Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувствительность к себе и миру как условие оптимального функционирования психологической границыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Для формирования оптимальной границы необходима двоякая чувствительность: внутренняя, со стороны внутреннего тела, и внешняя, возникающая в процессе соприкосновения с миром. Рассмотрим более подробно психологический смысл и условия возникновения чувствительности к Себе и к Миру. Чувствительность к Себе предполагает умение концентрироваться внутри собственного тела, погружаться во внутреннее пространство. М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело – мое тело как момент моего самосознания – представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» [1, с.59]. Значение чувствительности к себе для развития человека трудно переоценить. Подавление чувственного начала формирует усеченное самосознание. Самоощущение, самочувствование является основой самосознания, формирует его «бытийный слой» (В.П.Зинченко). «Чувство собственной активности» (М.М.Бахтин), ощущения своего действования лежат в основе субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанному выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувствования Себя (и, безусловно, Другого). На основе проведения экспериментальных исследований А.В.Запорожцем и М.И.Лисиной было доказано, что для формирования произвольного движения необходима ощущаемость движения изнутри. А.В.Запорожец пишет: «предпосылкой перехода реакций из непроизвольных в призвольноуправляемые является превращение их из неощущаемых в ощущаемые…» [9;71]. Жизнь — это процесс постоянных изменений, требующий переосмысления. Спонтанно возникающее есть неоспоримая реальность внутренней жизни, которая должна быть учтена при дальнейшем осознанном выборе. «Воспитание волевой личности – утверждает Ю.Б.Гиппенрейтер — возможно только при постоянном уважении к спонтанной активности человека»[5, с.23]. От взрослого человека требуется внимание к собственной спонтанной активности, выражающей внутренний процесс. Необходимо, как пишет А.А.Ухтомский: «постоянное бодрственное прислушивание (курсив мой — Т.Л.) к тому, что желается в нашем духе, как он живет, болеет, понимается и растет» (цит. по[12, с.82]). Самоощущение возможно при реализации ряда условий, преимущественно связанных с обособлением от окружающего мира. Первое состоит в необходимости сфокусироваться на внутренней картине движения, перевести внимание от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движение всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно программируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полностью сконцентрироваться на движении изнутри. Однако, только в этом случае возможно распознать истинно свое движение, свой «внутренней голос», «организмический сигнал» (А. Менегетти), «естественный организменный оценивающий процесс» (К. Роджерс). Второе условие, связанное с предыдущим, заключается в необходимости отстраниться от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе нашего прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и довериться внутренней спонтанности, «мудрости тела», открыться своему внутреннему опыту «здесь и теперь». Ролло Мей пишет: «Когда два с половиной десятилетия назад я был болен туберкулезом, то обнаружил, …что прислушивание к своему телу имеет решающее значение в моем лечении. Когда я мог чувствовать свое тело, “слышать”, что я устал и нуждаюсь в отдыхе, или же что мое тело достаточно крепкое, чтобы увеличить упражнения, мне становилось лучше. А когда я находил, что осознание тела блокировано… мне становилось хуже… Осознание своего тела иногда приходит спонтанно, но вовсе не обязательно именно так. “Воля – это слушание”,- утверждает Пфандерс, это утверждение вызывает в памяти “прислушивание” к телу. В нашем обществе, для того, чтобы прислушаться к своему телу, часто требуется значительное усилие – усилие постоянной “открытости” по отношению к любым сигналам своего тела» [18, с.259-260]. Третье условие состоит в готовности встретиться со спонтанно возникающим, а значит, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить. Осознание своих потребностей и истинных чувств может вызвать болезненные переживания и, порой, требуется мужество, для встречи с самим собой. Прислушивание предполагает тишину и не мыслимо в спешке. Оно весьма затруднительно в суетливости нашей жизни и ее зашумленности, однако оно является необходимым условием нашего самоосуществления. Навык прислушивания и осмысления того, что открылось, развивается через различные телесные техники. Одним из наиболее эффективных путей его развития является практика спонтанного, аутентичного движения, используемая в танцевально-двигательной, инициальной и арт-терапии. Внутренняя картина аутентичного движения представляет собой спонтанное ощущаемое движение, как бы «вырастающее» из глубины внутреннего пространства человека и выражающее его истинные чувства и потребности. Аутентичное движение способствует преодолению сверхконтроля, который подавляет нашу способность чувствовать, забирая на эти цели колоссальное количество внутренней энергии, что приводит к отсутствию спонтанности, радостности, непосредственности самовыражения и восприятия. Удивительную способность прислушиваться, чувствовать и доверять собственному внутреннему голосу проявлял выдающийся коллекционер Сергей Щукин. «Живя среди картин, часами рассматривая каждое новое полотно, Щукин словно проникал в них, а они в него» — пишут биографы Щукина А. Демская и Н. Семенова [8, с.89]. По воспоминаниям дочери Щукина Екатерины лучшим советчиком отца «было его собственное состояние: необъяснимое возбуждение, которое он испытывал, впервые видя полотно. Ощущая знакомое чувство нервной дрожи (курсив мой — Т.Л), Щукин брал картину не раздумывая» [8, с.94]. Способность при выборе картин ориентироваться не на внешние социально – принятые мнения, не на собственные рациональные и привычные штампы (часто сначала картины необычные по стилю казались Щукину совершенно неприемлемыми для глаз и головы), а на внутреннее, эмоциональное, спонтанно возникающие отношение (переживание), позволило С. Щукину быть чувствительным к миру и открыть имена многих замечательных художников. Данный пример демонстрирует глубокую связь между чувствительностью к себе и чувствительностью к миру. Чувствительность к Миру (Другому) является необходимым условием его понимания. Чтобы понять конкретного человека, по словам А. Адлера «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» [21, с. 16]. Хочется добавить: чувствовать так, как он чувствует. По словам П. Флоренского, «Познание есть реальное выхождение познающего из себя или что то же,- реальное вхождение познаваемого в познающего – реальное единение познающего и познаваемого» (цит. по [10, с. 37]). Как этого достичь? Как можно развить эту способность? Ведь для понимания конкретного человека недостаточно обладать знаниями о типологиях личности. «Каждый человек, индивидуально существующий перед нами, есть новый, вполне исключительный случай! Никем он не может быть заменен, он совершенно единственное “лицо”», - пишет А.А. Ухтомский (цит. по[12, с. 88]). Для того чтобы человек мог понять Другого, он должен быть определенным образом настроен, психологически готов. Такая психологическая готовность возможна при наличии, по крайней мере, двух условий. Первое условие состоит в необходимости иметь развитые органы чувств, развитую способность чувствовать, быть восприимчивым к новому: «Восприимчивость субъекта, способность его подвергаться воздействию предметов необходимо предшествует всякому созерцанию этих объектов…», — пишет И.Кант [14, с.133]. Чтобы быть готовым воспринимать новое, необходимо, выражаясь словами Б.Ш. Раджниша, «выработать глаза, выработать уши, создать сердце, чтобы чувствовать». «Как может появиться солнце, если вы слепы? Солнце может появиться, но вы не заметите его, – пишет Раджниш. Хотя у вас есть глаза, они не видят красоты мира. Цветы будут цвести, но не для вас. И звезды будут являть невероятную красоту неба, но не для вас… Если в вашем сердце нет любви вы не найдете любимого… только любовь находит любимого. Глаза находят красоту мира. И уши находят музыку и мелодии. Настоящий искатель … озабочен лишь тем, чтобы создать ученика в самом себе» [23, с. 9]. Второе условие состоит в том, что для понимания другого человека необходима, по выражению А.А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого». Она возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми». Чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я. Тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлен. Ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить». Выполнение одного и другого условия возможно в результате освоения человеком внутреннего пространства, его дифференцированности и осознанного принятия. «Характер восприятия внешнего пространства является функцией развития внутреннего пространства», — пишет Д.В. Михалевский [17, с. 144]. Если эти два условия соблюдены, то становится возможным вхождение в резонанс с внутренним миром Другого, его чувствование, т.е. «бытие на одной с ним волне». Идентификации с Другим способствуют телесные метафоры, которые, также как и художественные метафоры, способны передать ощущения, переживания и глубинные личностные смыслы человека. Через прочувствование, понимание телесных метафор, выражающихся в динамике (движения, танец, ритуальные действия) и статике (позы), становится возможным идентификация с внутренним миром Другого. Для идентификации в различных практиках используются средства, определяемые разнообразными терминами, но имеющие общую суть. Так в нейролингвистическом программировании используется термин «подстройка», означающий изменение характеристик своего невербального поведения в соответствии с поведением другого. Подстроиться — значит начать дышать, двигаться, звучать и т.п. так, как другой. В биосинтезе Д. Боаделлы разработан метод «соматического резонанса», который предполагает идентификацию, через дублирование телесной формы Другого с последующей концентрацией внимания на собственных ощушениях и психоэмоциональном самочувствии в «форме другого» [2]. Опыт в использовании данного метода дает возможность понять психологическое состояние, особенности переживания, специфику внутреличностных конфликтов другого человека. В системе Станиславского актеру для идентификации предлагается почувствовать себя своим персонажем, начать двигаться как он, представить себя в его теле и т.п. Механизм идентификации включает в себя восприятие чувственной конкретики телесности того, с кем идентифицируются. Движения к миру и движения к себе должны постоянно сменять друг друга, обеспечивая почти одновременную двоякую чувствительность. В. А. Подорога пишет: «Живое всегда обнаруживает себя … благодаря поверхности контакта с ему внешним и внутренним одновременно» [20, с. 48.] Интересно, что разные уровни движения имеют сходное строение. Фундаментальные данные, полученные в экспериментальных исследованиях Н.Д. Гордеевой, показывают, что телесные микродвижения обладают двумя формами чувствительности: к ситуации и к самому себе. В процессе движения эти формы чувствительности постоянно сменяют друг друга [6, с. 6]. Аналогичным образом осуществляются макродвижения. А. Лоуэн пишет о том, что «человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело, и окружающий мир» [16, с. 47]. Двунаправленная чувствительность, с одной стороны, является необходимым условием адекватного функционирования границы, а, с другой стороны, гибкость границы обеспечивает возможность чувствительности. Чувствительность к миру и чувствительность к себе, как вдох и выдох, бессмысленны друг без друга и вместе составляют единый цикл и единицуразвития. Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновременно, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром. Выводы 1. Психологическая граница, в отличие от границы тела, является не морфологическим, а функциональным органом, вертуально-энергийным образованием. Психологическая граница возникает, развивается и, вместе с тем, проявляется в результате осуществления человеком движений и действий. 2. Оптимальная граница способна в зависимости от состояния мира и нашего собственного желания менять свои характеристики, тем самым, обеспечивая взаимодействие человека с миром, адекватное его возможностям, мотивам и ценностям. Оптимальная психологическая граница, представляет собой выстроенный в процессе жизненного пути усилиями самого человека функциональный орган. Задача развивающей работы, направленной на оптимизацию границ состоит в преодолении отрицательных моторных установок, изменении «внутренней картины движения». 3.Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Для формирования оптимальной границы необходима двоякая чувствительность: внутренняя, со стороны внутреннего тела (чувствительность к Себе), и внешняя, возникающая в процессе соприкосновения с миром (чувствительность к Миру).
====== Малейчук, Г. Использование феномена «границы Я» для диагностики уровней организации личности Электронный ресурс. / Г. Малейчук. Режим доступа – http: // www/gestalt.by.
Психологические границы личности Проблема формирования и развития психологических границах личности - это проблема самоопределения и соотнесенности «мира Я» с миром «не - Я». В нашем исследовании мы рассматриваем границы как источник движения. В своем бытие человек стремиться ощутить себя на границе контакта с окружающей средой, приближаясь к ней, выходя за нее, расширяя возможности для творчества. Но граница также есть предел, мера для каждого человека. Анализ философской, психологической литературы показывает, что проблема психологических границ не рассматривалась учеными до начала 20 века, исследовались либо пограничные состояния между нормой и патологией в психиатрии, либо границы обитания, жизнедеятельности в биологии. Первым вводит «границу» в свои теоретические размышления К. Левин. Граница в его теории выступает в значении раздела областей «психологического поля» индивида – поля реализации его возможностей в данном жизненном пространстве. По мнению автора, функция границы заключается не только в том, что последняя изолирует одну область психологического поля от другого, но и в том, что она обеспечивает связь между соседними областями. Прочность границы определяется такими характеристиками пространственно различенных областей, как их напряженность (детерминированность давлением потребностей момента») и «близость к Я» (число областей, отделяющих данную область от Я). Сохранность психологических границ переживается человеком как состояние внутреннего равновесия и гармонии и проявляется в толерантности к другим людям. Нарушения границ личности проявляется как нарастание агрессии, тревоги и страха. Проблема психологических границ лежит в контексте многих психологических исследований относительно человеческого «Я». Этот феномен занимал значительное место в трудах гуманистических и экзистенциальных психологов В отечественной психологии С.К. Нартова-Бочавер рассматривает границы личности в структуре ее психологического пространства. Идея существования «пограничной зоны» становится ведущей в современных «гештальт – ориентированных» разработках; в частности, эта идея воплощается в представлениях о «границе контакта» - места двухстороннего опыта «организм-среда» (Ф. Перлз, Робин и др.). Граница контакта - необходимое условие процесса контакта, т.е. взаимодействия между субъектом и всем остальным, включая объекты внешнего мира, других субъектов и части организма или психики субъекта, воспринимаемые им в данный момент как «не Я». В гештальт - психологии постулируется, что граница контакта – первичная и единственная психологическая реальность. Исходя из этого, доступна исследованию лишь ориентировочная деятельность организма и образ, на основе которого производится ориентировка. Все остальное - предмет других наук. Граница-контакт - это ориентировочная деятельность, и начинается она в стадии преконтакта, разворачивается в стадии контактирования. Граница-контакт существует в той части среды и организма, где происходит ориентировка. Всю жизнь человек колеблется между свободой или разделением, с одной стороны, и вторжением или объединением – с другой. Граница контакта является неотъемлемым органом конкретного взаимодействия со средой. Контакт становится пунктом, в котором "Я" вступает в отношения с тем, что не является "Мной". Контакт – это подвижные отношения, которые происходят на границе двух областей интереса. В нашей работе мы исходим из того, что границы человеческого существа – границы "Я" – определяются всем его жизненным опытом и возможностями принять новые или усиленные переживания. Граница человеческого "Я" – это граница того, что он допускает при контакте. Она состоит из целого спектра границ контакта и определяет действия, идеи, людей, ценности, установки, образы, воспоминания – все, что он свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно откликаться на свои внутренние реакции. Граница "Я" включает и риск, на который человек готов пойти ради личного совершенствования. Когда границы "Я" устанавливаются прочно, человек опасается посягательства на них, потому что для него это может быть сопряжено с перегрузками и волнением, которое он не сумеет контролировать. С одной стороны, его страх взаимодействия с границей "Я" – это страх ощутить пустоту, ничтожность или слабость перед давлением извне. С другой стороны, человек боится разрыва привычной границы "Я". Он может чувствовать, что этот разрыв ставит под угрозу его существование. Опасность такого расщепления вызывает у него мгновенную реакцию. Она может проявляться в виде сильного волнения или, наоборот, подавленного волнения, которое воспринимается как тревога. Мы можем говорить о том, что развитие личности – это развитие ее границ. Впервые именное Г. Гегель обращается к идее границы в качестве ключевой при интерпретации категории «развитие». Границы определяют поле возможностей, потребностей, поведения человека. Мы исходим из понимания того, что психологически здоровый, зрелый индивид обладает одновременно устойчивыми и динамичными границами Я, способен гибко строить отношения с другими и обладать качеством автономности. Это может проявляться в таком свойстве зрелой личности как способность к одиночеству. Построение границ Я начинается с самого рождения и происходит в раннем детстве. Далее мы обратимся к онтогенезу психологических границ человека. В первые месяцы жизни младенец не осознает наличия внешнего мира и других людей вокруг себя, не дифференцирует «Я» и «не-Я», хотя и жизненно нуждается в другом, который выступает скорее не конкретным человеком, а тем, кто кормит. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, и при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации. При отсутствии матери ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать. Когда у него появляется возможность двигаться, он предпринимает попытки отделяться от матери. Он учится «иметь собственную жизнь», несмотря на то, что она еще такая крошечная. Телесные движения являются огромной помощью в этом процессе. Когда ребенок получает способность двигаться, он может все дальше и дальше уходить от матери, у него появляется возможность самостоятельно исследовать новое. Впервые отдельность вызвана не матерью, а им самим. Она получена благодаря его желанию передвигаться и самому, без помощи матери исследовать окружающий мир. В норме границы выходят за пределы тела. Границы должны быть достаточно гибкими, что обеспечивает психологическое равновесие человеку в разнообразных условиях. Мы в работе опираемся на понятие «флексибильные границы», которое вводит Н. Браун, подразумевая под этим собственно психологические границы Я. Такие границы потенциально отражают психологический статус человека среди людей и безусловность самоприятия, осознание собственной ценности и позитивное уважение к себе и другим. Речь идет о способности личности принимать психологическую помощь и поддержку, или держать людей на расстоянии. О важности и необходимости расширения психологических границ писали представители гуманистической психологии. В моменты наибольшей полноты жизни, значимых переживаний психологические границы человека расширяются, помогают выйти в иное измерение (Марцинковская Т.Д., 2008). Эти идеи находят продолжение у основателя логотерапии В.Франкла, который представляет внутренние психологические границы как способность человека понять себя и смысл своей жизни. Именно адекватность представлений о себе позволяет раздвинуть психологические границы (Марцинковская Т.Д., 2008). Анциферова отмечает, что истинное бытие человека отражает сфера его выхода за пределы себя. Итак, можно сказать, что в философской и психологической литературе границы представляются как категории человеческого бытия. С помощью психологических границ личность регулирует степень доступности и открытости собственного психического содержания (Польстер И., 2003). Также можно говорить о том, что психологические границы выполняют функцию поддержки стабильности и устойчивости образа Я. Границы могут быть повышенно проницаемы, и тогда мы говорим о невротически организованной личности, когда проявляется неспособность к автономии, и в силу этого формирование зависимости от другого, что приводит к симбиотическим отношениям. Границы могут быть помещены вовнутрь и быть очень жесткими, ригидными и слабопроницаемыми, и человек не способен к реальному контакту. Такая личность отрицает действительность, свои чувства, желания, представления о мире и о себе. Отношения характеризуются как обесценивающие. (Малейчук Г.,) Таким образом, можно говорить о том, что Я существует на границе контакта, и границы контакта и есть психологические границы личности. Если мы говорим о психологически здоровой личности, то выделяем способность гибко регулировать свои границы и выходить за их пределы. Если же границы становятся жесткими, ригидными и не позволяют творчески приспосабливаться к окружающей действительности, а взаимодействие с людьми сводится на минимальный уровень, тогда мы можем говорить о патологической организации личности. Итак, человек пребывает в безграничном мире, в котором важную роль приобретает способность простраивать границы собственной личности, и мы можем говорить о границах как общезначимом феномене который раскрывает конкретность человеческого бытия.
======================
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.011 с.) |