Работа с отдельными проблемами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с отдельными проблемами



 

Упражнение «Нарисуй свой страх».

 

Используется визуально-кинестетическая ассоциация, переход от зрительного образа проблемы к телесному. Вначале ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Когда рисунок закончен, психотерапевт просит ребенка рассказать подробно о том, что он чувствует, глядя на свой рисунок. Далее отыскивается связь негативной эмоции с телесным ощущением, мышечным зажимом («покажи, где твой страх, где он в тебе прячется»). На следующем этапе ребенок отвечает на вопросы психотерапевта относительно объекта страха. Вопросы построены таким образом, что они помогают ребенку как бы посмотреть на этот объект со стороны.

Что этот нарисованный объект делает? Почему и для чего он делает это? Что он получает или чувствует, когда делает это? Что ему нужно для того, чтобы он перестал это делать раз и навсегда?

В результате ответов в воображении ребенка появляется другой образ страха, отличающийся от нарисованного ранее. Он как будто бы подробно рассматривает его, находя какие-то дополнительные качества, не замеченные ранее. При этом образ как бы трансформируется, приобретая некоторые новые черты. Дисгармоничные, болезненные, «страшные» и «злые» черты смягчаются, взамен приобретаются новые, положительные – «добрые», «мягкие» и т.д. Психотерапевт предлагает нарисовать измененный положительный образ, заостряя внимание ребенка на отношении к этому нарисованному объекту и на телесных ощущениях, связанные с новым образом и новым отношением к нему.

На следующем этапе психотерапевт выясняет, что же в этих двух рисунках общего и чем они отличаются. Когда ребенок найдет эти отличия, психотерапевт может предложить «помочь» плохому образу «превратиться» в хороший, добрый, «не страшный» (можно воспользоваться ластиком, цветными карандашами и т.п.) Когда эта работа проделана, психотерапевт выясняет, как изменилось отношение ребенка к своему нарисованному страху, который «перевоспитался» и «стал другим, хорошим», и как изменились в связи с этим телесные ощущения. Для ускорения телесной трансформации используется проработка дискомфортных ощущений с помощью приемов управления эмоционально-телесным состоянием (направленное брюшное дыхание), освоенных на неспецифическом этапе занятий.

 

 

Упражнение «Игра с обидой» (злобой, детской агрессией).

 

Упражнение предназначено для формирования навыка эмоциональной разрядки, отреагирования «замороженных» негативных эмоций в образно-игровой форме, с использованием полярности. Вначале ребенок подробно рассказывает о том, кто, когда и как его обидел. При этом психотерапевт выясняет, где в теле «застрявшая» обида вызывает неприятное ощущение («покажи, где у тебя эта обида, где она застряла»). Затем психотерапевт предлагает ребенку разыграть жизненную ситуацию в виде сценки с куклами. Сначала ребенок играет свою роль, а психотерапевт отвечает за куклу-«обидчика». Анализируется телесное ощущение обиды, которое «оживает» в подобной ситуации. Затем проводится обмен куклами, и теперь уже ребенок играет роль своего обидчика. По окончании игры психотерапевт задает вопросы о том, что же чувствует кукла-«обидчик» (ребенок переносит эти телесные ощущения на себя), для чего она это делает, чего она хочет, что нужно сделать для того, чтобы она успокоилась и больше никого не обижала, можно ли ее пожалеть или приласкать и т.д.. После выяснения этого, ребенок вновь берет куклу-«себя» и говорит кукле-«обидчику», что даст ему (или ей) все, что она захочет, в обмен на то, что она станет доброй, хорошей и никогда не будет обижать. Как обычно, ребенок отыскивает в теле неприятное ощущение, связанное с обидой или злостью. Если оно отсутствует, работа закончена. Если оно еще остается, работу следует продолжить до полного устранения неприятного ощущения в теле.

Если ощущение перемещается в разные участки тела, можно предложить ребенку представить его в виде какого-нибудь предмета. Присоединив к этому дыхание животом, необходимо поиграть с этим воображаемым предметом, постепенно (поэтапно) превращая его во что-нибудь, что может легко покинуть место нахождения в теле. Это может быть воздушный шарик, улетающий навсегда в небо, может быть камешек, брошенный в огромный глубокий океан и т.п.

От однократного разрешения проблемы разрядки негативных эмоций необходимо перекинуть мостик к повседневной жизни. А для этого нужно не только объяснить ребенку, что так нужно делать всегда, но и в дальнейшем напоминать ему об этом при возникновении ситуаций, требующих эмоциональной разрядки, и поощрять соответствующее поведение.

 

 

Упражнение «Заслужить внимание родителей»

 

Это упражнение предназначено для коррекции эмоциональных отношений ребенка младшего возраста (обычно до 6-7 лет) с родителями (прежде всего с матерью), исправления отдельных неадаптивных форм поведения, а также формирования у ребенка элементов навыка самовоспитания и самоконтроля. Оно организовано в форме игры, построенной по принципу полярности, с использованием визуализации. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить на воображаемом экране лицо мамы в двух вариантах: «мама добрая» и «мама сердитая». (Для детей с плохо развитым воображением для роли мамы можно использовать две куклы – «добрую» и «сердитую». На вопросы за них может отвечать психотерапевт.)

Дальнейшая работа разделяется на два этапа.

 

а) Работа с позитивным образом: «Мама добрая», или игра «Мама тебя любит».

 

Продолжая видеть перед собой позитивный образ мамы, ребенок может задать ей вопросы и получить от нее ответы. Психотерапевт может помочь в этом, подсказав некоторые вопросы, например:

Правда, что ты меня любишь? Правда, что ты всегда будешь со мной? Правда, что ты всегда будешь любить меня, несмотря ни на что, даже если?.. (описывается источник опасений ребенка по поводу утраты материнского расположения).

Вопросы носят характер закрытых с псевдовыбором, то есть ответы на них приводятся к положительным (психотерапевт подводит ребенка к нужному ответу или прямо отвечает «за маму»). Цель этого диалога – дать ребенку непосредственный позитивный эмоциональный опыт, как бы восполнить (или даже отчасти заменить) дефицит эмпатии, материнское тепло. (В случае, если выявляется психологическое сопротивление, что свидетельствует о крайней степени выраженности семейного конфликта, необходима психокоррекционная работа в другой форме, принятой в классической семейной психотерапии, обязательно с участием матери и других эмоционально значимых для ребенка членов семьи.) К визуальным необходимо добавить и аудиальные стимулы. Ребенок долежн представить, как мама называет его ласковыми словами, произнося их своим «самым добрым» голосом.

Затем нужно перейти от визуальных и аудиальных образов к кинестетическим. Так, можно мысленно представить, как будто бы мама телесно проявляет свою любовь к ребенку (гладит ребенка по голове, крепко обнимает и т.д.). При этом необходимо перейти от визуальных образов к кинестетическим, попросив ребенка показать, как он чувствует любовь мамы, где находится это ощущение. Соответственно ощущение становится «ключом» для входа в позитивное состояние; ребенку дается инструкция: «Теперь ты знаешь, где живет в тебе мамина любовь, и всегда можешь ее почувствовать».

Для детей, испытывающих дефицит «любви» родителей (точнее, недостаточность телесной эмпатии с их стороны), что нередко проявляется в форме гиперактивности, данная часть упражнения (игра в «мамину любовь») является основной. Если же требуется коррекция отдельных форм поведения ребенка, то описанная техника становится фундаментом для перехода к следующей фазе упражнения – «Заслужить мамино внимание», или «Как вести себя правильно».

 

б) Работа с негативным образом: «Мама сердитая», или игра «Заслужить мамино внимание».

 

Представляя данный негативный образ, ребенок обращается к нему с вопросами:

Почему ты на меня сердишься? (Перечисляются типичные причины недовольства родителей поведением ребенка: за что его обычно наказывают, какими именно словами ругают и т.д. Это происходит с участием психотерапевта, который может «вклиниваться» в воображаемый диалог как третье лицо, подсказывая ребенку те или иные варианты ответов.)

По мере уточнения списка типичных негативных событий, необходимо искать также участки тела, в которых при этом появляются неприятные ощущения (возможно, специфические для отдельных событий). Когда список составлен, необходимо приступить к его проработке. Для этого, поочередно переходя от одного пункта списка к другому, ребенок обращается к мысленному образу с вопросом:

Что мне нужно сделать, чтобы исправиться?

Если ребенок затрудняется с ответом на данный вопрос, т.е. мысленный образ как бы остается «безответным», то психотерапевт подсказывает различные варианты ответа, в приемлемой для ребенка форме направляя его на освоение новых форм поведения. Обратная связь с подсознательным образом в форме словесного диалога осуществляется с помощью вопроса:

Если я буду так делать, ты ты перестанешь на меня сердиться (наказывать и др.)?

Для получения положительного ответа может понадобиться еще раз повторить подбор вариантов «правильного» поведения ребенка. В то же самое время необходимо проследить подсознательный ответ и на телесном уровне. Для этого нужно попробовать вспомнить то неприятное ощущение в теле, которое было в самом начале работы с конкретным вариантом поведения. Критерием положительного ответа, естественно, является позитивная динамика телесного дискомфорта. Проследите, как неприятное ощущение меняется, уменьшается и, наконец, полностью растворяется.

Психотерапевт предлагает еще раз вспомнить то, первоначальное неприятное ощущение в теле (экологическая проверка). И если оно не появляется, работу можно закончить, переходя в дальнейшем к следующему пункту списка. Если же дискомфортное ощущение остается, работу необходимо продолжить, возобновив вопросы и выясняя, что же еще должен (может) сделать ребенок, чтобы перестать огорчать маму, заслужить внимание («чтобы мама ЕЩЕ больше любила»).

Если дискомфорт оказывается инертным и частично сохраняется, несмотря на положительную динамику, то для его скорейшего устранения полезно добавить к этому следующие телесные психокоррекционные приемы:

использование телесного «ключа», созданного на предыдущем этапе упражнения (при работе с позитивным образом), для вытеснения дискомфортных ощущений и замены негативного психоэмоционального состояния положительным;

дыхание животом с мысленным выдохом через тот участок тела, где в виде неприятных ощущений телесно сосредоточены отрицательные эмоции (соответствующий навык вырабатывается на неспецифическом этапе).

Еще одним способом экологической проверки, мысленной обратной связи с подсознательной частью проблемы может быть изменение визуального образа (лицо мамы). В качестве критерия правильности и достаточности проведенной психокоррекционной работы здесь выступае спонтанный переход визуального образа от «сердитого» к «доброму» («теперь мама улыбается», «она уже больше не сердится»).

В реальной жизни для исправления неправильных стереотипов детского поведения может понадобиться «повторение пройденного». При этом даже неоднократный возврат к проработке определенной проблемы должен осуществляться без критики, в атмосфере сочувствия и эмпатии, эмоционального принятия. Именно тогда систематическое использование данного упражнения, помимо коррекции тех или иных неправильных форм поведения ребенка, помогает сформировать гармоничную личность растущего человека, воспитать у ребенка эмоциональную уравновешенность и правильную самооценку.

Нужно просто устранить восприятие ребенком воспитательных воздействий родителей как проявления с их стороны недостаточной любви к нему и неприятие его самостоятельной личности. Иными словами, отделить в сознании ребенка отношение родителей к нему от их критичного отношения к его поступкам. Именно таким путем оказывается возможным преодоление ошибок и «побочных продуктов» семейной педагогики, приводящих к детским неврозам и психосоматическим растройствам. Для этого изначально позитивное, любящее отношение родителей к ребенку должно быть им осознано, прочувствовано и закреплено с помощью телесных и иных образных «ключей». На этом фоне проработка отдельных обоснованных причин родительского недовольства не травмирует детскую психику, а наоборот, помогает ребенку почувствовать свою ответственность, принять и усвоить те или иные правила поведения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.015 с.)