Тема 3.4. Основные направления психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Цель: учиться проводить психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения; учиться применять методики диагностики ориентированности в окружающем мире, познавательной деятельности, зрительного восприятия, готовности к обучению пространственной ориентировке.
Методические рекомендации: до проведения лабораторной работы № 3 студенты готовят протоколы и стимульный материал
Содержание: лабораторное занятие проводится базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего (IV) вида, студенты проводят обследование
– ориентированности в окружающем мире
– познавательной деятельности (исследование осязательного восприятия, слухового восприятия, общей моторики, внимания, памяти, мышления, общения)
– зрительного восприятия (исследование восприятия цвета, размера, восприятия и воспроизведения сложной формы, зрительного внимания, восприятия сюжетных изображений)
– уровня готовности к обучению пространственной ориентировке (исследование готовности сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира, сформированности представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство, умения ориентироваться на собственном теле и его микропространстве, состояния общей моторики и сформированности правильной позы, походки, сформированности представлений об окружающем пространстве) и составляют психолого-педагогическую диагностику по схеме, предложенной В.А. Феоктистовой.
Результаты лабораторной работы: заполненные протоколы, психолого-педагогическая характеристика ребенка с нарушением зрения
Учебно-методическая литература:
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб., 1995.
Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:
1. Лекционные занятия:
2. Семинарские занятия:
3. Практические занятия:
4. Лабораторные занятия:
5. Самостоятельная работа студентов:
Занятия лекционного типа составляют ___ % от аудиторных занятий.
Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют ___ % от аудиторных занятий.
7. Структура и график выполнения самостоятельной работы студентов
СРС обеспечивает более глубокое усвоение изучаемого курса и способствует формированию компетенций (шифр) в соответствии с компетентностной моделью выпускника.
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела
| Наименование
раздела
дисциплины
| Виды самостоятельной работы
(ак. час. / зач. ед.)
| Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
| | Обязательная СРС
| Дополнительная СРС
| | Проработка конспекта лекций
| Подготовка к СЗ
| Подготовка к ПЗ
| Подготовка к ЛР
| Подготовка к тестированию
| Составление
глоссария
| Подготовка доклада
| Составление таблицы
| Подготовка реферата
| Составление аннотации лит. источника
| Конспектирова-ние литературы
| Составление презентации
| Создание
видеоролика
| Разработка консультации
| |
|
| | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
| | |
|
| | | | | | | | |
|
|
|
|
|
| | | | Итого:
| | | | | | | | |
| | | | 7/0,19
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 7.2. План-график самостоятельной работы студентов
Раздел
дисциплины
| Виды СРС
| Вид
| Сроки
(недели семестра)
| Форма
контроля
| обязат.
| дополн.
| порог.
| повыш.
| 2.Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)
| Тема 2.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
№ 1. Составление блок-схемы
№ 2. Проработка учебной литературы
|
+
|
+
|
| 2 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 2.2. История дошкольной сурдопедагогики
№ 1. Аннотирование научно-методических работ
|
+
|
|
| 2 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста
№ 1. Работа с тестовыми заданиями
|
|
+
|
| 3 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 2.4. Отбор в дошкольные учреждения детей с нарушениями слуха
№ 1.Составление пакета диагностических методик
|
+
|
|
| 4 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 2.5. Воспитание в семье детей с нарушениями слуха
№ 1. Составление карты–конспекта
№ 2. Составление карты–конспекта
№ 3. Проработка научной литературы
|
+
|
+
|
+
| 1 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 2.6. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
№ 1. Конспектирование научной литературы
№ 2. Проработка научной литературы
|
+
|
+
|
| 1 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 2.7. Интеграция детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Проработка научной литературы
|
+
|
|
+
| 2 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 2.8. Задачи и принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха
№ 1.Составление блок-схемы
|
+
|
|
| 3 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 2.9. Технология и методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха
№ 1. Составление блок-схемы
№ 2. Составление конспекта занятия
|
+
+
|
|
| 3 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 2.10. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога
№ 1. Составление блок-схемы
№ 2. Проработка научно-методической литературы
|
+
|
+
|
| 4 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 2.11. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха
Задание № 1. Составление карты-конспекта
|
+
|
|
| 1 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.12. Формирование различных видов деятельности дошкольников с нарушениями слуха
№ 1. Анализ занятия по обучению сюжетно-ролевой игре
№ 2. Составление конспекта занятия по обучению сюжетно-ролевой игре
|
+
+
|
|
| 1 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.13. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Проработка научной-исследовательской литературы, составление аннотаций статей, «матрицы идей»
|
+
|
|
+
| 2 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.14. Развитие слухового восприятия и обучение произношению
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Проработка научной-исследовательской литературы, составление аннотаций статей, «матрицы идей»
|
+
|
|
+
| 3 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.15. Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации
№ 1. Проработка учебной и научно-методической литературы
|
+
|
|
| 3 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.16. Умственное развитие детей с нарушениями слуха
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление картотеки
|
+
|
+
|
| 4 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.17. Социально-личностное развитие детей с нарушениями слуха
№ 1. Проработка учебного материала по конспекту лекций
№ 2. Проработка научно-методических работ
|
+
|
|
+
| 4 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 2.18. Эстетическое воспитание детей с нарушениями слуха
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление карты-конспекта
|
+
+
|
|
| 1 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 2.19. Особенности работы в группах для детей со сложным дефектом
№ 1. Составление психолого-педагогической характеристики глухого/слабослышащего ребенка со сложным дефектом
|
+
|
|
| 1 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 2.20. Организация обучения детей с незначительным снижением слуха
№ 1. Разработка пакета диагностических методик
|
|
|
+
| 2 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 2.21. Подготовка к школе детей с нарушениями слуха
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Разработка пакета диагностических методик
№ 3. Составление картотеки
|
+
+
|
+
|
| 3 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 2.22. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха
№ 1. Составление терминологического словаря
|
+
|
|
| 3 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 2.23. Возможности использования компьютерных технологий
№ 1. Проработка учебного материала по конспекту лекций
№ 2. Составление терминологического словаря
№ 3. Составление карты-конспекта
|
+
+
|
+
|
| 4 неделя мая
| тестирование
| Раздел 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика)
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.1. Предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения
№ 1. Составление блок-схемы
№ 2. Проработка учебной литературы
|
+
|
+
|
| 2 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 3.2. Исторический аспект развития тифлопедагогики в России и за рубежом
№ 1. Проработка учебной литературы
|
|
|
+
| 3 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 3.3. Система образования детей с нарушениями зрения в России
№ 1. Анализ вариативных программ обучения детей с нарушениями зрения
|
+
|
|
| 4 неделя февраля
| тестирование
|
| Тема 3.4. Основные направления психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
№ 1. Составление пакета научно-методической документации
№ 2. Составление диагностического пакета
|
+
|
+
|
| 1 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 3.5. Содержание и направления лечебно-восстановительной и оздоровительной работы с детьми с нарушениями зрения
№ 1. Составление пакета научно-методической документации
№ 2. Составление карты-конспекта
|
+
|
+
|
| 2 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 3.6. Функции специалистов в ДОУ и УВК III, IV вида
№ 1. Составление пакета научно-методической документации
№ 2. Проработка научной литературы
|
+
|
+
|
| 3 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 3.7. Требования к подбору и оформлению наглядно-дидактического материала, оптических и тифлотехнических средств к занятиям с детьми
№ 1. Составление блок-схемы
№ 2. Составление картотеки дидактического материала
№ 3. Конспектирование статьи
|
+
+
|
+
|
| 4 неделя марта
| тестирование
|
| Тема 3.8. Формирование представлений об окружающем мире и полисенсорное развитие детей с нарушением зрения
№ 1. Проработка научной литературы
|
|
|
+
| 1 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 3.9. Развитие движений и моторики у детей с нарушениями зрения
№ 1. Проработка научной литературы
№ 2. Составление комплекса упражнений по ЛФК
№ 3. Аннотирование научно-методических работ
|
+
|
+
|
+
| 2 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 3.10. Развитие общения и средств коммуникативной деятельности
№ 1. Проработка научной литературы
|
+
|
|
| 3 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 3.11. Формирование игровых действий и игровой деятельности
№ 1. Составление картотеки
|
+
|
|
|
| тестирование
|
| Тема 3.12. Эстетическое развитие и нравственное воспитание детей с нарушениями зрения
№ 1. Оформление дидактического материала
№ 2. Составление диагностического пакета
№3. Создание иллюстративного альбома для обучения предметному рисованию детей с нарушениями зрения
|
+
|
+
|
+
| 4 неделя апреля
| тестирование
|
| Тема 3.13. Воспитание детей раннего возраста с нарушениями зрения
№ 1. Составление рекомендаций для родителей и картотеки упражнений и игр
№ 2. Составление картотеки упражнений
|
+
|
+
|
| 1 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 3.14. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения с осложненной структурой психофизического развития
№ 1. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушениями зрения с осложненной структурой психофизического развития
|
|
+
|
| 2 неделя мая
| тестирование
|
| Тема 3.15. Пропедевтика детей с нарушениями зрения к обучению в школе
№ 1. Разработка дидактического материала
|
+
|
|
| 3 неделя мая
| тестирование
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание СРС
Раздел 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)
Тема 2.1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
Задание № 1. Составление блок-схемы
Задачи изучения темы: учиться систематизировать пройденный в рамках лекционных занятий учебный материал, оформлять его в виде блок-схемы
Содержание: студенты по лекционным материалам выделяют блоки научных дисциплин и входящие в них дисциплины, с которыми взаимосвязана дошкольная сурдопедагогика, оформляют ответ в виде блок–схемы.
Литература:
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001.
Задание № 2. Проработка учебной литературы
Задачи изучения темы: знакомиться с методами дошкольной сурдопедагогики как самостоятельной науки, учиться их анализировать и систематизировать в зависимости от цели применения.
Содержание: студенты прорабатывают учебную литературу, определяют, какие методы дошкольной сурдопедагогики как науки могут быть использованы для а) анализа занятия после посещения его в детском саду для глухих и слабослышащих детей; б) написания курсовой работы по дошкольной сурдопедагогике. Ответ аргументируется с помощью выписки из характеристики метода.
Литература:
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001.
|