Б. Возврат человека к своему природному естеству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Возврат человека к своему природному естеству.



4) Свежесть восприятия и оценок. Открытость человека для нового опыта, психологическая гибкость, умение найти неожиданное в привычном, а также избавиться от иллюзий и стереотипов восприятия, не закрывать глаза на очевидное, даже если оно противоречит ожиданиям.

5) Непосредственность (спонтанность), простота и естественность. В сочетании с предыдущей характеристикой, это способствует также, по мнению А.Маслоу, формированию «демократической структуры характера».

6) Креативность. Подразумевается творчество во всех его проявлениях, от возвышенных общечеловеческих достижений до бытовых мелочей и элементов новизны в повседневной жизни. Творчество продуктивное, направленное на решение конкретных задач.

7) Повышенная частота пиковых переживаний, то есть естественных, спонтанных, адаптивно-творческих измененных состояний сознания. На наш взгляд, именно это и составляет естественную психофизиологическую основу вышеперечисленных личностных черт, особено таких, как креативность, открытость и непосредственность, а также удовлетворение собственной жизнью. Ведь пиковые переживания – не что иное, как открытие человеком нового в том, что его окружает, творческое озарение или просто мгновения счастья.

В результате для самоактуализированной личности, по Маслоу, свойственно более эффективное и адекватное восприятие реальности (а отсюда, добавим, и лучшая адаптация к ней).

И здесь необходимо подчеркнуть, что в современном представлении важный аспект личностного роста, о котором в в приведенном выше описании не упоминалось – его направленность на конкретный результат. (Видимо, изначально у практичных американцев это подразумевалось само собой, «по умолчанию», а порой самоактуализация воспринималась даже как противопоставление излишнему прагматизму. Для российского же менталитета свойственна другая крайность: порой ему явно недостает «приземленности». У «нашего» человека душа легче отправляется в полет, но впоследствии труднее находит себе посадочную площадку на земле.) Именно подобный целевой, в чем-то даже утилитарный подход отличает действительный личностный рост от суррогатных психотехнологий, от бесцельных исканий «сермяжной правды жизни» (вплоть до пресловутых «богостроительства» и «богоискательства»), служащих на самом деле всего лишь средством временного ухода от душевной сумятицы и внутренней неустроенности. Не случайно, когда у известного психотерапевта А.Лоуэна спрашивали о его отношении к проблемам личностного роста, в частности к движению по развитию «Человеческого потенциала» (Human Potential Movement), он в первую очередь обращал внимание, на что же этот рост и этот личностный потенциал в конечном счете направлены (Goodrich-Dunn B., Greene E., 2002), так как беспредметный личностный рост просто-напросто таковым не является.

Действительно, приведенный набор психологических качеств – обобщенный портрет человека, успешного во всех областях жизни. Но это все же модель теоретическая, тот высокий идеал, к которому следует стремиться, но который в обыденной жизни остается труднодостижимым. А что же могут сделать технологии психокоррекции/личностного роста в реальности? Что они способны принести в практическом плане для улучшения психологической адаптации человека и соответственно совершенствования его жизненных умений и повышения успешности?

Во-первых, это контроль эмоций – как текущего душевного состояния, так и облегчение прошлого эмоционального «багажа». Это и устранение или по крайней мере сглаживание эмоциональных «всплесков», перепадов настроения, и предотвращение «выгорания» при интенсивной, эмоционально насыщенной деятельности, эмоциональных дефолтов (выражение А.В.Курпатова). При этом в основе сознательного управления эмоциями лежит в первую очередь отказ от неосознаваемого и негативного влияния на них, от привычного генерирования отрицательных эмоций. Именно подобный механизм «самонакручивания» является наиболее частой причиной эмоционального дискомфорта. А.Эллис (2002) сформулировал его принцип следующим образом: люди в действительности не расстраиваются, а расстраивают себя сами. (Итог этого процесса П.Вацлавик (1993) кратко и емко подытожил как «стать несчастным без посторонней помощи».) С другой стороны, рецепт по-настоящему действенного эмоционального самоконтроля неразрывно связан с навыком эмоциональной разрядки, высвобождения «замороженных» эмоциональных проявлений. Иными словами, требует от человека не подавления чувств, а доверия к ним, открытого и естественного выражения эмоций.

Во-вторых, технологии психологической саморегуляции, личностного роста помогают в усилении или целенаправленном создании мотивации тех или иных жизненных достижений. Это формирование позитивного и личностно значимого образа будущего (нужно подчеркнуть именно образный, правополушарный компонент его представления), «опредмечивание» жизненного смысла используется как в различных методах психокоррекции (так называемый «хорошо сформированный результат» в НЛП, «проход в будущее» по М.Эриксону, мотивационный этап решения психологической проблемы в поведенческих методах психокоррекции), так и в педагогике – создание, наряду с «зоной ближайшего развития» по Л.С.Выготскому, еще и «дальней перспективы» (по А.С.Макаренко).

В-третьих, психотехники личностного роста способствуют возрастанию роли интуиции в повседневной жизни, усилению внимания к ее «подсказкам» (К.Роджерс называл это повышением доверия к «организмическому оценочному процессу»). Формирование навыка осознавания интуитивных «сигналов тела» позволяет тем самым превратить интуитивно-подсознательные правополушарные механизмы психики в практичный рабочий инструмент для принятия решений. Здесь и поиск нестандартных решений в ситуации неопределенности («выход из тупика» или «прыжок выше головы»), или в более широком смысле – научный поиск, инновации, творчество.

Наконец, это и личностный рост в узком смысле слова, сфокусированный на уровне идентичности: повышение самооценки, перестройка и гармонизация образа себя (по К.Роджерсу, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального).

Все вышеназванное может быть направлено на улучшение отношений с окружающими, особенно с близкими людьми. Это и совершенствование навыков общения, и способность к построению устойчивых, долговременных, эмоционально комфортных взаимоотношений. Еще одна точка приложения «взращенных» личностных способностей – создание и поддержание оптимального функционального состояния, или «рабочего» состояния для целенаправленной деятельности, составляющего ее надежный фундамент.

Еще одна точка зрения на личностный рост – это в первую очередь обеспечение человеку доступа к необходимым для его успешной деятельности психологическим ресурсам (Л.С.Белогородский). Нельзя не согласиться с утверждением М.Н.Гордеева и Е.Г.Гордеевой (2002) о том, что «все необходимые ресурсы имеются у человека в любой момент времени. Однако нужны определенные способы, чтобы их пробудить.» Необходимо внести только одно дополнение: когда мы говорим о технологиях личностного роста, не должно создаваться впечатления, что искомые ресурсы личности представляют собой нечто, отдельное от нашего сознательного «Я», живущее самостоятельной жизнью. Нужно уйти от «лечебной» парадигмы, от представлений о том, что эти ресурсы спят беспробудным сном, а после чудесного пробуждения по мановению волшебной палочки (которая, конечно, находится в руках психотерапевта), они начинают действовать самостоятельно и тем самым автоматически решают все жизненные проблемы пациента. Необходимые ресурсы не только есть (на подсознательном уровне), но и всегда готовы к употреблению – просто нужно научить человека ОСОЗНАННО ими пользоваться.

В современной утилитарной интерпретации для людей социально активных, творческих и особенно деловых личностный рост обычно описывается как «менеджмент личности» (Осгуд Д., 1992), как «тренинг успешности», способствующий превращению в «высокоэффективного человека» (Кови С., 1996). В последнее же время представления бизнес-психологии о самосовершенствовании личности трансформируются в концепцию коучинга (coaching), составляющими которой являются (Уитмор Д., 2001):

1) психологическая адаптация к динамично меняющимся жизненным условиям, помогающая в достижении социальной успешности;

2) развитие творческих способностей и активности;

3) совершенствование навыков общения, социального взаимодействия и влияния на людей (коммуникативной компетентности);

4) принятия решений и их практической реализации по модели психологического роста: РОСТ = цели + реальность + выбор + воля (GROW = Goals + Reality + Opinions + Will);

5) более глубокого осознавания собственной личности – своих потребностей, ценностей, позиций, умения фокусироваться на них.

Глубинной основой реализации перечисленных задач является самостоятельное создание человеком мотивации достижения, или самомотивация (Райс Э., Траут Д., 2001). Переход от внешней (extrinsic) мотивации к внутренней (intrinsic motivation) – одна из важнейших задач личностного роста.

Все это вместе взятое дает человеку в конечном счете полноценное самовыражение и самореализацию (самоактуализацию, в психологических терминах). И задача нашего изложения – описать способы достижения этих целей с помощью телесно-ориентированных и интегративных психотехник.

 

2. Телесная психология: Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств

Рассмотрение основ телесной психокоррекции и личностного роста целесообразно начать с краткого обзора общих взглядов на механизмы формирования психологических (и телесно-психологических) проблем и психосоматических расстройств. С учетом того, что телесно-ориентированный подход к психокоррекции в сравнении с другими психотерапевтическими направлениями является в наибольшей степени физиологически ориентированным, в первую очередь необходимо упомянуть психофизиологические и клинико-психологические представления, а затем уже описать традиционные психотерапевтические модели.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.009 с.)