Медицинская этика, определение, аспекты, исторические этапы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская этика, определение, аспекты, исторические этапы.



Этика ― учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Латинское слово ethica, греческое ethos (обычай) ― учение о нравственности, т.е. система непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначении морали. При определении этики употребляются слова «нравственность» и «мораль».

Термин «этика» был предложен Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который считал «цель этики ― не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку…».

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным следует считать принцип гуманизма.

Гуманизм ― это воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Термин «гуманизм» возник в эпоху Возрождения, а идея гуманности (человеколюбие) формируется в середине первого тысячелетия до н. э. и встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI–IV вв. до н. э. В этот период врачи Древней Греции давали этическое обязательство ― «Клятву» Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). У Гиппократа идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости...». К проявлениям гуманизма этики Гиппократа относятся заповеди о врачебной тайне и о ценности любой человеческой жизни.

Идея гуманности заложена в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Таким образом, медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выполнять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

Основа и содержание принципа медицинского гуманизма в современных условиях раскрывается через этическое отношение врача, каждого медицинского работника к боли, страданиям, болезням и здоровью человека, к открытости, незащищенности в условиях врачевания внутреннего мира, частной жизни пациента.

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие медицину на протяжении всей ее истории. Медицинская этика существует в нескольких формах или моделях.

Модель Гиппократа и принцип «не навреди».

Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом. В «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов ― «не навреди». В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия.

Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. Несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня в том или ином этическом документе.

Примером документа, созданного на основе «модели Гиппократа» служит «Клятва врача Республики Беларусь».

Формы вреда со стороны врача:

― вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

― вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью;

― вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

― вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Таким образом, принцип «не навреди» нужно понимать, что вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и минимальным.

Модель Парацельса и принцип «делай добро» ― модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493–1541). Этот принцип является расширением и продолжением предыдущего принципа.

Принципы Парацельса: «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача ― в его сердце, работа его должна освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства ― любовь».

В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм («pater» — латинское понятие «отец») ― эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — это организованное осуществление добра.

Принцип «делай добро» может передаваться с помощью таких слов, как «милосердие», «благотворительность», «благодеяние».

Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».

Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая модель».

Термин «деонтология» (от греч. deontos — должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики — врачебную этику.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:

― «хирургия для больных, а не больные для хирургии»;

― «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;

― «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;

― «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;

― «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

С точки зрения Н.Н.Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции».

Принцип «соблюдения долга» — основной для деонтологической модели. «Соблюдать долг» — это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы сформулированных правил поведения разработаны для каждой медицинской специальности.

Этические комитеты (комиссии) ― разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.

Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

 

59. Роль Гомельского государственного медицинского университета в развитии науки и подготовке медицинских кадров.

История высшего медицинского образования на Гомельщине началась с создания нового высшего медицинского учебного заведения. Гомельский государственный медицинский университет начал свое существование 1 ноября 1990 года. Создание вуза было обусловлено острой потребностью в медицинских кадрах в Гомельской и Могилевской областях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, а также необходимостью проведения научных исследований по изучению медицинских последствий Чернобыльской катастрофы и поиску путей их преодоления. Первым ректором университета стал доктор медицинских наук, профессор Ю.И.Бандажевский.

Преодолевая имеющиеся трудности, как в стране, так и связанные с собственным развитием, коллектив института прилагал все возможные усилия по качественному профессиональному росту профессорско-преподавательского состава, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, наращиванию материальной базы.

Новый импульс развития институт получил с приходом к руководству профессора Жаворонка Сергея Владимировича. В 2000 году по инициативе ректора решением Министерства здравоохранения Республики Беларусь был открыт факультет подготовки специалистов для зарубежных стран. По итогам работы комиссии по аттестации и аккредитации Министерства образования Республики Беларусь в июле 2003 года институт получил новый статус и был переименован в учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет».

С 2007 года ректор университета профессор Лызиков Анатолий Николаевич.

За время существования университета создан высокопрофессиональный коллектив, способный осуществлять подготовку врачебных кадров на должном уровне, проводить научные исследования, оказывать лечебно-консультативную помощь населению.

Клиническая база университета является одной из лучших в Республике Беларусь, где применяются самые современные медицинские технологии по диагностике и лечению эндокринологических, кардиологических, иммунологических, гематологических, офтальмологических, онкологических заболеваний.

Библиотека университета располагает доступом в INTERNET, богатым книжным фондом, читальными залами с возможностью полноценной подготовки к учебному процессу.

Лечебный факультет образован вместе с созданием университета Основная специальность выпускников факультета — лечебное дело.

На лечебном факультете университета ведется подготовка врачей по специальностям:

— хирургические болезни со специализацией в абдоминальной хирургии, детской хирургии, сердечно-сосудистой хирургии, торакальной хирургии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии, стоматологии, травматологии, ортопедии, онкологии, анестезиологии-реаниматологии;

— внутренние болезни со специализацией в терапии, пульмонологии, фтизиатрии, аллергологии, инфекционных и тропических болезнях, гематологии, эндокринологии, нефрологии, невропатологии, дерматовенерологии, гериатрии, лучевой диагностике и терапии, психиатрии;

— педиатрии со специализацией врачи-педиатрии, специалисты в области детских болезней по гематологии, иммунологии, пульмонологии, кардиологии, гастроэнтерологии, невропатологии, неонатологии;

— акушерство и гинекология со специализацией акушеры-гинекологи, специалисты по медицинской генетике.

В 1996 году в университете впервые в нашей стране было открыто лечебно-диагностическое отделение для подготовки специалистов по клинической лабораторной диагностике. В ноябре 2000 года отделение было преобразовано в лечебно-диагностический факультет, который в 2001 году переименован в соответствии с новым Общегосударственным классификатором специальностей и квалификаций Республики Беларусь в медико-диагностический факультет. Подготовка студентов на факультете проводится по специальности «медико-диагностическое дело», а выпускникам присваивается квалификация «врач».

На медико-диагностическом факультете университета проводится подготовка специалистов диагностического профиля по следующим направлениям: клиническая лабораторная диагностика, функциональная диагностика, лучевая диагностика.

Медико-диагностический факультет — единственный такого рода не только в РБ, но и на просторах бывшего Советского Союза.

Медико-профилактический факультет был открыт в соответствии с приказом Министерства здравоохранения в 2001 году. Подготовка студентов на данном факультете проводится по специальности «медико-профилактическое дело», выпускникам присваивается квалификация «врач-гигиенист», они могут работать на врачебных должностях в саниатрно-профилактических учреждениях (врач-гигиенист, врач-эпидемиолог, врач-лаборант Центра гигиены и эпидемиологии, врач-валеолог Центра здоровья) и научно-исследовательских лабораториях. С 2007 года прием на данный факультет прекращен.

Факультет довузовской подготовки создан с целью углубления знаний учащейся молодежи, необходимых для успешной сдачи вступительных экзаменов в медицинские вузы, а также для формирования надежной научной познавательной базы, способствующей качественному овладению медицинскими науками.

Обучение проводится на подготовительных курсах и подготовительном (дневном) отделении. Подготовительные курсы действуют в трех формах: длительная (вечерние и заочные), работающие в течение восьми месяцев, и краткосрочные, функционирующие в течение трех недель накануне сдачи вступительных экзаменов.

Факультет подготовки специалистов для зарубежных стран готовит будущих врачей для стран Европы, Азии. На 1-6 курсах факультета обучается иностранные граждане из Ливана, Сирии, Палестины, Египта, Иордании, Непала, Пакистана, Шри-Ланки, Ирина и других стран.

На подготовительном отделении иностранные студенты в течение 10 месяцев изучают русский язык, биологию, химию, физику.

Соответствующий мировым стандартам учебный процесс обеспечивает сочетание глубоких теоретических знаний с фундаментальной практической подготовкой. Специализация способствует повышению качества подготовки, позволяет концентрировать усилия преподавателей на специфических особенностях течения заболеваний, диагностики, лечения больных. При этом учитываются присущие данному региону климатические, этнические, экономические и другие факторы воздействия на заболевания человека.

Отдел последипломного образования осуществляет подготовку научно-педагогических кадров. Подготовка происходит в следующих формах:

— обучение врачей-стажеров по педиатрии, терапии, хирургии, акушерству-гинекологии;

— обучение отечественных и зарубежных специалистов в клинической ординатуре;

— подготовка специалистов в очной и заочной аспирантуре;

— повышение квалификации врачей различных специальностей.

Гомельский государственный медицинский университет является важнейшим центром медицинской науки в Республике Беларусь.

Ученые университета принимают участие в выполнении исследований по государственным программам, социальным заказам в области фундаментальных исследований.

Гомельский государственный медицинский университет в полной мере соответствует статусу современного высшего учебного заведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.036 с.)