Проблемы общества и психологическая самопомощь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы общества и психологическая самопомощь



В сегодняшнем динамичном, быстро меняющемся мире все более очевидной становится неуклонно возрастающая потребность людей в психологической помощи – потребность, в наших условиях актуальная буквально для каждого человека. А связано это, как ни парадоксально покажется на первый взгляд, с научно-техническим прогрессом и с вызванными им внешним, кажущимся облегчением и упрощением (а на самом деле, внутренним усложнением) повседневной жизни человека.

В отягощение проблемы душевного здоровья современного человека вносят свой вклад разнообразные факторы технического прогресса общества (информационная перегрузка, интенсификация и в то же самое время формализация межличностных контактов, которые все в большей мере становятся дистанционными, осуществляемыми при посредстве современных электронных средств связи, ускорение темпа жизни вкупе с десинхронозом и др.), подробно рассмотренные нами при описании психоэкологической модели душевных и телесных расстройств. Во многом с этим связано то, что в странах более экономически развитых, с более высоким уровнем жизни – как в Европе (особо упомянем Германию и страны Скандинавии), так и в Америке (в первую очередь США), – отмечается бульшая распространенность депрессии и пограничных нервно-психических расстройств, особенно тревожных. Именно депрессивные и тревожные расстройства, нередко в сочетании друг с другом (так называемая «тревожная депрессия») являются основными диагнозами среди душевных болезней, регистрируемых в США (Lydiard R.B., Brawman-Mintzer O., 1998). При этом ожидается, что в ближайшие годы бремя депрессии и ее осложнений будет только возрастать (Sartorius N., 2002), несмотря на современную медикаментозную терапию. В результате в перспективе, в ближайшие 15-20 лет, ожидается перемещение депрессии на второе место среди всех причин временной нетрудоспособности населения (Christodoulou G.N. e.a., 2002). И это не случайно – ведь с ускорением технического прогресса все чаще звучат предупреждения об «эпидемии» душевных расстройств, о депрессии как «психологической чуме» XXI века.

Продолжающиеся изменения (как считают некоторые авторы, «прогрессивная деградация») современной семьи и общества в целом приводят ко все большей индивидуализации человеческого существования – по принципу «каждый сам за себя» (на глубинном психологическом уровне это связано с отрывом человека от природных корней, с отчуждением от своего духовного естества). И тогда, задумываясь о смысле собственного существования, современный человек зачастую с горьким осадком на душе обнаруживает, что смысл этот для него неясен, порой же с чувством тоски и безысходности осознает иллюзорность жизненного смысла или его отсутствие. Бессмысленность, неприкаянность и невостребованность приводят человека к мысли, что сам он «напрасен» (С.Соколов).

Очевидно, что во многом психологические проблемы связаны с проблемами общества и являются психологической социопатологией (Н.Р.Кеппе, К.Б.Пачеко), своего рода побочным продуктом приспособления личности к обществу, ее институционализации. Любое современное информационно-бюрократическое общество, – а в «развитых» странах Запада это проявляется наиболее наглядно, – устроено так, что оно невольно пытается смягчить разного рода проблемы социальные за счет большей однородности, стандартизации сознания своих граждан. Сделать всех членов общества возможно более одинаковыми в отношении их взглядов и жизненных ценностных установок – значит сделать их предсказуемыми и тем самым, косвенно, более управляемыми. Попытаться в определенной степени как бы «зомбировать» их общими идеалами (например, накопления / потребления) или анти-идеалами (в частности, образом общенационального «врага») – значит сплотить общество, манипулируя древними, первичными механизмами психики на уровне инстинктов и базовых потребностей. Такими, как стадный инстинкт (У.МакДауголл), активизирующийся противопоставлением «свой-чужой», или потребность в принадлежности (А.Маслоу), тесно связанная также с потребностями в защите/безопасности и любви/уважении. В форме же принадлежности к определенной социальной группе эта потребность трансформируется в культ материального успеха и «гонку» потребления. (Неуспешность удовлетворения данной потребности в сфере социальных или семейных отношений делает человека потенциальной жертвой многочисленных сект и деструктивных культов.)

А для этого индивидуальное сознание каждого члена общества необходимо «выровнять под одну гребенку» сознания массового. В этом отношении распространение массовой, «усредненной» культуры и примитивизация общественного сознания сравнимы с экологическим бедствием. Для общества «развитого», техногенного, общества массового потребления и массовой информации, сам способ его существования – причем в экономической сфере даже в большей мере, чем в политической, – требует уменьшить у людей проявления интеллектуальной независимости (особенно показательно в этом плане воздействие средств массовой информации). Заблокировать у большого числа членов общества «вредную» привычку думать самостоятельно означает превратить их под действием рекламы в потребителей как материальных, так и интеллектуальных полуфабрикатов. Естественно, что люди инстинктивно пытаются защищаться от информационного давления с помощью его вытеснения, блокирования восприятия (эти механизмы психологической защиты срабатывают на интуитивно-автоматическом уровне).

В результате человек все больше самоизолируется от общества – ценой утраты способности сопереживания, сочувствия, искренности и подлинного взаимопонимания в отношениях со значимыми другими («интимности», по Э.Берну), ценой «механизации» душевной жизни или мучительной внутренней «раздвоенности». Он отгораживается от окружающих стеной невнимания, непонимания и ложных убеждений, потоком ничего не значащих слов. Выбирая жизненный стиль глобального, всепроникающего индивидуализма и бездуховности, человек изолирует себя и от коллективного бессознательного (в терминологии К.Г.Юнга). Тем самым он воздвигает незримый барьер в своей психике, отгораживаясь и от собственного подсознания. Человек становится глухим к движениям собственной души, ее безотчетным порывам, к своим истинным потребностям, пытаясь заместить их потребностями иллюзорными, навязанными стереотипами – «быть как все». При этом он отказывается и от поиска своего истинного «Я», своей самости, от индивидуации («пути к себе») и вынужден «наступать на горло собственной песне».

А отсюда – душевный надлом, кризис, жизнь в состоянии непрекращающегося внутрипсихического конфликта. Отсюда утрата, вернее непонимание человеком своего жизненного смысла, питающее душевную болезнь современного общества – ноогенный невроз (В.Франкл) и его социальные последствия в форме невротической триады – депрессии, наркомании, агрессивности. Последняя связана с тем, что растущая социальная разобщенность заставляет людей в лучшем случае относиться друг к другу по принципу «человек человеку – никто», а чаще «человек человеку – потенциальный конкурент». В худшем же случае – относиться к другому, как к прямому недоброжелателю, лучшая защита от посягательств которого – активное, агрессивное противостояние.

Иными словами, социальное отчуждение неминуемо приводит к внутриличностному отчуждению и духовному опустошению. Отсюда возрастает потребность человека в душевном освобождении (Джеймс В., 1993). Зачастую (а пожалуй, и в подавляющем большинстве случаев) человек неспособен справиться с этим кризисом собственными силами – и значит, психологическая помощь ему просто жизненно необходима.

Как известно, человек по своей природе – существо социальное. Так уж устроена нервная система человека, что общение с окружающими людьми в раннем возрасте просто жизненно необходимо для ее нормального развития, а в возрасте зрелом должно служить важнейшей психофизиологической «опорой». Здесь и упомянутое чувство принадлежности, связанное на глубинном уровне с ощущением безопасности и защищенности, и на другом полюсе – чувство востребованности, являющееся источником внутренних сил, самоуважения и адекватной самооценки.

Изначально душевное утешение и психологическую поддержку давала человеку семья, выполняя тем самым функцию естественного (спонтанного, интуитивного) психотерапевта. Но семья традиционно устроенная – большая, патриархальная, объединяющая несколько поколений. Семья, в которой не только для ребенка, но и для человека взрослого более старшие члены семьи обладают авторитетом и пользуются уважением. Семья, естественным расширением или продолжением которой становится более масштабная социальная группа, построеная вначале на кровном родстве (род, племя), затем на общности территориальной или экономической (община, гильдия). Семья, которая в современном обществе давно прекратила свое существование. Кризис традиционной семьи, забвение семейных ценностей – источник многочисленных психологических проблем в современном обществе. Отсюда и проблемы «отцов» и «детей», когда жизненный опыт старших просто отвергается молодым поколением, и дефицит любви и внимания, душевного тепла, которые даже в «благополучной» семье ребенок недополучает от родителей на глубинном, телесно-психологическом уровне (А.Лоуэн; И.Кренц).

Отсюда и возникает необходимость в восполнении этого дефицита с помощью психотерапевтических методов. Применительно к перенесенным во взрослую жизнь проблемам глубинным, истоки которых закладываются в раннем детстве, эту работу выполняет психотерапия телесно-ориентированная, возвращающая человека в доречевой период его детства (и эволюционного «детства» всего человечества). Применительно же к проблемам более поверхностным, более социализированным и осознанным – рациональная психотерапия (регрессия пациента к детской речи и детской логике).

Возвращаясь к социально-обусловленным истокам индивидуальных психологических проблем современного человека, можно свести их к одной, центральной, хотя и называмой по-разному – потере цельности, недостатке духовности, утрате веры. Здесь мы имеем в виду веру не религиозную (хотя и в этой сфере наблюдаются аналогичные закономерности), а веру человека в себя, в свои возможности и в собственное жизненное предназначение. Веру в других людей, утрата которой и ведет к социальному отчуждению и разобщенности. Утрату веры, которая, в свою очередь, является следствием всеобъемлющей интеллектуализации и всепроникающей рационализации жизни (в этом смысле грибоедовское «горе от ума» представляется намного опередившим свое время пророчеством). Разрешить эту проблему, уйти от чрезмерной сосредоточенности на собственных мыслях и теснее соприкоснуться с чувствами призваны телесные методы психокоррекции.

Более того, они же могут отчасти помочь преодолеть и упомянутое неверие в себя, и разрыв с окружающими. Для этого необходимо помочь взрослому человеку телесно «вернуться в детство» (будь то ассоциации с детством биографическим или эволюционным). А это означает для него вновь ощутить те незримые узы, которые соединяли когда-то грудного ребенка с матерью, а первобытно-естественного, «нецивилизованного» человека объединяли когда-то с его соплеменниками. Почувствовать, что он не одинок, что он нужен другим и в некотором смысле (пусть даже безвестно, заочно, анонимно) любим, и тем самым буквально почувствовать, что живет он не напрасно. Помочь почувствовать то общее, что объединяет человека с себе подобными. То, что А.Адлер называл «чувством общности», а К.Г.Юнг – «коллективным бессознательным». То, что придает индивиду ощущение принадлежности к человечеству в целом, сопричастности к чему-то высокому, ощущение внутренней, духовной силы и уверенности в себе. Причем почувствовать в прямом смысле, телесно, то есть прийти к желаемому состоянию кратчайшим путем.

И если главное содержание душевной жизни составляет ее наполненность смыслом (Шпрангер Э., 1980), то для психокоррекции справедливо и обратное – обретение человеком позитивного жизненного смысла (В.Франкл) равносильно обретению им духовности. Помочь в решении этой задачи и призвана психотерапия, практическая психологическая помощь. Помочь в преодолении духовного кризиса не только на уровне отдельной личности, но и в социальном масштабе. Иными словами, помочь человечеству преодолеть его недостатки и не пасть духом. Помочь ему мирно ужиться с самим собой и с тем искусственным миром, который, хотя и создан его собственными руками, во многом противоречит человеческой природе. И в конечном счете помочь человечеству… выжить в условиях научно-технического прогресса, оправдывая тем самым прогноз Е.Островского (1996) о том, что психология должна стать наукой XXI века, а гуманитарные, психологические технологии – важнейшим фактором развития общества в новом веке.

 

Заключение

Если на первых порах, когда телесно-ориентированная психотерапия еще только отделилась от психоанализа, граница раздела между ними проходила весьма четко (телесный подход – там, где допускается физический контакт терапевта с телом пациента, в ортодоксальном же психоанализе даже намек на подобные вольности недопустим), то в дальнейшем ситуация несколько менялась. В настоящее время рамки сомато-центрированного подхода можно рассматривать шире: это интегративное направление, которое инкорпорирует – не только включает в себя, но и «переплавляет» в единый сплав, – различные психокоррекционные техники. При этом телесный контакт является не обязательным, как это было на заре становления метода, а факультативным компонентом терапевтического процесса. Поэтому и сутью подобной терапии является не только и не столько поиск «мышечных зажимов» и «энергетических» ощущений пациента. Главный же, основополагающий принцип – то, что особое внимание в терапии уделяется работе с кинестетической модальностью. Это в первую очередь осознавание телесных ощущений, которые связаны с эмоциями и продуцируются подсознанием, а затем сознательная проработка этих ощущений, имеющая дело как с их формой (физиологическая модификация с помощью мышечного расслабления и дыхания), так и с символическим содержанием (образная трансформация, вовлекающая также и зрительную, и слуховую модальность).

Нельзя не упомянуть о том, что подобный подход вступает в противоречие с представлениями некоторых методов психокоррекции, в частности НЛП, утверждающим в качестве основного принципа «подстройки» к пациенту работу именно в предпочитаемой последним модальности восприятия. Почему же мы утверждаем, что сосредоточенность телесной психотерапии именно на ощущениях тела, лежащий в ее основе «кинестететический принцип» являются обоснованными и продуктивными?

Нужно подчеркнуть, что техники телесно-ориентированной психокоррекции изначально направлены на гармонизацию эмоциональной стороны жизни человека и затрагивают именно эмоционально-насыщенные кинестетические ощущения. Эмоции же проявляются через кинестетику всегда – так устроена нервная система человека. И если человек, пользуясь терминологией НЛП, чистый «визуал» или «аудиал» и стойко избегает использования кинестетической кинестетической модальности восприятия, то это само по себе отражает наличие у него серьезных проблем. Вторично тем самым также нарушается психологическая адаптация. Образно говоря, это можно сравнить с поведением человека, который все делает лишь одной рукой, хотя вторая вполне работоспособна, или передвигается на костылях, щадя одну ногу, причем полностью здоровую.

Подобный стиль восприятия приводит к тому, что кинестетическая модальность становится вытесненной (в терминологии S.Heller), что в действительности представляет собой физиологическое проявление вытеснения, как механизма психологической защиты (Сандомирский М.Е., 1994б). Тем самым человек неосознанно пытается избегать отрицательных эмоций, связанных с негативными впечатлениями и подавленными, травматичными воспоминаниями. Подобный способ отражения окружающей действительности является проявлением функционального дисбаланса мозга, устранение которого с помощью телесно-ориентированных методов психотерапии решает тем самым и лежащие в основе этого дисбаланса психологические проблемы.

В чем преимущества телесно-ориентированного подхода в психокоррекции? Наиболее кратко можно сформулировать их следующим образом: именно психология тела – ключ к лечению души. Перефразируя В.Джеймса, можно сказать, что хотя человек и думает, что он есть то, что он думает, на самом же деле он есть то, что он чувствует. Отсюда и вытекает важность телесных проявлений эмоций, служащих в телесной психокоррекции непосредственным материалом для работы (осознавания, работы с образами). Это соответствует и одному из основных принципов психотерапии, предложенных Ф.Перлзом: от логики – к чувствам. Иначе говоря, от словесного описания проблемы – к ее телесным проявлениям, к кинестетическим ощущениям. Вне зависимости от того, интерпретируем ли мы их как символический язык тела или же рассматриваем просто как телесные следы неотреагированных эмоций, они представляют собой именно ту прочную ткань, на которой подсознание вышивает бисером свои узоры (Г.Гессе) и которая перекраивается, подгоняется по новым меркам в процессе личностной трансформации.

И если З.Фрейд обоснованно называл сны «королевской дорогой в бессознательное», то в еще большей мере целесообразно рассматривать ощущения тела, его невербальный язык, как наиболее «демократическую» дорогу к бессознательному. Это справедливо потому, что главный механизм психологической защиты – «цензура» предсознания, которая формируется у ребенка в возрасте 3-5 лет, в период окончательного становления речи – блокирует осознавание в первую очередь словесно оформленных мыслей. Телесные же подсознательные послания легко обходят эту ловушку. Тем самым работа с телесными ощущениями позволяет добиться психокоррекционного эффекта без осознавания вербального содержания подавленного, травматичного материала, предоставляя широкие возможности для его смешивания, наложения и интеграции.

Соответственно психокоррекционный эффект может быть достигнут в обход механизмов сопротивления. Цель психотерапевта при этом – не вступать с пациентом в конфронтацию (используемая в психоанализе экстернализация внутрипсихического конфликта) и не заставлять его спорить с самим собой (как это принято в гештальт-терапии или рационально-эмотивной терапии), а использовать его собственные подсознательные ресурсы, доступ к которым осуществляется через кинестетические якоря.

Ряд базовых техник телесной психокоррекции (в первую очередь мышечная релаксация) широко используются и в поведенческих методах психотерапии. На наш взгляд, и телесные, и собственно поведенческие, и когнитивно-бихевиоральные методы укладываются в русло единого, более широкого подхода к психокоррекции – физиологически-ориентированного, основанного на рефлекторной теории высшей нервной деятельности, на известных психофизиологических закономерностях функционирования нервной системы. Это не только «стирание» старых, неадаптивных рефлексов, их устранение по принципу взаимного торможения по J.Wolpe (нейтрализация одного, нежелательного условного рефлекса другим, связанным с позитивным психоэмоциональным состоянием – проще говоря, «клин клином вышибают»), но и формирование новых, полезно-приспособительных реакций. В основе последних лежит переход от пассивного к активному реагированию, от «сигнальных» условных рефлексов к «оперантным».

Как известно, в первом случае организм пассивно ожидает появления определенной внешней информации, служащей сигналом для дальнейших действий – заблаговременной подготовки к вероятным, прогнозируемым событиям (классические условные рефлексы по И.П.Павлову). Во втором же случае «выученная» реакция используется активно, по собственной инициативе – как инструмент саморегуляции, применяемый человеком для изменения собственного психоэмоционального состояния, мобилизации своих подсознательных резервов (разновидность оперантных рефлексов по Б.Ф.Скиннеру). Именно последние целенаправленно создаются в процессе психокоррекции или личностного роста, обеспечивая человеку сознательное управление собственным подсознанием, доступ к внутренним психологическим ресурсам, их полноценное использование (ресурсный принцип психокоррекции по Л.С.Белогородскому). Работа с ними и лежит в основе различных методов телесно-ориентированной психокоррекции.

У каждого из методов психокоррекции свое место и своя роль в решении психологических проблем и поддержке личностного роста. В решении этих задач они взаимно дополняют друг друга. Методы экзистенциальной психотерапии (И.Ялом, Р.Мэй, логотерапия по В.Франклу) предназначены для того, чтобы решить стратегическую задачу – помочь человеку осознать свой индивидуальный жизненный смысл в его логическом представлении. Терапия трансперсональная предоставляет решение этой задачи в ином выражении, образно-архетипическом. Методы рациональной, когнитивной психотерапии и терапии реальностью (У.Глассер) решают тактические задачи, то есть дают человеку возможность построить более реалистичные и практически осуществимые жизненные планы (естественно, в рамках ранее выявленного жизненного смысла, личностного предназначения). Что же касается описываемых методик телесно-психологической саморегуляции, то они предназначены для решения задач оперативных. Именно они помогают человеку переместить упомянутые планы в действенно-практическую плоскость, воплотить их в реальность и тем самым приблизиться к выполнению собственного предназначения.

Необходимо упомянуть о преемственности и взаимосвязи телесно-ориентированных методов психокоррекции и личностного роста и других психокоррекционных техник. В первую очередь, они тесно перекликаются с подходом гештальт-терапии, согласно которому исключительно важна направленность внимания пациента на невербальную активность – телесные проявления эмоций (движения, позы, жесты) и в особенности осознавание телесных ощущений. Все это возвращает человека в состояние «здесь-и-теперь», помогает ему преодолеть пагубную (в прямом смысле невротическую) тенденцию к чрезмерной абстракции, замещающей для него окружающую реальность (Goodrich-Dunn B., Greene E., 2002). Тем более, что механизмы формирования неадаптивных поведенческих реакций – особенно импринтинга и обучения по модели (отголосок «стадного инстинкта», так же, как и приносящее много негативных эмоций сравнение себя с другими), – по сути изначально невербальны, «правополушарны». Поэтому и устранение связанных с ними психологических проблем целесообразно проводить с помощью невербальных, «правополушарных» методов телесной психокоррекции.

Важным моментом личностного роста, связывающим телесно-ориентированные методы с личностно-ориентированным подходом, является усиление доверия к чувствам, или к организмическому оценочному процессу (К.Роджерс). Иными словами, к интуитивным проявлениям психики, к ее правополушарным механизмам. И в отношении телесных методов личностного роста можно сказать, что в целом все они направлены на формирование осознанного доступа к интуитивным механизмам психики через телесные ощущения (интуитивные «сигналы тела»). Именно поэтому они способствуют на основе интуитивного начала развитию свежести и непосредственности восприятия, формированию спонтанности поведения и стимулированию творческого воображения.

В этом проявляется преемственность телесно-ориентированного подхода с гуманистической психологией в целом, одним из базовых положений которой, как известно, является то, что люди изначально спонтанны (DeCarvalho R., 1991). Здесь необходимо подчеркнуть, что спонтанность, открытость миру и доверие к нему, простота и естественность не только являются в целом позитивными для человеческой психики, но и представляют собой непременные условия самодостаточности и самоактуализации личности, приближения человека к его природному естеству. И телесно-ориентированные методы личностного роста открывают кратчайший путь достижения этой цели.

По мысли В.Франкла, каждому времени, каждому историческому и социальному периоду свойственны свои человеческие проблемы, и раз так, то для каждого из них нужна своя психотерапия. Как показано в прешествующем изложении, актуальные психологические проблемы современного человека во многом связаны с чрезмерной, односторонне-дисгармоничной интеллектуализацией его внутреннего мира и излишней рационализацией мира внешнего, затрагивающей буквально все стороны жизни общества. И здесь на помощь приходят в первую очередь невербальные, телесно-эмоциональные методы психотерапии и личностного роста. Методы, являющиеся по сути школой естественной и гармоничной эмоциональной жизни, где слова не нужны и где человек непосредственно получает столь необходимый для него опыт чувств (имеется в виду опыт коррекционный, в разных его ипостасях – и восстановительный, и замещающий, и обучающий). При всей их внешней простоте, именно эти методы, лишенные избыточного абстрактного теоретизирования и излишней многословности, наилучшим образом подходят для решения проблем, подобных описанным. Проблем, не имеющих логического решения и не требующих для понимания лишних слов.

 

Именно поэтому, на наш взгляд, психотерапия нового века в значительной мере должна быть телесной, или точнее – телесно-интегративной.

 

Приложение А.

 

Таблица 22. Перечень основных методов телесно-ориентированной психологии и психотерапии (в хронологическом порядке)

 

Автор(ы) Название метода
Предшественники
Восточные духовно-телесные и медитативные практики
  “Даосская йога”, или “внутренняя алхимия”
  Гимнастика тай-цзи, дыхательные упражнения ци-гун
  Хатха-йога
Европейские психотерапевтические методы релаксации
И.Шультц (I.Schultz) Аутогенная тренировка
Е.Джекобсон (E.Jacobson) Прогрессирующая мышечная релаксация
Становление: базовые методы
В.Райх (Wilhelm Reich) Вегетотерапия и анализ характера (Vegetotherapy & Characteranalysis)
М.Фельденкрайз (Moshe Feldenkrais) Осознавание через движение (ATM, Awareness through Movement)
Ф.Александер (Frederic M. Alexander) Система упражнений Александера (Learning Therapy)
А.Янов (Arthur Yanov) Первичная терапия, или терапия первичного крика (Primal Therapy)
Производные (синтетические) методы: I поколение
А.Лоуэн и Дж.Пьерракос (Alexander Lowen & John Pierrakos) Биоэнергетический анализ (Bioenergetic Analysis)
Дж.Пьерракос (John Pierrakos) Стержневая энергетическая терапия (Core Energetic Therapy)
Р.Курц (Ron Kurtz) Хакоми (Hakomi)
С.Келеман (Stanley Keleman) Соматический процесс (Somatic Process work)
Ч.Келли (Charles Kelley) Радикс (Radix)
Дж.Стеттман (Jay Stattman) Объединительная психология (Unitive Psychology)
М.Браун (Malcolm Brown) Organismic Psychotherapy
И.Рольф (Ida Rolf) Рольфинг, или структурная интеграция (Rolfing)
Е.Бейкер (Elsworth Baker) Оргономия (Orgonomy)
Ш.Селвер (Sharlotte Selver) Чувственное осознавание (Sensory Awareness)
Ф.Гласер (F.Glaser) Психотоника (Psychotonics)
Ф.Наварро (Federeco Navarro) Соматопсиходинамика (Somatopsychodynamics)
Техники эмоционального отреагирования
С.Роуз (S.Rose) Терапия интенсивного чувствования (Intense Feeling Therapy)
П.Штампфл и Д.Льюис (P.Stampfl, D.Lewis) Имплозивная терапия (Implosive Therapy)
П.Ольсен (P.Olsen) Эмоциональный поток (Emotional Flooding)
М.Фукс (M.Fuchs) Функциональная разрядка (Functionelle Entspannung)
Производные (синтетические) методы: новое поколение
Д.Боаделла (David Boadella) Соматическая терапия - биосинтез (Biosynthesis)
Л.Рисполи (Luciano Rispoli) Функциональная соматическая психотерапия (Functional Somatic Psychotherapy)
Дж.Лисс (Jerome Liss) Биосистемная психология (Biosystemic Psychology)
Л.Марчер (Lisbeth Marcher) Бодинамика, или биодинамический анализ (Bodynamics, Biodynamic Analysis)
Дж.Даунинг (George Downing) Энергетический поток - Хирон (Energy Stream & Chiron)
Г.Бойсен (Gerda Boyesen) Биодинамическая психология (Biodynamic Psychology)
М.Хеллер (Michael Heller) Хеллер-метод (Hellerwork)
А.Минделл (Arnold Mindell) Процессуальная психотерапия (Process-Oriented Psychotherapy)
Е.Гендлин (Eugene Gendlin) Фокусировка (Focusing)
П.Левин (Peter Levin) Соматопсихология (Somatopsychology)
Ф.Кнапп-Дидерихс (Volker Knapp-Diederichs) Сенсорноориентированная телесная терапия (Orgontik-seinsorientierte Korpertherapie)
Е.Райх (Eva Reich) Мягкая биоэнергетика (Gentle Bioenergetics)
А.Пессо, Д.Бойден-Пессо (Al Pesso, Diane Boyden-Pesso) Системная психомоторная терапия (Pesso Boyden System System Psychomotor Psychotherapy, PBSP)
Х.Кренц (Hans Krens) Психодинамическая телесная терапия (Psychodynamic Bodytherapy)
П.Болен (Peter Bolen) Эмоциональная реинтеграция (Emotional Reintegration)
М.Розен (M.Rosen) Розен-метод
И.Рубенфельд (Ilana Rubenfeld) Синергия (Rubenfeld Synergy)
Ф.Смит (F.Smith) Нуль-балансировка (Zero Balancing)
Отечественные методы
  Метод Ретри: Физиологически-ориентированная психологическая саморегуляция
Л.Белогородский Ресурсно-ориентированная психотерапия
Е.Зуев Метод БЭСТ
В.Баскаков Танатотерапия
А.Ермошин Соматопсихотерапия
В.Поздняков, М.Щербаков Интегральная телесная терапия (ИТТ)

 


Приложение Б. Тестовый материал

Тест Кейрси

для диагностики психологического типа (классификация К.Г.Юнга-И.Майерс-Бриггс) в модификации Б.В.Овчинникова, К.В.Павлова, И.М.Владимировой (1994)

 

Тест включает 70 вопросов, на каждый из которых предусамтривается два варианта ответов – (а) или (б). Каждый ответ оценивается в один сырой балл. Методика обработки теста Кейрси представляется следующим образом: вначале осуществляют подсчет сырых баллов по каждой из 8 шкал. Для парных шкал {J - P; T - F; S - N} максимальные значения составляют по 20 баллов, для шкал E, I – по 10 баллов.

Ключи для обработки:

Шкалы E/I экстраверсия/ интроверсия

Вопросы №№ 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64

Выбор ответа (а) соответствует экстраверсии, ответа (б) – интроверсии.

Шкалы J/P рациональность/ импульсивность

Вопросы №№ 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28, 34, 35, 41, 42, 48, 49, 55, 56, 62, 63, 69, 70

Выбор ответа (а) соответствует рациональности, ответа (б) – импульсивности.

Шкалы T/F логика/ этика

Вопросы №№ 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26, 32, 33, 39, 40, 46, 47, 53, 54, 60, 61, 67, 68

Выбор ответа (а) соответствует логике, ответа (б) – этике.

Шкалы S/N сенсорика/ интуиция

Вопросы №№ 2, 3, 9, 10, 16, 17, 23, 24, 30, 31, 37, 38, 44, 45, 51, 52, 58, 59, 65, 66

Выбор ответа (а) соответствует сенсорике, ответа (б) – интуиции.

 

После подсчета сырых баллов в каждой паре альтернативных шкал производится выбор той, по которой получено максимальное число баллов. Для определения степени выраженности у испытуемого личностных характеристик соответствующего психологического типа и степени соответствия его индивидуального портрета типовому, по каждой шкале подсчитывается характеристика «яркости»: по шкалам { J-P; T-F; S-N } от максимального значения сырых баллов отнимается 10, а по шкалам E, I подсчет производится по формуле (АBS(E-I) - 5) х 2. В зависимости от «яркости», степень соответствия личностных свойств типологической характеристике составляет (Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М., 1994):

 от 1 до 3: 60%
 от 4 до 8: 85%
 от 8 до 10: 95%

При подсчете арифметичеcкой суммы яркостей по всем шкалам определяется обобщенная характеристика – суммарная яркость выраженности психологического типа, согласно которой обследуемые разделяются на «неярких» (яркость выраженности не превышает 20) и «ярких» (от 20 до 40). У «ярких» представителей психологического типа обнаруживается высокая степень соответствия их личностных характеристик усредненному типологическому портрету, а также устойчивость типологической принадлежности по времени.

По нашему мнению, более удобено для практических целей сочетание описанного выше способ обработки теста Кейрси и оценки профиля психологического типа с помощью биполярных шкал, образованных из пары противоположных однополюсных шкал – оппонентных функций (например, один полюс шкалы – экстраверсия, другой полюс – интроверсия). Оценка проекции профиля психологического типа на биполярную шкалу производится следующим образом: из измеренного по тесту значения типологической функции, соответствующей правому полюсу шкалы, вычитается значение оппонентной функции. В случае, если значения оказываются равны, проекция соответствует 0 (центру шкалы). Как правило, это свидетельствует о проблемах психологической адаптации, связанных с данной парой типологических функций и обозначается как адаптивная типологическая перестройка (АТП). В качестве градаций степени выраженности АТП мы предлагаем рассматривать: (1) нивелирование, когда значения оппонентных функций равны;

(2) сближение, когда их разность не превышает 2 сырых баллов.

 

 

Текст вопросника

 

Прочтите каждое утверждение вместе с двумя его возможными продолжениями (а) и (б). Выберите одно из них, которое свойственно вам в большинстве жизненных случаев. Зачеркните соответствующий квадрат (а) или (б)- один и только один из квадратов (а) или (б) в каждом из вопросов.

 

1. В компании (на вечеринке) вы

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев (а) 

б) общаетесь с немногими - вашими знакомыми (б) 

2. Вы человек скорее

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать (а) 

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный (б) 

3. Как по-вашему, что хуже

а) "витать в облаках" (а) 

б) придерживаться проторенной дорожки (б) 

4. Вы более подвержены влиянию

а) принципов, законов (а) 

б) эмоций, чувств (б) 

5. Вы более склонны

а) убеждать (а) 

б) затрагивать чувства (б) 

6. Вы предпочитаете работать

а) выполняя все точно в срок (а) 

б) не связывая себя определенными сроками (б) 

7. Вы склонны делать выбор

а) довольно осторожно (а) 

б) внезапно, импульсивно (б) 

8. В компании (на вечеринке) вы

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости (а) 

б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти (б) 

9. Вас более привлекают

а) здравомыслящие люди (а) 

б) люди с богатым воображением (б) 

10.Вам интереснее

а) то, что происходит в действительности (а) 

б) те события, которые могут произойти (б) 

11.Оценивая поступки людей, вы больше учитываете

а) требования закона, чем обстоятельства (а) 

б) обстоятельства, чем требования закона (б) 

12.Обращаясь к другим, вы склонны

а) соблюдать формальности, этикет (а) 

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества (б) 

13.Вы человек скорее

а) точный, пунктуальный (а) 

б) неторопливый, медлительный (б) 

14.Вас больше беспокоит необходимость

а) оставлять дела незаконченными (а) 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.096 с.)