ТОП 10:

Выделяют три этапа оценки медицинской обстановки.



На первом этапеоценка медицинской обстановки осуществляется заблаговременно в мирное время по данным прогноза с целью планирования мероприятий по медицинскому обеспечению населения и сил ГО в условиях применения возможным противником современных средств поражения.

На втором этапеоценка медицинской обстановки производится по расчетным данным после нападения противника с целью подготовки предложений в предварительное решение начальника гражданской обороны по медицинскому обеспечению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

На третьем этапемедицинская обстановка уточняется по реальным данным, полученным от разведывательных органов.

При оценке медицинской обстановки в мирное время начальник МСГО на основе анализа возможной оперативно-тактической и медицинской обстановки готовит соответствующие выводы.

Выводы должны отражать следующие вопросы:

1. Характер ожидаемых медико-санитарных последствий применения противником современных видов оружия, величина и структура возможных санитарных потерь среди населения и сил ГО.

2. Задачи МСГО по медицинскому обеспечению пораженных в конкретных условиях прогнозируемой обстановки.

3. Объем планируемой работы по медицинскому обеспечению пораженного населения.

4. Соответствие имеющихся медицинских сил и средств объему предстоящих работ и определение недостающих кадровых и материальных ресурсов.

5. Создание группировки медицинских сил и средств в соответствии с поставленными задачами.

6. Планируемый маневр силами и средствами в различных условиях обстановки и направления взаимодействия с ведомственным здравоохранением.

7. Содержание и последовательность выполнения мероприятий по переводу МСГО с мирного на военное положение.

8. Организация управления и связи. На основании выводов из оценки возможной медицинской обстановки начальник медицинской службы ГО принимает решение по медицинскому обеспечению мероприятий ГО.

Для грамотной оценки медицинской обстановки, возникшей после применения противником оружия массового поражения, начальник МСГО должен иметь следующие исходные данные об очаге:

1.количество населения (рабочих и служащих);

2.места размещения населения;

3.степень обеспечения защитными сооружениями;

4.степень обеспечения средствами индивидуальной защиты;

5.наличие и дислокация сил и средств МСГО.

Эти данные должны быть нанесены на карту области и план города (городского района).

После применения противником ядерного оружия начальник МСГО для оценки медицинской обстановки должен получить сведения от штаба ГО о:

1.месте, виде, мощности ядерного взрыва;

2.метеорологических данных (направление и скорость ветра, состояние погоды);

3.состоянии дорог, мостов, переправ;

4. радиационной обстановки;

5. зонах разрушения городской застройки.

Учитывая, что радиоактивное облако распространяется со скоростью ветра, начальник МСГО прежде всего должен правильно оценить радиационную обстановку на территории предполагаемого следа радиоактивного облака, на которой могут оказаться силы медицинской службы, принять решение по их защите и после этого приступить к оценке медицинской обстановки в очаге.

При оценке медицинской обстановки в очаге поражения производится:

1) Расчет санитарных потерь на объектах народного хозяйства и по району (городу) в целом.

Наличие на плане города заранее нанесенных объектов народного хозяйства, позволяет начальнику МСГО быстро определить, в какой зоне разрушения городской застройки они оказались. Имея данные о количестве рабочих и служащих на каждом объекте, степени их защиты (количество, классность и вместимость убежищ) и, пользуясь таблицами расчета потерь среди защищенного незащищенного населения, начальник МСГО имеет возможность рассчитать предполагаемые потери на каждом объекте и, суммируя результаты, получить общее количество потерь (в том числе и санитарных);

2) Определение наличия и потребности в силах и средствах МСГО для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи.

Для определения количества сил МСГО, необходимых для оказания первой медицинской и первой врачебной помощи, начальник МСГО должен знать возможности санитарных дружин (СД) и медицинских отрядов (МО), сроки проведения работ по оказанию первой медицинской помощи и количество смен, необходимых для проведения спасательных работ. Необходимое количество СД и МО определяется главным образом количеством санитарных потерь и возможностями этих формирований;

3) Оценка потерь сил и средств МСГО.

4) Оценка маршрутов ввода сил и эвакуации пораженных (для этого начальник МСГО должен иметь сведения о радиационной, инженерной и пожарной обстановках).

5) Определение потребности в транспортных средствах для эвакуации пораженных. При этом проводится оценка возможностей и определение порядка их использования.

После оценки обстановки начальник МСГО подготавливает предложения начальнику ГО по организации медицинского обеспечений населения в очаге поражения.

Исходными данными для прогноза потерь населения в очагах поражения являются: вид, мощность, способ и масштабы применения оружия вероятным противником; численность и плотность проживания населения на данной территории; характер жилой и

промышленной застройки в очаге поражения; своевременность и полнота проведения превентивных мероприятий ГО; наличие и степень использования населением коллективных и индивидуальных средств защиты и др.

Успешное проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ во многом зависит от хорошо организованной и тщательно проведенной разведки, которая должна быть активной, непрерывной, своевременной, а данные ее - достоверными.

Разведка проводится в исходном районе и в районе рассредоточения и эвакуации населения, на маршрутах выдвижения сил ГО к очагу и в самом очаге поражения.

На разведку возлагаются следующие задачи:

1. определить центр (эпицентр) ядерного взрыва и вероятную мощность примененного боеприпаса;

2. определить примерные границы зон разрушений;

3. оценить пожарную обстановку;

4. определить характер и объем разрушений зданий и коммунально-энергетических сетей;

5. оценить состояние защитных сооружений,

6. определить число пострадавших,

7. определить пути подхода и подъезда к объектам спасательных работ.

Различают воздушную, речную (морскую) и наземную разведку. Наиболее важное значение имеет наземная разведка. Для ведения разведки привлекают разведывательные подразделения механизированных войсковых частей, разведывательные группы штабов ГО районов, объектов народного хозяйства, разведывательные звенья спасательных отрядов (команд), разведывательные группы (звенья) формирований специального назначения. На объектах народного хозяйства каждая разведывательная группа состоит из 3-5 звеньев по 3-4 разведчика в каждом звене.

Разведывательные подразделения оснащаются средствами ведения разведки, индивидуальной защиты, связи и транспорта.

В очаге ядерного поражения главное внимание уделяется своевременному проведению радиационной, инженерной, пожарной и медицинской разведки.

Радиационная разведка организуется для:

1. быстрого обнаружения и определения степени радиоактивного заражения местности, местных объектов внешней среды и водоисточников на маршрутах выдвижения сил ГО и в самом очаге поражения,

2. непрерывного контроля за изменениями радиационной обстановки в очаге поражения.

Инженерная разведка уточняет:

1.пути движения формирований ГО к очагу;

2.возможности использования этих путей для эвакуации пораженных;

3.характер разрушений;

4.объем инженерных работ в очаге поражения.

Пожарная разведка устанавливает:

1.очаги пожаров;

2.размеры и пути распространения огня;

3.местонахождение людей и степень опасности для них пожара;

4.возможность взрыва горючих и взрывоопасных материалов;

5.определение необходимых сил и средств для тушения пожаров.

Медицинская разведка уточняет:

1.число и состояние пораженных;

2.распределение по объектам спасательных работ;

3.предстоящий объем работы;

4.необходимое количество сил и средств МСГО;

5.состояние путей эвакуации;

6.безопасные места сосредоточения пораженных перед их погрузкой на транспортные средства;

7.возможности использования для нужд МСГО уцелевших зданий и сооружений, местных ресурсов, сохранившихся лечебно-профилактических учреждений в городе;

8.наличие незараженных источников воды;

9.санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Все эти сведения могут быть получены путем осмотра местности, а также при опросе уцелевшего медицинского персонала, пораженных и населения. Медицинскую разведку можно вести самостоятельно или в составе общей комплексной разведки.

Медицинский персонал в группы медицинской разведки выделяется формированиями, учреждениями и штабами МСГО. Каждая группа обычно состоит из врача, фельдшера, дозиметриста и шофера.

Мероприятия по медицинской защите населения проводятся в совокупности с общими мероприятиями по защите населения. Они планируются и осуществляются в зависимости от режима функционирования РСЧС с привлечением сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, путем создания и развертывания формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф. Формы и методы мероприятий медицинской защиты в основном определяются конкретными условиями обстановки, характером и особенностями поражающих факторов источника ЧС.

Прогнозирование и оценка медицинской обстановки производятся с учетом поражающих факторов источников ЧС, условно подразделяющихся на следующие группы:

1. Механические;

 

Механические - взрывная волна, ураганы, смерчи, вторичные снаря­ды, придавливание разрушенными конструкциями зданий, обвалы, наводнения и др.;

2. Химические;

 

Химические – аварийно химически опасные вещества, попадающие в атмосферу, воду, продукты питания и действующие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы;

3. Радиационные;

 

Радиационные - вследствие аварий на объектах, использующих ядерное топливо и реактивные изотопы;

4. Термические;

 

Термические- высокие и низкие температуры;

5. Биологические;

 

Биологические - бактериальные средства, токсины и др.

6. Психогенные.

Эти факторы могут действовать одновременно, например, механичес­кий и термический факторы при взрыве, или последовательно, вызывая разнообразные поражения различной степени тяжести.

При ЧС потери населения возникают внезапно и их количество, как правило, превышает возможности медицинских сил по оказанию пораженным своевременной медицинской помощи.

Правильная оценка медицинской обстановки позволит своевременно оказать действенную медицинскую помощь (спа­сти жизнь пострадавшему человеку и предупредить развитие опасных ос­ложнений). Потери населения при чрезвычайных ситуациях часто непредска­зуемы ни по месту, ни по времени возникновения и нередко превышают потери в локальных войнах. Так, за 9 лет войны в Афганистане погибло 15 тысяч человек и ранено 35 тысяч советских военнослужащих. В то же время при землетрясении в Армении в 1988 году, по данным штаба ГО СССР (1989 г.) погибло около 25 тысяч человек и около 18 тысяч человек было ранено.

Потери

При наводнениях - потери населения связаны в основном с утоплением людей и простудными заболеваниями дыхательной системы /пневмонии, бронхиты/.

населения при чрезвычайных ситуациях мирного времени, особенно при катастрофических землетрясениях и наводнениях, часто сопро­вождаются повышенной инфекционной заболеваемостью, возникшей как следствие резкого нарушения санитарно-бытовых условий жизни в районе катастрофы и в местах временного рассредоточения.

Перед спасательными службами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий катастрофических чрезвычайных ситуаций, стоят следующие основные задачи:

1. При

1.Своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных.

2.Восстановление здоровья пораженным с целью быстрейшего возвращения их к труду, максимальное снижение числа безвозвратных потерь в очагах катастрофы, а также показателей инвалидности и летальности на путях и этапах медицинской эвакуации.

3.Проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение психо-эмоционального воздействия катастроф на население.

4.Обеспечение санитарного благополучия населения в районах ка­тастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

5.Сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений.

6. Проведение судебно-медицинской экспертизы погибших. Судебно-медицинское освидетельствование пораженных для определения степени тяжести травм и прогноза оценки потери трудоспособности.

чрезвычайных ситуациях, с возникновением массовых санитарных потерь среди населения, медицинская помощь им вынужденно расчленяется по вре­мени и по местности. При этом пораженным оказываются следующие виды медицинской помощи:

а). Первая медицинская помощь. Она я

– имеет целью предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего поражающего фактора, предупредить развитие тяжелых осложнений и тем самым сохранить жизнь пораженному.

вляется эффективной тогда, когда оказывается немедленно, или как можно раньше с момента поражения, и в фазе изоляции должна быть обеспечена в основном в порядке само- и взаимопомощи. В связи с этим, важную роль приобретает специальная медико-санитарная подготовка не только определенных профессиональных групп рабочих и служащих (шофера, сотрудники МВД, спасатели), но и всего населения нашей страны. В период фазы изоляции первая медицинская помощь в зоне поражения оказывается, как правило, лицами, не имеющими медицинского образо­вания с использованием подручных средств.

б). Доврачебная медицинская помощь. Этот вид помощи является дополнением к первой медицинской помощи и оказывается фельдшером или медицинской сестрой в очаге поражения с использованием табельных средств медицинского имущества. Имеет своей целью устранение и предупреждение расстройств (кровотечения, асфиксии, судороги и т.д.), угрожающих жизни пораженных, и подготовку к дальнейшей эвакуации. Оптимальным сроком оказания доврачебной помощи являются первые 30 минут с момента поражения.

в). Первая врачебная помощь. Вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами общего профиля.

г). Квалифицированная медицинская помощь. Медицинская помощь, включающая комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами широкого профиля в условиях ЛПУ.

д). Специализированная медицинская помощь. Вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях (отделениях) с использованием специального оснащения.

2. В период фазы спасения важная роль в организации и оказании неотложной медицинской помощи в очаге массовых санитарных потерь принадлежит бригадам скорой медицинской помощи, постоянная готовность которых до минимума может сократить длительность фазы изоляции. Их назначением является: проведение медицинской разведки; медицинская сортировка пораженных; организация и оказание неотложной медицинской помощи; информация органов управления о медико-санитарных последствиях катастроф.

3. Кроме того, в район катастрофы для расширения и усиления возможностей бригад скорой медицинской помощи вторым эшелоном направляются дополнительно созданные в здравоохранении бригады экстренной помощи (фельдшерские и врачебно-сестринские). Эти формирования обеспечивают оказание первой медицинской помощи пораженным в объеме доврачебной и первой врачебной медицинской помощи.

4. Основной части пораженных в очагах катастроф с динамическими по­ражающими факторами для восстановления жизненных функций и подготовки к эвакуации в лечебные учреждения должны быть проведены мероприятия в объеме первой врачебной помощи. Для этой цели органы здравоохранения в зоне землетрясения или непосредственной близости от него развертывают первый этап медицинской эвакуации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.016 с.)