История развития пиктографического письма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития пиктографического письма.



История шрифта.

Шрифт – это графическая художественная форма изображения букв и цифр. Шрифт в декоративно-оформительском искусстве имеет очень важное значение, так как многие оформительские работы не обходятся без шрифтовых надписей. Художественно выполненная надпись иногда составляет суть эстетического оформления, поскольку один и тот же текст, написанный разной гарнитурой, может выглядеть весьма торжественно, буднично или печально. Гарнитура – начертание буквы. Овладеть искусством шрифта можно, лишь изучив историю развития различных видов. Огромное значение в оформительском искусстве выделяют качеству и технике его исполнения, что невозможно без серьезного изучения его структуры и классификации.

История развития шрифта.

Рост человечества – создание шрифта как средство общения людей при помощи письменных знаний. Каждый шрифт становится отпечатком речи человека или печатной форме. Слово «шрифт» означает «начертание букв», «письмо» (немецкий)

Шрифт – это графическая форма с определенной системой письма. Каждый шрифт имеет свой алфавит. Алфавит – совокупность букв в их исходных основных значениях. Кроме того, шрифт – это алфавит, в котором изображение букв и письменных знаков имеет особую законченность при построении и единый стиль. У разных народов в алфавите разное количество букв (итальянский – 21 б, русский – 33 б, чешский – 38 б, комбоджийский – 72 б)

История повествует о 4-ех видах письма:

  1. пиктографический
  2. слоговое письмо
  3. буквенное (звуковое)

Пиктографическое письмо – рисунчатое. Рисунки на камнях или на костях, на дощечках. Сегодня пиктография выявляется в дорожных знаках.

Слоговое – в Египте, Индии, Японии. Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Иероглиф означает не слово, а только символ, идею слова. Иероглиф – «священный».

Буквенное (звуковое, фонетическое) – отдельные звуки человеческой речи. Самый древний был найден в Унгарите (Сирия) 905 года до н.э. и представляет собой таблички с 32-мя клинописными знаками. Первый алфавит появившийся в Европе создан финикийцами, от них перешел к грекам, и тем самым он упрощается в построении и принимает форму прямых линий: квадрата, круга, треугольника. Затем этот шрифт опять же приобретает новое звучание, и теперь он называется «латинское письмо» или «письмо древних римлян».

Письмо древних римлян состоит из 2-х начертаний и по-другому называется римское капитальное письмо.

Курсив (с лат. «наклонный») предназначен для более быстрого письма.

Унциал – буквы округлые, выносные элементы. Этот шрифт удобен в прочтении и в написании. Сохраняется вплоть до 9 века н.э.

После этого появляется полуунциал – это маленькие буквы (7-9 века н.э.). Этот шрифт был переходным.

Минускул («очень маленький шрифт») – был неудобочитаемым и им заполняли дощечки, покрытые воском.

В конце 11 века – начале 12 века стал появляться совершенно новый шрифт – готический шрифт. Такой готический шрифт характеризуется вытянутой формой. Используется до сегодняшнего дня в Германии.

В Италии в 14 веке широко распространяется гуманистическое письмо – это письмо ничего общего с готическим шрифтом не имело. Этот шрифт совпал с эпохой Возрождения и получил название «Ренессансная антиква». Гуманистическая антиква появилась в эпоху Возрождения.

В эпоху классицизма появляется классическая антиква. Шрифт очень четкий, удобочитаемый, лег в основу последующих шрифтов типа «антиква». Тип «антиква» изображается либо пером, либо кистью. Уже в 19 веке художники разных стран создают новую гарнитуру. Такие гарнитуры приобретают свое звучание» гротеск рубленый, антиква – гротеск, ленточная антиква и др. образовались новые гарнитуры: узкие, широкие, светлые и жирные. Появляются шрифты с засечками и без, с наплывами и без.

Элементы букв и надписи:

Всякий алфавит шрифта имеет свои достоинства и недостатки. К достоинству можно отнести удобочитаемость, к недостаткам – неразборчивость, несгармонированность. Под удобочитаемостью понимается такое качество, в котором содержатся общая оценка пригодности шрифта, иначе говоря разборчивая хорошая надпись. Достигается это общностью конструкций всех буквенных значков конкретного шрифта. Кроме того, удобочитаемость способствует лучшему психологическому восприятию, так как красивый и четкий текст приятно читать и осмысливать. Естественно удобочитаемость зависит от сложности текста: плохо, нечетко выполненный шрифт может привести к нарушению зрения.

Элементы шрифта:

  • основной штрих – толщина обводки буквы
  • дополнительный штрих – дополнительная прямая (горизонтальная перекладина в «Н»)
  • засечки
  • внутрибуквенный просвет – часть пространства, занимаемая буквой и не занимаемая штрихами или другими элементами
  • межбуквенный просвет
  • выносные элементы – строчные «р, б»
  • округлые элементы - «О»
  • размер шрифта определяется высотой прописной и строчной буквы – кегль. Высота строчных букв меньше заглавных, кроме букв, имеющих выносные элементы.

 

Классификация шрифтов.

Одним из первых классификацию шрифтов сформировал и проследил по графическим признакам в начале 20-х годов 20-го века известный французский историк Тибодо. Но его классификация длительное время не могла существовать. Над классификацией шрифтовых вариантов работали многие как зарубежные, так и русские художники. Было создано много своеобразных гарнитур (Дюрер). По своему начертанию не все шрифты могут быть отнесены к одной и той же графической системе. Например, готическая гарнитура и полууставный шрифт по своим графическим признакам сильно отличаются от шрифтов типа антиква и может быть классифицирован по одним признакам с латинским шрифтом.

В основу гарнитуры вкладывается и начертание ширины штриха и насыщенность очка (буквы). Например, в типографических гарнитурах (обыкновенный шрифт) имеет следующее начертание: курсивное, прямое, нормальное, узкое, светлое, жирное.

Иногда гарнитуры шрифтов имеют слишком светлое начертание (сверхсветлое) – это отношение высоты к ширине и подбор ширины штриха, пропорции букв определяются по модульной сетке.

Брусковый узкий шрифт часто применяют при выполнении заголовков на дипломных и курсовых работах. Этот шрифт иногда называют архитектурным.

Шрифт, как система букв, в любой надписи графически должен представлять собой единое целое. Это единство прежде всего основывается не только на сходстве каких-либо букв между собой, но и на контрасте форм букв: одни буквы могут быть в тексте жирными или светлыми.

Наиболее характерным эталоном контрастности по цвету является сочетание черный-белый, но не всегда для глаза такое сочетание становится приятным. В данном варианте ищется цветовое решение для текста.

Выполняя различные надписи, их располагают по вертикали, по горизонтали (особенно, когда выполняется шрифтовая гарнитура с объемом или разработка букв в перспективе).

Гарнитуры бываю чаще всего плоские, силуэтные, но зачастую в шрифтовых композициях широко применяются объемные шрифты, представляющие собой разновидности плакатных шрифтов.

При оформлении обложек книг применяют буквы, украшенные орнаментом. Обычно начальную заглавную букву выделяют крупно – буквица. В шрифтовом ис-ве применяются курсивные (наклонные) шрифты

Группы шрифтов

  • К первой группе относятся рубленые шрифты, совсем не имеющие засечек, с одинаковой толщиной всех штрихов. В их числе гарнитуры — Журнальная и Газетная рубленые, Кудряшевские словарная и энциклопедическая рубленые, Древняя, Рубленая, Букварная и Агат.
  • Во вторую группу включены шрифты с едва наметившимися засечками, представляемые гарнитурами Октябрьской и Телингатера.
  • К третьей группе медиевальных (в пер. с фр. — средневековых) шрифтов относятся умеренно-контрастные гарнитуры с короткими треугольными засечками — Литературная, Банниковская, Ладога, Заголовочная, газетная.
  • Четвертая группа обыкновенных шрифтов имеет высокую контрастность и обладает большими тонкими засечками. Сюда относятся гарнитуры: Елизаветинская, Обыкновенная, Обыкновенная новая, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.
  • Пятая группа малоконтрастных шрифтов носит название брусковых и включает в себя гарнитуры: Балтика, Реклама, Хоменко, Брусковую газетную.
  • Шестая группа новых малоконтрастных шрифтов отличается наличием длинных утолщенных с закругленными концами засечек и является самой многочисленной: Кудряшевская словарная и энциклопедическая, Школьная, Журнальная, Бажановская, Малановская, Новые журнальная и газетная, Пискаревская, Баченаса и Академическая.

Шрифты по их назначению:

Как разделяют шрифты по их назначению:

В зависимости от наиболее характерного применения шрифтов той или иной гарнитуры, того или иного начертания или кегля все шрифты условно подразделяют (независимо от ранее рассмотренной классификации) на текстовые, выделительные, титульные, акцидентные и афишно-плакатные. Для набора книжно-журнальных изданий наибольшее применение находят текстовые и выделительные шрифты (как правило, до кг. 12), для набора заголовочных элементов - титульные шрифты, для объявлений и особых частей изданий — иногда акцидентные шрифты.

Группы шрифтов по назначению:

Книжные гарнитуры: Академическая, Литературная, Журнальная Рубленая, Банниковская, Байконур, Балтика, Хоменко, Лазурского, Тип Таймс, Тип Бодони, Мысль.

Газетные гарнитуры: Новая газетная, Газетная рубленая, Брусковая газетная, Агат, Древняя, Малановская, Заголовочная газетная, Звездочка, Норма.

Журнальные гарнитуры: Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская.

Гарнитуры для словарей и справочников: Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная.

Детские гарнитуры: Школьная, Букварная.

Рекламные и акциндентные гарнитуры: Рубленная, Реклама, Кузаняна, Акцидентная Телингатера, Плакатная, Каллиграфическая, Парсек, Астра, Сувенир, Платан, Арбат, Информ, Гранит, Декор, Электрон, Лидия и др.

На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования.

Где в настоящее время мы встречаемся со шрифтовыми композициями:

  • Со шрифтовыми композициями мы встречаемся повсюду, это и вывески магазинов, рекламы, фирменное наименование товаров, книгоиздательская продукция и многое другое. В основном это имя вещи, своего рода реклама, направленная на расширение сбыта товара. С другой стороны, это словесные знаки, хорошо задерживающиеся в памяти людей.
  • В настоящее время существует множество технологических приемов выполнения шрифтовых работ. Порой сама вещь подсказывает выбор шрифтовой композиции для наименования товара.

Важная функция шрифтов – создание определённого настроения и чувства; чувства уверенности, благополучия, влиятельности, чувства безмятежности, старины, нежности, теплоты, дружелюбия. Шрифтовая композиция привлекает внимание к товару, ищет свою аудиторию.

Искусство дизайнера заключается в компоновке, элементов, обладание природным чувством композиции, баланса, цвета. С другой стороны, разработка наиболее выразительной интерпретации, сильного желания контакта с аудиторией, умение чувствовать, способность мыслить живописными образами.

 


Шрифтовая композиция.

Шрифтовая композици» — это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Самыми наглядными примерами шрифтовых композиций в рассматриваемом контексте являются мемориальные доски, надгробия, памятные и въездные знаки. В этих художественных объектах шрифт присутствует всегда, или почти всегда, т. к. они есть не только знаковые объекты, но и информационные, т. е. содержат указания на персоналии, события, даты и географические точки.

Включение изображения/пластики в шрифтовую композицию — частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт — это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо.
Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.

Все это делает композицию шрифта с изображением очень специфичной, отличает ее от большинства видов декоративного и изобразительного искусства. А между тем эти искусства постоянно сталкиваются, соединяются в композициях синтетического характера, где шрифт и предметное изображение оказываются частями одного целого, и должны сосуществовать не только не мешая друг другу, но и объединяясь в единый художественный замысел.

Важно помнить, что в контексте любого проекта, где есть шрифты, и тем более их сочетание с графикой/изображением/пластикой, шрифтовые конструкции вместе с этими элементами должны восприниматься как одно целое.

Шрифтовые конструкции должны гармонично вписываться в структуру решения в целом, тем самым, раскрывать общую идею проекта. Шрифты и изображения не должны жить самостоятельно. Для достижения успешного результата не следует создавать элементы, одинаковые по массам. Чем внятней считывается разница и контраст размеров в композиции, тем она интересней.

Приоритеты могут быть разные, это зависит от цели и техники исполнения проекта.
Иногда по приоритетам текстовые блоки должны быть выражены более явно, чем графические элементы, иногда напротив — текст может быть дополнением к графике, но также возможны исключительно шрифтовые композиции.

Разумеется, у изобразительной и шрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогают приводить их к «единому знаменателю». Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. Для этого есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению или наоборот изображения — шрифту.

Кстати, композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т. п.

В подобных работах не стоит, сделав графику, «пришивать» потом к ней шрифт. В этом случае шрифт всегда будет «чужим». Если композиция уже в сознании автора представляется разделенной на две части, то одного этого достаточно для минимального, но все же заметного искусственного разъединения надписи и изображения. Поэтому работу над композицией, включающей шрифтовые и изобразительные элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение — это части одного организма.

Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и стилевом соответствии той или иной эпохе. Это касается не только исторических тематик, но и современных. Ведь современность находится не вне истории. Это всего лишь звено в непрерывном историческом процессе.

Как правильно скомпоновать надпись и изображение в композицию? Единство шрифта и изображения проявляется:

· во-первых, конечно, в единстве стиля и в общих признаках.
Если взять, к примеру, русскую рукопись или фрески древних храмов, то нельзя не обратить внимания на то, что уже в давние времена шрифт осознавался как выразительный элемент изобразительного искусства. Вспомните, сколь естественно и в то же время изобретательно вплетается шрифт в общий стиль и характер изображения в книжной миниатюре! Их нельзя назвать просто буквами, годными лишь для прочтения. Нет. Буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало

 

· Вторым признаком единства можно считать единство смысловой логики изображения и надписи. Каждому, даже совсем неопытному, дизайнеру ясно, что к шутливой картинке больше всего подходит такой же "шутливый" шрифт. Можно даже, вопреки правилам, дать текст разными по стилю буквами, в одном слове соединить различные гарнитуры и т.д. Причем это можно подчеркнуть, что бы передать пестроту и разнообразие. Это самый простой пример. Шрифт должен соответствовать стилю и смыслу изображения. Торжественность, праздничность, лирический или героический мотив - все это должно находить свое отражение и в характере шрифта.

В соответствии с пластикой изображения (первый признак единства). Ведь изображение на какую-либо историческую тему может быть выполнено по-разному. Так и шрифт к этому изображению должен ему соответствовать. Но необходимо помнить, что не рекомендуется просто реставрировать тот или иной исторический шрифт. Нужно иметь в виду, что при всем своем историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком. То есть черты современности должны неизбежно присутствовать в работе.

Есть еще один признак, помогающий найти решение сочетания шрифта и изображения/пластики, — это масштабное единство композиции. В чем оно заключается? Автор должен сразу (уже на первой стадии работы) представлять себе, что главенствует в композиции — шрифтовые или изобразительные элементы. Как они будут соотноситься между собой и что это соотношение эмоционально выразительно.

Построение цельной орнаментально-шрифтовой композиции облегчается тем, что шрифт и орнамент носят двухмерный, плоскостной характер и предполагают ясную ритмическую организацию. Найдя для букв и узоров общий ритм, сходную пластику, близкую насыщенность цветом, дизайнер может добиться слияния шрифта с орнаментом в единый образ.

Выразительная пластика шрифта, его ритм могут использоваться в чисто декоративных композициях. Иногда шрифт при этом сохраняет и значение, как бы, зашифрованного текста, подобно древнерусской вязи

Самый распространенный способ сочетания шрифта с изображением в единой композиции состоит в том, что рисунку и надписи отводятся самостоятельные, четко разделенные части плоскости. И тут тоже есть нюансы: изображение заполняет всю плоскость листа, а рамкой, как бы наложенной на него, выделена надпись или изображение занимает некоторую часть на нейтральной поверхности и отделено от текста рамкой и т.д.

Интересный эффект можно получить, когда объемное фотографическое изображение зрительно связано с плоским шрифтом и подчиняется его плоскости. Этого можно достичь, если перевести фотографию в контрастную черно-белую форму, т.н. фотографики

Добиваясь возможно большего единства надписи и изображения, художники-конструктивисты в конце 1920-х годов пытались строить изображения из наборных, типографских материалов - скобок, знаков, линеек различной толщины и проч

Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название "каллиграмма". Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.

 


ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этикетка.

Первое, на что обращает внимание покупатель при выборе товара в магазине, — это этикетка. Понятно, что удобство, которое дает этикетка, ничем заменить нельзя. Мы наклеиваем записочки с датой изготовления и составом на домашние варенья-соленья, по знакомой картинке отыскиваем на полке супермаркета любимый напиток, читаем маркировку деталей компьютеров - все это этикетки, наклейки, ярлыки, шильдики, несущие необходимую информацию. Эта информация дает нам возможность не только определить вид продукта и дату его изготовления, но и его состав, пищевую ценность, данные о производителе, инструкции по использованию и многое другое. Слово «этикетка» пришло к нам из французского языка и дословно переводится как «листок с указанием цены». А применяемое в нашем языке более семи веков слово «ярлык» тюркского происхождения, наследие периода монгольского ига.
Сейчас уже никто точно не скажет, когда и где появилась первая этикетка. Самые первые этикетки представляли собой маленькие кусочки кожи, а позже — пергамента, которые прикреплялись к предметам и содержали простейшую информацию о них. В то время о дизайне этикетки люди еще не задумывались.
Особенности дизайна этикетки заключаются в том, что все необходимые сведения требуется разместить на небольшой площади, правильно и доступно их подать, чтобы информация достигла цели, этикетка выполнила свою функцию, а внешний вид товара вызывал доверие у покупателей. Поэтому дизайн этикетки - это прежде всего логический расчет и, естественно, полет фантазии дизайнера.

В средние века в Европе не только авторы трактатов, но и обыкновенные пекари были обязаны ставить на своих произведениях или изделиях собственный знак. Появились первые ростки такого понятия, как авторское право, когда речь шла о труде интеллектуальном. Ну а если дело касалось булочников, знак гарантировал определенные вес и качество хлеба. Во времена раннего средневековья многие купеческие гильдии клеймили свои товары, стараясь таким образом отгородиться от заморских.

Совершенно особый ряд составляют знаки-клейма на изделиях из драгоценных металлов. Золото и серебро испокон веку были важнейшим экономическим символом, так как изделия из них всегда могли быть переплавлены в монеты. Клейма подтверждали подлинность металла, его пробу, то есть определяемое законом качество сплава. С XIII века клейма на ювелирных изделиях появляются во Франции и Германии. В России товарные знаки на золоте и серебре стали ставить в Москве в середине XVII столетия.

Очень высоко ценимые европейцами фарфор, художественное стекло, фаянс обязательно маркировались. Товарные знаки вдавливали в необожженное тесто гончарных изделий или в стекольный расплав. Германия ввела регулярную маркировку прославленного мейсенского фарфора еще в 1723 году, защищая его от фальшивок. Кроме отпечатанного штампа-знака ставили и рисованное клеймо в виде двух скрещенных голубых мечей, позаимствованное из герба Саксонии. Не менее знаменитый севрский фарфор во Франции с 1766 года требовалось регистрировать в полиции. Речь идет об описи каждого предмета определенной серии или сервиза с указанием количества вещей, декора, мастера-гончара, художника.

В 1883 году была принята Парижская конвенция об охране промышленной собственности, а в 1911-м многие европейские страны подписали Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков. Под этими документами стояла и подпись России.

Дальнейшее развитие полиграфии дало возможность использовать различные приемы для улучшения внешнего вида этикетки. Увеличивался и объем размещаемой на ней информации. Вначале это была так называемая сухая бумажная этикетка, на которую вручную наносился клеевой слой. К этому времени при производстве этикеток уже широко применялись различные относительно простые отделочные операции — конгрев, придающий рельефность нанесенному изображению или буквам, и фигурная высечка.
Русские "этикетки" в виде надписей, процарапанных на сосудах для лекарств или продуктов, археологи обнаружили даже на предметах X века.

Этикетка-наклейка на первых порах не всегда представляла собой законченную картинку. Иногда печатный рисунок лишь обрамлял пустое пространство, которое заполняли от руки. Это относится к винным этикеткам, патентованным общеизвестным лекарствам. Принято считать, что конкуренция между производителями и борьба за покупателя породили очень яркую красивую этикетку, имеющую сложные очертания, литографированную в несколько красок и с золотым тиснением.

Короткое, но блистательное существование русской этикетки и упаковки конца XIX - начала XX века было одухотворено творчеством Врубеля и Билибина, работавших в этом виде графики. Свойственная стилю модерн текучесть линий, девушки с распущенными волосами или красавицы-испанки, нюхающие розу, царили на этикетках для духов, пудры, туалетного уксуса и одеколона. Безудержная фантазия парфюмеров, дававших своим композициям возвышенные названия, соответствовала художественному решению этикеток. Из всех этих "Фей роз", "Веяний весны", "Кармен", "Любимых букетов императрицы" складывался стиль времени, его излюбленные женские типы, окруженные цветами, бросавшими разноцветные тени на длинные модные платья.

Период советской промышленной графики начала 1920-х годов. Его явление напрямую отразило тенденцию авангарда в русской живописи, графике, архитектуре. По прошествии более чем 80 лет можно утверждать, что созданные в те годы этикетки и упаковки смотрятся сегодня как предмет искусства. И дело не только в именах Маяковского, Чехонина, Дейнеки, Юона, Фоминой и других художников. Этикетка становится местом наиболее массового приложения революционных призывов и разъяснений. Такое идеологическое "просветительство" воспринимается сегодня как часть декоративной композиции и отличительный знак тех лет.

Во времена НЭПа еще использовали кое-какие старые этикетки и упаковку, но основная их масса была сожжена как ненужное и буржуазное, несущее имена прежних владельцев предприятий. Так канули в Лету этикетки, созданные художниками "Мира искусства", не сохранились и оригиналы Врубеля. Та эпоха создала множество аббревиатур, ставших неизменным элементом этикеток: ТЭЖЭ, ЛЕНЖЕТ, МОПР...

Во второй половине 1930-х годов с появлением товаров улучшенного качества, с переменами в общественном климате исподволь, вопреки значительному количеству этикеток с советской геральдикой, получают распространение этикетки, которые используют старый рисунок, ласкающий глаз. Такое смягчение идеологических установок особенно заметно на послевоенной этикетке и прочей рекламной продукции. Наиболее значительным стал известный плакат, рекламирующий мороженое (художник Сахаров, 1948 год). Это произведение было не только уступкой изменившейся моде в костюме, в быту - через массовую картинку художник передал чувства людей, узнаваемые события, персонажи и мечты. Популярна тогда была тема цирка в виде игривого морского льва, держащего на мордочке креманку с мороженым. В такой посуде любимое лакомство советского народа подавали только в кафе-мороженых в Москве и Ленинграде, и было их наперечет.

Близость таких понятий, как костюм и парфюмерия, сказалась на этикетке той поры. Дальние отблески отвергнутого в 1920-е годы "цветочного сада" и знаменитый дореволюционный стиль а-ля рюс, придуманный архитектором И.Петровым, изображавшим бояр, былинных героев и девушек в старинных костюмах, - все это неожиданно всплыло в советской упаковке начиная с 1947 года, когда отмечалось 800-летие Москвы. Не были забыты и русские художники XIX века, если они соответствовали "детской теме" (изображение медведей, русского эпоса, сцен из жизни Пушкина).

Начав существование в виде знаков и клейм, процарапанных надписей, затем воспользовавшись бумагой и различными способами печати, товарная этикетка обрела важное место в жизни людей. Она не просто ориентир в мире товаров, но и точный штрих своей эпохи, показатель массового вкуса, крошечное зеркальце повседневности.

Становясь все более совершенной на протяжении последних веков, сегодня этикетка не только несет информацию о товаре. Она выступает как средство общения с покупателем. Дизайн же этикетки решает задачи привлечения потенциальных покупателей к продукту и информирования их об особенностях и преимуществах конкретного вида товара.
В последние годы количество новых интересных идей и решений в области дизайна этикетки и упаковки существенно возросло, а дизайн их вылился в целую индустрию со своими законами и правилами, превратив этикетку в настоящее произведение искусства.
Значительное развитие получили технологии создания новых торговых марок и переработки старых.
И этот процесс продолжается, ведь, как известно, нет предела совершенству.

В последние годы рынок требует, чтобы объемы информации на этикетках становились все больше, и зачастую производитель вынужден печатать тексты очень мелким шрифтом. А если учесть ограничения, накладываемые флексографией (способ печати, который представляет собой прямую печать красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности. Флексографию используют для печати на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве этикеток и пр. При флексографской печати запечатываемые материалы могут быть самыми разнообразными, включая и гофрокартон. Оттиски флексографской печати либо совсем не пахнут, если краска на водной основе, либо имеют запах спирта, если краска на спиртовой основе)и другими способами печати, тексты эти оказываются почти нечитаемыми. Кроме того, современные системы логистики и складского хозяйства требуют печати шрихкодов и нанесения другой машиночитаемой информации. Где выход? Увеличить размер этикетки? При сегодняшнем стремлении к использованию порционной и мелкой упаковки, миниатюризации различных изделий это вряд ли возможно. В ход идут нетрадиционные способы - от печати информации на обороте этикетки до интегрирования в нее микрочипов и транспондеров. А еще этикетка должна защищать продукт от несанкционированного вскрытия, а торговую марку - от подделки.

Существуют простые и сложные этикетки. Простые – однослойные, наклеиваемые на поверхность упаковки товара.

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ЭТИКЕТОК

Их так же много, как креативных идей в этой области, и перечислить все довольно сложно. Вот самые известные из них: Многослойная этикетка (peel-off) - легко отделяемая благодаря особому покрытию изнаночной стороны этикетка или часть этикетки. Используется в качестве стикера, мини-рекламного плаката, для печати дополнительной информации на изнаночной стороне и под отделяемой частью. Сфера использования - продукция для детей (их привлекают стикеры с любимыми персонажами), фармацевтические товары (стикеры привлекают внимание к предостерегающим надписям и т. п.), косметика (способы применения, дополнительные рецепты и т. д.) Печатается преимущественно на особом многослойном самоклеящемся материале высоким или флексографским способами.

Этикетка-книжка (piggy-back). Под отклеиваемой частью этикетки располагается сфальцованная «гармошкой» книжечка - как правило, с текстом о способах применения. Чаще всего используется для фармацевтических товаров и лекарств - позволяет отказаться от традиционных вкладышей в картонные упаковки, и даже от самих картонных коробок - если лекарство упаковано в пластиковый или стеклянный контейнер, например. Дает возможность существенно увеличить объем информации. Этикетка печатается на самоклеящемся материале как обычно - флексографией, высокой или офсетной печатью, а «гармошка» - на другом материале (бумаге) офсетом. Фальцовка (складывание гармошки) выполняется на специальных миниатюрных фальцмашинах или вручную.

Этикетки со скретч-панелями (scratch-off), этикетка со специальным слоем краски или фольги, который нужно соскрести. Как правило, под ним располагается информация, скрываемая до покупки - например, о выигрыше или бонусе. Саму этикетку печатают как обычно - флексографским, высоким или офсетным способами, а скретч-панель - трафаретным или флексографским. Иногда используется тиснение особой фольгой. Часто скретч-панели используются в производстве лотерейных билетов, купонов, карт оплаты.

Этикетки (tamper-evident labels), предохраняющие от несанкционированного вскрытия упаковки. Изготовляются из специального материала, который разрушается при вскрытии и не может быть восстановлен или переклеен. Печать - как правило, флексографская.

RFID-labels - этикетки с микрочипами и антеннами-транспондерами, позволяющими бесконтактно, на расстоянии от 1 до 100 и более метров считывать информацию, предупреждать хищения из торговых залов, библиотек и т. д. RFID-этикетки служат основой новейших систем логистики товаров или учета в складских хозяйствах. Транспондеры изготовляют из металлической фольги или печатают электропроводными красками трафаретным, глубоким или флексографским способами.

Этикетка для многократного открывания и закрывания упаковки. На флаконе с жидким мылом сразу два типа сложных этикеток. На лицевой стороне прозрачная, сливающаяся с материалом флакона. Сквозь них мы можем увидеть этикетку на обратной стороне, запечатанную не только по лицу, но и по клеевому слою.

Традиционно проводящие краски наносились способом трафаретной печати. Сейчас появились и флексографские электропроводные краски - они позволяют печатать RFID-метки с более высокой скоростью».

a) Вплавленные этикетки (in-mould labels) печатаются обычными способами на бумаге и вплавляются в корпус упаковки в момент ее формования, выдува, литья или штамповки. Прозрачный материал упаковки служит защитой этикетки от внешних воздействий, упаковка и этикетка выглядят единым целым, что позволяет защитить товар от подделок и повысить его привлекательность.

b) Этикетки для многократного открывания и закрывания упаковки чаще всего применяются для такой продукции, как влажные салфетки, бумажные носовые платки и т. п. Особый клеевой слой и жесткий пластик этикетки позволяют плотно закрывать открытую упаковку - при этом этикетка-крышка не деформируется и прекрасно держится на своем месте. Гибкая упаковка с такой этикеткой гораздо дешевле, чем пластиковый или картонно-навивной контейнер с крышкой.

c) Этикетка-индикатор свежести продукта или температуры позволяет отслеживать срок годности товара или соблюдение условий его хранения - благодаря использованию особых красок, которые меняют цвет в зависимости от времени или температуры.

d) Этикетка, продлевающая срок сохранности пищевых продуктов разработана компанией Avery Dennison. Размещенная внутри упаковки этикетка выделяет микроскопические количества антибактериального вещества (двуокиси хлора), что позволяет увеличить срок хранения свежих ягод малины, например, на 5–10 дней.

e) Прозрачная этикетка (no-label-look) создает впечатление, что изображение напечатано прямо на контейнере. Производители самоклеящихся материалов разрабатывают суперпрозрачные этикетки, которые ложатся даже на сложные поверхности.

f) Этикетки с печатью по клеевому слою сейчас уже довольно широко распространены. Они дают возможность видеть изображение и даже читать текст через прозрачный контейнер, что используется как элемент декора и улучшения имиджа в парфюмерно-косметической и алкогольной промышленности.

g) Термоусадочные этикетки плотно обтягивают контейнер или сам предмет и часто служат защитой от несанкционированного вскрытия. Кроме того, они позволяют разместить большие по площади изображение и тексты. Печать по внутренней стороне пленки обеспечивает сохранность красочного слоя и его блеск. Сложная технологическая задача - дизайн должен быть разработан так, чтобы после усадки все элементы изображения выглядели правильно. Наилучший способ печати по термоусадочной пленке - глубокий.

 

Печать тиража



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.059 с.)