Определение понятий «письменность», «графические искусства» Основные этапы и особенности их исторического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятий «письменность», «графические искусства» Основные этапы и особенности их исторического развития.



Письменность — это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т. д.) звуков речи и слов языка при помощи условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека другому. Письменность появляется тогда, когда возникает потребность закрепить членораздельную речь на продолжительное время.

Письменность возникает почти у всех народов на ранних ступенях культурного развития.

Историей письменности занимается вспомогательная историческая наука – ПАЛЕОГРАФИЯ Занимается способом написания, формой букв, материалом, написанием. А филологи – текстологи занимаются содержанием.

 

До появления письменности люди общались с помощью устной речи.

20-30 тысяч лет назад у человека появляется способность к абстрактному мышлению и появляется ПРЕДПИСЬМЕННОСТЬ. Расширяется представление об окружающей среде, развивается коллективная охота, ведется счет.

Письмо появляется с развитием устной речи: речь делится на понятия, те – на слова – на слоги – на буквы.

Первобытное письмо:

  • Предметное (Геродот, 5 в. до н.э., скифское послание персидскому царю Дарию: 3 лягушки, мышь, птица и пять стрел – НО все должны были знать значение символов)

Существует палочное, узелковое письмо (КИПУ или КВИПУ, Перу, Анды, ламы – к толстому шнуру привязывают разноцветные шнуры с узлами. Сущ. Спец. КИПЫ-календари. До сих пор с их помощью считают скот). ВАМПУМ – индейский пояс из разноцветных раковин, Северная Америка. АРОКО - Нигерия. Шнур с нанизанными скорлупами, раковинами.

  • Рисуночное (пиктографическое) Не требует знания языка.

 

Раннее письмо получило название ПИКТОГРАФИИ. Использует ПИКТОГРАММЫ. Своеобразная особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. Рисунок выражает конкретный предмет или явление, комплекс предметов или явлений и даже целую жизненную ситуацию.

Сейчас: дорожные знаки, торговые знаки, реклама, вывески, карикатуры без слов, детские книги без подписей.

 

ПЕТРОГЛИФЫ – (петрос –камень, глифе – резать, процарапывать) – первые знаки, которые стал оставлять человек 20 тысяч лет назад. Острые предметы или мел (белый, охристый) 19 век, Испания, Альтамира. Раскадровка событий, воссоздание ситуации. Охота. 20-9 тысяч лет до н.э.

Постепенно рисунки стали распадаться на отдельные составные элементы, на образные знаки, обозначающие отдельные понятия, слова. Поэтому пиктограммы располагали не в едином композиционном решении, а как того требовал текст. Письмо Юкагирской девушки.

Ранние пиктограммы можно разгадывать, не зная языка. Но иногда символы уже невозможно разгадать – ЛОГОГРАММЫ(логос – мысль, грамма - запись).Алгебраические символы, арабские цифры, пунктационные знаки.

Постепенно пиктографическое письмо переходит в ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ(идеа – понятие, графо - пишу) – каждому понятию, слову или корневой части слова соответствует свой знак. Не владея языком, не разгадать. Иероглифы, клинопись Шумеров, ацтеки и майя. Появляется с появлением древнейших государств. Трудно указать точную грань, где кончается пиктографическое письмо и где начинается идеографическое.

 

4 тысячелетие до н.э. Шумеры – КЛИНОПИСЬ. (Роулинсон)

 

ЕГИПЕТ: иероглифическое(к 4 в н.э. ключ утерян окончательно), иератическое, демотическое. Билинга. Томас ЯНГ, Франсуа Шампалион.

 

В дальнейшем развитии письмо принимает новую форму — знак начинает обозначать слог- СИЛЛАБИЧЕСКОЕ(Шумеры, Крит, Майя); Письмо, в котором каждый отдельный графический знак соответствует звуку речи, называется фонетическим письмом. Это тот вид письма, каким пользуются в значительной части стран мира в настоящее время.

МАЙЯ: система письма возникла в первые года н.э. В основе – ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ система. Известно 270 знаков. Слоговое письмо, гласные не учитывались. Писали на коре фикуса, покрытой лаком, на шкуре ягуара, на полосах оленьей кожи (гармошки до 10м).

Письменность ЭТРУСКОВ, письмо РОНГО-РОНГО о Пасхи. Индуисское письмо Пакистан. Протоэламидское письмо Иран.

Руническое письмо. Фонетическое. ФУТАРК

Финикийский алфавит 22 буквы. Первый алфавит буквенно-звукового письма, созданный финикиянами около XI века до нашей эры, явился основным первоисточником большинства алфавитов мира, в том числе греческого (VIII-VII вв. дон. э.), латинского (III в. дон. э.), славянского (IX в.).

 

Слово « ГРАФИКА » происходит от греческого «графо» (пишу). Истоки графики восходят к рисункам первобытного человека, нанесенным на скалах, выгравированным на кости, к украшениям керамики, металла и т. д. ГРАФИКА- вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные формы художественного произведения. Тесная связь изобразительного образа со словом, с литературой в той или иной мере присуща графике (за исключением станковой) в дальнейшем ее историческом развитии и составляет существенное ее отличие от живописи.

Определяющим в графике является рисунок, средствами выразительности служат линия, градации света и тени, со­отношение белых и черных пятен, степень конт­растности или мягкости их сопоставления.

Рисунок уникален. Но благодаря возможности его размножения путем оттиска — получения гравюры — графика приобретает массовый характер. К графике относятся: рисунок (карандашом, пером, углем, сангиной, кистью на бумаге, процарапанный на металле, выполненный на камне), одноцветный и многоцветный эстамп (гравюры на дереве, металле, цинке, камне, линолеуме). Графику можно подразделить на станковую (самостоятельные произведения), книжную иллюстрацию и оформление книги, газетный и журнальный рисунок и приклад­ную (этикетки, почтовые марки, шрифт и т. д.). Своеобразной монументальной формой графики является плакат, обращающийся непосредст­венно к массам, воздействуя быстро легко вос­принимающимися образами. Плакат обладает наибольшей агитационно-призывной силой

РИСУНОК ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

На известняке, на глине, на дереве, на папирусе. Эскизы для будущих росписей и скульптур, копии и известных росписей, других произведений искусства. Учебные рисунки с поправками учителей. Иллюстрации к книге мертвых. Сюжеты: изображения мужчин и женщин, царей, божеств, охота, война, архитектура, анималистика, музыка, танцы, сатира и юмор. Чернила по известняку, темпера по известняку, чернила по папирусу. Процарапывание по известняку, глине, камню. Передача пространственной глубины заменяется разворачиванием предметов на плоскости, любое движение направлено вдоль нее. Иллюстрация строго конструктивна, отличается отточенной четкостью линий, цвет ложится плотно и ярко. Все фигуры в развернуто-профильных позах, все предметы обязат. Опираются на горизонтальную красную линию.

2.2

Классификация шрифтов, основные характеристики и область применения для каждой шрифтовой группы.

Историческая классификация

1 Гуманистическая (ренессансная) антиква (гармоничное отношение высоты к ширине, шипообразные засечки, умеренная контрастность: 1 к 2 или 1 к 3 – Троянова колонна)

Гарамонд, Таймс, Ньютон

 

2 Переходная антиква (барокко) – отличается от 1 написанием маленьких букв

Петербург, Каслон, Баскервиль

 

3 Новая антиква (классицизм) ширина засечки равна высоте соединительного штриха, высококонтрастная

Бодони, Дидо

 

4 Брусковые шрифты (египетская антиква) Итальянский (непропорциональный, замена основного и соединительного штрихов) и египетский (ближе к антикве) – наличие массивных засечек, соединенных с основным и соединительным штрихами под углом в 90 градусов.

Балтика, Ксения, Школьная

 

5 Рубленые шрифты (гротеск)

Гельветика, Новая журнальная

 

6 Рисованные(м/писать хоть пальцем(мануальные, Парсек, Бетина)) и каллиграфические(выполнены пером, бывают наборными, Студиоскрипт, Декор). Каллиграфия – исполнение тонким пером.

 

Классификация типографских шрифтов по ГОСТ

Рубленые шрифты

Шрифты с едва наметившимися засечками

Медиевальные (засечки см. антикву)

Обыкновенные (новая антиква)

Брусковые

Малоконтрастные

1 - засечки или серифы - горизонтальные элементы окончания основных (а иногда и соединительных) штрихов имеют: прямоугольную, изогнутую, клювообразную, одностороннюю форму. (Таймс, Лазурский)

2 - гротески, или рубленого характера - это без засечек, слабоконтрастные или без контраста. (2 пол. 20 века.) (футура, компакт)

3 - Декоративные, рукописные, рекламные... (для набора акцидентной продукции)

 

Из зарубежных классификаций типографских шрифтов наибольшей стройностью отличается классификация, предложенная немецким профессором Альбертом Капром (ГДР). Автор устанавливает графические признаки, на их основе группы. Главными из них являются контраст между основными и соединительными штрихами, наличие и форма засечек. Капр устанавливает следующие семь типов шрифтов:

1) классическая антиква (антиква 15—17 веков)

2) переходная антиква,

3) антиква классицизма,

4) рукописная антиква и некоторые особые формы,

5) египетские шрифты,

6) гротески,

7) рукописные шрифты.

8) Особенность—готические, полууставные шрифты не могут быть классифицированы по единой системе графических признаков вместе со шрифтами типа антиква или русских гражданских.

 

Русские и латинские типографские шрифты нами подразделяются на:

1. Готические (латинские средневековые образцы, и современные виды).

2. Полууставные (русские средневековые образцы).

3. Шрифты упорядоченной схемы с округленными начертаниями, в основе которой лежат классические принципы построения, установленные еще в эпоху античности и Возрождения.

4. Шрифты неупорядоченной схемы, в которых нарушены классические традиции построения (декадентские и модернистские шрифты, появившиеся в период упадка изо в к XIX и нач XX века).

5. Имитационные (рисунок имитирует технику — кисть, перо, пишущую машинку).

6. Рукописные, каллиграфические.

 

Шрифты каждой группы по характеру рисунка объединяются в гарнитуры. Каждая гарнитура имеет уже собственное наименование, например елизаветинская, школьная, академическая, журнальная и т. д.

Шрифты каждой гарнитуры разделяются на начертания: а) по ширине очка—на нормальные, узкие, широкие; б) по наклону и характеру очка — на прямые, курсивные, наклонные; в) по насыщенности — на светлые, полужирные, жирные.

Шрифты одного и того же начертания делятся по размеру на шрифты разных кеглей.

2.3

Компьютерная графика как самостоятельный вид современного искусства.

Классификация КП графики:

  • двухмерная – для печатной продукции, различного вида заставок, десктопов и тд.
  • Трехмерная – для созд. сложных трехмерных объектов, моделей пространств и синтезированных произведений искусств (кино)
  • Инженерная графика (архитектурные и инженерные объекты)
  • Анимация – флэш-технологии – позволяет просчитывать движения
  • Веб графика
  • Программы, работающие со звуком.

 

Разговор идет о двухмерной графике. КП графика входит сегодня в нашу жизнь уже не только как вспомогательный элемент, но мы используем ее во всех сферах дизайнерской деятельности. Сейчас существует ряд известных художников, которые с самого начала воспринимали КП, как предмет для создания самостоятельных произведений искусства (может работать как самостоятельный выставочный объект, станковая работа). Т.о. художник с помощью КП графики может создавать собственные объекты.

КП графика – инструмент для выражения чувств. А отличие искусства от неискусства – вопрос искусствоведения.

Единственное и очень серьезное отличие от произведений искусства – любой тираж.

Но существует существенная технологическая проблема – размер.

 

Сегодняшний этап развития компьютерного искусства начался с отказа от чисто математического мышления, а новые открытия в искусстве и науке привели к тому, что возникли области знания и практики, чью принадлежность к искусству или науке невозможно определить однозначно. Есть работы, про которые вообще бессмысленно говорить об их принадлежности к одной определенной области знаний. Что до компьютерной графики, то она сегодня расширяет наши представления о форме как таковой: форма произведений в этой области определяется техническими возможностями компьютерной среды и недоступна старым средствам медиа. Правда, довольно часто плоды работы с компьютерными медиа - и особенно в области компьютерной графики - похожи на продукты традиционных медиа. Но для работ, являющихся сегодня вершинами компьютерной графики, это сходство иллюзорно.

Конечно, современной компьютерной графике доступна имитация образов живописи, фотографии, кино или видео разных жанров. Однако, несмотря на существенное сходство, настоящие компьютерные работы не могут быть созданы с помощью красок, фотоаппарата или получены при помощи кино- или видеокамеры. Компьютерная графика может быть результатом сочетания компьютерных технологий, создающих такой цвет, свет, фактуру и движение, которые не могут быть достигнуты с помощью обычных физических красок и не свойственны никаким реальным объектам.

Для художника компьютер высокого уровня предоставляет собой пространство, в котором автор почти никак не ограничен в спектре цветов, сложности достигаемых эффектов и цветовых рельефов. Более того, компьютерная графика достигает бесконечного цветового разнообразия, многослойности и нематериального, призрачного колорита достаточно простыми техническими средствами. Именно поэтому для специалистов в области компьютерных искусств вывод экранного изображения на плоттеры, принтеры, слайды и фотографии выглядит как шаг назад по сравнению с компьютерным изображением: компьютерная графика должна оставаться на мониторе. Одно и то же изображение на мониторе и на листе бумаги обладают разным по мощности эмоциональным воздействием. Будущее компьютерной графики многие художники и искусствоведы видят в больших плоских настенных экранах со сменяющимися кадрами компьютерной живописи. Возможность реалистичного, подробного воссоздания фантастического мира нашего воображения одно из важнейших достоинств новых компьютерных искусств, поскольку именно компьютерные технологии призваны самым необычным образом сочетать в себе несовершенство и одновременно обаяние человеческого ума, фантазии, чувства с совершенными скоростями и способностью к гигантской монотонной работе, присущим машинам. Это сочетание и создает новые отношения между техникой и человеком.

Сама техника создания компьютерной графики предполагает некий компромисс между мыслями автора и самостоятельно развивающимися технологиями. Когда какие-то части композиции начинают казаться интересными, автор просматривает использованные художественные слои и образы с тем, чтобы окончательно их оформить и дальше строить на них композицию. Многие шедевры - призеры фестивалей компьютерного искусства - выросли именно из такого процесса. Образная система бывает почти целиком построена на компьютерной двух- или трехмерной модели: автор деформировал и изменял ее фактуру до тех пор, пока не получал цветной, яркий и фактурный компьютерный образ, который и становился отправной точкой для последующего ряда завершающих воздействий на образ. Исходная же модель могла быть компьютерным, кино- или фотоизображением: важно, что каждый следующий этап обработки и оформления образа использовал достижения предыдущего этапа как материал.

Часть компьютерных художников - это профессиональные фотографы, которые долгое время чувствовали неудовлетворенность возможностями фотоаппарата, позволяющего только фиксировать объекты на пленке. И хотя камера может, например, фотографировать предметы в темноте, на большом расстоянии или движущиеся с большой скоростью, но этот объект всегда должен реально существовать для того, чтобы быть отснятым. Фотографы обращаются к компьютерной графике с идеями фотографирования реального мира без камеры и создания нематериального мира с помощью уже наработанной культуры создания фотографического образа. В частности, в 80-х годах эти идеи разрабатывал японский художник Йошиуки Абе, однако компьютеры с высоким разрешением и большими цветовыми возможностями были очень дороги и не очень совершенны в то время, поэтому Абе решил создавать техническое и программное обеспечение самостоятельно. Сегодня он работает с разработанными им средствами электронного оборудования, позволяющими создавать образы, не существующие в реальности.

В так называемых "восточных" странах, к числу которых принадлежит и Россия, кроме того, что в целом компьютеризованность довольно мала, еще и очень низок уровень доступной большинству компьютерной техники. Как следствие, крайне низок уровень сотрудничества человека и компьютерных технологий, само представление о таком "симбиозе" человека и машины непривычно. Думать вместе с машиной, находить адекватное применение тем необъятным возможностям, которые заложены в современной технике - вот ближайшие для нас с вами цели в области компьютерного творчества.

3.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.086 с.)