Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины.



Врачевание эпохи первобытной общины.

Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной общины начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет назад). К этому времени сформировался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens).

Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (14—7-е тысячелетия до н.э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами. Из шкур животных изготавливали одежду и утепляли жилища.

Потребность в хирургической помощи возникла на ранних стадиях развития человечества. Охота, вооруженные столкновения между родами и племенами требовали лечения ран, переломов, вывихов.

Лечение ран проводили природными средствами, делами кровопускания, были известны инструменты для врачевания (кость, камень).

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились на приемах врачевания.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм (от порт. «fetico» — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Позднее возник анимизм (от лат. «animus» ― воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

Все предметы окружающей природы представлялись раздвоенными на видимые образы и их незримые души.

Тотемизм (от алгонкинск. от–отем — его род) ― вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

Магия (греч. мageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

В дальнейшем эти представления в родовом обществе оформились в виде религии.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (4-е тысячелетие до н.э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность — пиктография, которая позднее трансформировалась в клинопись (первую в истории человечества систему письменности).

Врачевание в этот период истории человечества оставалось коллективным и развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Например, аборигены Австралии применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины. В процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.

Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

Трепанация черепа.

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Производилась трепанация в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. Или проводилась трепанация после травматического повреждения мозгового черепа и связана с удалением костных осколков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.006 с.)