Авторская книга ленинграда – санкт-петербурга 1980-00г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторская книга ленинграда – санкт-петербурга 1980-00г



Книга художника или Авторская книга появляется в конце 20 века – в периоды смут, переломные моменты, т.к. отражает внутренний мир художника. Это способ самовыражения в тексте и изображении.

Книга художника – произведение, в котором так или иначе используется форма свитка или кодекса, или элементы книги, или образ книги как СИМВОЛ.;

Прозаическая и традиционная функция книги, как источника знания, носителя информации, давно перестала удовлетворять художника. Книга в ХХ веке стала предметом постоянных экспериментов с формой и образом, из источника знаний она превратилась в источник формы. Книга для чтения уступила место книге для смотрения, переместившись из библиотечного хранения в выставочные и музейные залы. Все эти положения укладываются в понятие книга художника.

рукописная тетрадь, серия гравюр, объект. Но чаще пользуются обычными формами; кодекс, свиток – удобно.

Рукотворная книга, выпускаемая художниками – явление рубежа 18 и 19 веков (Уильям Блейк, цельногравированные книги с авторским текстом, книжными украшениями и собственными иллюстрациями.) Во Франции в начале 20 века работает издательство «Воллар», выпускающее книгу художника. Оно привлекло к работе известных художников 20 века, в том числе Пикассо и Матисса.. Авторскую книгу в 20е годы 20 века создавали дадаисты и сюрреалисты. Значительное явление – выпуск авторских книг российских футуристов 1910х годов. В 70х годах 20 века во многих европейских библиотеках и университетах проходят экспериментальные выставки «Книга художника». Художники в Европе экспериментируют, представляя книгу как рукописную тетрадь, или как серию гравюр, или как объект.

Характерно; взаимодействие текста и изображения

Восприятие книги;

-Текстовое

-Визуальное(общий облик и картинка, в кот. Печатное иск_во сопоставлено с архитектурой)

-При чтении текст разрушается и преобразуется в иное духовное явление

-Тактильное (листать, фактура, вес, объем,…)

60-е – первая волна

самодеятельная книга

Поляков ученик Фаворского издает;

*мал. Рукописные книжки (1 стих: Пушкин, Ахматова,..)

*илл. – ксилография, раскрашен. гуашью серебряной и золотой

*тираж – 1 шт., и больше

самиздат – от руки или на печатной машинке, рис. картинки («Роковые яица», ранние рассказы Булгакова)

70-е – концептуальное искусство

· Г. Брускин, А. Кузькин: фотокнига, инсталяция на тему фотографии.

· Кабаков Пивоваров создают жанр альбома (жек №8), рекламировали свои акции и инсталяции «Коллективные действия»

· Василий Власов

В конце 80-х Начинает работу над своими книгами М. Красик (закончил инст. Герцена, изучил футуристов). Литографировал малотиражные книги. Пастенрнак «Доктор Живаго», Кафка (аольбом), Хармс «Случаи»,…

На книгах поставил «Хармс-издат».

Устроил Хармс – фестиваль, выставку книги объеектов.

С Красиком работает Стройло.

Книга художника Книжный объект Фотография Кураторский проект Михаила Карасика ЦДХ, Москва

Дома нас постоянно «подстерегает» книга художника в виде старых тетрадей, телефонных справочников, альбомов выпускника школы, института, свадебного и дембельского альбома, кулинарных рецептов, книг-микрофильмов. Эти издания всегда находиться в тени. Личные документы, утратившие свой служебный характер, приобретают иное качество, становятся объектом изучения и экспонирования. Их образ нередко провоцирует художника на создание книги в форме паспорта, трудовой книжки, удостоверений, домашнего альбома. Петербургские художники Михаил Карасик, Игорь Лебедев, Виталий Пушницкий, Виктор Ремишевский предлагают свой взгляд на документ как на книгу и художественную форму.

Авторское издательство Михаила Карасика существует с 1987 года.
Основные направления деятельности: книга художника - издание, организация выставок, сборники и каталоги.

М. КАРАСИК - КУРАТОР И ОРГАНИЗАТОР МНОГИХ ВЫСТАВОК

 

Конец 80-х 90-е

Художественное объединение Митьков оформилось как самостоятельное движение в самом начале 80-х годов (Флоренские, Шинкарев и др.). С 92 года Митьки стали издавать свою газету, в которой публиковали свои литературные и художественные произведения. Вместе с Котляровым Митьки ввели в город mail-art – почтовое искусство: переписывались с ним на самодельных открытках и выставляли их на специальных выставках.

Митьки выпустили: 1. Шинкарев «Максим и Федор» илл. Флоренский 2. Стихи Олега Григорьева с илл. Ольги Флоренской в технике монотипии. 3. Роман Флоренского «Митьки»: тушь, бумага. 4. «Папуас из Гондураса» Шинкарева с илл. Дм. Шагина, исполненными тушью

Кузькин – издание писем юного Вертера в виде настоящих писем – акция (письма рассылались в дни указанные в оригиналах)

В основном ленинградские художники выставляли свои работы в музее Анны Ахматовой под патронажем Карасика: выставка «Театр бумаг» с произведениями Московских и Ленинградских художников. Эти книги демонстрировали не только в Петербурге, но и в Германии.

Александр Батурин «Серия коллажей на смерть Каземира Малевича»

В Петербурге существовало еще одно выставочное объединение - «Серебряный век» - художники из мастерской Пахомова, Книги – объекты, открытки. (металл, камень, глина, мрамор) В 2001 году выставка авторской книги в отделе эстампов РНБ. В 1998 – выставка в Эрмитаже «Искусство рукотворной книги»(редкая книга из Санкт-Петербурга, вдохновитель Пахомов, соавтор – коллекционер Суспицын)

Другие художники: Гоппе Виктор, Данилов Александр,Дергачев Олег, Карасик Михаил, Молев Артур, Олейников Николай, Саенко Дмитрий, Стрелков Евгений.

4.3

ЖУРНАЛ, ГАЗЕТА, ПЛАКАТ, ИХ СПЕЦИФИКА КАК НОСИТЕЛЕЙ ТЕКСТОВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Срок употребления изданий – Плакат(5секунд – 5 минут),газета (1день – 1 неделя), журнал (1месяц – 1год, научные – 3-5 лет), книга (1-5 столетий). Встречаются газеты, превосходящие качеством оформления многие журналы, журналы выходящие еженедельно, т.е. явл. почти газетой, книги –газеты – боевики, рассчитанные на то, чтобы после прочтения забыть, в кот соответственно оформление не идет дальше обложки. Реклама в журнале – маленький плакат. В каждом из жанров дизайнер может проявить свой темперамент, свое отношение к материалу, надо только ясно представлять жанр и адрес данного издания.

ГАЗЕТА

Появление периодических изданий можно отнести к 16-17 векам. В 1 веке н.э. в Риме были специальные доски объявлений, каменные стенды, отштукатуренные и поделенные на части. Писали на них углем и суриком. Потом доску выбеливали. Подлинных списков «Ведомостей» до нас не дошло. От 15 века дошли образцы периодических изданий. В них нуждались купцы, ремесленники. Требовались точные сведения о дорогах, о расписании судов, о ценах и тд. Первый дошедший до нас информационный листок «Турецкий календать» 1455 года Иоганна Гутенберга – как турецкие войска двигались по Европе. 1493год – листок об открытии Америки. В 16 веке появились первые бюро по сбору и распространению новостей – Италия, Венеция, мост Реальто- 1 газетта. В Риме такие листочки назывались Авизион, в Англии – New letters, позже – newspapers, в Германии – цайтунг. 16 век – бурная политическая жизнь – огромное количество брошюр, листовок. В 16 веке газета –тетрадь в ¼ долю листа. В ней могло быть до 16страниц, иногда больше. Обязательный гравированный титульный лист. В 1641 в Англии – первая еженедельная газета, а в 1702 году – первая ежедневная газета. Постепенно формат газеты увеличивается, текст делится на столбцы, определенные рубрики закрепляются в определенных зрительных зонах и в конце 17 века появляются однолистовки большого формата.

ЖУРНАЛ

В 17 веке появляются различные научные общества, и они начинают выпускать научные журналы. С 1665 года Лондонское королевское общество выпускает Философические сообщения, Французское научное общество – Журнал ученых. С 1682 года в Германии – такой же «Журнал эрудитов». Эти журналы выходили двуязычными или только на латыни.

Существовали и развлекательные журналы. 17 век – Германия – «Галантный мир курий», в Лондоне – «Афинский мир курий», «Джентельменс-магазин». 18 век – Лондон – «Ледиз-магазин».

ЖУРНАЛ

Для журнала важен стиль, кот. бы выделял его среди прочих, а так же следование моде и тд.

ГАЗЕТА

Соответственно, для газеты важен экономичный дизайн, позволяющий легко манипулировать инф. и ее объемами.

ПЛАКАТ

Плакат от фр. «плакар» – объявление, афиша – разновидность графики, лаконичное, броское изображение. Темы – общественный, агитационный, реклама (торг реклама и афиши), информационный – повествовательный, наглядно правильно изложена информация (афиша, медицинские пл., учебный,…)

Специфика: должны восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, бросаться в глаза.

Художники использовали метафоры, обобщенные и сатирические образы, разномасштабные изобр-я.

Значение имеют – цвет, хар. шрифта, распол. текста.

Как особый вид графич. Иск-ва со второй полов 19в.До этого плакатом называли агитационные гравюры большого размера (например «летучие листки» периода Крестьянской войны 16 в), политические афиши (во Франции 18 в). В разные периоды в области плаката работали А. Тулуз-Лотрек, П. Пикассо, В А Серов, и К А Сомов.

Композиционные средства призваны максимально быстро раскрывать содержание и убеждать зрителя. Плакат должен привлекать внимание, какие бы аморальные ср-ва для этого не исп., вплоть до полного поругания его удобочитаемости.

Щиты – наружная визуальная реклама

Постер ­– плакат сложенный в размер конверта

5.1

ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДРЕВНЕ-РУССКИХ РУКОПИСЕЙ

Рукописи 11-12 в. выполнены под влиянием искусства византийской книги. Даже пергамен, и тот для ранних книг привозили из Византии.

Материалы для письма древних рукописей: пергамен, в древнерусской традиции он назывался кожа или хар а тья. Писали гусиными или иногда очень дорогими павлиньими перьями. Чернила изготовляли из толченой дубовой, или хвойной коры, галлов (наростах на дубовых листьях), раствор настаивали в течение нескольких дней, добавляли старое железо. В качестве связующего использовали камедь. Иногда как добавку добавляли квас или капустный рассол. Темно-коричневые.

У переписчика был ножик для затачивания перьев и исправления ошибок, шило и рамка металлическая, которой продавливали стопку листов, она служила для линования строк и столбцов, мелкий песок для просушки.

В качестве красной краски – киноварь.

Одним из элементов декоративного оформления для древнерусских рукописей был орнамент.

10-12 в.в. – геометрический орнамент. В основном использовался для заставок, концовок, рамок (прямоугольные рамки). Изображались церкви с 3 арками, внутри оставлялось пустое пространство для миниатюры.

Для геометрического орнамента характерны белый, синий, розовый, зеленый.

Иногда орнамент помещали на золотой фон. В 13-15 в.в. преобладает тератологический или чудовищный орнамент. Для него характерно изображения драконов, единорога, змеи, грифоны, переплетенные между собой с помощью ветвей и веток. Характерно сочетание 2-3 цветов на серо-синем фоне. Употреблялось для заставок, концовок и инициалов.

15 в. – плетеный жгутовой орнамент, стилизация цветов и растений. В осн. употреблялся для заставок и концовок, круглый или прямоугольный.

Ряд цветных кругов, связанных жгутами, очень пестрой раскраски (влияние балканской графики).

С 15 по 17 в. – цветной или травный (растительный) орнамент. Его использовали в основном для прямоугольных заставок. Изображения экзотических цветов на золотом фоне, заимствовались из печатных западных книг.

При оформлении древнерусских рукописей существовало разделение труда.

После обработки и разметки пергамена к работе приступала каллиграфы. Они оставляли место для заставок, концовок и инициалов.

Затем работали художники заставок и концовок; художники инициалов; художники миниатюры (от minium – красная краска).

Сроки: 1,5 листа в день. Остромирово евангелие – 7 месяцев.

В 16-17 в.в. – в основном переходят на бумагу.

Краски: киноварь – сера и ртуть, сурик – красно-оранжевая, лазорь – ультрамарин, зеленая – из медянки и малахита.

Краску разводили в яичном белке или камедью. При переходе на бумагу стали использовать водорастворимые краски. Использовалось золото в виде твореного золота (порошок с камедью) и фольги.

 

Элементы тератологического (т.е. «чудовищного») стиля, где тугое плетение усложняется элементами звериных форм, фантастическими чудовищами, частью сросшимися, а частью переплетенными друг с другом своими хвостами, шеями и крыльями с XII в. проникают и в Древнюю Русь, где начинают широко применяться в XIII-XIV вв. более всего в Новгороде и Пскове, но также и в других, центрах русского книгописания.

Запутанные в тугие узлы, напряженные и беспокойные, таин­ственно оживающие змеиными, птичьими, звериными и, нако­нец, человеческими фигурами и головами переплетения белых и цветных ремней или лент, которые расцвели на страницах много­численных рукописей юго-востока и востока Европы, заставляют вспомнить подобные же мотивы, развившиеся несколькими сто­летиями раньше на ее крайнем западе — в Ирландии. По-видимо­му, здесь не могло быть прямых связей и влияний, а было некото­рое совпадение стадий культурного развития и общие, еще вар­варские, мифологические корни.

Как же сочетается тератологическая плетенка с четким и пла­стичным уставным письмом литургических рукописей, а главное, с миниатюрами, сохраняющими при некоторой уплощенности формы строгую византийскую иконографию? Очевидно, создате­ли древнерусских книг ХШ-ХГУ вв. не ощущали в этих соедине­ниях никакого стилевого противоречия. Нередко в очертания мно­гоглавой, увенчанной крестами церкви они вписывали на цвет­ном фоне кишащее чудовищами переплетение ремней, а в него, в подобие клиевидной нишки, — фигуру евангелиста.

Другой тип плетеного орнамента, называемый балканским, во второй половине XIV в. широко вошел в русские рукописи. В нем не было ни запутанных узлов, ни варвар­ской экспрессии тератологического стиля. У балканского орнамента строгая геометрическая основа, узор создается переплетением лент в форме правильных окружностей, прямых или восьмерок. Между лентами фон закрашивается в контрастные яркие цвета и украша­ется белыми пятнышками — «жемчужинами». Нарядные и симмет­ричные, несколько напоминающие вышивку, узоры заставок бал­канского стиля заполняют обычно правильный прямоугольник с процветшими углами, как бы растягивающими цветную салфе­точку по листу рукописи.

На рубеже XIV—XV вв. приходит в древнерусскую книгу новая волна византийского влияния, воплотившаяся ярче всего в не­скольких богатейших и виртуозно исполненных рукописях московского происхождения. Это книги большого формата, напи­санные прекрасным крупным уставом и богато украшенные. Еван­гелие Федора Кошки и Евангелие Московского Успенского собо­ра сохранили и современные самим книгам драгоценные ювелир­ные оклады. Характерным новым мотивом украшения стали в этих двух книгах и в третьей, Евангелии Хитрово, яркие и крупные звериные инициалы совершенно иного типа, чем уже привычные тератологические. Свивающиеся кольцами пятнистые змеи и дра­коны, хищные кривоклювые птицы не сплетаются в плоскостную нерасчленимую вязь ремней, выписаны пластично и сочно. Их дви­жениям придана убедительная, неожиданно живая экспрессия. В за­ставки же вернулся характерный византийский орнамент с цве­точными мотивами в геометрически четких обрамлениях.

К византийской традиции восходит и одна из красивейших Древнерусских лицевых (т.е. иллюстрированных) рукописей — Киевская псалтирь (1397г.). Бесчисленные изображения на ее шиРОКИХ полях передают по обычаю не прямой смысл библейского текста, а его богословские истолкования. Для лучшего понимания многие из них соединены киноварными тонкими линиями с соот­ветствующими строками текста. Киноварью же мелко выписаны над каждым имена персонажей. Особенное, пожалуй, парадоксальное изящество придает этим страницам то обстоятельство, что тончайшие, легкие миниатюры, заимствованные, видимо, из не­большой по формату и написанной тонким минускулом греческой рукописи, легли здесь на страницы монументального тома и отте­няются массивным, крупным уставом7.

Общий облик древнерусской книги на протяжении XV в. за­метно меняется, становится менее монументальным, получает более живой ритм и новые декоративные качества. Сменяется ма­териал — взамен пергамена используют бумагу, более тонкую и легкую, слегка впитывающую чернила и краски. У бумажной стра­ницы иная, более мягкая фактура, чем у пергаменной. Медлен­ный устав постепенно вытесняется новым типом письма — полу­уставом, появившимся у южных славян в конце XIII в., а на Руси -после середины XIV в. Это письмо более свободное, легкое и бы­строе, знаки его не столь массивны и имеют небольшой наклон. Появляется большое количество сокращений и надстрочных зна­ков. С полууставом приходят поэтому иное ощущение страницы, более подвижный ритм. Наконец, для украшения начальных строк всего текста или его больших частей начинает применяться деко­ративное письмо — вязь, сложное сплетение букв, имеющих не­редко общие вертикальные мачты. Происхождение вязи — визан­тийское, но она развилась и расцвела именно в славянском алфа­вите, где букв с вертикальными мачтами гораздо больше, чем в греческом. Писалась строчка вязи обычно киноварью, знаки в ней не только сливались, но и резко вытягивались вверх, от века к веку все сильнее образуя слитную полосу со сложным орнамен­тальным ритмом, порой с трудом читаемую. Вместе с орнамен­тальными заставками неовизантийского или балканского стилей красная полоса вязи усиливала декоративность начальных стра­ниц, узорчатость и богатство всей книги. Фактурой и цветом обо­гащают рукописи и некоторые их как будто бы чисто технические детали. Таковы «завесы» — предохранительные прокладки, защи­щавшие листовые миниатюры некоторых богатых книг. Они выре­зались из цветной тафты и вклеивались в прорезанное в бумаж­ном листе окошко.

К концу XV в. с усилением международных культурных связей проявляются в древнерусской книге и некоторые западноевропей­ские влияния. Возникает новый вид орнамента, который широко распространится в следующем столетии. Его называют «старопе­чатным» и связывают его происхождение с появлением на Руси западных книг с их одноцветной суховато гравированной орна­ментикой, печатных листов с декоративными алфавитами и тон­кими орнаментальными гравюрами на меди. Обогащенные в древ­нерусских рукописях подкраской, здесь густо переплетались тугие спирали растительных стеблей и вычурные, изящно дробные, из­резанные листы аканта. Родившийся из декоративной гравюры и очень для нее органичный этот декоративный язык вскоре будет возвращен в печатную книгу и определит характер украшения пер­вопечатных изданий на Руси.

5.2(25.3)

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУИРОВАНИЯ КНИГ

 

Термин «модуль» пришел в оформление книги из архитектуры. В архитектуре «модулем» (от латинского modulus—мерочка, маленькая мера) называют единицу измерения, которая служит для придания соразмерности всему сооружению, его частям. В качестве М. Могут быть приняты мера длины, размер элемента фигуры ил постройки, изделия, входящего в комплекс. Перенося модульную систему в конструирование книги, исходят из того, что помещаемый на ее страницах материал графически неоднороден. Прежде всего графически различны—и в силу этого неодинаково смотрятся и воспринимаются—текст и иллюстрации. Поэтому для каждого из этих элементов должно быть отведено свое место в книжной полосе. Модульная сетка служит своеобразным каркасом для размещения текстов и иллюстраций.

Сетки представляют собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу. Этот способ очень эффективен и существенно сокращает затраты времени на макетирова­ние.

Сетка придает публикации упорядоченный, целостный вид и способствует сохранению стиля при переходе от одной страницы к другой. Она также задает основные зрительные правила при работе с публикацией.

Некоторые используют не сеточную структуру а, например, законы перспективы или геометрические соотношения; другие основываются на интуитивном, главным образом эстетическом, подходе к оформлению страниц. Однако намного легче внести зрительное разнообразие в формальную сетку, чем поддерживать порядок и равновесие без нее.

Чем меньше колонок расположено на странице, тем легче работать с сеткой. Традиционные одноколонные макеты обычно отличаются менее разнообразным дизайном иллюстраций и заголовков, чем многоколонные.

Двухколонные сетки позволяют придать документу значительно более изысканный и утонченный вид, чем одноколонные, хотя они также не требуют сложного макетирования. Они удобны для оформления самых разнообразных публикаций (в том числе еженедельников, брошюр, годовых отчетов, бюллетеней, справочников и каталогов.)

Трех колонный макет наиболее распространен в полиграфии. Его применяют в журналах, информационных бюллетенях, каталогах и годовых отчетах. Популярность трех колонных сеток вызвана тем, что они обеспечивают большую свободу маневра, позволяя размещать заголовки, иллюстрации, врезки, небольшие рекламные объявления и другие элементы в пределах одной, двух или даже всех трех колонок. При этом можно разбивать материал на небольшие фрагменты или модули и применять различные графические средства для указания относительной важности разделов и связи между ними.

Для модульной сетки характерна строгая горизонтальная структура. Как правило, она определяется параметрами преобладающего шрифта: в каждую ячейку сетки должно помещаться равное количество строк. Графические элементы масштабированы так, чтобы они совпадали по размерам с различными ячейками сетки. Это позволяет использовать рисунки различных размеров и форм: они гармонируют друг с другом благодаря связи со структурой страницы. Такие сетки (их называют базовыми) облегчают макетирование в гораздо большей степени, чем значительная часть вертикальных структур.

Разметка вертикальных линий почти всегда ведется в цицеро или полуцицеро, что соответствует существующим типографским стандартам. Цицеро - типографский шрифт кеглем 12 пунктов.Расстояние между горизонтальными линиями измеряется в пунктах, так как оно часто зависит от кегля шрифта и размера шпонов (девятипунктовый шрифт на одинаковых шпонах задает десятипунктовый шаг сетке). Это одна из причин, по которой абсолютно квадратная сетка не всегда возможна.

Швейцарский дизайнер Йозеф Мюллер-Брокман, известный ясностью и графичностью своих проектов, утверждает: «Сетка – средство, а не залог успеха. Ею можно пользоваться по разному, и каждый художник волен выбрать решение, соответствующее его индивидуальному стилю. Однако нужно учиться пользоваться сеткой, это искусство, требующее практики».

 

Простейший модуль – зеркало набора

Единицы – пункты, миллиметры.

Возможности – унификация размеров, унификация кодирования, шаг верстки, вариативность приемов.

 

Через два тысячелетия после того, как Витрувий в 1 веке д.н.э. закончил свой монументальный труд «Десять книг об архитектуре» другой архитектор, Ле Корбюзье, приступил к разработке системы пропорционирования в архитектуре, названной им «модулором». И хотя Ле Корбюзье не называл труды Хэмбиджа в качестве источника своих знаний в области пропорции и логарифмической спирали, он в то же время выразил благодарность Матиле Гика, на которого, в свою очередь, оказал влияние Хэмбидж. Так или иначе его модулор внес значительный вклад в формирование современной архитектуры и явился краеугольным камнем большинства систем конструирования и современных сеток.

 

Модулор Ле Корбюзье разрабатывался для архитектурных форм, но вскоре нашел применение и в других областях, в том числе в конструировании печатной страницы. Опираясь на принцип золотого сечения, новая система пропорциональных отношений взяла за основу метрики размеры человеческого тела. В качестве главных точек, определяющих занятое пространство, Ле Корбюзье выбрал солнечное сплетение, макушку головы и кончик пальцев вытянутой руки. Расстояние от земли до солнечного сплетения представляет собой деление золотого сечения, а расстояние от солнечного сплетения до макушки – среднее. На этой основе он получил бесконечный ряд математических отношений, которые можно было широко использовать и в архитектурной практике. Само по себе использование модулора в графическом дизайне и, в частности, оформление Корбюье его книг «Модулор 1» и «Модулор 2» особого впечатления не оставило. Пожалуй, более ценным вкладом модулора в двухмерное конструирование было то воздействие, которое он оказал на художников оформителей в Германии и Швейцарии, подвигнув их на создание модульных систем, превративших обычные макетные листы в современные модульные сетки.

Поскольку современная сетка – это результат длительного процесса развития, то назвать ее изобретателем какого-то одного художника или с точностью перечислить имена всех пионеров разработки модульных систем художественного конструирования невозможно. Дизайнерские школы Европы были главными лабораториями, и их влияние в 50-60-е годы быстро распространилось по всему миру. В последние три десятилетия все большее число художников-оформителей пользуются сеткой зачастую и с таким мастерством, и с такой свободой, что человеку со стороны никогда и в голову не придет, что в основе решения лежит какая-то сетка или вообще модульная система.

Сегодня у сетки много сторонников, хотя есть у нее и противники. Она явилась предметом ожесточенных споров среди современных художников-оформителей. Когда сеткой пользуются мастерски, бережно и с чувством меры, появляются красивые, выразительно оформленные страницы и вся конструкция обретает единство, целостность, производит совсем особое впечатление. Однако в руках менее искушенного художника или же художника, который отдает предпочтение структуре, а не творческому замыслу, сетка может стать своего рода оковами, и тогда появляются невыразительные макеты на примелькавшихся форматах.

5.3

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ

Стиль — совокупность элементов, привязка к чему-либо (например, к определенной историческо-временной эпохе)

Фирменный стиль — это лицо компании, образ, отражающий вид деятельности, создающий определенный имидж.

Знак — основной элемент фирменного стиля.

Знак отражает в сжатой форме основные направления деятельности, наличие подструктурных предприятий (корпорации), имидж.

Основные качества знака:

— запоминаемость

— узнаваемость

— расшифровываемость.

 

План работы при разработке знака

1. Ознакомление с аналогами. Найти и проанализировать структуру логотипа и знака аналитически и графически.

2. Составить список основных ключевых слов, символов, определяющих род деятельности.

3. Ключевой ряд, словесный или графический — животные, геометрические фигуры.

4. Определяются основные направления.

— Знак, который отображает один в один.

— Может быть использован ассоциативный образ.

— Абривиатурное — шрифтовое решение.

— Абстрактное решение.

В знаке учитывается не только форма, но и контрформа.

Фирменный стиль – это совокупность приёмов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнёрами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей её деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль – это и средство формирования имиджа фирмы, а также определённый «информационный носитель», так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нём, облегчив процесс отбора информации или товара.

«Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает надёжность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всём соблюдает образцовый порядок как в производстве, так и в любой другой деятельности.

Фирменный стиль помогает достичь определённого единства в рекламе, заказанной даже разным исполнителям, повышает её эффективность.

В некоторых случаях отождествляют понятие фирменного стиля и понятие имиджа. НО Фирменный стиль – это как бы оболочка, которую наполняют определёнными товарами, текстами, конкретным содержанием. А эта, наполненная, оболочка плюс мероприятия по Public Relations (ПР) и создают понятие имиджа фирмы.

Есть два мнения о том, когда надо создавать собственный фирменный стиль:

- сразу, как только образовалась фирма;

- по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.

Примерные составляющие фирменного стиля:

- словесный товарный знак;

- графический товарный знак;

- цветовая гамма;

- фирменный шрифт;

- фирменный блок;

- схема вёрстки;

- слоган;

- форматы изданий;

- рекламный символ фирмы;

- аудиообраз фирмы.

Поясним некоторые из этих понятий.

 

Словесный товарный знак – название фирмы (словосочетание), выполненное в определённой графической манере, необычным, запоминающимся шрифтом. При утверждении словесного товарного знака необходимо учитывать, что распознаваемость букв, выполненных особыми шрифтами, меняется в зависимости от размера. Поэтому необходимо изготовить его в нескольких вариантах (от маленького – для визиток или бланков, до большого – для оформления наружной рекламы) и проверить, насколько он хорошо выполняет возложенные на него функции.

Графический товарный знак – некоторое условное обозначение, принадлежащее данной фирме (при условии его регистрации).

Цветовая гамма. Для оформления словесного и графического товарного знака выбираются определённые цвета, которые в сочетании с первыми элементами и создают определённый образ. Для постоянного равнения при изготовлении или заказе тех или иных элементов фирменного стиля, при разработке фирменных цветов делают «выкраску» - полоски бумаги, с нанесёнными на них фирменными цветами. При заказе, например, той или иной полиграфической продукции от них отрезают полоски и передают в типографию (или рекламное агентство) для соблюдения именно таких фирменных оттенков цветов.

Разрабатывая фирменные цвета, необходимо учитывать возможности типографий при печати, газеты, например, передают только основные цвета, либо использовать два варианта: цветной (со сложной гаммой цветов) и чёрно-белый.

Фирменный шрифт. Для оформления печатной продукции может быть выбран определённый шрифт.

Фирменный блок – может включать товарный знак, название предприятия, почтовые, банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламный символ фирмы, слоган. В фирменный блок могут входить все перечисленные элементы или только некоторые из них. Фирменный блок удобно использовать во многих случаях от оформления фирменных бланков до оформления упаковки продукции.

Схема вёрстки может включать определённую компановку всей печатной продукции. Особенно важно для фирмы иметь схему верстки печатных обьявлений. Используемая постоянно, привычная для покупателей форма верстки рекламных объявлений намного повышает узнаваемость и запоминаемость рекламных объявлении.

Слоган - короткая фраза, девиз фирмы или товара.

Формат изданий. На всю печатную продукцию можно распространить определенный, оригинальный формат, что также способствует лучшей узнаваемости информационно-рекламных материалов.

Рекламный символ фирмы - определенный персонаж,! выступающий от имени фирмы при рекламных и других (например ПР) мероприятиях. Это может быть представитель флоры, фауны] или Ногтю Сар1еп8 в забавном изображении.

Аудиообраз - музыкальная фраза, композиция, несколько нот для голоса или музыкальных инструментов, сочетание определенных шумов, служащих как бы опознавательным знаком фирмы в радио-и телероликах.

Носителями фирменного стиля могут выступать:

• фирменный бланк письма;

• конверт;

• фирменные бланки различных видов документов;

• визитная карточка;

• папка - регистратор (обложка);

• ценник, ярлык;

• информационный лист;

• проспект;

• буклет;

• плакат;

• указатель;

• вымпел;

• значок, нашивка;

• одежда сотрудников;

• сувениры;

• упаковочная бумага;

• пакеты, сумки.

А также все формы рекламы:

• реклама в прессе;

• радио- и телереклама;

• выставочный стенд;

• реклама на транспорте;

• наружная реклама и т.д.

6.1(3.2)

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КНИГИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.13 с.)