Новаторство мирискусников в области книгопечатания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новаторство мирискусников в области книгопечатания



Ввели термин «книжная графика» в русском языке.

Создание книги как единого организма, который оформлен при едином гармоничном сочетании иллюстраций со всеми остальными элементами книги (обложкой.суперобложкой, титулом, авантитулом, заставками, форзацем, колонцифрой, колонтитулом). Тщательный выбор бумаги: формат, цвет, сорт; выбор шрифтов: гарнитура и кегль. Книга превращается в художественный предмет.

Введение суперобложки.

Создали стиль в книге.

Способствовали увлечению стариной.

В 1910 г. А. Бенуа выступил с программной статьей «Задачи графики» где были сформулированы основы мирискуснических представлений об идеальной работе художника книги. В ней, в частности, говорилось: «Когда художник призван только украшать книгу, он обязан помнить об ее целостности... Вольности недопустимы во всем убранстве книги... Не надо забывать в украшении книги об ее архитектуре... Художник, занятый книгой, должен обращать свое внимание первым долгом (и прежде всяких мыслей об орнаментовке) на основные требования красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т.д. Книга может быть прекрасной без единого украшения и, наоборот, все украшения не приведут ни к чему, если будут забыты эти основные требования». А. Н. Бенуа впервые сформулировал сверхзадачу мирискусничества: «Создать цельное прекрасное искусство книги».

«Пиковая дама» Бенуа 1913 г.

Новаторства:

1. Суперобложка

2. Обложка стилизована под 30 ые годы

3. Форзац- рисунки обоев 30 годов

4. авантитул – 2 штуки

5. иллюстрации стилизованы под карту

6. рисуноке рамки стилтзован

7. илюстрации каки вклеенные так и нет

«Медный всадник» Бенуа. Первое издание – 1904, второе – 24 г.

Азбука в картинках – 1904 г.

Мирискусники создали свой стиль в журнальной графике. В нем сочитались последние достижения западной графики и русского ретроспективизма (обращение к силуэту). Бенуа, Добужинский, Сомов, Митрохин, Нарбут – силуэт.

В прикладной графике: экслибрис, рисунки к почтовым конвертам (открыткам, бумаге), рисунки к меню, пригласительным билетам, театральным програмам и визитным карточкам.

В 1917 г. Николай Радлов «Современная русскаая графика» под редакцией Маковского (Золотое руно)

Мирискусники возродили русскую книгу (проявление декоративного вкуса. Понимание стиля, поэзия сарины, щедрость выдумки).

Добужинский «Тамбовская казначейша» 1912 г.,«Свинопас» 1917 г., «Принцесса на горошине 1919 г., «Тупейный художник» 1922, «Книга маркизы» 1908 (перовая графика, перевод французских фривольных текстов)

Кардовский «Невский проспект», «Горе от ума». Лансере «Ходжи-Мурат».

С октября 1909 г. по 1917 г. издавался.журнал «Аполлон», основателем и редактором которого стал художественный критик С. К. Маковский. В нем печатались статьи по вопросам теории искусства, художественной жизни, стихи, прозаические сочинения

Во время первой русской революции, в 1905—1906 гг выходили: «Зритель», «Жупел» и «Адская почта», причем именно два последних отличались высоким профессионализмом художественного оформления и «звездным» составом участников, создавших прежде журнал «Мир искусства»: Б. Анисфельд, Л. Бакст, И. Билибин, 0. Браз, И. Грабарь, 3. Гржебин, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, Е. Лансере, А. Остроумова-Лебедева, Л. Пастернак, К. Сомов, П. Щербов, В. Серов и др.

Таким образом, культура книжного оформления мирискусников имела два взаимосвязанных адресатных вектора: библиофильские издания для собирателей и книги массовые, обладавшие высоким качеством графики и полиграфии, ансамблевостью построения, которые формировали представление о «прекрасной книге» и пропагандировали ее. И в том, и в другом случае художник не был подчинен автору: иллюстрации и украшения часто становились доминирующими по отношению к тексту, и книга как произведение графического искусства и изысканно исполненная вещь превалировала над книгой — литературным памятником.

Как писал Н. Э. Радлов, за группой «Мир искусства» «навсегда останется большая заслуга перед русским искусством: открыть искусство для книги, открыть книгу для искусства».

27.1

ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ

В композиции, цвет – дополнительный компонент. Который может выявить, разрушить форму, как, например, военный камуфляж.

Обратимся к Кандинскому.

Итак. цвет оказывает на человека два типа воздействия:

1- чисто физическое – глаз сам будет затронут и другими качествами краски;

2- психическое воздействие – психическая сила краски, которая рождает определенные ассоциации Для композиции мы располагаем двумя средствами (по Кандинскому):

1 –краской;

2 –формой.

Форма может существовать самостоятельно. Краска – нет.

Если вводится цвет, то он должен иметь:

1 – определенный тон,

2 – он должен быть отграничен на плоскости.

Цвет может подчеркнуть некоторые формы, а другие наоборот притупить. Например — острая краска и острая форма (желтый треугольник). Синий — склонный к глубокому воздействию подчеркнется круглой формамой.

Вот такая (блин) связь между краской и формой.

В природе существует семь основных цветов светового спектра. Цветовой круг может быть составлен по-разному.

Цветовой круг Гете


Цвета делятся на:

1 – теплые-холодные;

2 — светлые-темные.

1. Тепло-холодность — стремление к синему и желтому соответственно, причем это движение горизонтальное. Теплое движется на этой плоскости к зрителю, холодное от зрителя.

Второе движение – центробежное и центростремительное. Можно заметить, что желтое как бы излучается и приближается из центра к зрителю, тогда как синем глаз утопает.

2. Темные и светлые стремление к белому и черному. По своему поведению белый можно сравнить с желтым (как с изначально светлым цветом), а черный с синим (как с изначально темным)

Синее как движение противоположное, при добавлении в желтое уничтожает движения, и наступает покой зеленого.

То же происходит и с белым если его замутить черным. Пока не возникнет серое.

Желтое – типично земной цвет. Его нельзя углубить. Синее же наоборот глубоко и и при большем улублении становится почти бесконечным. Синее – типично небесный цвет. Дает ощщущение покоя. Опущенный до черного он получает призвук человеческой печали.

Синие и зеленые краски делались раньше из драгоценных и полудрегоценных камней, а желтые из земель.

Считается, что египтяне синий называли цветом истины. Небесно-синий является порогом, отделяющим человека от более высоких существ. Синий – священный цвет.

Зеленый – самый спокойный цвет. Если сдвинуть равновесие с сторону желтого – рождается активность. Если в сторону синего – появляется серьезность и вдумчивость.

Белое. Оно очень высоко. Может быть символом чистоты. Цвет и савана.

Тогда как черное – мертвое ничто, нечто без будущего. Внешне черное – самая беззвучная краска, на которой всякая другая звучит сильнее и определеннее. Черное – одежды скорби. Символ смерти.

Серый — нейтральный цвет, который на фоне любого из хроматических цветов приобретает оттенок его дополнительного цвета.

Красное – характерно теплый цвет, очень активный, но не такой легкомысленный, как желтый, он богат и разнообразен. ОН ЧАЩЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ В НАРОДНОЙ ОРНАМЕНТИКЕ и является дополнительным к зеленому.

Теплый красный, приподнятый желтым дает оранжевый. Желтый привносит лучеиспускание. Но красный сохраняет ему элемент серьезности.

Смешение холодного красного с синим дает фиолетовый. Оно звучит болезненно, как нечто погашенное и печальное. Китайцы употребляют этот цвет для траурных одежд.

 

Жизнь красок между рождением и смертью

           
   
 
 
 
   

 


Цветовая композиционная структура подчиняется всем рассмотренным нами ранее закономерностям. Работают те же законы симметрии-ассимметрии, кантрастов-нюансов и пр. однако следует помнить, что введение дополнительной структуры, может разрушить предыдущую, и следует искать новые способы гармонизации. Не следует строить слишком замысловатяе колориты, из большого количества красок. Они создают путаницу как при организации, так и при восприятии. Цвет должен так же пластически развиваться как и тон в композиции. Следует также учитывать и природную светлоту или темноту каждого цвета. Можно выбрать некий средний цвет. Который будет объединять структуру. Однако объединяющим может быть любой цвет.

Светлые краски при использовании в прикладном искусстве создают ощщущение легкости. Воздушности, тогда как темные – ощущуние стабильности, тяжести. Весомости. Светло зеленый холодный помогает значительно расширить пространство любого помещения. Теплые бежевые – создадут ощущение тепла и уюта.

Уместно использовать в композиции дополнительные цвета в композиционных центрах. Это заострит на этих центрах внимание зрителя.

Влияние цвета на детей. По этому поводу существует разные теории. Одна из них – дети не воспринимают яркие цвета, т.к. вызывают сильное эмоциональное возбуждение. Цвета должны быть приглушенные, но обязательно чистые.

27.2

Интерактивные издания

К ним относятся: энциклопедии, путеводители по галлереям.

Новые технологии диктуют новый подход. Отличие от обычных изданий – собраны различные способы передачи информации (видео, аудио, анимация, текст).

Веб – страница:

1. жесткая структура ссылок (структура обычной книги трансформирована в структуру ссылок, которая посредстом кнопок активизируется в взаимосвязи друг с другом).

2. систематизированная информация

У обычной книги есть определенный тираж, а электронное издание возможно тиражировать до бесконечности. Отсюда доступность. Система ссылок дает легкость поиска.

Новое: 1.отсутствие формата (плавающий формат, зависит от размера монитора, растягивается пользователем)

2.Нарушен типографический подход к шрифту (нет сетки, плавающие колонки)

Все расчитано на среднего пользователя.

Недостатки зависят: от грамотности структурирования (что ведет к неудобству пользования),

От решения интерфейса, знаков, фона, шрифта.

Ограниченны памятью компа, размер картинки действует на общее быстродействие, цвет выбирается толко на веб-палитре (на разных мониторах выглядит по разному).

27.3

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ СЕРИЙНЫХ ИЗДАНИЙ.

Серийность определяется:

1. Близостью тем литературы: приключенческие романы, сказки и др. («Библиотека приключений).

2. Определенный читательский возраст («Книга за книгой», «Мои первые книжки»)

3. Причины издания. (Юбилей классиков)

4. Научно-просветительская цель (Энциклопедии)

 

Серийность требует специфических средств, особенно во внешнем оформлении. На иллюстрациях это может сказаться иногда лишь в единстве формата и технике исполнения. Книги одной серии в архитектоническом построении решаются подобно. Отсюда одинаковые: — модульная сетка, фронтисписы, заставки, внутритекстовые рисунки, концовки и другие элементы должны присутствовать в каждой книге серии.

Название серии пишется на авантитуле, на корешке и на крышке переплета.

6.3

СОВРЕМЕННЫЕ РУКОПИСНЫЕ ШРИФТЫ И ПРИМЕРЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В КНИЖНЫХ ИЗДАНИЯХ

Авторская книга, что такое рукописный шрифт (художник, материалы, задача, стилистика). Основа – печатные шрифты. Можно создать абстрактно – ассоциативный образ (в зависимости от характера произведения, от главы). Используется как заголовочный, инициальный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.023 с.)