Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Телесная психология и личностный ростСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Личностный рост, или самоактуализация (по К.Гольдштейну) – исключительно емкое понятие, в общем смысле вбирающее в себя и стремление человека к выявлению и развитию возможностей собственной личности, и сам процесс его «работы над собой» для достижения этих целей, а в конечном счете – еще и результат его движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по Г.И.Гурджиеву). Личностный рост – это и самопознание, поиск человеком своего настоящего «Я», движение к достижению подлинности, аутентичности, расширению множества личностных смыслов и обретению «самости» (индивидуация, по К.Г.Юнгу). И это же еще и психологическое взросление, стремление к повышению так называемого адаптационного потенциала личности, к самоутверждению, самодостаточности и независимости как от чужого мнения, так и в определенной степени от давления жизненных обстоятельств. Личностный рост жизненно необходим для каждого человека, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет. Необходим для того, чтобы удовлетворить глубинную потребность в самоактуализации, занимающую, по А.Маслоу, наиболее высокое место в иерархии потребностей. Необходим для достижения гармонии в отношениях с самим собой и с окружающим миром. По большому счету, необходим для поиска своего места в жизни, осознавания индивидуального жизненного смысла и предназначения, без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты жизни. К чему же столь сложный и тернистый путь поиска «сермяжной правды жизни» и разгадывания сокровенного смысла собственного существования? Неужели не существует готовых ответов на эти главные в жизни вопросы – ответов, которые можно было бы найти в готовом виде и принять как руководство к действию? Неужели для этого недостаточно той информации, которую можно почерпнуть в солидных, научно-обоснованных справочниках и учебных пособиях? Разве нельзя, в конце концов, обратиться к помощи дипломированных всезнающих экспертов или просто попросить совет у достойных и уважаемых вами людей, чья мудрость и богатый жизненный опыт лично вам достоверно известны? И да, и нет. Все дело в заложенном в сами вопросы скрытом противоречии. Противоречии, устранение или разрешение которого равносильно ответу на сам вопрос. И поэтому тот ответ, который предлагается в готовом виде, который не добывается собственными самоотверженными усилиями искателя истины, а приходит откуда-то со стороны (и который порой очевиден), не будет по всей видимости самим страждущим воспринят. Человеку свойственно заблуждаться – «homo errare est», как говорили древние римляне. Пожалуй, в наибольшей мере ему свойственно заблуждаться на свой собственный счет. И хотя человек обычно думает, что он живет рассудком – своими логическими, словесно-оформленными мыслями, на самом же деле живет он образами, генерируемыми подсознанием и лежащими в основе устойчивой, глубинной (правополушарной) мотивации. Задача психологической саморегуляции и личностного самосовершенствования – сделать этот процесс максимально осознанным и управляемым. Исходя из этого, главная задача телесно-ориентированных (впрочем, как и многих других) методов личностного роста – решение основного вопроса практической психологии (по аналогии с основным вопросом философии): Что важнее – сознание или подсознание? Как разрешить противоречия между ними, преодолеть внутреннюю двойственность, устранить источники внутрипсихического конфликта? Иными словами, как научить человека вести осознанный диалог с собственным подсознанием, чтобы обрести гармонию в себе самом? Опыт позволяет утверждать, что при использовании современных психотехнологий, методов психологической самопомощи это реально достижимо – естественно, при условии целенаправленной работы человека над собой. Именно тогда человек становится способен выполнить свою главную задачу. Задачу, которую некогда пытался решить еще Диоген, который бродил при свете дня с зажженным фонарем в руках. На недоуменные вопросы своих сограждан о том, что же он ищет «днем с огнем», древнегреческий философ отвечал: «Ищу Человека». Эту притчу нередко упоминают современные психотерапевты (сошлемся к примеру на А.Б.Добровича), умалчивая однако о том, где же Человека искать. И ответ на самом деле прост: нужно заглянуть в зеркало, ибо по большому счету всю свою жизнь человек ищет… самого себя. Найти себя как другого, найти свое второе «Я» – значит найти и научиться поддерживать контакт с собственным подсознанием. А это, в свою очередь, означает открытие сознательного доступа к своим глубинным внутренним ресурсам и творческим способностям, к интуитивной мудрости и ощущению смысла жизни. В то же время мы считаем нелишним предостеречь читателя от односторонности подхода к практической психологии, от чрезмерного усердия и неоправданного энтузиазма по отношению к технологиям личностного роста. Говоря о естественном желании человека улучшить собственную жизнь и начать этот процесс с улучшения самого себя, всегда необходимо соблюдать разумный скептицизм и умеренный консерватизм. Желательно помнить, как учит известный афоризм, о взвешенном отношении к благим намерениям (которые в последнее время становятся все более модным материалом для дорожного строительства, широко пропагандируемым в популярной психологической и духовно-философской литературе). Человеку, которого интересуют проблемы личностного роста, самоактуализации, нужно в первую очередь стремиться оградить себя от проявлений известного в психологии феномена «сдвига мотива на цель» – являющегося нередким следствием чрезмерной увлеченности, граничащей с фанатизмом, – когда деятельность (в данном случае – овладение прикладными психотехнологиями) становится самоцелью. Иными словами, когда человека привлекает деятельность не ради результата, а ради самой деятельности. И самое главное – когда психологическое самосовершенствование начинает служить не для лучшего приспособления к жизни, а напротив, для ухода от нее, для отгораживания от повседневной реальности, когда активная жизненная позиция сменяется пассивной безропотностью, а разрешение реальных жизненных проблем подменяется искусственным девальвированием их значимости и оправданием собственного бездействия. Понятия личностного роста и самоактуализации подразумевают, что идущий по пути самосовершенствования должен стать в чем-то другим человеком, свободным от прежних проблем. Сохраняя преемственность с предшествовавшим жизненным опытом, он должен в то же время превратиться в новую личность, или говоря образно, обрести «второе рождение» (П.Д.Успенский). Причем на этот раз ему приходится самому стать себе родителем – в духовном плане, конечно (вспомним выражение self-made man). (Впрочем, в античных мистериях и других древних инициатических психотехнических традициях метафора «дваждырожденности» понималась буквально, и человек должен был пройти и через символическую «смерть», и через «воскресение»). И методы телесной психокоррекции также предусматривают решение этой задачи. Причем не только дают идущему по этому тернистому пути возможность в буквальном смысле ПОЧУВСТВОВАТЬ себя другим человеком, но подчас и действительно ощутимо измениться телесно. Материал, используемый для работы в телесно-ориентированных методах психокоррекции и личностного роста – кинестетические ощущения – представляет собой не что иное, как телесные компоненты эмоций. И так же, как и эмоции в целом, эти ощущения несут две главных функции: сигнальную и регуляторную (Лисенкова Л.Ф., 1998). Сигнальная функция эмоций в данном случае используется для решения диагностической, или аналитической задачи: телесные ощущения могут рассматриваться как своеобразные «сигналы подсознания», осознавание и осмысление которых создает основу для разрешения внутренних конфликтов. И особая важность для психокоррекции телесной модальности связана также с тем, что именно здесь подобные «сигналы подсознания» проявляются наиболее явственно. Сошлемся на слова Л.Бурбо (2001): «тело – лучший друг и советчик». Регулятивная же функция кинестетических ощущений как телесной части эмоций представляет практический интерес в первую очередь в плане само регуляции, дающей человеку возможность управления собственным функциональным состоянием и тем самым – способность использования своих внутренних психофизиологических ресурсов. В терминах гештальттерапии, это дает человеку возможность при решении разнообразных проблем «найти опору в себе самом», в терминах психотерапии телесной представляет собой так называемый ресурсно-ориентированный подход (по Л.С.Белогородскому). В сущности, здесь и заложен рецепт телесно-ориентированных методов личностного роста. Для этого необходимо запомнить и научиться вызывать (конечно, с помощью определенных психотехнических приемов) наборы телесных ощущений, ассоциированные с теми или иными состояниями сознания. В дальнейшем же воспроизведение по собственному желанию заданных ощущений позволяет по принципу обратной связи воссоздать и требуемые функциональные состояния. Тем самым человек постепенно создает воображаемую, но в то же время реально действующую «панель управления» собственным психическим состоянием («control panel» –термин Р.Бэндлера, используемый в методе DНЕ). А точнее, панель САМОконтроля, отдельными «кнопками» которой являются связанные с кинестетическим анализатором условные рефлексы, активно используемые как инструменты саморегуляции (разновидность оперантных условных рефлексов, по Б.Ф.Скиннеру). Набор этих условных рефлексов, сконструированных по принципу «сделай сам» и направленных человеком на себя же самого, представляет собой расширение или дополнение его отправного психологического типа. Подобная достройка, позволяющая выйти за узкие рамки исходного типа личности, преодолеть сковывающие барьеры и ограничения, и представляет собой в полном смысле слова личностный рост. Где же те ориентиры, которые могут быть использованы для выбора правильного направления роста? В представлении А.Маслоу, конечная цель личностного роста – самоактуализация – включает такие психологические характеристики, как:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.008 с.) |