Общество как система. Исторические типы обществ. Гражданское общество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как система. Исторические типы обществ. Гражданское общество.



Общество представляет собой сложную систему. Слово система греческого происхождения, означает «целое», «совокупность». Система включает взаимодействующие части6 подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. В системе происходят различные изменения, развитие, возникают новые и отмирают старые части и связи между ними.

Характер объединения элементов общества в единое целое, в систему обусловлен объективными социальными законами. На характер развития системы влияет природный фактор, но многое зависит и от субъективного фактора – воли, интересов и сознательной деятельности отдельных людей и целых социальных групп.

В процессе развития общества ведущим компонентом является технология обеспечения жизненных потребностей человека. Она развивалась от присваивающего и потребляющего типа хозяйствования к производящему. Именно производящий тип хозяйствования, выражающийся в создании производительных сил общества, которые регулируются, удовлетворяя человеческие потребности в условиях определенного развития производительных отношений, сформировал фундаментальный базис общества – его материальное производство.

Новые формы обеспечения своей жизнедеятельности нашли выражение в соответствующих типах организации общества, формировании его культуры.

Человеческое общество существует и развивается, постоянно воспроизводя свои системные, структурные и функциональные отношения. Каждый новый этап общественного развития характеризуется тем, что использует все предыдущие достижения. Это связано с передачей материально—технического, управленческого, технологического и духовно—культурного наследия. Производственные и технологические формы деятельности передаются в виде материальных продуктов, информации, знаний, умений и навыков.

Человеческое общество в различных формах своей жизнедеятельности представляется, прежде всего, в виде взаимодействия не только материальных, но и духовных компонентов.

Материальная сторона этого взаимодействия создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Преобразование материалов природы осуществляется в конкретно—исторических формах трудовой деятельности в соответствии с социальными потребностями людей. Духовная сфера обеспечивает осознание этого процесса. Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве, обеспечивая жизнедеятельность и саморазвитие общества. Тенденция к выживанию, характерная для любого биологического образования, присуща и обществу. Только в обществе это – не природный инстинкт, а сознательная цель.

1) Формационный подход (за основу определенного типа государства берется общественно-экономическая формация).

Формация — определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

Понятие формация было введено Ф. Энгельсом и К. Марксом. Они

выделяли 3 макроформации:,:

1) архаическая (древняя);

2) эксплуататорская;

3) коммунистическая.

Критерии, по которым определяется формация:

1) наличие частной собственности;

2) наличие классов;

3) отношение этих классов к частной собственности. В 1938 г. И. Сталин выделяет 5 формаций:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) социалистическая.

За исключением первобытнообщинной формации всем свойственен свой тип государства (если формация феодальная, то тип права феодальный и т.п.).

2) Цивилизационный подход (За основу берется ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

Цивилизация:

1) локальная (существовала когда-либо в конкретном месте);

2) западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.;

3) мировая (только начинает складываться).

По территориальному фактору критериями цивилизации являются: территориальное расположение и климат.

Типы государств (тип - совокупность основных черт, характеризующих что-либо):

1) рабовладельческий тип государства (общество разделено на рабов и рабовладельцев; между ними Небольшая прослойка свободных общинников);

2) феодальный тип государства (у крестьян нет собственности на землю, но есть скот и орудия труда; крепостные крестьяне прикреплены к земле);

3) капиталистический тип государства (два класса — буржуазия и пролетариат (лично свободный, но неимущий эксплуатируемый класс);

4) социалистический тип государства (первое государство, где нет частной собственности; нет эксплуатации человека человеком, а есть человека государством; правит большинство; государство объявлено наиболее высокой формой развития государства и переходной формой к общественному самоуправлению).

Формационный подход к типологии государства для своего времени был очень большим достижением. Переход от одного типа государства к другому, был исторически неизбежен

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

- интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;

- свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

- индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

- получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

- удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

- удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.014 с.)