Особенности творческого восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности творческого восприятия.



Восприятие - процесс отражения действительности в фоме чувственного образа объекта.

Еще в 1720 г. английский филосов Джордж Беркли написал книгу "Опыт новой теории зрения", где обозначает проблему восприятия и пытается объяснить ее. Зрительный образ по Беркли только знак, символ образа осязательного. А когда нам кажется, что мы видим пространственные отношения (форму, величину, расстояние), мы имеем дело со зрительными образами, вызывающими ассоциации мускульно-осязательные.

Два разных метода, которыми мы пользуемся при восприятии действительности (одно - ощупывание и движение, другое чисто зрительное ощущение. Зрительное ощущение включает в себя зрительный опыт, котрый присоединяется уже после того как мы увидели объект.

Рассматривая процесс восприятия искусства, как познавательного процесса, Рудольф Анхейм указал специфические особенности этого познания. Он сделал акцент на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а творческий динамический процесс.

Он выявил принципы организации художественной формы, что бы научиться управлять особенностями зрительного восприятия.

Каждый акт восприятия представляет собой визуальное суждение.

Визуальное восприятие по структуре своей он считает чувственным аналогом познания интеллектуального. Мы визуально рассуждаем, когда смотрим на что-то.

Зрительное восприятие не только пространственное, оно к тому же еще и действенно. Визуально мы даем движение любому изображенному предмету, нарушаем его покой (будь то линия, точка, любая наипростейшая форма).

Глаз ищет равновесия среди зрительно воспринимаемых факторов, таких как цвет, размер, направление. По этому в композиции все элементы должны быть распределены таким путем, что бы в результате достигался эффект равновесия.

Зачем необходимо равновесие?

С точки зрения физики равновесие - это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. В визуальном смысле, так же, как и в физическом, равновесие - это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Такие факторы, как форма. Направление, месторасположение в уравновешенной композиции взаимно обуславливают друг друга.

Несбалансированная композиция кажется случайной, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы, что бы занять лучшее положение, в результате чего сложится общая структура (конструкция).

Конструкция - способ соотношения тел, предмета элементов или словами Якова Чернихова - компактное сочетание и сосчленение между собой различных объектов, которые могут объединиться в одно целое. Деконструктивизм создает дезорганизацию и движение (архитектура, по Антонио Гауди).

Пространство реальное - конструктивно (воспринимаем через движение, осязаем, узнаем), пространство изображенное - композиционно (воспринимаем чувственно, анализируем).

Как мы видим? Существуют два понятия такие, как бинокулярное зрение - двумя глазами, монокулярное - одним глазом.

Картина воспринимается не сразу, а последовательно. Одновременность восприятия не более чем иллюзия. Взгляд скользит от одного образа к другому. Сперва идет постижение содержания образа (что это), а после - его элементы. Сначала мы понимаем соотношение, действие, происходящее между предметами, затем - сами предметы. В этом нам в какой-то степени помогает конструкция. Она направлена на подчеркивание смысла. Изобразительные средства в данном случае роли не имеют. Сюжет является внешним моментом в определении конструкции. Композиция, напротив, равнодушна к смыслу и имеет лишь дело с внешними изобразительными элементами. Что бы произведение состоялось - конструкция и композиция должны гармонично соподчиняться (пример - эллинское искусство и иконопись).

Одно из ведущих направлений психологии (гл. обр. немецкой) 1920 - 30х г. - гештальтпсихология, подчеркивала и утверждала целостный и структурный характер при восприятии психических образований.

Gestalt - форма, образ, облик.

Всякий образ, облик, форма стремится перейти в состояние максимально - возможного равновесия.

Гештальтпсихология выдвинула тезис о том, что целое вообще есть нечто другое, нежели сумма составляющих его частей.

Изобразительная поверхность без изображения на ней - симметрична. Имеет верх, низ, свою геометрию и скрытый структурный план.

Из-за действия силы притяжения низ становится тяжелее верха. Отсюда зрительный центр не совпадает с геометрическим. Он смещается вверх и чуть правее. Лист представляет собой некое силовое поле. Объект, попадая в формат начинает двигаться там, приобретает различную форму, вид, значение.

То, что любая форма в поле листа динамична, говорил еще Кандинский. Он разделил поле листа на 4 части. Левая верхняя - активное небо, правая верхняя - пассивное небо, правая нижняя - пассивная земля, левая нижняя - активная земля. Учет этих закономерностей формата помогают конструктивному мышлению.

Существуют определенные композиционные схемы, которые помогают создать порядок считывания и информации и информативного изображения.

Линейная композиция - строит изображение с помощью определенных линий и фигур. В ее основе лежит средство нашего глаза двигаться по изображению, рассматривая его в направлении, которое нам задает композиционная схема. Это может быть диагональ, треугольник, круг и пр.

Линии по которым задается изображение, могут быть различны (прямые, кривые, ломаные, горизонтальные, вертикальные, диагональные),

Существуют три оси. Вертикаль относительно горизонтали более эмоциональна, но в то же время дает впечатление устойчивости и статичности (треугольник - то же самое).

Диагональ - эффект движения, пересечение диагоналей - концентрация внимания на их пересечении. Квадрат создает полное впечатление устойчивости и статичности. Круг сосредотачивает внимание зрителя на центральной части изображения, эллипс - центральная ось прочитывается не так ясно, как в треугольнике, поэтому направление глаза скользит по линии овала. Задача тональной, цветовой композиции уравновесить цветовые пятна. Даже черный, белый и серый воспринимаются по-разному: маленькое черное пятно по тяжести будет равно большому серому. А что бы уравновесить серый белым в листе потребуется больше белого и т.д. Равновесие тональных пятен достигается таким образом, что бы ни одно пятно не перетягивало на свою сторону. Изображение при этом должно восприниматься цельно. Активный угол формата находится в левом верхнем углу и восприятие информации происходит с правого нижнего угла к этому активному углу (такой метод часто используется в рекламе, дизайне полиграфической продукции - журналах, визитках, фирменных стилях, рекламных постерах, буклетах и т.д.).

Еще существует правило Мюллера: одновременно человек может воспринимать от 2 до 7 объектов. Расположение его в центре группы или на основных базовых направлениях стимулирует восприятие, особенно если это поддержано фактом неожиданности. Фактор повторяемости закрепляет, но и нейтрализует впечатление. Он противоположен фактору неожиданности. В симметричных композициях элементы склонны восприниматься как нечто целое.

 

16.2

ТИПОГРАФСКОЕ ИСКУССТВО И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА.

Ян Чихольд (1902—1974, Лейпциг) В 1919 г. поступил в Лейпцигскую академию книжного дела и графики. С 1922 по 1925 г. преподавал каллиграфию в ее вечерних классах, с 1926 г.— стилистику набора и каллиграфию в Мюнхене. После 1933 г. эмигрировал в Швейцарию, в Базель. Он разработал оформление изданий «Пингвинбукс» и многих других английских и швейцарских книг. Написал более 50 книг, посвященных шрифту, типографскому искусству и т. д. Награжден золотой медалью Американского института графических искусств, лауреат премии Гутенберга.

 

В основе совершенного художественного оформления лежит абсолютная гармония всех элементов. Поэтому мы должны учиться и учить тому, что является гармоничным. Суть гармонии— соотношения пропорций. Пропорции встречаются во всем: в размере полей, во взаимных соотношениях четырех полей книжной полосы, в соотношении пробелов между строками и в том, насколько удалена колонцифра от занятой текстом полосы, в размере разрядки набранных прописными буквами строк относительно сплошного набора и, не в последнюю очередь, в выключке слов.

Удобочитаемость есть высший принцип наборного искусства. Хорошая читабельность зависит от правильного выбора шрифта и соответствующего характера набора.

Работа художника книги существенно отличается от работы графика. В то время как последний постоянно ищет новые изобразительные средства, к чему его побуждает по меньшей мере необходимость иметь собственный стиль, оформитель книги должен быть верным и тактичным слугой написанного слова, облечь слово в видимую форму, при этом форма никогда не должна подавлять либо предварять содержание. Художник не хозяин, а слуга текста.

Читатель привыкает к определенному виду букв. Буква тем легче читается, чем меньше ее основные формы отличаются от уже употреблявшихся на протяжении жизни многих поколений.

После 50 лет экспериментов с многочисленными оригинальными, своеобразными шрифтами было признано, что наилучшие шрифты это либо сами классические шрифты в том виде, как в оригинале или в матрицах дошли до нас, либо их копии, либо новые шрифты, которые не намного от них отстают. Высшее достоинство шрифта— не бросаться в глаза.

Шрифт, не имеющий засечек, это лишь кажущийся самый простой шрифт. Такой шрифт— насильно редуцированная для маленьких детей форма, а для взрослых он менее удобочитаем, чем антиква, снабженная концевыми штрихами-засечками отнюдь не для орнаментального украшения.

Хороший печатный шрифт отличается благородным рисунком и приятно ласкает глаз. В остальном же он не особенно обращает на себя наше внимание. Толстые и тонкие штрихи должны отличаться умеренным контрастом, нижние выносные элементы— не быть укороченными, а среднее удаление между двумя буквами не быть непропорционально малым. Несколько зауженные пробелы уродуют многие современные шрифты.

Абзацы непременно должны начинаться с отступа. Набор без отступов (втяжек) (к сожалению, в Германии, и только там, ставший почти правилом) дурная привычка, от которой следовало бы отказаться. Втяжки, чаще на круглую, единственно верное средство для обозначения абзаца. Ибо глаз, дойдя до конца строки, слишком инертен, чтобы среагировать на концевую строку.

Две постоянные величины правят пропорциями хорошо сделанной книги: рука и глаз. Здоровый глаз всегда удален от книжной страницы на две пяди, и все люди одинаково берут книгу в руки.

Размеры книг зависят от их назначения. Их средний размер рассчитан на руки взрослых. Детские же книги не должны изготовляться в размерах фолиантов, так как этот формат не сподручен для ребенка.

Геометрически определимые иррациональные пропорции страниц 1:1,618 (золотое сечение), 1: У2, 1: У3, 1: У5, 1:1,538 и простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8, 5:9 я называю ясными, сознательно выбранными, определенными, все остальные — неясными и случайными. Разница между ясным и неясным отношением заметна, хотя часто незначительна.

Многие книги не являют собой ни одной из этих ясных пропорций, а лишь пропорцию случайную. Хотя и необъяснимо, но доказано, что человек находит плоскости, имеющие геометрически ясные, сознательно выбранные пропорции, более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями. Безобразный формат порождает безобразную книгу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.01 с.)