Декор и орнамент русской первопечатной книги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декор и орнамент русской первопечатной книги.



Русская первопечатная книга повторила в основных чертах рукописную книгу, но в 2-х цветном исполнении - черной и красной краской (киноварь применялась для печати мелких инициалов и заголовочной вязи). Довольно часты обрамления заголовков на полях текста. Концовки встречаются в старопечатных изданиях редко, титульные листы начинают распространяться в московских изданиях только с конца 17 века.

 

Около 1553 года в Москве начала работать так называемая «Анонимная типография». Там вышло всего 7 изданий. В ней использовалось 4 шрифта разных размеров. Рисунок шрифтов заимствован с рукописных образцов. Издания были украшены гравированными наборными орнаментальными заставками, концовками и буквицами. Использовался растительный орнамент черным по белому фону. Печать была двухцветной: красная и черная, в 1 прогон. Мастера анонимной типографии не знали правила выключки.

Анонимные издания:

Четвероевангелие (узкошрифтное) Москва. 1554 г. Однопрогонная техника. Лист с рисованным изображением

евангелиста вклеен позднее.

Триодь постная. 1 заставка на первом листе над заглавной вязью. Гравированных инициалов нет, их заменяют

ломбарды.

Триодь цветная. Орнамент обогатился оригинальными плетеными инициалами балканского типа.

Четвероевангелие (среднешрифтное) Москва. 1559 г.Первое фигурное изображение в московской печатной

книге.

Весь типографский инвентарь типографии бесследно исчез.

 

Орнамент старопечатных книг, тоже называемый старопечатным (вторая половина 16 - третья четверть 17 в.), составлялся из крупных растительных травянистых форм; среди листьев можно было увидеть плоды и цветы. По мотивам он близок к фряжскому орнаменту рукописных книг. Но ксилографическая техника исполнения придала своеобразие черно-белым узорам, теряющим сходство с многоцветным орнаментом рукописей. Красота и совершенство старопечатного орнамента, которым особенно славились издания Ивана Федорова, стали причиной редкостной популярности его мотивов в орнаментации изделий декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В рукописной книге, которая продолжала жить, несмотря на развитие печати, мотивы старопечатного издания встречаются до середины 18 столетия.

1.Апостол 1564. Первая датированная книга. Москва. Федоров и Мстиславец.

Нумерация тетрадей отсутствует. Напечатан ровным красивым шрифтом – Московский полуустав первой половины 16 века. Соблюдены правила выключки.В 2 краски, в 2 прогона. Заглавные строки отпечатаны вязью, пометы на полях, подразделения глав и некоторые инициалы киноварию.

Титульного листа нет. Иллюстрация: книгу открывает фронтиспис с изображением евангелиста Луки. Отпечатана с 2х досок: одна для рамки с архитектурным изображением, другая – для внутрь впечатанного изображения святого.

Перед каждым изразделов книги - заставки (всего 48), отпечатанные с 20 досок. Они выполнены высокохудожественно ирельефно, на черном фоне. Лиственные цветочно-плодовые мотивы заставок (20 шт.) пластичны, по-иному чеканныи объемны, нежели плоскостные узоры первого анонимного Евангелия, так явно напоминавшие резьбу пометаллу. Образец – рукописные книги Троице-Сергиевой лавры. Стали образцом на протяжении почти 200 лет.

В тексте много оригинальных, мастерски выгравированных концовок и узорных инициалов - буквиц и полевых украшений.

Слепое тиснение. (на западе не применялось) Чтобы заполнить пустые от текста полосы и части полос,

типограф использует вместо пробельного материала неразобранный набор уже отпечатанной полосы или доски

орнамента, не набивая его краской. На бумаге получается рельефный оттиск, заполняющий и украшающий

пустую полосу.

Правильное и четкое отношение площади набора 3:2 (макс. высота набора 21 см, ширина -14 см.)

2 Часовник. Москва. 1565 Формат - в восьмую долю. Ежедневные молитвы (вечерние.утренние, тропари, кондаки) – учебные пособия для чтения в школе. Напечатан шрифтом Апостола, украшен скромными заставками.

 

После этого Иван Федоров уезжает из Москвы и продолжает печататься на Украине.

Псалтирь, Евангелие

Во Львове в 1574 году печатается Апостол и впервые на его последней странице – личный знак Ивана Федорова и типографская марка (герб города Львова). Там же напечатан Букварь, для которого применен особый дидактический прием – сначала печатается весь алфавит в прямом порядке, а затем – в обратном, дальше – слоги.

1581 – Библия. Город Острог. Книга большого объема – 1250 страниц. Экономия места: отливается новый мелкий шрифт, 2 колонки, новые украшения: небольшие заставки – узкие полоски, растительный орнамент, вытянутые вверх инициалы, мелкие наборные украшения (листочки, звездочки, ягоды) – гравюра на дереве (белым по черному).

2.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.004 с.)