Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые учения в Древней ГрецииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительные различия в общественной жизни в государствах-полисах (демократия — в Афинах, аристократическое правление — в Спарте, олигархические режимы — в ряде полисов), а также многочисленные государственные перевороты, междоусобные войны, самая масштабная среди которых — Пелопонесская война (431-404 до н.э.), привели Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачивают свою независимость. Использование труда рабов позволяло свободным грекам иметь досуг для участия в политической жизни и реализации своих интеллектуальных потребностей. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в дальнейшем повлияли на развитие западной политико-правовой культуры в целом, делаются первые попытки осмысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наибольшее развитие они получили в теориях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия. 2.1. Политические и правовые взгляды софистов Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносится на городскую площадь, часто и подолгу происходят заседания в народных собраниях и судах, где рас- сматриваются многочисленные дела по обвинению в государственной измене, растрате и др. В связи с усложнением общественной жизни стали чрезвычайно актуальными владение искусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров. Софисты предоставили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овладение искусством красноречия. Они выступили как учителя мудрости (греч. «софия» — «мудрость»). То, чему учили софисты, получило название «софистика», т.е. «искусство слова»: «Искусство слова — это величайшее благо, которое дает людям как свободу, так и власть над другими людьми — каждому в своем городе». Наиболее известными софистами признают Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Каллик-ла, Фрасимаха. именно их принято считать одними из первых греческих политических и правовых мыслителей. Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм (абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); не исчерпала своих возможностей и мифология. Политические взгляды софистов. Наиболее ярко политические взгляды софистов выразил Протагор (491 — 481—около 410 до н.э.). Биография. Протагор родился в Абдерах. Много путешествовал по Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высоко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях. В 411 г. до н.э. за сочинение «О богах» он был приговорен к смертной казни, а сама книга была сожжена. Хотя Протагор был помилован, но из Афин его изгнали. Он утонул в Мессинском проливе на пути из Южной Италии на Сицилию. Логическое основание политического учения: философский релятивизм и мифология. Протагор стоит у истоков западного релятивизма, согласно которому абсолютной истины не существует, а есть лишь мнения. Протагору принадлежит мысль: «человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Глава 2. Политические... учения в Древней Греции Основные работы: «Антилогии», «О государстве». Эти работы не сохранились, но о них известно по преданиям. Содержание политического учения. Протагор излагает свое политическое учение в форме мифа. Об этом мы узнаем из диалога Платона «Протагор». Участники диалога Протагор и Сократ ищут ответ на вопрос: можно ли овладеть искусством управления государством-полисом? В ходе дискуссии Протагор не только обосновывает возможность научиться государственному управлению, но и доказывает заданность демократии как формы полисного правления. Протагор сообщает, что согласно мифу в какой-то момент времени в недрах земли началась лепка живых родов, включая и человеческий род. Греческие боги Прометей и Эпиметей должны были наделить представителей всех живых родов средствами для выживания на поверхности земли. В качестве таких средств люди первоначально получили в дар от Прометея огонь и кузнечное ремесло. Однако вскоре стало понятно, что этих средств людям недостаточно для того, чтобы жить в обществе. Стоило им собраться вместе, они сразу начинали «обижать друг друга», расселяться и гибнуть. Зевс, обеспокоенный тем, как бы не погиб весь человеческий род, поручает Гермесу наделить людей чувствами стыда и правды, которые стали бы «украшением городов». Гермес уточнил у Зевса: каким образом следует дать людям стыд и правду — каждому или только некоторым? На что Зевс ответил: «Всем, пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи им от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества». Отсюда Протагор делает заключение, что «всякому подобает быть причастным» к таким добродетелям, которые позволят каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а «иначе не бывать государствам». Иными словами, каждый человек может быть полноправным участником принятия решений в условиях непосредственной демократии. Опираясь на миф, Протагор обосновал полисную демократию как заданную людям форму правления. Правовые взгляды софистов. Правовые взгляды софистов не были единообразны. Можно выделить три группы софистов, различающихся своим отношением к позитивному праву и к праву естественному (табл. 1): 2.1. Политические и правовые взгляды софистов 27 1) софисты, которые признавали исключительную цен 2) софисты, противопоставлявшие позитивное право 3) софисты, у которых критика позитивного права сопро Правовые взгляды софистов
28 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции__________ Окончание табл. 1
Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они: • первыми предложили деление права на естественное • выступили основоположниками современной теории • благодаря различению права на позитивное и есте • объяснили факт разнообразия законов тем, что они мо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.013 с.) |