Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и гражданское общество.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и остается актуальной и сегодня. Концепция гражданского общества имеет давние идейно- теоретические истоки. Она обсуждалась уже в трудах античных философов; Сократа, Платона, Аристотеля. В то время гражданское общество отождествлялось с государством. Аристотель писал: «Государство — это совокупность граждан, то есть гражданское общество». Само понятие «гражданское общество» появилось в XVII в. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.JI. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. В этот период происходила смена типов общественных отношений с феодальных на буржуазные, возникли идеи прав человека, его свободы и независимости от государства, самоценности личности. С этого момента сферы гражданского общества и государства окончательно разделяются. Особое место в разработке концепции гражданского общества принадлежит Г.В.Ф. Гегелю. Он считал, что гражданское общество — это система индивидов и противоречивых отношений между ними, основанные на частной собственности, социальной дифференциации, индивидуализме и многообразии интересов, не зависящие от власти государства, деятельность которых регулируется правом. Область действия государства, по Гегелю, — общие интересы, а гражданского общества — сфера частных интересов. Государство и гражданское общество - есть противоречивое единство. Гражданское общество зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. Они могут существовать только на базе множества сословий, т.е. развитой социальной структуры общества. Различные аспекты современных представлений о гражданском обществе излагаются и обосновываются в работах следующих западных ученых: В. Гавел, Дж. Кин, А. Арато, А. Уэйр и др. В отечественной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. Есть мнение, согласно которому гражданское общество отождествляется с правовым государством. Но чаще всего его содержание включает всю совокупность неополитических отношений в обществе, т.е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права в выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Основополагающими признаками гражданского общества являются (некоторые ученые считают указанные факторы условиями возникновения гражданского общества): а) политическая и экономическая самостоятельность граждан на базе частной собственности; б) наличие сложной социальной структуры, отражающей все многообразие интересов различных групп и слоев; в) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества; г) высокий уровень самоорганизации и саморегуляции общества, основанные на юридическом равноправии всех его членов; д) независимость от государства. Государственная регламентация действует только в порядке контроля за антисоциальными действиями; е) приоритет частных интересов индивидов и их объединений. Структуру гражданского общества можно представить с позиций двух подходов — институционального и социологического. С точки зрения институционального подхода структура гражданского общества может быть представлена в виде совокупности социальных институтов: семьи, общественных организаций, церкви, профессиональных союзов, экономических ассоциаций и др. Социологический подход видит структуру гражданского общества как систему социальных отношений трех групп: 1) отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. В эти отношения вступают профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации; 2) социокультурные отношения, включающие семейно- родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Они реализуют потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни; 3) отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими различиями социальных групп. Достигается политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью наиболее социально активных институтов, тесно соприкасающихся с государственно- политической системой общества (политические партии, общественные движения, группы интересов и др.). Поэтому гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов. Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов. В их числе: - равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; - гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе; - экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; - свобода объединения в независимые от государства общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; - создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан; - свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; - существование механизма взаимодействия государства и гражданского общества. Этот механизм включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д. Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Государство и гражданское общество тесно связаны друг с другом, составляют две части единого социального организма — общества. Ряд общественных элементов и институтов частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей индивидов, а в конечном счете — обеспечивает демократический путь развития и самого государства. Однако гражданское общество подвержено конфликтам. Разрешать эти конфликты (на правовой основе) призвано главным образом государство, оно призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Таким образом, без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать и, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство неизбежно превратится в довлеющую над обществом силу, в тоталитарное государство. Гражданское общество конечно не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т.д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности. Государство и гражданское общество не только взаимодействуют, но и зависят друг от друга. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества. А они, в свою очередь, проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Объективность противоречия между общими и частными интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом. Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развитая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.214 (0.006 с.) |