Черный мел, итал. карандаш, итал. камень (конец 14- нач. 15 в Италия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черный мел, итал. карандаш, итал. камень (конец 14- нач. 15 в Италия)



Готвый для рисования. Матовый, густо черный. Любые штрихи. Обточенный брусок вставляли в футляр с зажимом.

Сангина (15в Италия)

Красный мел, от коричневого до лилового. Минерал растирали в порошок, + глина или мел, + клей, лепили бруски. Искуственный материал.

Карбончино

Черный. Из угольного порошка, как сангину.

Графитный карандаш

16 в Англия, Кемберлэнд – графитные залежи. Разных сортов и мягкости.

18 в Франция, искуственный карандаш из угля, глины и клея. «Контэ»

18 в Чехия, залежи графита в месте «Кoh-i-noor»

19 в Россия, Сибирь

В 17 в техника в 3 карандаша на цветной бумаге (черный, сангина, мел).

ЖИДКИЕ (для однотонного рисования)

Инструменты;

Перья (15 – 18 вв) Гусиные, для тонких линий; павлин, ворона, бекас.

Калам – тростниковая палочка

Кисти – в Китае. Барсук, белка, колонок, щетина новорожденного поросенка.

Чернила (кисть, перо) Дубильный орешек, железистые, из бычьей желчи.

Бистр (кисть, перо)

Сажа (бука или дуба) + клей (вывареные кости, камедь, растит.)

От светло до темно коричневого (зависит от кол-ва клея), блестит.

Тушь (в Европу 17 в из Китая)

Продукт сгорания масел, копоть. Холодный черный, нет коричневого.

Сепия

Жидкость из малюска каракатицы, стойкая, темно-коричневая, серо-коричневая.

Акварель (живопись водяными красками)

Сухой клей + порошок красителя + вода или

Порошок красителя + раствор. в воде клей

Гумиарабик – жидкость акаций, твердеет на воздухе, разводят водой, слабокислый клейкий раствор. Кислота влияет на цвет.

В средние века рисовали непрозрачно, густо (миниатюры)

Старые мастера 16 – 18 в работали прозрачной акварелью на меду (вместо гумиар.) использовали непрозрачную гуашь + белила, гуашь + акварель, акв. + темпера, + твореное золото, + масляную краску.

В 17 в мастера эксперементируют в рисунке, смеш. Сухую и мокрую технику, карандаш + кисть, закрепляли снятым молоком.

 

20.2 (10.1)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ. ЗАВИСИМОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОТ ХАРАКТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ. ПРИМЕРЫ

20.3

ПРАВИЛА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВЕРСТКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Расположение иллюстраций имеет большое значение для удобства пользования книгой и влияет на ее художественный облик.

Различная роль научно-познавательных и художественных иллюстраций и характер их связи с текстом литературного произведения отражается и на их расположении.

Научно-познавательные иллюстрации обычно тесно связаны с определенным участком текста.

Художественные иллюстрации очень часто (но, конечно, не всегда) можно отнести не к отдельному эпизоду, а к большому разделу произведения. Изобразительный материал этой группы важно расположить так, чтобы он хорошо воспринимался; один из способов — отделить его от текста заметным пробелом.

Расположение иллюстраций тесно связано с общей композицией книги. По-разному размещаются иллюстрации при симметричной и асимметричной композиции.

 

Открытая Закрыто или вразрез Открытая в оборку Закрытая в оборку

Закрытая открытая открытая под обрез на полях

Существуют различные приемы расположения иллюстраций. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.

Открыто — в верху или в низу полосы. Иллюстрации выглядят несколько обособленными от текста и более заметны.

Закрыто, или вразрез полосы, — выше и ниже иллюстрации расположен. В этом случае иллюстрация должна быть рядом со «своим» тексту.

В оборку — иллюстрация «обобрана» строками текста, более короткими, чем на остальной части полосы. При открытой оборке иллюстрация находится в углу. При закрытой же оборке иллюстрация прикрыта текстом с трех сторон; при глухой оборке иллюстрация - со всех четырех сторон. В оборку дают только такие иллюстрации, которые значительно уже формата полосы.. Оборка позволяет в наибольшей степени приблизить иллюстрацию к «своему» тексту.

1.Главный фактор определяющий тип издания, хар-р его проектирования (энциклопедии, собрания сочинений, комплекс учебников)

Однородно ли по характеру собранного в нем материала (монография или альманах, хрестоматия), какова специфика его конструктивных признаков, условия пользования габариты, формат, как долго служит, характер (подарочное или юбилейное и т.д.), какому читателю адресовано (массовые или для специализированные)

Многотиражные издания - университеты, специалисты), малотиражные- узкопрофессиональные, особо оформленные - подарочные, юбилейные, сувенирные.

Учитывается возрастной фактор, цель издания (как оно должно воздействовать на читателя - яркие илл для детей или элитное издание для любителей).

Группы изданий: Массово-политические, познавательные, художественно - образная, для детей, взрослых, информационно - справочная. Литература одного вида может быть издана с различным функциональным расчетом. Соединяя само произведение с издательским функциональным расчетом, создаем тот или иной тип издания.

Нужно учесть к какому типу относится издание: 1) официальные (законы, постановления), 2) научные, 3) научно-популярные, 4) учебные, 5) производственные, 6) справочные (словари, энциклопедии и т.п.), 7) информационные (библиографический указатель, обзоры литературы, реферативные сборники), 8) рекламные типы изданий, 9) для детей и юношества (воспитательная, познавательная, лит-худож). В зависимости от характера воздействия подготавливается к изданию. Анализ любого авторского текста выявляет: целевое назначение, читательский адрес, сам предмет научного труда или худ произведения, тема, идея. В соответствии с этим создается проект оформления издания, его формат, формат полосы набора, система рубрикаций, решение особых страниц, гарнитура и кегль шрифта (для основного, справочно-вспомогательного,), виды иллюстраций (их место в книге, роль, техника), внешнее оформление, полиграфическое Воспроизведение, материал, экономический эффект.

21.1

НЕТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА ПОИСКА В ПРОСТРАНСТВЕ ИЗДАНИЯ. «НЕМАЯ» РУБРИКАЦИЯ В КНИГЕ

Под «немой» рубрикацией понимают деление текста произведения на части без словесного или цифрового их обозначения, но с отбивкой каждого нового отрывка или нового повествования от предшествующего текста каким-либо ясно ощутимым приемом: паузой-пробелом, каким-либо значком и т. д. Для «немой» рубрикации использу­ются пробелы между частями текста, линейки, звездочки, инициалы и дру­гие графические знаки (пиктограммы), выделения тоном и цветом (плашки и подложки).

Инициал как укрупненная первая бук­ва первого слова — один из экономных приемов рубрицирования; он вполне уместен при ограниченности места и не­возможности применять большие отбив­ки.

Высшая степень рубрикации – ШМУЦТИТУЛ.

ВЫВОРОТКА – белое на темном фоне.

21.3

СПРАВОЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУБРИКАЦИИ, ВАРИАНТЫ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ В КНИГЕ

Оглавление (содержание)

Оглавлением (содержание) есть в каждом издании с рубрикацией. Оглавление отражает общую архитектонику (построение) издания и его рубрикацию и помогает читателю быстро ознакомиться с содержанием книги и найти нужную ему часть текста. Размещение оглавления определяется в зависимости от типа издания, его построения, объема и условия пользования книгой. В изданиях для детей младшего возраста, в художественной литературе и ряде научно-популярных книг, где текст не требует предварительного ознакомления с содержанием, оглавление размещают в конце. В научных изданиях, учебных, справочных, некоторых энциклопедических изданиях содержание лучше размещать в начале.

Традиционный прием — набор слева перечня рубрик, а справа (отдельной колонкой)—нумерации страниц. Рубрики связываются с колонкой цифр отточиями, дефисами или линейками. Возможно оформление оглавления без отточий при не сложной рубрикации и небольших расстояниях между текстовой частью и колонкой цифр.

Расположение колонцифр слева и выключка строк рубрик по правому краю дают большую акцентировку колонцифр. Встречаются примеры расположения рубрик и колонцифр по центру полосы. В детской, художественной, научно-популярной и справочно-рекламной литературе в набор оглавления для индивидуализации могут быть включены орнаментальные изображения.

Формат набора текста оглавления зависит от пропорций основного текстового набора и общей конструкцией книги. Когда содержание загружено текстом, занимает несколько страниц или сложно по построению - формат полосы по ширине. При малом объеме текста оглавления искусственная разгонка его увеличением расстояния между рубриками и колонкой цифр ничем нежелательна. При двух- и трехколонном наборе основного текста для оглавления также возможен набор в две колонки..

Колонцифра

Выбор шрифта и места для колонцифры (порядкового номера страницы) зависит от роли и назначение в издании. В изданиях с несложной рубрикацией, где редко пользуются колонцифрой для нахождения отдельных частей текста (в малообъемных изданиях для детей, в части художественной литературы, словарях и др.), роль колонцифры бывает наименьшей, поэтому особая ее акцентировка излишняя. В книгах учебных, научных и справочных, где колонцифра является необходимым справочным элементом, ее следует несколько выделить кеглем и начертанием шрифта, а также наиболее заметным расположением на странице.

Когда не требуется особой акцентировки, колонцифры чаще всего набираются той же гарнитурой, что и основной текст, но пониженным, на ступень кеглем. Для большей акцентировки используют набор курсивным или полужирным начертанием шрифта при равном или увеличенном кегле. Однако колонцифра не только функциональна, но и выступает как конструктивно-декоративный элемент книжного разворота.

Колонцифра может быть расположена на любом из четырех полей, но при выборе места следует учитывать, что различные участки полей воспринимаются с разной зрительной активностью. Так, колонцифра, расположенная на нижнем поле, будет более заметна, если она поставлена к внешнему краю полосы набора, чем в центре. Колонцифры, заверстанные к корешковому полю или в его пределах, будут восприниматься наименее активно.

Если в издании есть колонтитул, то колонцифру размещают в его строке, что удобнее для читателя.. Обычно колонцифры не ставят: на титульном листе, шмуцтитулах, на полосах с аннотациями, посвящениями, эпиграфами, на пустых страницах и вклейках, на полосах, занятых целиком иллюстрациями (если нет ссылок на эти страницы), а также на концевых (если колонцифра помещена внизу) и спусковых (если колонцифра помешена вверху) полосах. Исключения составляют стихотворные сборники, в которых из-за отсутствия колонцифр на многих страницах трудно найти нужный текст. Иногда можно не снимать колонцифру с концевых полос и по композиционным соображениям.

Колонтитул

Колонтитул дается в таких изданиях, где он необходим как справочный элемент, который дополняет оглавление или заменяет его. Он используется в научных, учебных, словарно-справочных изданиях. Колонтитул помогает читателю найти нужные части текста. В изданиях словарного типа колонтитул заменяет для читателя колонцифру и оглавление.

На развороте колонтитул помещают: на левой странице разворота дают обычно менее подвижные заголовки (например, фамилии авторов, названия глав, частей), на правой — заголовки, меняющиеся в зависимости от измения содержания текста на странице.

Для колонтитула могут использоваться шрифты светлого прямого строчного и прописного начертания, курсивные и полужирные. Кегль, как правило, берется на одну-две ступени ниже основного текста (за исключением словарных изданий, где кегль остается тот же. От основного текста колонтитул отбивается небольшим пробелом или пробелом с линейкой. Колонтитул в большинстве случаев размещается вверху полосы в пределах формата набора и занимает вместе с пробелом две-три строки основного текста, что значительно понижает емкость печатного листа. Размещение колонтитула на нижнем или боковом поле делает его несколько менее заметным, но зато не сокращает емкости полосы набора.

Иногда на месте колонтитула вверху полосы набора ставится простая или орнаментальная линейка. Такая линейка называется колонлинейкой.

Средства и способы рубрицирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.017 с.)