Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения в Древней Греции

Поиск

Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительные различия в обще­ственной жизни в государствах-полисах (демократия — в Афинах, аристократическое правление — в Спарте, олигар­хические режимы — в ряде полисов), а также многочислен­ные государственные перевороты, междоусобные войны, самая масштабная среди которых — Пелопонесская война (431-404 до н.э.), привели Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачива­ют свою независимость.

Использование труда рабов позволяло свободным гре­кам иметь досуг для участия в политической жизни и реа­лизации своих интеллектуальных потребностей. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в дальнейшем повлияли на развитие западной политико-правовой культуры в целом, делаются первые попытки ос­мысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наибольшее развитие они получили в теори­ях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия.

2.1. Политические и правовые взгляды софистов

Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во вто­рой половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносится на городскую площадь, часто и подолгу проис­ходят заседания в народных собраниях и судах, где рас-


сматриваются многочисленные дела по обвинению в госу­дарственной измене, растрате и др.

В связи с усложнением общественной жизни стали чрезвычайно актуальными владение искусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров. Софисты предоста­вили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овла­дение искусством красноречия. Они выступили как учите­ля мудрости (греч. «софия» — «мудрость»). То, чему учили софисты, получило название «софистика», т.е. «искусство слова»: «Искусство слова — это величайшее благо, которое дает людям как свободу, так и власть над другими людь­ми — каждому в своем городе».

Наиболее известными софистами признают Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Каллик-ла, Фрасимаха. именно их принято считать одними из пер­вых греческих политических и правовых мыслителей.

Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агнос­тицизм (абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); не исчерпала своих возмож­ностей и мифология.

Политические взгляды софистов. Наиболее ярко по­литические взгляды софистов выразил Протагор (491 — 481—около 410 до н.э.).

Биография. Протагор родился в Абдерах. Много путе­шествовал по Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высоко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях. В 411 г. до н.э. за сочинение «О богах» он был приговорен к смертной казни, а сама книга была сожжена. Хотя Протагор был помилован, но из Афин его изгнали. Он утонул в Мессинском проливе на пути из Южной Италии на Сицилию.

Логическое основание политического учения: фило­софский релятивизм и мифология. Протагор стоит у исто­ков западного релятивизма, согласно которому абсолютной истины не существует, а есть лишь мнения. Протагору при­надлежит мысль: «человек есть мера всех вещей — суще­ствующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».


       
 
   
 

 

Глава 2. Политические... учения в Древней Греции

Основные работы: «Антилогии», «О государстве». Эти работы не сохранились, но о них известно по преданиям.

Содержание политического учения. Протагор излага­ет свое политическое учение в форме мифа. Об этом мы уз­наем из диалога Платона «Протагор». Участники диалога Протагор и Сократ ищут ответ на вопрос: можно ли овла­деть искусством управления государством-полисом? В ходе дискуссии Протагор не только обосновывает возмож­ность научиться государственному управлению, но и дока­зывает заданность демократии как формы полисного прав­ления. Протагор сообщает, что согласно мифу в какой-то момент времени в недрах земли началась лепка живых ро­дов, включая и человеческий род. Греческие боги Проме­тей и Эпиметей должны были наделить представителей всех живых родов средствами для выживания на поверхно­сти земли. В качестве таких средств люди первоначально получили в дар от Прометея огонь и кузнечное ремесло. Однако вскоре стало понятно, что этих средств людям не­достаточно для того, чтобы жить в обществе. Стоило им со­браться вместе, они сразу начинали «обижать друг друга», расселяться и гибнуть. Зевс, обеспокоенный тем, как бы не погиб весь человеческий род, поручает Гермесу наделить людей чувствами стыда и правды, которые стали бы «укра­шением городов». Гермес уточнил у Зевса: каким образом следует дать людям стыд и правду — каждому или только некоторым? На что Зевс ответил: «Всем, пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только не­многие будут этим владеть, как владеют обычно искусства­ми. И закон положи им от меня, чтобы всякого, кто не мо­жет быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества».

Отсюда Протагор делает заключение, что «всякому по­добает быть причастным» к таким добродетелям, которые позволят каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а «иначе не бывать государствам». Иными словами, каждый человек может быть полноправным участ­ником принятия решений в условиях непосредственной демократии. Опираясь на миф, Протагор обосновал поли­сную демократию как заданную людям форму правления.

Правовые взгляды софистов. Правовые взгляды софи­стов не были единообразны. Можно выделить три группы софистов, различающихся своим отношением к позитивно­му праву и к праву естественному (табл. 1):


2.1. Политические и правовые взгляды софистов 27

1) софисты, которые признавали исключительную цен­
ность позитивного права — права, которое создается людьми;

2) софисты, противопоставлявшие позитивное право
праву естественному, существующему по природе. Таким
образом вводились два источника права — человеческое со­
глашение и природа;

3) софисты, у которых критика позитивного права сопро­
вождалась объяснением социального назначения этого права.

Правовые взгляды софистов

 

 

 

 

Группа Софисты Правовые взгляды
  Протагор «Законы — изобретение славных древ­них законодателей»; «преступающего законы государство на­казывает»; «справедливое или несправедливое про­исходит не из природы, а из права»
Горгий Писаные законы — «стражи справедли­вости»
  Гиппий «Закон же — тиран над людьми — при­нуждает ко многому, что противно при­роде»; «а разве можно... придавать серьезное значение законам и повиновению, когда сами творцы их часто отменяют и переде­лывают»
Антифонт «По природе мы во всем рождены подоб­ными, и варвары, и эллины»; «многое из справедливого по закону враждебно настроено по адресу природы. Ведь законы изданы для глаз, чтобы смотрели, куда должно, и не смотрели, куда не должно. И для уст, чтобы говори­ли должное и не говорили не должного. И для рук, чтобы делали должное и не делали не должного. И для разума, чтобы стремился к должному и избегал не дол­жного»
Алкидам и Ликофрон (Горгиева школа) «Природа никого не создала рабом»

28 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции__________

Окончание табл. 1

 

Группа Софисты Правовые взгляды
  Калликл «Законы как раз и устанавливают слабо­сильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы»
Фрасимах «Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократи­ческие законы, тирания — тиранические, также и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и спра­ведливости... во всех государствах спра­ведливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти»

Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они:

• первыми предложили деление права на естественное
(«физис») и позитивное, условное («номос»);

• выступили основоположниками современной теории
прав человека,
опираясь на естественно-правовую теорию.
С позиций естественного права софисты обосновали пра­
вовую аксиому — равенство людей
(по Гиппию, все люди
«родственники, свойственники и сограждане — по приро­
де, а не по закону»), чем подвергли сомнению незыбле­
мость закона, разделившего всех людей на рабов и свобод­
ных;

• благодаря различению права на позитивное и есте­
ственное нашли критерий критики позитивного права;

• объяснили факт разнообразия законов тем, что они мо­
гут быть случайнъши приспособлениями к обстоятельствам
места и времени и могут зависеть от произвола (всякий вли­
ятельный политик может способствовать их изменению).


 

 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.013 с.)