Упражнение «Многоликость чувств» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Многоликость чувств»



Цели: Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями.

Материалы: Каждому ребенку понадобится иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши.

Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)

Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)

Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:

  • как изменяется ваше лицо?
  • как вы дышите?
  • в каком состоянии находятся ваши мышцы?
  • что вы ощущаете в теле?
  • какие движения вы делаете при этом?
  • какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?
  • что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?

Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.)

Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.)

Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки. (5 минут.)

Анализ упражнения:

  • Легко ли тебе заметить чувства другого человека?
  • На что ты обращаешь особенное внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица?
  • Про кого из детей в классе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?
  • Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?
  • Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?
  • Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?
  • Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?
  • Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?
  • Какие чувства тебе чужды или неприятны?
  • Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?
  • Почему люди так часто скрывают свои чувства?

Упражнение «Любовь и ярость»

Возраст: с 9 лет.

Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения... (1 минута.)

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута.)

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения:

  • Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?
  • Есть ли кто-то, кого ты, то любишь, то ненавидишь?
  • Почему мы любим других людей?
  • Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
  • Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
  • Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

К. Фопель

Упражнение «Атмосфера»

Каждая жизненная ситуация, каждый дом, каждый пейзаж, каждая семья имеет свою собственную атмосферу. Она создается целым рядом причин, но потом приобретает известную самостоятельность, способность влиять на причины, ее вызвавшие, и порождает новые факты, не существовавшие ранее. Наши движения, речь, манера держаться, интонации, настроения, чувства, а нередко и мысли меняются, когда мы попадаем в сильную, захватившую нас атмосферу. Атмосфера способна даже менять значение слов (сравните слово «люблю» в атмосфере драмы, водевиля, трагедии и т.д.). Поэтому мы и говорим о психологической важности атмосферы, создающей контекст общения, его психологическое содержание.

Атмосфера не находится рассудочным путем, не вычисляется, но ее можно научиться чувствовать. Научившись «видеть» атмосферу, окружающую человека в наиболее важные моменты его жизни, и его внутреннюю атмосферу, можно лучше почувствовать его проблемы и чувства, лучше понять содержание того, что нам сообщает клиент, а также то, создание какой атмосферы будет способствовать продвижению клиента в психотерапевтической работе.

«Закройте глаза. Представьте себе пространство вокруг вас, наполненное атмосферой, как оно наполнено светом и воздухом. Представьте, что вокруг вас атмосфера радости, она заполняет все пространство комнаты, охватывает вас... А теперь представьте, что атмосфера радости покидает эту комнату и на смену ей приходит атмосфера ненависти, и теперь она окружает вас со всех сторон...»

(Далее идет смена контрастных атмосфер, например: чуда – апатии – восторга – упрямства – благоговения – одиночества – радостного предчувствия... На каждую атмосферу дается 15-30 секунд. Заканчивать эту часть упражнения необходимо на нейтральной или положительной атмосфере.)

А теперь выберите атмосферу, которая наполнит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней... Почувствуйте себя в ней... Сделайте легкое движение в гармонии с ней... Подвигайтесь... Какие возникают образы, ощущения в теле? Что происходит с вашим дыханием?»

Упражнения на "границы психологических пространств"

К этой группе игр-упражнений относятся задания на демонстрацию психологических пространств и на манипуляцию с психологическими пространствами. Демонстрационные упражнения призваны показать, что такое, например, зона психологического комфорта, существующая у каждого человека, и проявляющаяся в его поведении, в частности при беседах с людьми своего и противоположного пола. Игры - манипуляции с психологическими пространствами направлены прежде всего на тренировку реакций человека при проникновении в эти зоны комфорта или их деформации. Остановимся более подробно только на второй группе игр.

"Путаница"

"Путаница" - чрезвычайно распространенная детская игра. Но с какого - то возраста подростки начинают стесняться играть в нее, хотя она не теряетдля них своей привлекательности. Дело в том, что в этой игре трансформируются, сжимаются психологические зоны комфорта ее участников. Не всякая подростковая компания создает благоприятные для этого отношения. Если же игра представлена как психологическое упражнение, да еще под руководством ведущего, она становится более приемлемой для подростков. В игре участвует вся группа. Человек, который будет "распутывать" группу, должен выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Исходная позиция группы - кольцо, образованное крепко взявшимися за руки участниками группы. Лучше всего, чтобы юноши и девушки встали через одного. Группа "запутывается" сама или же выделяетдля этих целей специального участника (что придает упражнению при повторах элемент соревновательности). "Запутывание" - это любые совместные и одиночные действия членов группы при условии, что они не разжимают рук. Результат "запутывания" - тугой узел людей, переплетенных, но крепко держащихся за руки. Запутанная группа - это группа, которая не может больше сделать никаких действий по запутыванию, это тугой клубок "выжатых" зон комфорта ее членов. Нечто подобное происходит с нами в часы пик в метро или автобусе. Но здесь в путанице, группа сама себя связывает, так как все крепко держатся за руки. Наступит момент, когда водящий или кто - то другой распутает группу. Но, может быть, найдется тот, кто заявит, что он запутает группу "лучше". Пусть он попробует это сделать. "Путаница" во второй, третий раз часто становится интересней для группы. Причем интересна путаница сама по себе. И все же и после путаницы, как после любой психологической игры, надо дать возможность желающим выговориться, рассказатьлюбые переживания и наблюдения, появившиеся в ходе игры. Особый вопрос - где находиться ведущему во время этой игры? Если он среди членов группы, он, естественно, переживает все, что переживает группа, но теряет обзор всей группы. Если же он вне группы, ему удобней наблюдать за поведением группы и ее отдельных членов, чтобы побудить потом рассказать о переживаниях и ощущениях в соответствующие моменты игры.

Вариантом этого упражнения является выполнение его в темноте или с закрытыми глазами.

"Рекорд группы"

Это упражнение сходно по смыслу с "Путаницей". Оно проводится в группе не менее чем из 15 человек. Необходимы три крепких стула или табуретки. Стулья ставятся максимально близко друг к другу по кругу, спинками наружу. Из группы выбирается водящий. Ему дается задание: он должен разместить на этих стульях (так, чтобы никто не касался ногами пола) максимальное количество участников. Решение состоите том, что необходимо в середину стульев, ногами на них поставить наименее полных юношей и девушек и постепенно наращивать эту группу со всех сторон участниками, которые бы удерживались (держались) за тех, кто в центре. Самые последние могли бы встать на стулья даже одной ногой, прочно держась за своих товарищей. Весь секрет этого упражнения состоит в выборе подходящих по телосложению и ловкости подростков в центр и на периферию формируемой на стульях группы.

При возможности (большие группы) необходимо всегда страховать группу на стульях, ставя вокруг них на полу три - четыре крепких парня с заданием не вмешиваться в оформление группы, но страховать в критических ситуациях. Кроме того, следует категорически запретить вставать на спинки стульев, если будут такие попытки (но не подсказывать до этого, что решение состоит в том, что люди становятся на стулья ногами!).

Если группа большая и не все приняли участие в этой игре в качестве "материала", возможны повторы игры. Для этого можно использовать призывы: "Кто разместит больше?", "Давайте поставим рекорд группы по размещению на стульях" - ипр. Группа на стульях - даже более плотное образование, чем путаница. К тому же ее участники более свободны; они не просто держатся руками за руки соседа, а обнимают руками сразу несколько соседей. В путанице руки пассивны. Здесь же от рук зависит все. Поэтому такое упражнение в известном смысле более "острое" для юношей и девушек. Оно и более динамично, так как после "установления рекорда" группа быстро разваливается, рассыпается со стульев.

Как вариант это упражнение можно делать и на стандартном учебном столе. Здесь нет симметрии трех стульев, есть большая свобода участников - держаться за других или нет, но все равно есть эффект сжатия индивидуальных пространств до минимума. Упражнение на столе требует большего вниманияктехнике безопасности. Именно со стола в нашем опыте проведения этого упражнения подростки по каким-то причинам падают чаще, чем со стульев.

Упражнение всегда подразумевает возможность обсуждения переживаний подростков, оказавшихся в разных точках этого плотного комка тел.

Любопытным вариантом упражнений на границы психологических пространств является упражнение с размещением на столе лежа. Используется стандартный учебный стол. Подросткам предлагается лечь на него - сначала юноше, потом девушке, потом снова юноше. Четвертый, по-видимому, уже не поместится на столе.

Да и эти трое, скорее всего, лежат на боку, как шпроты в консервной банке. Конечно, тренер обязательно страхует с помощью других подростков эту ситуацию. Интересно попросить затем троицу, лежащую на столе, повернуться на другой бок!

 

Байка «Личное пространство»

Типичная сценка: мама гуляет с полуторагодовалым ребенком. К ней походит подруга, с которой мама начинает с воодушевлением разговаривать. В этот момент с ребенком что-то происходит: он ведет себя так, как будто хочет разрушить это общение, кричит, капризничает, просится на руки, хотя только что увлеченно играл самостоятельно.

Мораль: у ребенка есть личное пространство, нарушение которого ведет к изменению его поведения.

Комментарий: в данном случае всю ситуацию можно объяснить следующим образом. У ребенка почти до 2 лет личное пространство – это не только ближайшее к нему пространство, но и его мать. Как только чужая тетя переходит невидимую демаркационную линию, все его существо заставляет его отстаивать собственное личное пространство. Он плачет, кричит или капризничает. Мама поступит неправильно, если будет говорить ему что-то. Но если она возьмет его на руки или обнимет, он окажется с ней вместе в неразделенном пространстве и быстрее успокоится, хотя тетя все еще будет мешать ему.

То, что у детей этого возраста большое личное пространство, можно увидеть, наблюдая за их игрой в песочнице. Каждый ребенок сидит в своем углу, наблюдает за действиями соседа, но не стремится непосредственно с ним общаться. Но уже к концу второго года жизни, и особенно с 3 до 5 лет, личное пространство ребенка становится действительно только его личным, «освобождается от матери», уменьшается, он легко общается с другими детьми и подходит намного ближе к другим людям. Ко времени поступления в школу личное пространство у ребенка практически исчезает. Он очень близко подходит и к сверстникам, и к воспитателю. До пубертата (подросткового возраста, периода полового созревания) это расстояние минимально. Но затем оно постепенно увеличивается, и чем старше человек, тем труднее ему завязывать новые отношения. Теперь он комфортно чувствует себя лишь на расстоянии двух вытянутых рук. Ведь именно рукопожатие фиксирует у взрослых ту границу, за которую другой человек не должен заходить. Родителю необходимо учитывать знания о личном пространстве ребенка.

Игра «Своё пространство»

Психологический смысл игры-теста: 1) углубить и расширить личностное самосознание одного из участников занятия, выбранного по усмотрению ведущего; 2) утвердить в глазах группы значимость данной конкретной личности; 3) косвенным путём (через реализацию игрового задания) выявить отношение данной личности к каждому из членов группы. Игра проводится в большой комнате.

Ведущий выделяет из группы одного человека («протагониста») и предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться вокруг протагониста. После паузы в две-три минуты ему говорится следующее: «Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты – другие люди. Те из них, чьё притяжение ощущается сильнее, естественно, займут место ближе к вам. Те, чьё притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе «оторвутся» от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь... Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочерёдно сообщите, в каком направлении ему (или ей) следует отходить. Пока человек не отдалится на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству притяжения, командуйте: «Ещё... ещё... стоп!» Те, кому вы так и не сказали «стоп!», вообще покидают игровую площадку. Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте, либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!»

Такая инструкция умышленно допускает комичные ситуации «изгнания» или «максимального приближения»: это оживляет занятие.

В то же время игра непроизвольно настраивает и протагониста и группу на достаточно серьёзный лад.

После расположения участников игры вокруг «светила» ведущий даёт протагонисту вторую инструкцию: «Вы создали сейчас своё психологическое пространство. Хорошо ли вам в нём?.. Если не вполне, можете внести любые изменения в расположение окружающих вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытывать чувство комфорта данной среды».

Как правило, некоторые изменения протагонистом вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу «изгнал», а также по-новому группирует между собой пары, тройки «планет».

Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию протагонистом своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удалённых на значительное расстояние либо вообще «изгнанных», подчас находятся те, кому протагонист оказывает особое предпочтение, но из стыдливости хочет скрыть это от группы. Точно так же среди людей оставленных им близко могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность, к которым он считает нужным замаскировать перед группой.

Расстановка людей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений протагониста, но всё же носит отпечаток «желаемого», «воображаемого» им положения вещей. Всё это, впрочем, весьма информативно для ведущего.

Фиксация складывающихся соотношений на доске или на бумаге нежелательна – ведущему лучше положиться на свою память и соответствующие заметки делать потом. Нежелательно также последующее обсуждение группой действий протагониста. Ведущий объявляет: «Право всякого – формировать «своё» пространство в этой игре так, как ему подсказывает интуиция. Люди могут быть весьма схожи образом мысли, но интуиция всё-таки у каждого своя». Как бы подкрепляя иллюстрацией этот принцип, ведущий организует очередной тур игры с новым протагонистом. За время, отведённое для занятия, не рекомендуется делать «светилом» более трёх человек подряд: игра может надоесть. Если же многие из группы выражают желание определить «своё пространство», то продолжение игры переносится на другой раз.

Сравнивая действия конкретного протагониста сегодня и полгода или год назад, ведущий получает представление об изменениях связей и статусе данной личности в группе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.021 с.)