Фундаментальные закономерности психокоррекции и личностного роста: самоорганизация и интеграция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фундаментальные закономерности психокоррекции и личностного роста: самоорганизация и интеграция



 

Предпримем попытку на время абстрагироваться от рассмотрения конкретных психологических проблем и частных методик психокоррекции, чтобы представить в общем смысле, что же является фундаментальной, методологической основой и наиболее общей целью психологической помощи. Это несомненно та глубокая перестройка личности, которая описывалась как индивидуация (К.Г.Юнг) или самоактуализация (А.Маслоу), вне зависимости от того, достигается ли она собственными силами (личностный рост) или благодаря помощи извне (психотерапия). Смысл же самоактуализации на фундаментальном уровне заложен в синергетических законах самоорганизации, а также психофизиологическом феномене интеграции как механизме их осуществления.

Как известно, современный «макроскопический» подход в синергетике (Хакен Г., 1991) заключается в следующем: внутри сложной системы рассматривается большое количество элементарных, относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой по принципам синергетической самоорганизации (циклическая причинность), образуя подсистемы более высокого порядка. Используя данный подход, можно уподобить психику сложной открытой колебательной системе (диссипативной, по терминологии И.Пригожина), содержащей большое количество элементов, у каждого из которых свой колебательный процесс (своя собственная частота и фаза колебаний). Законы самоорганизации в подобной системе проявляются в том, что происходит взаимное согласование и изменение частот отдельных «маятников». В результате постепенно, в отсутствие внешнего влияния – как бы самопроизвольно, устанавливается определенное небольшое число (обычно 5-6) общих частот – колебательных мод (Щербаков А.С., 1990), которые можно назвать параметрами порядка. Применительно к модели психики, именно подобное повышение уровня организации является результатом и естественных самопроизвольных процессов личностного роста, и целенаправленной психокоррекции. В психологических терминах, это означает иерархическое упорядочение содержания психики, его сортировку и сведение всего многообразия хранящейся в долговременной памяти информации:

 на уровне сознательном – к наиболее общим законам, из которых выводятся частные закономерности;

 на уровне убеждений – к самым фундаментальным, базовым морально-этическим, жизненным принципам;

 на уровне эмоций и ощущений тела – к определенному набору воспроизводимых телесных ощущений, каждое из которых связано с определенным функциональным состоянием и набором эмоций.

Все они объединяются индивидуальным жизненным смыслом, служащим ориентиром, путеводной нитью для перехода от «Я» к «Мы», от уровня одной личности в сложный мир межличностных взаимодействий, социальных отношений, в котором этот жизненный смысл и реализуется.

Представляется существенным, что переход от одного устойчивого состояния подобной динамической системы к другому (в результате интеграции) может происходить через фазу хаотизации. При этом переход к лучшему состоянию системы всегда вызывает временное ухудшение ее состояния, сопровождаясь сопротивлением системы изменению (Арнольд В.И., 1990). Применительно к личности как к сложной системе, эта закономерность представляет собой прямой аналог психоаналитического феномена сопротивления – сопротивления разрешению психологической проблемы и исцелению больной психики, известного в психокоррекции со времен Фрейда.

В соответствии с описанными принципами психика человека ведет себя как открытая система, развивающаяся в направлении все большей упорядоченности, интегративности, «приведения к общему знаменателю» разнородных составных частей такого сложного и противоречивого образования, как личность. Но эта интеграция частей личности отнюдь не означает их стандартизации, выравнивания «под одну гребенку» – напротив, сочетается с большей внутренней свободой. Психика как система становится в целом более устойчивой и адаптивной, более гибкой и в то же время более целеустремленной, тем самым обеспечивая человеку и большую, чем ранее, результативность достижения поставленных целей, и больший диапазон возможностей. В первую очередь, следует говорить о достижении больших, чем ранее, возможностей саморегуляции – возможности произвольно изменять свое состояние и поведение и использовать ресурсы – и тем самым о приобретении способности мобилизовать в нужный момент все силы для достижения искомого результата.

Краеугольным камнем позитивной трансформации личности, как в аспекте решения психокоррекционных задач, так и личностного роста является проблема интеграции. Как известно, в общеметодологическом аспекте интеграция является характерным свойством живых систем (Г.Спенсер). У высших организмов она во многом выступает в качестве принципа системообразования, его движущей силы. При этом степень интеграции служит показателем уровня прогрессивного, эволюционного развития системы. Именно интеграция снимает внутрисистемные противоречия, вызванные специализацией отдельных элементов сложной системы и дифференциацией их функций. В психофизиологии, как подчеркивает В.А.Бароненко (1984), интеграция понимается как процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, на различных уровнях его организации. В психокоррекции это в первую очередь телесно-физиологический и эмоциональный уровни организации психики, но также и когнитивный, и наконец, наиболее значимый, личностный – комплексно-интегративный, связывающий воедино, объединяющий в себе все вышеперечисленные уровни.

Интеграция применительно к психике предполагает наличие некоторого множества интрапсихических обьектов, подвергающихся переструктурированию, перестройке взаимных связей через объединение. Так, у М.В.Молоканова (1993) находим следующее определение: «интеграция – это присоединение части к целому с целью согласованного взаимодействия всех частей. […] Несогласованно обычно действуют части нашего Я, воспринимаемые нами в различных сферах.» Истоки подобных представлений находим у Г.И.Гурджиева (1992) в его «мозаичной» модели сознания: «Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание... есть некое Я. Эти Я не связаны и не скоординированы друг с другом... но каждое из них мнит себя представителем целого».

Понятие интеграции фигурирует в различных методах психокорекции; вкратце, его основные черты можно сввести к следующим.

1) Конечный результат интеграции – разрешение внутрипсихического конфликта, «коллапс двойственности» (Леонард Дж., Лаут Ф., 1993), или устранение внутренней «полярности», амбивалентности.

2) Способ его достижения – восстановление нарушенной ранее коммуникации между сознанием и подсознанием, приводящее к осознаванию вытеснявшегося до тех пор материала подсознания. Так, М.В.Молоканов (1994) подчеркивает: «Интеграция происходит сама, как только мы позволяем себе выслушать себя до конца».

3) Общий принцип устранения конфликта – сознательное принятие этого подсознательного содержания, ранее подавлявшегося внутренней цензурой, или «превращение подавления в благодарность» (Леонард Дж., Лаут Ф., 1993).

4) Механизм внутреннего примирения на сознательном уровне – смена контекста (рефрейминг), на эмоциональном уровне – смена полярности переживания, связанного с отношением к проблеме, переключение с отрицательных эмоций на положительные. В.В.Козлов (1993б) подытоживает взгляды на механизм интеграции следующим образом: «высвобожденный материал прорабатывается и синтезируется как часть с целым в положительном контексте».

С точки зрения физиологии, психокоррекционная интеграция понимается в первую очередь как интеграция межполушарная. В общем смысле, психологическая проблема проявляется как болезненное переживание неясности и неопределенности (Коттлер Дж., Браун Р., 2001), приводящее к амбивалентности, поляризации психики. Это служит ярким проявлением рассогласования активности левого и правого полушарий, неконгруентности или несовпадения их «точек зрения» на один и тот же предмет. Причина подобного отсутствия взаимопонимания между левополушарной сознательной и правополушарной подсознательной частями личности может быть связана не только с неприемлемостью для сознания вытесненного, подсознательного содержания. Нередко она кроется еще и в различиях лево- и правополушарного мышления.

Левополушарный аналитический подход к решению проблем требует не только логической непротиворечивости, но и определенности, решения четко структурированного и однозначного. Правое же полушарие мыслит в интуитивных категориях возможности и вероятности. Поэтому оно выстраивает свой вероятностный прогноз, выражая его в невербально-образной форме. Подобный вариант решения может не приниматься левым полушарием, так как он не устраивает последнее: представляется либо необоснованным, либо слишком размытым или допускающим неоднозначное истолкование. С этой точки зрения, межполушарная интеграция, как объединение сознательного (словесно-логического) и подсознательного (образно-интуитивного) представления проблемы, является целью и результатом психокоррекции. В различных методах психотерапии она описывается по-разному. Можно упомянуть взгляд на интеграцию как «закрытие гештальта» (Ф.Перлз), проявляющееся на когнитивном уровне как внезапное озарение, ясное осознавание (инсайт), а на уровне эмоциональном сопровождающееся эмоциональной разрядкой («очищение», катарсис по Фрейду).

Тогда и только тогда, когда происходит интеграция, достигается реальный психокоррекционный результат. В противном же случае максимум, на что можно рассчитывать, несмотря на интенсивность приложенных усилий – лишь кратковременная эмоциональная разрядка, не сопровождающаяся действительной психологической трансформацией, личностным ростом (Сандомирский М.Е., 1994а). Человек может заниматься направленной визуализацией или медитацией, переживать повторное рождение или выход за пределы своего мозга в заполненные архетипами просторы трансперсональных пространств, погружаться в мир осознанных сновидений или виртуальной реальности, но достигать лишь иллюзорных результатов, которые развеиваются, как туман, после возвращения в обыденное состояние. Он может открывать для своего сознания большое количество подсознательного материала – будь то абстрактные визуальные образы или конкретные биографические сцены, – но если лед недоверия между сознанием и подсознанием не растоплен, если их разделяет стена психологических защит, то примирения между ними не происходит. И тогда, вернувшись в привычное состояние, человек продолжает жить в состоянии непрекращающегося внутреннего конфликта. Измененные же состояния сознания становятся для него лишь способом временного ухода от наскучившей повседневной реальности (говоря словами поэта, «из мира чахлой нищеты, где жены плакали и дети лепетали»), своего рода виртуальными «мыльными операми». Как остроумно писал А.Зиновьев (1991, с..65), «сама мысль об удовлетворении потребности становится равной процессу удовлетворения этой потребности».

Настоящий личностный рост, решение проблем собственно психологических и духовных приносит лишь действительная интеграция. И тем самым преодолевается главный человеческий недостаток – раздробленность, фрагментированность личности, которую древние философы сравнивали с «лоскутным одеялом». В терминах современной психологии, это источник внутрипсихического конфликта, связанный с конфликтом сознательно-подсознательным, или расщеплением сознательных устремлений и подсознательных ресурсов (субличностей). Преодолеть «мозаичность» личности, по крайней мере приспособиться к ней естественным образом помогают нам кинестетические ощущения: «иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь ощущением одного физического тела» (Успенский П.Д., 2002).

С одной стороны, эта раздробленность личности складывается не случайно. Она является закономерным следствием обычного процесса возрастного развития психики, его спонтанного, стихийного протекания и в сущности представляет собой естественное проявление многосторонности, богатства человеческой натуры. Как образно сказал об этом Н.Заболоцкий:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, –

На самом деле то, что именуют мной, –

Не я один. Нас много. Я – живой.

 

И когда мы говорим о личностном росте как обеспечении диалога с подсознанием и создании доступа к резервным возможностям человека, мы имеем в виду именно использование положительных сторон этого внутреннего разнообразия. С другой стороны, именно подобная «мозаичность» личности, предрасполагающая к ее диссоциации и фрагментированию, может служить источником внутрипсихического конфликта. Нейтрализация этих потенциально опасных моментов, действительное преодоление негативных последствий внутренней раздробленности требует от человека систематической, упорной работы над собой – выражаясь словами того же П.Д.Успенского, «внутренней эволюции человека».

Именно интеграция позволяет предолеть внутреннюю противоречивость личности и творчески использовать ее разноплановость. То и другое представляется следствием структурной неоднородности личности, лежащей в основе внутрипсихических конфликтов. В разных методах психотерапии эта структурная неоднородность описывалась как иерархическая организация сознательных и бессознательных психических процессов – известные метафорические модели З.Фрейда («вертикальная» модель: Супер-Эго – Эго – Ид» и «горизонтальная» модель: сознание – предсознание/цензура – бессознательное), Э.Берна («Родитель–Взрослый–Ребенок») или Ф.Перлза («собака сверху – собака снизу»). Применительно к частным психологическим проблемам, лежащая в их основе неоднородность личности описана в форме субличностей по Р.Ассаджиоли, вытесненных комплексов по К.Г.Юнгу, незавершенных гештальтов по Ф.Перлзу, систем коденсированного опыта по С.Грофу, подавленных целостностей по В.В.Козлову, интрапсихических кластеров по М.Щербакову. Близкие представления о «мозаичности» личности упоминаются в духовно-философских практиках (Г.И.Гурджиев, П.Д.Успенский).

Исходя из этих представлений, интеграция просто жизненно необходима для «наведения порядка» в психике человека. Именно интеграция способна открыть доступ к внутренним психологическим ресурсам, облегчить использование того неисчерпаемого богатства – источника творческих способностей и внутренней мудрости, которое заложено в глубинах бессознательного. Она необходима и для того, чтобы устранить «расщепление» логики и эмоций, разума и тела (В.Райх, А.Лоуэн). Нужно подчеркнуть, что зачастую именно телесно-психологическая интеграция, обращающаяся к подсознательным ресурсам напрямую, избегая чрезмерной интеллектуализации и бесплодного мудрствования, представляет собой кратчайший путь к обретению человеком целостности, переживанию ощущения наполненности собственного существования смыслом. Чувство всепроникающего телесно-духовного единства, испытываемого каждым человеком в счастливые минуты жизни, выразил в стихотворных строках О.Мандельштам:

Дано мне тело. Что мне делать с ним?

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить,

Кого, скажите, мне благодарить?

 

И в целом решение главной задачи психокоррекции – устранения внутреннего конфликта достигается за счет интеграции противостоящих друг другу частей личности и трансформации противоречащих друг другу, взаимоисключающих и даже первоначально непримиримых убеждений. Происходит это путем обретения новой точки зрения, свежего понимания (сократовский, или майевтический способ организации диалога – через противоречия к новому пониманию), достигаемого как в межличностном диалоге – в рамках коммуникации психотерапевта и пациента, так и во внутриличностном – как составляющая психологической самопомощи (например, самодискутирование по А.Эллису) и личностного роста. Тем самым практически интеграция является на психофизиологическом уровне синонимом и психокоррекционной трансформации личности, и личностного роста.

С точки зрения подобного интегративного подхода, рецепт психокоррекции, психологической саморегуляции и личностного роста, по сути весьма прост. Это процесс, состоящий из двух этапов.

Задача первого из них – поднять на поверхность сознания материал для последующей интеграции из бессознательных глубин. Способ же выполнения этой задачи – погружение в измененное состояние сознания, в состояние «правополушарности», или «переключение каналов» восприятия (А.Минделл). В его основе лежит переход от обыденного преобладания словесно-логического (дискурсивного) мышления к образному – деактуализация логического мышления, дерефлексия (В.Франкл). Но переход не тотальный, не исключающий полностью логического мышления (как это происходит в состоянии обычного сна со сновидениями или патологических измененных состояний сознания – алкогольных, наркотических), а при сохранении его участия в переработке информации, которое просто отходит на второй план. Тем самым создается «объемность» осознавания, по выражению О.П.Лавровой (2002), которая и обеспечивает взаимопроникновение, согласование и объединение исходно противостоящих друг другу точек зрения, разрешение внутреннего противоречия. Подобное психокоррекционное измененное состояние сознания, используемое в технологиях личностного роста, является как правило относительно неглубоким, в том числе по степени достигаемой возрастной регрессии. Оно соответствует регрессии к раннему детскому возрасту, но при этом к такому возрасту, в котором уже присутствует самоосознавание.

Второй этап – возврат к обычному режиму функционирования психики человека, вышедшего из «виртуального» ранне-детского возраста, к логически-опосредованному способу протекания психических процессов. Но возврат уже на новом уровне осознавания, опирающийся на переосмысление полученного интуитивно-образного материала, интеграцию левополушарных и правополушарных процессов. Осознавание, сопровождающееся реструктурированием на подсознательном уровне – «шаг навстречу» сознания и подсознания, снятие внутреннего напряжения и разрешение внутрипсихического конфликта.

С точки же зрения физиологической, рецепт внутриличностной трансформации, особенно реализуемый с помощью телесно-ориентированных методов психокоррекции, еще более прост и материален: это практическое применение знаний о функциональной асимметрии мозга и связанной с этим «асимметрии» сознания. Создается своеобразная эстафета активности левого и правого полушарий: сознательно управляя через речевое, левое полушарие состоянием подсознательного – правого, мы формируем в нем своего рода устойчивый «очаг позитивной убежденности» (на физиологическом уровне этому соответствует феномен доминанты по А.А.Ухтомскому, на психологическом – установки по Д.Н.Узнадзе), который в последующем создает положительный психоэмоциональный настрой, подавляя негативные мысли и чувства, помогая человеку оптимистично смотреть в будущее и добиваться реализации своих целей в соответствии с осознаваемым жизненным смыслом. Иными словами, в «минуты силы», в состоянии психологического комфорта, сознание воздействует на подсознание, создавая доступ к подсознательным ресурсам и выстраивая связи между последними; в свою очередь, подсознание затем поддерживает сознательную часть личности в ее «минуты слабости», предоставляя необходимые для успешной деятельности последней психологические ресурсы.

С этой позиции, самоактуализация и личностный рост представляют собой воплощение принципа опоры на собственные силы, помогая человеку полнее использовать потенциальные возможности собственной личности. При этом важно гармоничное соотношение левополушарных и правополушарных составляющих личностного роста. Как принято считать в гуманистической, личностно-центрированной психотерапии, у человека имеются две различные мотивационные системы, являющиеся движущей силой его личностного роста: «организмическая тенденция актуализации и сознательное эго» (Нельсон-Джоунс Р., 2002). Рациональное левое полушарие, выступая в такой роли, как обеспечение развития личности, отражает универсальную тенденцию к самоактуализации как стремление ко все большей организации и упорядоченности (по К.Роджерсу). Правополушарные же мозговые механизмы реализуют иное направление личностного роста – врожденное, природно-естественное стремление к свободе («рефлекс свободы», по И.П.Павлову). С ним связаны такие характеристики, как спонтанность, в определенной мере – хаотичность (как показывают современные естественнонаучные концепции, любой хаос на самом деле, несмотря на кажущуюся беспорядочность и непредсказуемость, содержит в себе в скрытом виде чрезвычайно сложный порядок).

Если левополушарные механизмы личностного роста направлены на достижение одномерной или плоскостной упорядоченности, умения человека владеть собой и планировать свои действия, то правополушарные – на создание объемной, многомерной организации психики, основы творческого поиска и нестандартных решений. Именно последнее позволяет сознательной части личности получить доступ к скрытым в подсознании внутренним психологическим ресурсам для расширения возможностей выбора, преодоления навязанных обществом шаблонов поведения и внушенных стандартизованных убеждений, или условий ценности (К.Роджерс), заставляющих человека стереотипно думать и действовать и даже пытающихся заставить его чувствовать «как все».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.017 с.)