Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинская статистика и демография↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коми филиал ГОУ ВПО Кировской государственной медицинской академии Росздрава Кафедра “Общественное здоровье и здравоохранение ” Бабенко Л.Г. Медицинская статистика и демография Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям для студентов медицинских вузов Сыктывкар, 2009 УДК 614.2:614.256.29 Б12
Печатается по разрешению методического совета Коми филиала Кировской государственной медицинской академии от 27 января 2009 г. протокол№ 54
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям для студентов медицинских вузов: Медицинская статистика и демография / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2008 г., 56 стр.
Рецензент: Овечкин А.О. кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой внутренних болезней № 1 Коми филиала Кировской государственной медицинской академии.
В пособии изложены алгоритмы подготовки студентов по темам практических занятий (порядок работы с методическими пособиями, литературными источниками, подготовка ответов на поставленные вопросы по овладению практическими навыками, проведение самоконтроля знаний) как внеаудиторно, так и аудиторно под руководством преподавателя.
Регистрационное свидетельство № 18885 от 23 03 2010г. номер государственной регистрации 0321000522. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП “Инфорегистр”
Оглавление
Раздел I. Введение
Каждое мгновение во времени и пространстве происходят множество явлений и событий, которые можно констатировать как факты. Факт только тогда становиться объективным явлением, когда он подтверждается реальностью. Реальность это то, что мы можем ощутить с помощью наших органов чувств и при этом измерить величину, размеры состоявшихся фактов. Для измерения размеров фактических (реальных) событий применяют разнообразные научно-практические методы, позволяющие выявить и зафиксировать характерные черты состоявшегося события. Человечество накопило неисчерпаемый багаж знаний, пройдя путь от эмпирического восприятия происходящих изменений в окружающей среде до глубоко научного познания бытия. Было установлено, что полученная не достоверная информация не может быть отвергнута, ибо она указывает на необходимость поиска новых путей, методов и методик изучения истины. Критерий достоверности с позиций статистики в сфере практического здравоохранения принимает значение доказательности. Лечебно-диагностический процесс, т.е. воздействие на внутреннюю среду организма человека не может осуществляться по наитию. Основой методологии изучения сути фактов, явлений, событий является наука – статистика. Научный подход к изучению характерных особенностей происходящих во внешней и внутренней среде основывается на статистических методах исследования внешней и внутренних сред, а в практическом здравоохранении на изучение медико-биологической среды, факторов влияющих на нее и процессов происходящих в ней. Аксиомой является то, что любые действия доктора по отношению к пациенту не имеющие под собой глубокого научного обоснования являются и чем иным как шарлатанством. Изучаемый на 4 курсе предмет “Медицинская демография и статистика” позволяют еще во время обучения в высшем медицинском учебном заведении выработать у студента стиль взаимодействия “пациент-доктор” с первого взгляда обоих друг на друга. Реально это взаимодействие с позиций доктора воплощается в соблюдении определенного ритуала базирующегося на алгоритме, имеющем несколько этапов. Все начинается с применения вербального и графического методов статистического исследования. Во время изучения дисциплины “Пропедевтика” студенты изучают тему, посвященную: - сбору жалоб предъявляемых пациентом, - истории развития заболевания, - объективные данные о состоянии органов, систем организма, - объективные данные, характеризующие “место болезни”, - историю жизни пациента, - динамическому наблюдению за объективными данными о состоянии органов, систем организма и “места болезни”, - назначению диагностических методов исследования внутренней среды организма пациента, их оценке и интерпретации, - моделированию «болезни”, - принятию управленческих решений о коррекции, каких-либо функциональных и патологических изменений со стороны внутренней среды организма пациента, их оценке и интерпретации,
- прогнозированию исхода болезни, - принятию решения о необходимости взятия данного пациента на диспансерный учет и т.д. При внимательном изучение выше перечисленных этапов оценки состояния здоровья пациента возникает ассоциативное ощущение о не ком подобии планомерного совершения профессиональных действий со стороны врача. Если попытаться эти действия доктора в порядке их совершения типизировать с существующими теоретическими знаниями о познании сути явлений, событий и фактов, то мы не примерно обратимся к такой науке как «Статистика”, точней к одному из ее частей «Медицинская статистика”. В частности медицинская статистика уделяет особое внимание такому разделу как статистическое исследование. При изучении этой и других тем, включенным в общеобразовательный стандарт врача, по вопросам медицинской статистики станет понятным, что алгоритм профессиональных действий доктора полностью основан обработке полученной от пациента количественно-качественной информации для постановки диагноза и разработки плана лечебно-оздоровительных мероприятий. Раздел II. Алгоритм действий студентов при внеаудиторной подготовке к практическим занятиям 2.1. Порядок внеаудиторной подготовки к практическим занятиям До начала усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками по каждой теме практического занятия необходимо ознакомиться с настоящими учебно-методическими рекомендациями. Порядок внеаудиторной подготовки к практическим занятиям предусматривает: - создание алгоритма (стереотипа) действий при усвоении информации. - усвоение теоретических знаний с использованием основной и дополнительной литературы. - подготовка конспект – схем по темам практических занятий. - приобретение практических навыков: а) решение практических (ситуационных) задач, построение графиков, таблиц и т.д. б) приобретение практических навыков – заполнение учетных форм медицинской документации. - самоконтроль знаний. При подготовке к практическим занятиям следует обратить в равной мере особое внимание: а) на последовательное соблюдение этапов целенаправленных действий по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по изучаемому на 4 курсе в 8 семестре предмету “Общественное здоровье и здравоохранение”; б) на постоянное воспроизведение (воспоминание, повторение с использованием учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, конспектов и т.д.) ранее усвоенных знаний по смежным дисциплинам.
Смежные дисциплины утверждаются Рабочей Программой по дисциплине “Общественное здоровье и здравоохранение” и представлены в таблице 1. таблица 1
При усвоении теоретических знаний и практических навыков по темам практических занятий придется повторять ранее усвоенную информацию по медицинской информатике, биологии и т.д. Графиков, таблиц. Для решения задач студент используют разработанные на кафедре задачи. Задачи располагаются в отдельно выделенном разделе в каждой теме практического занятия озаглавленного “Практические (ситуационные) задачи”. Схема письменного оформления решенных задач приведена на рисунке 3. В заглавии указывается тема практического занятия, дата его выполнения. Перечисляются № задачи ______. Приводится условие задачи _________. Полностью записывается формула, применяемая для решения данной задачи. Затем в формулу подставляются арифметические значения с поэтапным отражением получаемого результата.
В заключении делается запись в виде выводов. Если в условиях задачи требуется применение графического отражения результатов, то строятся требуемые графики, диаграммы, гистограммы и т.д. При решении задач необходимо использовать образец (рисунок 3). Решенные задачи представляются для проверке на бумаге формат А4; шрифт - 14, Times New Roman, расстояние между строками 1,5, отступ полей сверху и снизу – 2,5; справа - 1 см; слева – 3 см. Для построения таблиц использовать Microsoft Excel, диаграмм – “Мастер диаграмм”. При нарушении выше изложенных требований, выполненное самостоятельно внеаудиторное задание, к рассмотрению приниматься не будет. Оценка этого раздела домашнего задания будет неудовлетворительной. Для решения практических задач студент предоставляется возможность воспользоваться на кафедре ПЭВМ и оргтехникой в кабинете медицинской информатики № 67. рисунок 3 Самоконтроль знаний. Для самоконтроля применяется набор контрольных вопросов подготовленных кафедрой по каждой теме. Контрольные вопросы приводятся в конце каждой темы практического занятия под рубрикой “Контрольные вопросы для самоподготовки студентов”. Работа по поведению самоконтроля может осуществляться в нескольких формах. Первая форма – воспроизведение в слух ответов на поставленные вопросы. При этом могут использоваться конспект – схема, решенные задачи, построенные графики и пр. Вторая форма – воспроизводится по памяти без использования литературных источников, конспект – схемы и др. пособий все усвоенные зная в письменном виде в виде короткого эссе. 2.2. Алгоритм аудиторной работы студента В основе данного раздела работы студента по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками заложен алгоритм, оговоренный в поэтапно регламенте проведения практических занятий (см. таблицу 2). Регламент утвержден на заседании кафедры протокол № 1 от 3 сентября 2008 г. таблица 2
* - во время тестирования проводится проверка конспект – схемы.
1 этап. Вступительное слово преподавателя. Преподаватель напоминает студентам тему практического занятия, цель и задачи, содержание темы, требования, предъявляемые к теоретическим знаниям и практическим навыкам, полученным студентами в ходе самостоятельной внеаудиторной подготовки. 2 этап. Перед началом тестирования староста группы представляет преподавателю для проверки следующий подготовленный студентами материалы: - тетрадь конспектов для внеаудиторной работы, - решенные задачи, графики, таблицы и т.д., - заполненные формы учетной медицинской документации. 3 этап. Во время тестирования у студентов теоретических знаний преподаватель осуществляет проверку конспект – схемы, 4 этап. Опрос по темам практических занятий проводится с использованием контрольных вопросов приведенных в рубриках “Контрольные вопросы для самоподготовки студентов”. 5 этап. Разбор решенных практических (ситуационных) задач, проверка подготовленных таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Студенты приглашается к доске для решения задач, рисования графиков и т.д. 6 этап. Разъяснение преподавателя по вопросам студентов. 7 этап. Подведение итогов занятия. Оценка приобретенных студентом знаний осуществляется раздельно по следующим разделам по пятибальной системе: к/с - за подготовку конспект - схемы, т - за тестирование, т/з - за теоретические знания, п/з- за решение практических задач, построение графиков, диаграмм, м/д- за заполнение учетных форм медицинской документации, На основании полученных оценок в дневнике посещаемости и успеваемости выводится “ средний бал– С/б” за каждое практическое занятие (таблица 3).
таблица 3
В конце цикла обучения выводится средняя оценка знаний приобретенных практических навыков за цикл по каждому студенту отдельно и в целом по группе из средних оценок по разделам практического занятия (по вертикали и горизонтали). 8 этап. Указания по домашнему заданию (самоподготовка) на следующее практическое занятие. Преподаватель разъясняет студентам тему предстоящего практического занятия, его цель и задачи, содержание темы, требования, предъявляемые к теоретическим знаниям и практическим навыкам, полученным студентами в ходе самостоятельной внеаудиторной подготовки. Акцентирует внимание на необходимость повторения знаний полученных по смежным дисциплинам. Примечание. В случае пропуска практического занятия студент готовит реферат по пропущенной теме. Отработки принимаются на кафедре каждый четверг с 17 до 19 часов. Цели и задачи. Научить студентов: – правилам планирования и проведения медико-статистического исследования, – применять математические методы для обоснования выводов в медицинской практике. Содержание темы. Статистка, ее роль в медицине и здравоохранении. Понятие о санитарно-статистическом исследовании: - этапы санитарно-статистического исследования; - планирование санитарно-статистического исследования; - составление программы исследования; - правила составления сбора материала; - программа разработки материала; - виды статистических таблиц; - сбор первичного материала; - сводка материала; - анализ результатов исследования; - методы расчета и графическое изображение показателей; - типичные ошибки при проведении санитарно-статистического исследования; - абсолютные и производные величины, различия между ними. Студент должен знать: - основные определения и понятия описательной и аналитической биостатистики; - значения биостатистики для эпидемиологии и доказательной медицины; - основные статистические методы применяемые при анализе медико-биолигических данных; - основные этапы проверки статистических гипотез и принципы выбора статистических абсолютных и производных величин; Студент должен уметь: - организовать проведение статистического исследования; - правильно представлять; статистические данные в графическом и табличных форматах. Порядок заполнения В заголовке Талона фиксируется номер медицинской карты амбулаторного больного (уч. ф. N 025/у) и указывается дата посещения в формате "число, месяц, год". Например, запись даты "11 октября 2002" года должна иметь вид: 11.10.02. Строка 1 - "Пациент: код" - указывается идентификационный номер пациента <**>, принятый в данном ЛПУ. В качестве кода пациента может быть использован номер амбулаторной карты, номер страхового полиса и др. Фамилия, имя, отчество пациента записываются полностью, без сокращений. Строка 2 - Специалист - указывается код врача, к которому обратился пациент. В случае, если врач ведет прием вместе со средним медицинским работником указывается только код врача. Код <**>, фамилия, имя, отчество врача записываются полностью, без сокращений <*>. Строка 3 - Заполняется в случае, если в ЛПУ ведется учет медицинской помощи, оказанной средним медицинским персоналом, а также в случае самостоятельного приема пациентов средним медицинским персоналом. Код <**>, фамилия, имя, отчество среднего медицинского работника записываются полностью, без сокращений. Строка 4 - В соответствующей позиции указывается вид оплаты случая оказания медицинской помощи. Отмечается только один из указанных пунктов. Строка 5 - Отмечается в соответствующей позиции место оказания медицинской помощи пациенту. При "активном" посещении пациента на дому фиксируется только пункт 3 - актив. Строка 6 - Цель посещения пациента отмечается в соответствующей позиции. Указывается только один из необходимых пунктов. Позиция "заболевание" (пункт 1) отмечается при посещениях в поликлинику, по поводу заболевания и диагностического обследования, консультации, а также при проведении диспансерного приема. Позиция "профосмотр" (пункт 2), "патронаж" (пункт 3) отмечается при посещениях, не связанных с заболеваниями. "Профосмотр" при оказании помощи на дому включает посещения, например, с целью проведения плановой иммунизации и наблюдения за пациентом, находившимся в контакте с инфекционным больным. Строка 7 - "Результат обращения" отмечаются в соответствующих позициях только при последнем посещении больного по данному поводу. Примеры случаев поликлинического обслуживания: 1. У больного острое заболевание, сопровождающееся временной утратой трудоспособности. Цель данного посещения - заболевание. Выздоровлением (п. 1) следует считать такой случай, когда больной обследован, получил необходимые консультации и рекомендации специалистов, не нуждается в дальнейших явках к врачу и выписан на работу (листок временной нетрудоспособности закрывается). В случае если пациент не работает выздоровление означает, что дальнейшего наблюдения врача по данному случаю ему больше не требуется и он может вести свой обычный образ жизни. 2. У больного обострение хронического заболевания. Цель данного посещения - заболевание. В данном случае улучшением (п. 2) будет считаться, когда пациент обследован, ему назначено и проведено необходимое лечение, дальнейшей явки к врачу по поводу обострения данного хронического заболевания не требуется, т.к. наступила ремиссия и состояние больного настолько улучшилось, что он может сам продолжать рекомендованное врачом лечение своего хронического заболевания, приступить к работе и вести свой обычный образ жизни. 3. У больного хроническое заболевание, не сопровождающееся потерей трудоспособности или ухудшением состояния здоровья. Посещение поликлиники - активный визит самого больного. Цель данного посещения - заболевание. Больному назначено или скорректировано лечение, осуществлен контроль за состоянием здоровья и даны необходимые рекомендации, при необходимости проведено обследование. В данном случае следует отметить пункт 3 - "динамическое наблюдение". 4. Больной страдает хроническим заболеванием. Явка на диспансерное наблюдение. Цель данного посещения - заболевание. Если больной обследован, проконсультирован у специалистов, ему даны необходимые рекомендации, т.е. выполнены необходимые мероприятия, регламентирующиеся документами о проведении диспансеризации, следует отметить пункт 3 - "динамическое наблюдение". 5. Позиция 6 - "направлен на консультацию" отмечается, если пациент направлен на консультацию к специалисту данного ЛПУ. Строка 8 - Вписывается основной диагноз являющегося причиной данного обращения в поликлинику и его код в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Строка 9 - Вписывается код <**> медицинской услуги в соответствии с классификатором медицинских услуг, утвержденным для данной территории. Если учет медицинской помощи ведется по медицинскому стандарту (медико-экономическому стандарту), то записывается код медицинского стандарта (медико-экономического стандарта), либо код посещения, если учет ведется по посещениям. Поля заполняются последовательно, без пропусков. Если оказывается медицинская помощь по поводу разных заболеваний; то код медицинской услуги записывается в строку к соответствующему заболеванию (строки: 14 - "Диагноз", 15 - "Код мед. услуги"). Каждая седьмая ячейка в позиции кода медицинской услуги (выделена жирным шрифтом) предназначена для обозначения кратности выполненной услуги, если услуга оказана более одного раза за одно посещение. Строка 10 - На основании этого пункта заполняется лист заключительных (уточненных) диагнозов медицинской карты амбулаторного больного (ф. N 025/у) в случае вынесения диагноза. Отмечается только один из предлагаемых кодов. Если у пациента диагностировано острое или впервые в жизни выявленное хроническое заболевание, то отмечается пункт 1 (+), в остальных случаях - пункт 2 (-). Строка 11 - Заполняется для пациентов, состоящих на диспансерном учете. Отмечается соответствующая позиция. Если пациент снят с диспансерного учета (п. "3"), то в п. 4 следует отметить, если он снят по причине выздоровления. Строка 12 - Заполняется на пациента, получившего травму. Отмечается только одна позиция из приведенного на 2-х строках перечня, определяющего вид травмы: в верхней строке - производственная, в нижней строке - непроизводственная. Строка 13 - Заполняется в случае корректировки диагноза, предназначенного для вынесения на лист заключительных (уточненных) диагнозов медицинской карты амбулаторного больного. Здесь указывается ранее зарегистрированный диагноз, который следует заменить, ниже на строке следует отметить дату регистрации этого диагноза. Заключительный диагноз, по данному случаю вписывается в строку 8 "Диагноз" (в основной блок). Блок, содержащий позиции 14-17 заполняется в случае, если у больного регистрируются сопутствующие заболевания. Все строки этого блока заполняются по правилам, описанным в строках 8-11 настоящей инструкции. Строка 18 - "Документ временной нетрудоспособности" (ДВН) - листок временной нетрудоспособности, справка - заполняется путем обведения в кружок соответствующих пунктов: "1" - в случае выдачи (открыт), "2" - в случае закрытия документа временной нетрудоспособности (листка временной нетрудоспособности - ЛВН, справки). Если закрывается документ временной нетрудоспособности, открытый в другом лечебном учреждении, то следует одновременно отметить пункт 1 - "открыт", а рядом записать дату открытия документа временной нетрудоспособности. В строке 18а. отмечается причина выдачи ДВН, в случае выдачи по уходу за больным заполняется строка 18, здесь указываются сведения о лице, получившего ЛВН по уходу: пол, возраст (полных лет). Например, запись даты рождения "5 мая 2001 года" должна иметь вид 05.05.2001. В строке 19 указывается пол пациента, путем обведения в кружок соответствующей позиции. Строка 20 - "Дата рождения" - указывается дата рождения в формате "число, месяц, год". Строка 21 - Регистрируются данные документа, удостоверяющего личность пациента (для детей - документ родителя, опекуна). Заполняется при первом или разовом обращении пациента в ЛПУ. Строка 22 - Фиксируется адрес регистрации места жительства по данным паспорта, код территории проживания <**> (соответствует коду субъекта РФ по действующему классификатору территорий РФ). Заполняется при первом или разовом обращении пациента в ЛПУ. Строка 23 - Признак "житель города, села" отмечается в соответствии с административным делением территории субъекта Российской Федерации места жительства. Заполняется при первом или разовом обращении пациента в ЛПУ. Строка 24 - Вписывается серия и номер соответствующего виду оплаты страхового полиса, вписать кем выдан. Строка 25 - Социальный статус отмечается в соответствующей позиции. Позиция "пенсионер" (код "6") отмечается только для неработающих пенсионеров. Позиция "код" заполняется для военнослужащих по действующему классификатору. <**> Заполняется при первом или разовом обращении пациента в ЛПУ. Строка 26 - Заполняется для пациентов, относящихся к категории населения, имеющей право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, отмечается соответствующая позиция в пунктах с 6 по 10, отмечается наличие инвалидности у пациента. Если пациент имеет категорию льготности, не указанную в Талоне, то отмечается позиция 11 - "прочие". Примечание. <*> Если организация работы лечебного учреждения не позволяет получить данные о пациенте в регистратуре учреждения, то сведения о пациенте в полном объеме фиксируются в Талоне сразу же при первом, а также разовом посещении. <**> В Талоне не указывается код территорий РФ, военнослужащих, пациентов, сотрудников, медицинских услуг (медицинских стандартов), если: а) в лечебном учреждении не существует соответствующих утвержденных классификаторов; б) данная информация не включается в обработку с использованием автоматизированной информационной системы. Учетная форма N 025-11/У “Талон амбулаторного пациента” № медицинской карты ____________ дата
|