Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки социального государства

Поиск

Социальное государство — это прежде всего активное государство, вмешивающееся в различные сферы общественной жизни, в общих (общественных) целях, хотя и не всегда равно соблюдающее интересы всех слоев общества и индивидов. Суть активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти. Излишние социальные обещания государственной власти, которые выходят за пределы реальных экономических возможностей общества и государства, имеют популистский характер, могут лишь дискредитировать идею социального государства.

Для того чтобы уяснить юридическую природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего, в конституциях), а с другой стороны, осуществить анализ фактической стороны, посмотреть на реализацию этих признаков на практике. Таким образом, можно выделить признаки социального государства двух типов: конституционные и фактические.

К конституционным признакам социального государства относят:

1)-закрепление в законодательстве, в конституции положения о социальной функции частной собственности. Вместо прежнего тезиса о священной и неприкосновенной частной собственности появились формулировки: "собственность обязывает", "частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе". Государство закрепило возможность национализации частной собственности, меры против монополизации рынка и многие другие ограничения прав собственника. В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет, хотя и не отрицается;

2)-социальное партнерство. Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения работников и работодателей. К вопросам социального партнерства относятся принципы мирного разрешения социальных конфликтов и соответствующие процедуры решения других вопросов. Социальное партнерство предполагает состязательность партий В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

3) иных общественных объединений в других сферах социальной жизни, ибо в такой состязательности могут быть выработаны и предложены более целесообразные пути решения тех или иных стоящих перед обществом проблем. В Конституции РФ нет такого положения, но оно содержится в Трудовом кодексе РФ, периодически заключаются трехсторонние соглашения между правительством, профсоюзами и объединениями работодателей;

4) социально-экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и социальных общностей. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей вряд ли постижимо, но крайней мере, в обозримом будущем. Однако предоставления им только равных возможностей тоже недостаточно. Разрыв в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых достигает 16,8 раз (в Москве - 34 раза), а по подсчетам некоторых экономистов — до 50 раз, разрыв между максимальным и минимальным душевым доходом в субъектах РФ около 11 раз. Как индивиды, так и социальные общности находятся в весьма неравном положении. Социальное государство призвано выравнивать ситуацию в тех сферах, где это можно сделать по существу, поднимая общий уровень благосостояния общества;

5) обеспечение государством социальной справедливости. В Конституции РФ о нем не упоминается, но он назван в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях. Принцип социальной справедливости включает много составляющих. В большинстве стран к элементам принципа социальной справедливости относят установление законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Другой показатель справедливости — это потребительская корзина, набор минимума товаров и услуг, необходимых для жизни человека (черта бедности), он должен быть обеспечен человеку государством (отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право на субсидию или пособие от государства, размер корзины для разных категорий лиц: инвалидов, пенсионеров, детей, работающих и т.д., неодинаков).

Названные выше конституционные признаки социального государства — огромное достижение человечества, они дают направленность действиям государственной власти, но такие мероприятия надо осуществлять, иначе они приобретают популистский характер. Поэтому и возникает вопрос не только о юридических, но и фактических признаках социального государства.

Пока что развитие даже в самых благополучных странах ведет к непропорциональному повышению благосостояния богатых. Это не значит, что бедные становятся все бедней, а богатые — богаче, но бедные сохраняют или немного улучшают свое положение, тогда как у миллиардеров вырастают новые миллиарды. Это имеет место и в России.

К фактическим признакам социального государства относят:

A)-развитие государством социальной инфраструктуры образования, медицинского обслуживания, жилья, доступа к достижениям культуры и др. Социальное государство регулирует вопросы продолжительности рабочего времени и отдыхи (устанавливает отпуска, ограничивает сверхурочные работы и т.д.), предпринимает меры борьбы с безработицей, выплачивает государственные пенсии, устанавливает обязательный минимум образования, (в России — 11 классов), развивает сеть, государственных и частных вузов, систему медицинского обслуживания (в России действует страховая медицина, лечение оплачивается из специально создаваемого государственного фонда) По оценкам экспертов ООН, Россия находится на 9-ом месте по уровню образования (раньше была на 4-ом), по уровню медицинского обслуживания — на 100-ом;

Б) формирование социально ориентированной экономики Положение о социально ориентированной экономике уже встречается, хотя и в сокращенной формулировке, в некоторых конституциях. Однако в содержании тезиса о социально ориентированной экономике остаются неясности. Степень социальной ориентированности экономики определяется не только пропорциями в расходной части бюджета. Полагают, что социально ориентированная структура экономики проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в важнейших отраслях хозяйства:

B) государство активно вмешивается во все сферы общественной жизни — экономику, политическую систему, культуру, духовную жизнь общества, регулирует социальные отношения. Способы государственного регулирования разных сторон общественной жизни весьма разнообразны. Их основная цель — общее благо. Поэтому они могут существенно ограничивать индивидуальные свободы в угоду общественным интересам. Важнейшим элементом, социального государства является государственное прогнозирование и планирование, имеющие ориентирующий характер, определяющие цели государственного и общественного развития. В Конституции РФ об этом не сказано;

Г) государство выступает как социально-политический арбитр, определяя допустимость и недопустимость определенных явлений и действий в обществе. Современное социальное законодательство развитых стран детально регулирует отношения работников и работодателей, защищают права обеих сторон, устанавливают способы мирного давления друг на друга и на государственную власть с целью добиться тех или иных социально-экономических требований различных групп населения, действует политическая оппозиция и т.д. Конституция Швейцарии 1999 г., например, разрешает и забастовки рабочим, и нокауты предпринимателям (закрытие в случае забастовки предприятия и увольнение всех работников);

Д) всеобщая и взаимная социальная ответственность. Она касается не только государства и бизнеса, но и социальных групп, а также индивидов. Социальная ответственность понимается неодинаково, но в основном сводится к следующему: это — медальная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям, запрет забастовок не только государственным служащим, но и простым рабочим, занятым на производствах с непрерывным циклом, закрепление обязанностей индивида «служить обществу», самосовершенствоваться и т.д. Отдельные из таких норм имеют, скорее, моральный характер, их трудно, а то и невозможно, обеспечить юридическими средствами. Поэтому их пока что нет в конституциях, но они находят отражение в некоторых зарубежных законах. Тем не менее они имеют важное значение для формирования социального государства;

Е) решение социальных задач профессионалами- управленцами на основе новейших достижений науки и техники. Современное социальное государство представляет собой технократическое, технологическое и модернизирующееся инновационное государство. Значение профессионалов (технических и иных специалистов) в управлении возрастает в связи с появлением новых социальных и технических проблем, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Решение этих задач нужно просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого нужны специалисты. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) служащих, развития технологичности государственного аппарата. Только выполняя свою новую роль, социальное государство может успешно реагировать на растущие социальные вызовы современности;

Ж) всесторонняя забота о человеке со стороны государства. Согласно Конституции РФ человек является высшей ценностью, цель государства — обеспечение достойной жизни и свободного развития личности. Однако социальное государство не должно выполнять беспредельно обслуживающую роль, оно призвано обеспечить основные нужды человека (инфраструктуру прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.) Человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений) требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного Социальное государство обязано создать условия для этого.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь и виду, что ему присущи все функции государства как такового (экономическая, политическая и др.). Вместе с тем, можно выделить его специфические функции:

- поддержка социально незащищенных категорий населении (инвалидов, престарелых, молодежи, женщин и др.);

- охрана труда и здоровья людей;

- поддержка симьи, материнства, отцовства и детства;

- сглаживание социального неравенства путем

перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

- поощрение благотворительной деятельности (например, путем предоставления налоговых льгот); -

- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований, культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

- участие в реализации международных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

- забота о сохранении мира в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.12 (0.012 с.)