Тема 3.1. Предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.1. Предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения



Цель и задачи изучения темы:

1. Продолжать знакомиться с предметом, задачами, методами тифлопедагогики как части дефектологической науки

2. Формировать представление о принципах воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

3. Раскрыть методы и подходы коррекционно-развивающей работы в ДОУ для детей с нарушениями зрения

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопроса № 1 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1-2, тема 3.1., раздел 3)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Предмет, задачи и методы тифлопедагогики как части общей педагогики и дефектологической науки

2. Общие и специальные принципы коррекционной педагогики и их интерпретация по отношению к воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

3. Современные методы (наглядный, словесный, комбинированный) коррекционной психолого-педагогической работы в условиях ДОУ для детей с нарушениями зрения

4. Современные подходы (индивидуальный, дифференцированный) к организации коррекционной психолого-педагогической работы в условиях ДОУ

Базовый учебник:

1.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Григорьева Л.П., Блинникова И.В. Создание развивающей среды для детей с глубокими сенсорно-перцептивными нарушениями // Дефектология. – 2005. – № 5. – С.65-75.

2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006. С. 6-25.

3. Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1973. – № 4. – С.8; № 6 – С.8.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995. С. 53-65.

5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. М., 2004.

6. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001. С.135-141.

7. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. С. 279-280.

 

Семинар № 2

Тема 3.3. Система образования детей с нарушениями зрения в России.

Цель и задачи изучения темы:

1. Формировать представление о дифференцированной сети учреждений для детей с нарушениями зрения и специфике содержания образования в них

2. Охарактеризовать программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения)

3. Определять специфику вариативных программ обучения детей с нарушениями зрения

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопросов № 3, 4 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 3.3, раздел 3)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Развитие дифференцированной сети учебно-образовательных и воспитательных учреждений для дошкольников с нарушениями зрения

2. Ступени образования детей с нарушениями зрения в специальных школах (начальная, средняя школа, старшие классы, профессионально-трудовая ориентация) и специфика его содержания

3. Характеристика программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения)

4. Вариативные программы обучения детей с нарушениями зрения

Базовый учебник:

1.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

2. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001. С.131-135.

3. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. С. 286-293.

 

Семинар № 3

Тема 3.4. Основные направления и содержание коррекционной психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с теоретическими положениями, обосновывающими направления коррекционной работы в зависимости от уровня психофизического развития детей с нарушениями зрения

2. Формировать представление о направлениях и формах проведения коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

3. Раскрыть методики выявления нарушений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения

4. Определять условий для образования детей с нарушениями зрения

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопроса № 1 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 3.4, раздел 3)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Теоретические положения в обосновании направлений коррекционной работы в соответствии с уровнем психофизического развития детей с нарушениями зрения

2. Выявление нарушений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения. Особенности усвоения знаний и навыков детьми с нарушениями зрения

3. Направления коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, речи и общения, движений, ориентировки и др.). Соотношение коррекционной работы с содержанием примерных программ по обучению детей с нарушениями зрения

4. Создание благоприятных условий для образования детей

5. Формы занятий с детьми с нарушением зрения (индивидуальная, подгрупповая)

Базовый учебник:

1.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006. С. 25-37, 43-66, 74-94, 106-118.

2. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001. С.141-154.

 

Семинар № 4

Тема 3.5. Содержание и направления лечебно-восстановительной и оздоровительной работы с детьми с нарушениями зрения

Цель и з адачи изучения темы:

1. Знакомиться с функциональной деятельностью офтальмолога и медсестры-ортоптистки

2. Формировать представление об этапах лечения функциональных нарушений зрения и их учёт в коррекционно-педагогической работе с детьми.

3. Раскрыть особенности устройства и функции тифлоприборов, предназначенных для лечебно–восстановительной работы в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией

4. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждение вопросов № 1, 3 предполагает проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1, 2, тема 3.5, раздел 3)

Вопросы подготовки к семинару:

1. Функциональная деятельность офтальмолога и других специалистов, осуществляющих вместе с ним процесс восстановления и оздоровления деятельности зрительного аппарата

2. Этапы лечения функциональных нарушений зрения. Офтальмо-гигиенические рекомендации

3. Устройство и функции тифлоприборов, предназначенных для лечебно–восстановительной работы в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией

4. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения

Базовый учебник:

1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007.

Т. 1: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

Т. 2: Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3: Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. 400 с.

3. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006. С. 94-106.

2. Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1973. – № 4. – С.8; № 6 – С.8.

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995. С. 65-74.

4. Работа в учреждениях для детей с нарушением зрения. Сост. Святковская Т.Я. Самара, 1996. С. 25-35.

5. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001. С.154-156.

6. Толстова В.А., Дубовская Л.А., Татаринов С.А. Электроэнцефалограмма детей с нарушенным зрением в процессе плеоптического и ортоптического лечения // Дефектология. – 1991. – № 3. – С.20.

 

Семинар № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.095 с.)