ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД.



ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД.

Раздел 1.Методологические и право­вые основы безопасности жизнедеятельности челове­ка.

1.1. Основные понятия и виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека:

1.1.1.Жизнедеятельность человека

1.1.2.Среда обитания

1.1.3.Окружающая среда

1.1.4.Факторы окружающей среды. Факторы риска.

1.1.5. Адаптация

1.2. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

1.2.1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

1.2.2. Анатомо-физиологические особенности и безопасность жизнедеятельности.

1.3. Система безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации.

1.3.1. Безопасность жизнедеятельности

1.3.2. Подходы, методы, способы и средства ОБЖ

1.3.3. Оценка степени риска.

1.3.4. Патогенные ситуации. Источники опасности

Раздел 2. Национальная безопасность России.

2.1. Национальные интересы России. Интересы личности и общества в различных сферах.

2.2. Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе.

2.3. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.

2.3.1. Государственный материальный резерв

2.3.2. Воин­ский учет и бронирование медицинских работников.

2.4. Современные войны и вооруженные конфликты.

2.4.1. Средства вооруженной борьбы. Поражающие факторы со­временных видов оружия.

2.4.2. Оружие массового поражения.

2.4.3. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.

2.5. Безопасность общества и личности.

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3.1. Фазы развития и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

3.1.1. Основные понятия, определения, классификация ЧС.

3.1.2. Поражающие фак­торы. Ме­дицинские и медико-санитарные последствия ЧС.

3.1.3. Чрезвычайные ситуации природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

3.2. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях.

3.3. Задачи и организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

3.3.2. Силы и средства РСЧС

3.3.3. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ВВЕДЕНИЕ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД.

Вторая половина 80-х годов прошедшего столетия характеризуется для нашей страны не только социальными и экономическими потрясениями, но также тяжелыми антропогенными и природными катаклизмами, которые сопровождались значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами. Наступивший век – век информационных технологий, молекулярной биологии, микроэлектроники – вроде бы сулит лучшее будущее. Однако у человечества обострилось чувство опасности, тревоги и беспокойства. Это связано с возможными угрозами в природно-техногенной, социально-экономической и военной сферах, т.е. в тех, к которым мы с вами, с точки зрения безопасности, имеем непосредственное отношение.

Сегодня основным источником опасности для всего существующего на земле стала созданная человеком техносфера. Происходящие в ней аварии приводят не только к человеческим потерям, но и к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, их необратимой деградации, что в свою очередь вызывает генетические отклонения у людей. Перед человеком и обществом все более отчетливо вырисовывается новая цель – глобальная безопасность. Последнее обстоятельство послужило основной причиной создания в нашей стране служб помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи дисциплины:

Цель освоения дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельно­сти» является формирование культуры безопасности, готовности и способности выпуск­ника по специальностям: 060101-Лечебное дело, 060103-Педиатрия,060201 –Стоматология, 060104 – Медико-профилактическое делок работе в чрезвычайных ситуациях мирного и во­енного времени, в овладении основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и выработке алгоритмов поведения для спасения жизни и здоровья.

Основными задачами дисциплины являются:

приобретение:

- понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека;

- понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;

- теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий и структурных составляющих Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- знаний системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных си­туациях и способности организовать оказание медицинской, доврачебной и первой вра­чебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов;

формирование:

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности к участию в проведении мероприятий защиты населения и медицин­ского персонала в мирное и военное время;

- способности и готовности к организации медико-санитарного обеспечения насе­ления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

- способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений с точ­ки зрения безопасности;

- мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по специ­альности относится к профессиональному циклу высшего профессиональ­ного образования.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных, социальный и экономических дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика);

- в цикле математических, естественно-научных, дисциплин: физика; матема­тика; медицинская информатика; химия; биологическая химия; биология; анатомия чело­века - анатомия головы и шеи; гистология, эмбриология, цитология - гистология полости рта; нормальная физиология - физиология челюстно-лицевой области; фармакология; микробиология, вирусология - микробиология полости рта; иммунология - клиническая иммунология; патологическая физиология - патофизиология головы и шеи; патологиче­ская анатомия - патологическая анатомия головы и шеи;

- в цикле профессиональных дисциплин: эпидемиология, гигиена общественное здоровье и здравоохранение, внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хи­рургия, хирургические болезни; медицинская реабилитация, инфекционные болезни, фти­зиатрия; челюстно-лицевая хирургия - челюстно-лицевая и гнатическая хирургия.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетен­ций:

Общекультурные - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к от­ветственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и зако­номерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отноше­нию к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать исто- рико-медицинскую терминологию;

способность и готовность использовать методы управления, организовать работу испол­нителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях раз­личных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.

Профессиональные - способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

в профилактической деятельности - способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стомато­логических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить сани- тарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12); способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населе­ния в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и сти­хийных бедствиях (ПК-16);

в организационно-управленческой деятельности - способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности ме­дицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций;

в научно-исследовательской деятельности: способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанима­ционных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мироне и военное время;

- методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;

- риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы;

- основы безопасности общества и личности;

- основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций:

- поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера: земле­трясения, наводнения, другие стихийные бедствия;

- медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций;

- задачи и основы организации Российской системы предупреждения и ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

- основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;

- особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, меди­цинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях;

- основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях;

- определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации;

- особенности организации медиг{инской помощи детям в чрезвычайных ситуаци­ях;

- особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае приме­нения современных видов оружия; „

- основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы;

- организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно- транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

- основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профи­лактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формиро­ваний и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катаст­роф;

- задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины ката­строф (ВСМК);

- основные положения нормативных правовых документов по организации меди­цинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, до- рожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

- порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликви­дации последствий в очагах поражения;

уметь:

- жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую по­мощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

- идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации;

- оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях;

- выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов;

- применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача- стоматолога;

- применять способы обеспечения комфортных условий эюизнедеятелыюсти па­циентов и медицинского персонала;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача-стоматолога;

- обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчи­ненными работниками;

- осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях;

- определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки;

- оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь при неотложных состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера;

- решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи поражен­ных в чрезвычайных ситуациях;

- определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и форми­рований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;

владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедея­тельности человека и медицины катастроф;

- приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях;

- способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неот­ложных состояниях пострадавшим в чрезвычщшых ситуациях;

- приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

- приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;

- способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи;

- алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского пер­сонала и пациентов.

Раздел 1. Методологические и право­вые основы безопасности жизнедеятельности челове­ка.

Основные понятия и виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.

Жизнедеятельность человека.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

В современных условиях обеспечение безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности является актуальным. Это обусловлено наличием множества чрезвычайных ситуаций различного характера, которые создают угрозу для здоровья и жизни населения. Проблема обеспечения безопасности неотрывна от проблемы обеспечения успеха человека в жизни, его самореализации в ней, самоутверждения, удовлетворения разнообразных потребностей.

Основные понятия, термины, определения.

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность– это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных и др.), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства.

В составе среды обитания выделяют природную, техногенную, социальную, производственную, бытовую средуи др. Каждая среда может представлять опасность для человека.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». В процессе эволюционного развития мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком, естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская, сельская и др.среды.

Природная естественная среда обитания самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

Таким образом, совокупность условий и предметов, относящихся к биосфере, социосфере, техносфере, необходимых для существования человека, человечества можно назвать средой обитания.

 

Окружающая среда.

В составе окружающей среды выделяют:

Природная среда (Биосфера) — природная область распространения жизни на Земле (верхняя часть земной коры), нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) — совокупность искусственных объектов в пределах географической оболочки Земли и околоземного космического пространства, созданных человеком из вещества окружающей его неживой и частично живой природы. В этом процессе натуральные экологические системы замещаются искусственными и выявляется закономерность - чем больше увеличиваются производственно-технические возможности человечества, тем опаснее становятся возникающие изменения биосферы.

Техносфера -среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям. На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой - биосферой, включающей в себя недра Земли, галактику и безграничный Космос.

Социальная среда (Социосфера)- совокупность социальных факторов, характерных для данного этапа развития общества в его взаимодействии с природой. Она включает в свой состав человечество с присущими ему на данном этапе развития производственными и общественными отношениями, а также освоенную человеком часть природной среды. Освоенная и преобразованная часть социосферы является техносферой.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защищаться от климатических и погодных воздействий, повышать уровень своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.
Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.

На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение питания, медицинского обслуживания социального обслуживания и т.д.) сказалось на продолжительности жизни людей, которая составляла в медный, бронзовый, железный век - 30 лет; к началу XIX в. - 35-40 лет; в начале XXI в. – 70 лет.

 

Адаптация.

Условия, в которыхорганизм человека может функционировать, весьма ограниченны. Достаточно повышение или понижение температуры тела всего на один градус, как человек начинает чувствовать себя некомфортно. Обычно это состояние принято называть болезненным, поскольку в обычных условиях оно в большинстве случаев обусловлено болезнью. А если изменить температуру тела на пять-шесть градусов, то могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма.

Параметры внешней среды также имеют весьма незначительный интервал изменения характеристик, в рамках которых человеческий организм может нормально функционировать. На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, которые грозят ему гибелью. Многие из этих ситуаций обусловлены природными явлениями. Другие возникают при неразумной деятельности или поведении самого человека. Однако, несмотря на всю хрупкость своего организма, человек живет, действует, созидает и творит. Что же позволяет выжить человеку в этих условиях?

Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как вида. Однако все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способностью изменять параметры окружающей действительности. Функцией регулировать параметры внутренней среды человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно регуляция, изменение и приспособление в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптации человека к условиям среды.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Одним из первых, кто стал изучать проблему адаптации, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, — это условие свободной жизни.

Оценка степени риска.

Наиболее слабым звеном в безопасности является оценка степени риска или меры риска. Наиболее широко распространенное определение риска -это частота реализации опасности, или отношение количества погибших (например, на производстве) за год к общему количеству работающих, или же количество погибших за год от общего количества жителей в данной стране, или отношение количества событий с нежелательными последствиями к общему количеству событий за определенный период времени.

Выделяют следующие способы определения риска:

Инженерный, который основывается на статистике, расчету частот, вероятностному анализу.

Модельный, основанный на построении моделей действия опасности на конкретного человека, а также на социальные и профессиональные группы людей.

Экспертный, когда вероятность разных опасных явлений определяют расчетом данных, которые получили путем опроса квалифицированных специалистов-экспертов.

Социологический, основанных на опыте населения, работающих и т.д.

Приемлемый риск - это анализ технических, экономических, социальных и политических параметров жизни человека и является компромиссом между уровнем безопасности и возможностям её достижения.

 

Общие положения.

Под воинским учетомв Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Функционирование системы воинского учета в Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Основными требованиями предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации,
Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учёта, осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — гражда­не) предусматривает:

-воинский учет;

-обязательную подготовку к военной службе;

-призыв на военную службу;

-прохождение военной службы по призыву;

-пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

- призыв на военную службу по мобилизации, и период военного поло­жения и в военное время;

-прохождение военной службы в период мобилизации, и период военно­го положения и в военное время;

- военное обучение в период военного положения и в военное время.

Граждане вправе исполнять конституционный долг по «защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной граж­данской службой.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, ис­полняемой гражданами (иностранными гражданами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях и орга­нах, а также в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных форми­рованиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

-гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

-иностранными гражданами — по контракту.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подле­жат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы во­инского учета.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

- признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

- прошедшие военную службу в Российской Федерации или в другом го­сударстве;

- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации уче­ную степень кандидата наук или доктора наук;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обя­занностей военной службы, или граждан, проходивших военные сборы и погиб­ших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

в) являющиеся сыновьями (родными братьями) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных ра­бот, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение пре­ступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следст­вие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Основными целями и задачами воинского учёта являются:

-обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе " О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";

-документальное отражение сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте.

Воинскому учёту подлежат граждане:

- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учёт осуществляется в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учёт:

- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учётной специальности.

Не подлежат воинскому учету граждане:

- освобожденные от исполнения воинской обязанности:

- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

- отбывающие наказание в виде лишения свободы;

- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет подразделяетсяна общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации на военное время.

Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаютсяудостоверения граждан,подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе,военные билеты.

Граждане, пребывающие, в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.

Обычное оружие.

Следует подчеркнуть относительность термина «обычное оружие», так как при применении этого вида оружия возможны массовые потери среди населения. Об этом свидетельствует опыт войн и вооруженных конфликтов ХХ столетия. Например, по данным Российского государственного военного архива, за годы Великой Отечественной войны среди гражданского населения от воздействия авиации противника санитарные потери составили 73%, безвозвратные потери — 27%. Причем 60% из них были поражены осколками, 15% взрывной волной, 25% повреждений получены в завалах. Известно, что от воздушных налетов на Москву непосредственно на производстве были поражены 20%, на улице — 32,1%, в квартирах — 34,2%,в бомбоубежищах - 10,1%, в траншеях - 3,6% от общего числа пораженных.

Как свидетельствует современный опыт вооруженных конфликтов в Ираке, Ливии и других странах Ближнего Востока в концепции ведения современных войн приоритетная роль отводится применению высокоточного оружия, которое наводится дистанционным методом, с дальних расстояний и практически без ведения полномасштабных наземных операций.Основную роль носителя обычных средств поражения выполняет авиация, как наиболее мобильный компонент всей военной машины НАТО. Их самолеты оснащаются высокоточным управляемым оружием — ракетами класса «воздух-земля».Управляемые ракеты и авиабомбы применяются для поражения промышленных объектов, железнодорожных узлов, крупных мостов, складов, радиолокационных и других важных объектов. Высокая точность (до 10 м.) и большая мощность заряда (например, боеголовки «Булава») позволяют наносить удары по хорошо защищенным объектам и убежищам.

К обычным видам современного оружия относят также боеприпасы объемного взрыва. Поражающими факторами боеприпасов объемного взрыва являются ударная волна, тепловое и токсическое воздействие. Здания, сооружения, заглубленные объекты могут быть разрушены в результате действия ударной волны, а также затекания газовоздушной смеси (ГВС) во входы, каналы воздухоснабжения, коммуникации с последующей детонацией ГВС. Причем взрыв ГВС, происходящий в замкнутой системе, является значительно более эффективным, с точки зрения нанесения ущерба, за счет оптимизации условий для процесса детонации.

Для поражения гражданского населения в современных войнах могут применяться зажигательные смеси (ЗС), представляющие собой пиротехнические средства, содержащие напалм, термит или фосфор.

 

Оружие массового поражения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.029 с.)