Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здравоохранение Республики Беларусь.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете, а 19 сентября 1991 г. утвердил новое название — Республика Беларусь (РБ). 10 декабря 1991 г. ратифицировано соглашение о создании Содружества независимых государств. 15 марта 1994 г. принята конституция Республики Беларусь, а 10 июля 1994 г. избран первый президент. Политическая независимость Беларуси утверждалась на фоне ухудшения социально-экономических условий и снижения жизненного уровня, в том числе и медицинских работников. Утверждение государственного суверенитета обусловило потребность и важность принятия пакета правовых документов по здравоохранению. В республике были приняты семь профильных законов: — «О здравоохранении» (18 июня 1993 г.); — «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (23 ноября 1993 г.); — «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (17 октября 1994 г.); — «О донорстве крови и ее компонентов» (31 мая 1995 г.); — «О трансплантации органов и тканей человека» (4 марта 1997 г.); — «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (1999); — «О Белорусском обществе Красного Креста» (2 октября 2000 г.). Вопросы охраны здоровья населения были регламентированы законами: — «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (22 января 1991 г.); — «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (12 ноября 1991 г.); — «О государственной помощи семьям, воспитывающих детей» (1993); «О правах ребенка» (19 ноября 1993 г.). В данный период для теоретического обоснования развития отрасли организован (1991) Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. 1990-х годах проводилась компьютеризация медицинских учреждений. Для информационного обеспечения работников здравоохранения начала выходить (1991) республиканская газета «Медицинский вестник». Наряду с изменившим название («Здравоохранение», 1995), стали издаваться (1994-1995) еще 4 республиканских журнала, приоритетно рассматривавшие вопросы организации здравоохранения. В Республике Беларусь возникли новые общественные организации — Ассоциации «Новые технологии в медицине» (1992), врачей (1992), средних медицинских работников (1996). Принят (1998) Кодекс врачебной этики, утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь (1994).
Произошли организационные изменения финансирования здравоохранения. В Беларуси по экономическим причинам (инфляция, снижение производства) произошел отказ от некоторых положений нового хозяйственного механизма (территориальное финансирование, взаиморасчеты). В то же время остались, требующие реформирования, затратный и остаточный принципы. Уровень финансирования здравоохранения в 1996 г. составил 5,5% внутреннего валового продукта (ВВП), а в 2000 г. – 3,7%. Некоторые службы были переданы в ведение других ведомств (так, врачебно-физкультурная – Министерство спорта и туризма, 1996; судебно-медицинская – Министерство внутренних дел, 1993). Государственные учреждения здравоохранения приобрели право (1996) оказывать платные медицинские и сервисные услуги. Учреждения здравоохранения также получали спонсорскую поддержку и гуманитарную помощь. Приобретение суверенитета позволило шире (не только по линии Общества Красного Креста) осуществлять привлечение средств из-за рубежа. Их поступление в основном, направлялось на отдельные программы. Такая помощь выделялась из некоторых фондов и под эгидой ВОЗ. В 1999 г. были утверждены комплексные государственные программы «Здоровье народа», «Туберкулез», «Онкология», «Кардиология», «Сахарный диабет», «Лечебно-оздоровительная работа среди подростков». В феврале 2000 г. утверждена государственная программа укрепления материально-технической базы медицинских учреждений. В 2000 году в Витебской области начат эксперимент по бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя. Таким образом, в 1990-е годы деятельность здравоохранения республики происходила при неполной правовой базе, в условиях недостаточного и неритмичного финансирования, а также испытывало трудности обеспечения и обновления его материально- технической базы. Происходит передача аптек коммерческим фирмам. В 2000 г. в Беларуси производство лекарств и изделий медицинского назначения осуществляли государственный концерн «Белбиофарм». Увеличилось число предприятий, производивших медицинскую технику и оборудование (1994 г. – 40, 1999 г. – 100).
В 1996 г. из структуры НИИ радиационной медицины выделен профильный республиканский диспансер. В 1997 г. открыт республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии. В 1993 г. началось строительство Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле (сдан в эксплуатацию в 2003 году). За послеаварийный период (к 2001 г.) в загрязненной зоне закрыто 95 больниц. При этом введено в эксплуатацию стационаров на 4543 койки и поликлинических учреждений на 21,3 тыс. посещений в смену. В связи с передачей на финансирование за счет средств предприятий, в свою очередь испытывавших экономические трудности, цеховой медицинской службы, сократилось число профильных участков (в 1996 – 1998 гг. – на 41,7%) и фельдшерских здравпунктов (в 1990 – 1999 гг. в 1,7 раза). Сохранена ведомственная медицина. В Республике Беларусь несколько увеличилось число стоматологических поликлиник (в 1999 г., в сравнении с 1990 г., на 14). Предполагалось преимущественное развитие ПМСП с введением врача общей практики. В соответствии с приказом МЗ РБ № 98 от 25 мая 1992 г. утверждена специальность — врач общей практики, его квалификационная характеристика. В 1990-е годы экономические причины обусловили необходимость сокращения и рационального использования коечного фонда. Число больничных учреждений (1990 г. — 857, 1999 г. — 802). Стали шире применяться стационарзамещающие технологии (дневной стационар, стационар на дому). В 2000 г. в Беларуси разработаны и изданы протоколы обследования и лечения по 533 нозологическим формам «Международной классификации болезней десятого пересмотра». Проводилась также работа по организации научно-практических специализированных центров (в 1998 г. их было 85). Стали функционировать центры по эндокринологии — «профилактики и лечения: диабетическая стопа», «сахарный диабет и беременность» (1997); по кардиологии — профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (2000); по офтальмологии — лазерной терапии (1997); по урологии — острой почечной недостаточности (1999). Фактически сформирована гериатрическая служба (положение о главном гериатре территориальных уровней, 1996; гериатрическая больница, 1991; геронтологический центр, 1998). Созданы первые отделения (больниц) сестринского ухода (1993), хосписа (1994). Происходит образование (1993) медико-социальной службы Общества Красного Креста (дом милосердия, 1997). В 1990-е годы в Республике Беларусь развивается и служба медицинской реабилитации. В 1998 г. действовало 11 соответствующих центров и 7 санаторных отделений. В Республике Беларусь охрана материнства и детства получила государственную и социальную поддержку путем принятия и реализации законодательных актов, а также национальных (например, «Концепция государственной демографической политики», «Дети Беларуси» (2000): «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты») и др. программ. Были открыты специализированные медицинские учреждения-центры: планирования семьи и репродукции с методом экстракорпорального оплодотворения (1995); гемодиализа для детей (1996); маммологический (1996); а также дошкольные заведения — центры развития детей (1996).
В республике при фактически неизменной сети (1999 г. — 151 центр гигиены и эпидемиологии, что на 3 меньше, чем в 1990 г.) санитарно-противоэпидемической службы проведено обновление ее законодательной и нормативной базы. В 1994 г. принято «Положение об осуществлении государственного санитарного надзора». С 1992 г. в 9 городах республики осуществлялся мониторинг здоровья в связи с состоянием окружающей среды, а с 1995 г. в Гомельской области функционирует региональная система социально-гигиенического мониторинга. В работу учреждений санитарно-противоэпидемической службы введена (1998) единая система оценки и контроля качества. В данный период стали шире использоваться телефоны доверия, методы анонимного обследования и лечения (но реже — трудотерапия). Открыт (Минск, 1996) детско-подростковый наркологический диспансер. Сформирован (1996) республиканский межведомственный совет по профилактике ВИЧ-инфекции и венерических болезней. Приняты и реализовывались (1997-2000) программы профилактики ВИЧ-инфекций и злоупотребления наркотических средств. В Беларуси осуществляется процесс реформирования системы подготовки медицинских кадров. Так, были открыты новые факультеты: сестринский (Гродно, 1991; заочная форма, 1996), медико-психологический (Гродно, 1993), военно-медицинский (Минск, 1995), медико-диагностический (Гомель, 1997), медико-профилактический (Гомель, 2001). При Белорусском институте усовершенствования врачей создан (1998) двухгодичный очно-заочный факультет переподготовки организаторов здравоохранения, Витебском мединституте — факультет усовершенствования врачей, Академии МВД (1994) — по подготовке и переподготовке судебно-медицинских специалистов. Введена (1998) очно-заочная форма клинической ординатуры. Организованы специализированные советы по защите диссертаций. Медицинские институты прошли аккредитацию на статус университетов (Витебск, 1998; Гродно, 1999; Минск, 2000, Гомель, 2001), а Белорусский институт усовершенствования врачей (2000) — на статус академии. Создана (1997) на общественных началах Белорусская академия медицинских наук. В Республике Беларусь не изменилось число медучилищ (2000 г. — 17). Таким образом, при неполной правовой основе, в том числе в рамках Союза Беларуси и России, недостаточном и неритмичном финансировании, трудностях материально-технической базы, ухудшении общественного здоровья, в том числе и в связи с аварией на ЧАЭС, в Республике Беларусь начато реформирование здравоохранения. При этом обеспечена доступность и начата стандартизация лечебно-профилактической помощи (что нашло отражение и в оценках ВОЗ), вводится институт врача общей практики, стали использоваться стационарзамещающие технологии, получают становление некоторые виды узкоспециализированной помощи, а также в возможных объемах государственную и социальную поддержку охрана материнства и детства, придан университетский характер медицинскому образованию, сохранена профилактическая направленность деятельности здравоохранения. Определена и закреплена в Концепции (1998) и Государственных программах (1999,2000) стратегия дальнейшего развития здравоохранения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.016 с.) |