Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Декор и орнамент русской первопечатной книги.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Русская первопечатная книга повторила в основных чертах рукописную книгу, но в 2-х цветном исполнении - черной и красной краской (киноварь применялась для печати мелких инициалов и заголовочной вязи). Довольно часты обрамления заголовков на полях текста. Концовки встречаются в старопечатных изданиях редко, титульные листы начинают распространяться в московских изданиях только с конца 17 века.
Около 1553 года в Москве начала работать так называемая «Анонимная типография». Там вышло всего 7 изданий. В ней использовалось 4 шрифта разных размеров. Рисунок шрифтов заимствован с рукописных образцов. Издания были украшены гравированными наборными орнаментальными заставками, концовками и буквицами. Использовался растительный орнамент черным по белому фону. Печать была двухцветной: красная и черная, в 1 прогон. Мастера анонимной типографии не знали правила выключки. Анонимные издания: Четвероевангелие (узкошрифтное) Москва. 1554 г. Однопрогонная техника. Лист с рисованным изображением евангелиста вклеен позднее. Триодь постная. 1 заставка на первом листе над заглавной вязью. Гравированных инициалов нет, их заменяют ломбарды. Триодь цветная. Орнамент обогатился оригинальными плетеными инициалами балканского типа. Четвероевангелие (среднешрифтное) Москва. 1559 г.Первое фигурное изображение в московской печатной книге. Весь типографский инвентарь типографии бесследно исчез.
Орнамент старопечатных книг, тоже называемый старопечатным (вторая половина 16 - третья четверть 17 в.), составлялся из крупных растительных травянистых форм; среди листьев можно было увидеть плоды и цветы. По мотивам он близок к фряжскому орнаменту рукописных книг. Но ксилографическая техника исполнения придала своеобразие черно-белым узорам, теряющим сходство с многоцветным орнаментом рукописей. Красота и совершенство старопечатного орнамента, которым особенно славились издания Ивана Федорова, стали причиной редкостной популярности его мотивов в орнаментации изделий декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В рукописной книге, которая продолжала жить, несмотря на развитие печати, мотивы старопечатного издания встречаются до середины 18 столетия. 1.Апостол 1564. Первая датированная книга. Москва. Федоров и Мстиславец.
Нумерация тетрадей отсутствует. Напечатан ровным красивым шрифтом – Московский полуустав первой половины 16 века. Соблюдены правила выключки.В 2 краски, в 2 прогона. Заглавные строки отпечатаны вязью, пометы на полях, подразделения глав и некоторые инициалы киноварию. Титульного листа нет. Иллюстрация: книгу открывает фронтиспис с изображением евангелиста Луки. Отпечатана с 2х досок: одна для рамки с архитектурным изображением, другая – для внутрь впечатанного изображения святого. Перед каждым изразделов книги - заставки (всего 48), отпечатанные с 20 досок. Они выполнены высокохудожественно ирельефно, на черном фоне. Лиственные цветочно-плодовые мотивы заставок (20 шт.) пластичны, по-иному чеканныи объемны, нежели плоскостные узоры первого анонимного Евангелия, так явно напоминавшие резьбу пометаллу. Образец – рукописные книги Троице-Сергиевой лавры. Стали образцом на протяжении почти 200 лет. В тексте много оригинальных, мастерски выгравированных концовок и узорных инициалов - буквиц и полевых украшений. Слепое тиснение. (на западе не применялось) Чтобы заполнить пустые от текста полосы и части полос, типограф использует вместо пробельного материала неразобранный набор уже отпечатанной полосы или доски орнамента, не набивая его краской. На бумаге получается рельефный оттиск, заполняющий и украшающий пустую полосу. Правильное и четкое отношение площади набора 3:2 (макс. высота набора 21 см, ширина -14 см.) 2 Часовник. Москва. 1565 Формат - в восьмую долю. Ежедневные молитвы (вечерние.утренние, тропари, кондаки) – учебные пособия для чтения в школе. Напечатан шрифтом Апостола, украшен скромными заставками.
После этого Иван Федоров уезжает из Москвы и продолжает печататься на Украине. Псалтирь, Евангелие Во Львове в 1574 году печатается Апостол и впервые на его последней странице – личный знак Ивана Федорова и типографская марка (герб города Львова). Там же напечатан Букварь, для которого применен особый дидактический прием – сначала печатается весь алфавит в прямом порядке, а затем – в обратном, дальше – слоги. 1581 – Библия. Город Острог. Книга большого объема – 1250 страниц. Экономия места: отливается новый мелкий шрифт, 2 колонки, новые украшения: небольшие заставки – узкие полоски, растительный орнамент, вытянутые вверх инициалы, мелкие наборные украшения (листочки, звездочки, ягоды) – гравюра на дереве (белым по черному). 2.1
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.004 с.) |