Фотографика и современная визуальная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фотографика и современная визуальная культура



В начале века было очень популярным искусство силуэтных изображений. Силуэты вырезались маникюрными ножницами из черной бумаги. В основном в моде были портреты в профиль. С появлением фотографии интерес к этому виду искусства упал. Это и естественно, поскольку фотография давала больше информации, чем силуэт. В 60-ых годах появляется новое направление фотографии - фотографика. Под этим понималось получение снимков без тех мягких переходов и полутонов, которые так привлекательны в фотографии, а состоящих из резко контрастных черных и белых пятен. Для получения таких снимков требовалось все контрастное: контрастная пленка, контрастный проявитель и контрастная фотобумага. Черный камыш на белой глади озера, замысловатый рисунок кроны деревьев на фоне белого неба..

С амо слово «фотография» содержит указание на родство с графикой, рисунком. Современная фотография достаточно далеко ушла от изначального определения фотографии как «светописи» – рисунка созданного противопоставлением света и тени, но так и осталась графическим искусством.

Ф отографика, в какой-то степени, возвращение в прошлое – условный стиль в фотографии, где основным рабочим элементом снимка являются контрасты, границы между светом и тенью. Главное – форма, а не содержание. Силуэт, а не детали.
Простые, графичные фотоизображения привлекают не меньше, а чаще и больше внимания, чем снимки, адекватно и во всей полноте передающие реальность. Цвет редко позволяет достичь нужного эффекта, поэтому фотографичные снимки почти сплошь черно-белые.
Ч ем так привлекательна фотографика? Симметрией, регулярностью и упорядоченностью, геометрической точностью и красотой. Фотографика – это не регистрация реальности, от реальности остается лишь силуэт, тень. Снимки, сделанные в этом стиле, лаконичны, просты для восприятия, в них нет ничего лишнего. При этом графичность не означает использования только простых (или специально упрощенных) форм. Так же как не подразумевает ограничения по количеству объектов в кадре.

Г рафичность не значит бессюжетности. Фотография одинокого черного квадрата – неинтересна. Расположи рядом с черным квадратом паучка – все изменится. Всего два объекта, но сколько сюжетов – бери и пиши философский трактат: о тщете всего сущего; взаимоотношениях большого и малого; взаимодействии абстракции и реальности.

П рирода, особенно живая, несимметрична и далека от упорядоченности. Произведения человеческих рук гораздо ближе к симметрии. Нас окружают прямые углы, ровно горизонтальные и вертикальные линии, упорядоченные, одинаковые объекты, расположенные, к тому же на равных расстояниях. Вспомни, как отличается лес от лесопосадки. В фотографике используются и те и другие объекты. И нельзя отдать предпочтение одним в пользу других.

Выразительные средства фотографики – свет и тени, отношения объектов и их силуэтов, отражений, соотношения между объектами, взаимодействие размеров и формы, наложение, пересечение, противопоставление.
Используя фотографику, ты обращаешь внимание зрителя на то, чего он обычно не замечает. В фокусе внимания могут оказаться форма, цветовой и световой контраст, симметрия, геометричность объектов и их взаимодействие.

Некоторые приемы
С ъемка силуэтов. Какой простор для воображения. Такой снимок только намекает на реальные объекты, дает понять, что изображено на снимке, но не рассказывает подробностей – зритель может придумать их сам, а может и не придумывать.
Силуэт должен быть четким и определенным, чтобы не возникало сомнений чей это силуэт. Силуэты тарелки (при съемке сверху), колеса и футбольного мяча одинаковы – попробуй, догадайся. Тарелка снятая сбоку – однозначно тарелка, а не колесо и не футбольный мяч.

Ч естный способ сфотографировать силуэт – это снять фотографию против света. На объект съемки не должен падать хоть какой-то свет спереди. Источник света либо должен быть больше объекта съемки (светящаяся стена, светящийся стол, расположить вспышку между моделью и светлым фоном, но направить ее на фон). Либо его нужно тщательно прятать за объектом, иначе кроме силуэта в кадре будут еще и блики-засветки. Свет должен быть ярким, чтобы выбелить фон и создать контрастную картинку.
Даже при хороших условиях получить идеально черный силуэт довольно сложно – потребуется немного довести картинку в фоторедакторе. Этого можно и не делать, в некоторых случаях стоит сохранить некоторые детали.
Раз есть честный способ, значит есть и нечестный – получить силуэты можно с помощью одной только обработки, что достаточно несложно.

Е ще один прием, его можно было бы назвать «обратным силуэтом» – съемка белого на черном фоне. Очень интересные снимки можно получить, фотографируя руки в белых перчатках. Очень впечатляюще выглядят фотографии человека полностью одетого в черную одежду, сливающуюся с фоном, так, чтобы светлыми остались лишь лицо, руки и стопы.

Ч тобы найти сюжет для графичного снимка обрати внимание на ажурные переплетения ветвей, опоры электропередачи и конструкцию мостов, строение заборов, ряды стволов и столбов, решетки рельсов, перекрестья проводов. Особенно удачны для подобных съемок зимние, снежные дни.

Р ассуждать о фотографике можно довольно долго, несмотря на всю кажущуюся простоту этого стиля он имеет глубокий смысл и, по сути, представляет собой целую фотографическую философию.

Фотографика – одна из важнейших дисциплин в формировании креативного мышления (т. е. построения цепочки «постановка задачи – результат») и дающая мощный инструмент для решения творческой задачи в области дизайна и рекламы. Цель — овладение основами фотографической техники и технологий, закрепление навыков тонового и цветового композиционного решений применительно к рекламно-дизайнерским задачам, дальнейшее развитие образно-ассоциативного мышления, превращение фотоаппарата в управляемый творческий инструмент на базе теории, приведенной в систему знаний.

Если условно представить фотографику, как некую пограничную зону между фотографией и графикой, то фотографы и художники проникают в нее и осваивают эту зону с разных сторон. С позиций графика, аналоговую фотографику можно рассматривать, как некий новый инструментарий получения графических работ. В свое время такой подход породил, например, фотолитографию, и шелкографию. Фотограф склонен скромно считать фотографику скорее некой «стилизацией» фотографии под графику, нежели графикой в исполнении фотографа.
При составлении библиотеки фильтров Фотошопа приемы аналоговой фотографики в числе первых были переведены в цифровую форму, явившись фактически «аборигенами» цифровой фотографики. Позже рынок программного обеспечения был буквально наводнен бесчисленными программами, способными обеспечить реализацию самых изощренных фантазий пользователей в самых разных областях, где существует обработка изображений.

Фотографика характеризуется тремя признаками — преобладанием линий, контрастом черного и белого и повествовательно-иллюостративным характером, которые а совокупности создают графический рисунок изображения.

В фотографике применяют как колористические эффекты, так и эффекты монохромной живописи. Различие фотоживописи и фотографики состоит в их принципиальном отношемии к плоскости и пространству. При создании живописного фотоизображения чувство плоскости стремятся уничтожить всеми изобразительными средствами (линейная и воздушная перспектива, светотень и градация тонов). Превращению плоскости в объем способствует также рамка фотокадра, которая выделяет фотокартину и как бы изолирует ее от окружающего мира и своими границами завлекает взгляд в иллюзорную глубину изображения.

Фотографика наоборот подчеркивает плоскость и как бы противится иллюзии пространства и объемности. Основным средством этого противодействия является белый фон изображевия, во многих случаях часто неиспользуемый. Если фотокартину следует рассматривать с определенной точки восприятие издали лишь подчеркивает иллюзию пространства, то графическое изображение можно удалять или приближать к глазам, отчего воздействие изображения ощущается сильнее. Поэтому графический рисунок светом создает совершенно иное впечатление пространства, чем фотоживописное изображение.

В фотографике пространство является абстрактным и символическим. Рисунок представляет собой в некотором смысле не конкретный и реальный образ предмета, а как бы его уподобление, иносказание, превращение. Поэтому графический рисунок больше чем полутоновый позволяет сокращать, умалчивать, употреблять метафоры и другие средства художественной выразительности.

Фотографика более свободна и неисчерпаемо разнообразна и может носить как частный, так и массовый характер, так как в вей всегда есть элементы, противодействующие иллюзии реальности. Сущность графического стиля в фотографии заключается в колебании между пространственной иллюзией и плоскостью, между реальным образом и знаком. При создании графического или полутонового фотографического изображения выбор светочувствительных материалов, экспонометрия фотосъемки и обработка значительно отличают одно от другого и требуют различных фотографических средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.009 с.)