Условия полноценной интеграции детей с нарушенным слухом в среду слышащих детей.
|
|
| Лекция 6
Тема 2.13. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников. Основные направления работы по развитию речи. Развитие языковой способности у детей с нарушениями слуха. Формирование различных форм речи: устной, письменной, дактильной. Формирование словаря, активизация усвоенного речевого материала в различных коммуникативных ситуациях. Развитие разговорной и описательно-повествовательной речи на разных этапах обучения. Обучение чтению.
|
|
| Лекция 7
Тема 2.14. Развитие слухового восприятия и обучение произношению
Задачи развития слухового восприятия. Содержание и методы развития слухового восприятия. Развитие неречевого и речевого слуха. Этапы развития слухового восприятия
Формирование произносительной стороны речи. Задачи формирования устной речи. Пути формирования произношения. Этапы формирования произношения дошкольников с нарушениями слуха. Содержание и методы формирования произношения. Роль фонетической ритмики в обучении произношению.
Организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
|
|
| Лекция 8
Тема 2.15. Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации
Результативность кохлеарной имплантации у детей до 2-3 лет. Факторы, прогностически благоприятные для слухоречевой реабилитации: наличие слухового опыта, использование ребенком предречевых вокализаций и устной речи как основного средства коммуникации, отсутствие у ребенка сопутствующих нарушений познавательной и коммуникативной сферы, наличие возможностей и желания родителей принимать участие в слухоречевой реабилитации в первые два года после имплантации, наличие у ребенка опыта систематических занятий с педагогом и родителями, наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства, возраст ребенка. Послеоперационная реабилитация маленьких детей с кохлеарными имплантами: точная настройка процессора кохлеарного импланта, слуховое, речевое и коммуникативное развитие коммуникативных навыков, слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью кохлеарного импланта, устной речи, языковой способности, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическая помощь ребенку и его близким.
|
|
| Лекция 9
Тема 2.20. Организация обучения детей с незначительным снижением слуха
Своеобразие речевого развития дошкольников с легкими периферическими нарушениями слуха. Выявление минимальных расстройств слуховой функции: выявление факторов риска по снижению слуха, непосредственное обследование слуха, изучение состояния языковых систем, обследование слухового внимания и слуховой памяти. Принципы и задачи обучения детей с минимальными расстройствами слуха. Характеристика двух подгрупп детей с минимальным снижением слуха. Этапы логокоррекционной работы с детьми, имеющими незначительное снижение слуха: подготовительный, дофонемный, фонемный, интегративный. Цикл работы «А» с детьми, имеющими стойкие незначительные нарушения слуха. Цикл работы «Б» с детьми, имеющими временные двусторонние или одностороннее незначительные нарушение слуха.
|
|
| Лекция 10
Тема 2.22. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха
Классификация звукоусиливающей аппаратуры. Индивидуальные слуховые аппараты. Типы аппаратуры коллективного пользования. Требования к использованию звукоусиливающей аппаратуры разного типа для различных организационных форм воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Специфика уточнения режима звукоусиления аппаратуры коллективного пользования, слуховых тренажеров, индивидуальных слуховых аппаратов для глухих неговорящих детей и слабослышащих детей, владеющих речью, при разных видах аудиограмм.
|
|
| Лекция 11
Тема 2.23. Возможности использования компьютерных технологий
Эволюция средств визуализации звучащей речи. Создатели приборов визуализации речи двух поколений. Характеристики приборов и устройств первого поколения. Появление средств визуализации звучащей речи второго поколения, основанных на микропроцессорах. Педагогические требования к средствам визуализации звучащей речи второго поколения. Сущностные характеристики компьютерных интерактивных технологий. Характеристика программно-аппаратного комплекса, области применения программы «Видимая речь».
|
|
Раздел 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика)
| |
|
| Лекция 1.
Тема 3.1. Предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения
Тифлопедагогика как часть общей педагогики и дефектологической науки. Общие положения. Естественнонаучная основа дошкольной тифлопедагогики. Разработка основных проблем. Связь тифлопедагогики с другими отраслями знаний.
Средства воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Возрастные задачи программно-методической работы с воспитанниками.
|
|
| Лекция 2.
Тема 3.3. Система образования детей с нарушениями зрения в России
Характеристика уровней воспитания и обучения детей с недостатками зрительного восприятия с рождения. Становление дошкольного образования детей с нарушениями зрения. Развитие дифференцированной сети учебно-образовательных и воспитательных учреждений (детские дома, компенсирующие ДОУ, УВК и пр). Нормативная документация по организации специальных дошкольных учреждений и групп. Перспективы развития системы дошкольного воспитания и его стандартизация.
Вариативные программы обучения детей с нарушениями зрения.
|
|
| Лекция 3.
Тема 3.4.Основные направления психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Теоретические положения в обосновании направлений коррекционной работы в соответствии с уровнем психофизического развития детей с нарушениями зрения. Соотношение коррекционной работы с содержанием примерных программ по обучению детей с нарушениями зрения. Планирование коррекционной помощи в зависимости от актуального уровня развития ребенка. Направления коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, речи и общения, движений, ориентировки и др.). Формы НОД (индивидуальные, малогрупповые, фронтальные и др.). Методическое обеспечение и условия коррекционной работы с детьми.
|
|
| Лекция 4.
Тема 3.5. Содержание и направления лечебно-восстановительной и оздоровительной работы с детьми с нарушениями зрения
Функциональная деятельность офтальмолога и других специалистов, осуществляющих вместе с ним процесс восстановления и оздоровления деятельности зрительного аппарата. Этапы лечения функциональных нарушений зрения и их учёт в коррекционно-педагогической работе с детьми. Офтальмо-гигиенические рекомендации.
Характеристика направлений коррекционно-педагогической работы в соответствии с программно-образовательным содержанием деятельности ДОУ и УВК.
|
|
| Лекция 5.
Тема 3.6. Функции специалистов в ДОУ и УВК III, IV вида
Профессиональные обязанности тифлопедагога в ДОУ и УВК Ведение документации. Формы работы. Взаимосвязь деятельности тифлопедагога и воспитателя в коррекционно-педагогической работе с детьми. Сотрудничество специалистов с родителями детей с нарушениями зрения с целью использования коррекционной работы в условиях семьи.
|
|
| Лекция 6.
Тема 3.8. Формирование представлений об окружающем мире и полисенсорное развитие детей с нарушением зрения
Значение формирования представлений об окружающей действительности для умственного развития детей. Развитие анализаторной системы.
Условия для полисенсорного развития детей в разных видах деятельности. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов и объектов и их познание с учетом зрительных возможностей детей.
Формирование фазовости образов и представлений об окружающем. Организация наблюдений. Формирование мыслительных операций. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в сенсорном развитии детей.
|
|
| Лекция 7.
Тема 3.10. Развитие общения и средств коммуникативной деятельности
Значение общения и развития речи для психического развития детей с дефектами зрения.
Соотношение вербальных и невербальных средств речи у детей при общении. Содержание и организация коррекционной работы по устранению речевых нарушений и трудностей общения. Изучение состояния развития речи. Речевая карта для детей с нарушениями зрения. Профилактика возникновения речевых расстройств.
Варианты программ по развитию речи и средств общения. Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе с детьми. Пропедевтика к обучению грамоте. Роль родителей в развитии общения и речи у детей.
|
|
| Лекция 8.
Тема 3.15. Пропедевтика детей с нарушениями зрения к обучению в школе
Готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе. Необходимость подготовки детей к школе в условиях ДОУ. Взаимодействие специалистов по подготовке детей к обучению в школе. Работа с родителями по перспективам обучения в школе ребенка с нарушениями зрения.
Преемственность в работе специализированного ДОУ и специальной школы. Возможности обучения детей с нарушениями зрительного восприятия в условиях массовой школы. Создание классов «охраны и развития зрения».
|
|
| Итого:
|
|