Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовая мысль московского государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению Московского государства. Начало процесса объединения связывают с присоединением Суздальско-Нижегородского княжества в 1392 г. В XVI в. процесс объединения завершается с присоединением Рязанского великого княжества (1517-1521). Собиранием земель вокруг Москвы занимались: Василий I (1389-1425), Василий II (1425-1462), Иван III (1462-1505), Василий IV(1505-1533), Иван IV Грозный (1533-1584) и др. В результате процесса объединения возникло самоназвание русского государства — царство. Иван III использовал это название и стал считать Московское царство «Третьим Римом». Внутренняя политика Московского царства была направлена, прежде всего, на становление государственного аппарата: в 1450 г. — введена должность казенного дъяка; в 1467 г. — должность подъячего; приблизительно в 1492 г. появляется первое ведомство — Казенный двор; 1497 — принят Судебник Ивана III. Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ. К концу XV в. определились границы Московского царства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой границы еще не было. Возникла потребность в изучении латинского (ранее презираемого в Москве «папежского») языка «для письменных сношений» с Западной Европой. В 1469 г. были установлены первые дипломатические отношения с папским престолом: Иван III и папа Иннокентий VIII обменялись посланиями. Процесс образования Московского государства получил отражение в русской политико-правовой мысли XVI в. Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века: 1) историческое назначение образовавшегося Москов 2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Во- 3) государство как профессиональное управление на ос 4) тираноборчество (Андрей Курбский). 6.1. Политическое учение Филофея Филофей (XVI в.) — русский православный монах, автор теории «Москва -Третий Рим». Эпоха. 1439 г. — заключена флорентийская уния между православной и католической церквями на условии признания главенства папского престола (эта уния не была признана Москвой); 1453 г. — захват турками Константинополя (падение Византийской империи). Биография. О Филофее известно лишь то, что он был выходцем из псковской знати, монахом Псковского монастыря (старец Елеазарова монастыря). Логическое основание политического учения: религиозный провиденциализм, который основан на Священном Писании. Согласно религиозному провиденциализму все, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Филофея — это история возникновения, развития и упадка мировых царств в соответствии с Божьей волей. Основные работы: послания великому князю Василию III, царю Ивану IV Грозному и др. в этих посланиях Филофей «Божьей милостью сильным пишет правду». Содержание политического учения. Филофей — автор концепции «Москва — Третий Рим». Он рассматривал ис- Глава 6. П олит ико-пр авовая мысль... 6.2. Политичес кие учения Иосифа Воло ц кого... 97
торию человечества как смену одного мирового царства другим. Первое мировое царство для Филофея — Древний Рим, погибший по причине ереси. В IV в. распространилась ересь Аполлинариева, епископа из Сирии. Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен. Второе мировое царство, пришедшее на смену первому, — Византийская империя. Это царство, как считал Филофей, погибло по причине заключения Флорентийской унии. Византию наказал Бог. Третье мировое царство, которое пришло на смену второму, — Московское царство, ставшее в этот момент времени единственным православным государством. Этому государству стоять до скончания мира, так как оно избрано божественным Провидением для защиты православной религии: «Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Сущность государственной власти, по Филофею, заключается в том, что государственная власть установлена Богом: «сердце царево в руке Божьей»; царь — это наместник Бога на земле и его слуга. Соотношение церкви и государства. Церковь — это одно из государственных ведомств: царь назначает епископов, ведет борьбу с ересями. Объем власти церкви существенно ограничен: духовные владыки имеют лишь право «говорить правду» царям. Легитимация повиновения подданных государю. Подданные обязаны повиноваться царю как наместнику Бога на земле. Если при этом они будут напрасно наказаны царем, то могут лишь выразить свою печаль «горьким стенанием». Таким образом, Филофей — представитель религиозной политической мысли. Его концепция государства носит религиозный характер. Одним из первых русских мыслителей Филофей осмысливает Московское царство как новое образование на политической карте того времени. Он доказывал, что волей Бога Московскому государству предопределена историческая роль: оно должно стать центром различных царств православного Востока, а московский царь призван Богом защищать православные традиции. Концепция Филофея «Москва — Третий Рим» получила широкую известность в XVI в. и перешла в XVII в. Тем не менее позднее появились другие концепции происхождения русского государства. По словам историка А.С. Лаппо-Данилевского, это были уже учения «о более самостоятельном значении православного московского царства, развитого в известных сказаниях о том, что Русь приняла православие от апостола Андрея, а не из Византии, что московские государи сами происходят от царского корня, а именно от Пруса, брата римского кесаря Августа и т.д.; эти политические фикции были также использованы царем Иваном Грозным и перешли в некоторые официальные акты позднейшего времени». 6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского Эпоха. В XV веке в Московском государстве треть всех земель принадлежала монастырям. Поэтому проблема секуляризации монастырских земель стала особенно актуальной. В 1503 г. состоялся церковный Собор, на котором был выдвинут проект секуляризации монастырских земель. Появление в России — ереси жидовствующих (конец XV в.): отрицание Троицы; истинный Христос еще не пришел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом. В XV-XVI вв. в ходе обсуждения секуляризации монастырских земель сформировалось два течения политической мысли: «нестяжатели» (Нил Сорский), «стяжатели» (Иосиф Волоцкий). Сорский Нил (1433(5)—1508) — православный монах, идеолог «нестяжательства». Биография. Родился в боярской семье Майковых, стал монахом, странствовал по Востоку, посещая места, связанные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь — сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устроенных в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия речки Сорка. Логическое основание политического учения: христианская религия. 4 М.Н.Марченко 98_________ Глава 6. По литико-правова я мысль... Основные работы: «Предания ученикам»; устные выступления на церковных Соборах. Содержание политического учения «нестяжателей». Придерживаясь идеалов раннего христианства, Нил Сорский считал, что праведный человек должен бороться со сребролюбием, которое породило в обществе гибельный порок — «стяжание». Поэтому деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на оказание помощи человеку в преодолении страстей. Нил Сорский — сторонник секуляризации земель. Он считал, что к раскаявшимся еретикам необходимо проявлять милосердие. Волоцкии Иосиф (1440-1515) — православный монах, идеолог «стяжательства». Биография. Родился в дворянской семье (в миру — Иван Санин), с восьми лет его жизнь была связана с монастырями. И. Волоцкии — основатель Иосифо-Волоколам-ского монастыря, в библиотеке которого были труды древнегреческих и древнеримских историков и философов. До конца жизни боролся с так называемой «ересью жидов-ствующих». В 1507 г. Иосиф Волоцкии передал свой монастырь под покровительство великого князя Василия III. Логическое основание политического учения: христианская религия; авторитет римского императора Константина, принявшего христианство. Основная работа: «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих» (1510-1511). В этой работе Иосиф Волоцкии использовал огромное количество цитат из Священного Писания, написана в форме посланий. Название появилось после смерти Иосифа Волоцкого. Содержание политического учения «стяжателей». Концепция «стяжательства» основывалась на том, что Иосиф Волоцкии признавал личное нестяжание монахов, но оправдывал богатство монастырей. Он обосновывал это нуждами церкви (нужны ризы, иконы, святые сосуды и т.п.) и благотворительностью (помощь нищим и т.п.). Иосиф Волоцкии считал, что власть дана от Бога, но носитель светской власти — царь. Хотя царь — «божий слуга», но имеет природу человека и потому подвержен человеческим порокам. Царская воля может быть ошибочна, и тогда царь будет уже «не божий человек, но диавол». Как и Фома Аквинский, Иосиф Волоцкии разграничивает сущность государственной власти — нет власти не от _____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова 99 Бога и ее использование. Однако неправомерное использование власти Иосиф Волоцкии понимает не как насилие над народом, а как произвольное посягательство царя на церковную собственность, считая что: «церкви богатство — божье богатство». Иосиф Волоцкии рассматривал ересь (инакомыслие) как преступление не только против церкви, но и против государства. Поэтому государство должно бороться с ересью. К еретикам не должно быть никакого снисхождения (подвергать их смертной казни!). Казнить следует и тех, кто знал о еретиках, но на них не донес судьям: «Следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут». В обоснование необходимости уничтожения еретиков Иосиф Волоцкии приводит исторический аргумент. Он ссылается на первого христианского императора Константина, который установил закон, согласно которому следовало предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и животворящую Троицу, а собственность его отдавать на разграбление. «Нестяжатели» и «стяжатели» признавали необходимость преследования государством еретиков. После Соборов 1503-1504 гг. был достигнут компромисс между Иваном III и «стяжателями». 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова Пересветов Иван Семенович (XVI в.) — политический мыслитель, автор проектов судебной, военной и финансовых реформ XVI в. Эпоха. XVI век в истории России — время войн с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Ливонским орденом, Литвой, Польшей. Войны привели к нестабильности. Сентябрь 1549 г. — открытие Земского собора из представителей всех сословий, что ознаменовало начало реформ. Встреча Пересветова с Иваном Грозным и передача царю челобитных с проектами государственных преобразований. Глава 6. Политико-правовая мысль... Биография. Выходец из Литвы. Служил в отрядах польско-литовских войск. В 1539 г. перешел на службу к московскому царю Ивану Грозному. Пострадал от боярского произвола. Логическое основание политического учения: эмпиризм, согласно которому политические представления формируются на основе осмысления исторического и собственного опыта столкновения с боярским произволом. Основные работы: «Сказание о Магомет-султане» (1549); «Сказание о царе Константине» (1549). Содержание политико-правового учения. Пересветов критиковал покоренную турками Византию — «греческое царство», которое долгое время было оплотом православия. Константинополь, по мнению Пересветова, ослабили бояре, потому он и пал под натиском турок. Боярское войско плохо воюет. Бояре «казны свои наполнили златом и серебром», поэтому «казна царева» оскудела. Пересветов проводил аналогию между Россией и Византией: «вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают». Идеальным государством И.С. Пересветову представлялось турецкое государство, а идеалом правителя — турецкий султан Магомет. Пересветов указывает на следующие положительные качества Магомет-султана: грозный царь; не слушает бояр; дает должности по заслугам; написал судебник (Пересветов делает вывод: турецкое государство основано на «правде», так как судебник — это предсказуемость вынесения судебных решений, а не полнейший произвол); считается с советами «верной Думы»; ввел военные трибуналы, в которых воинов судят сами командиры (оптимизация военного правосудия: быстрое и беспошлинное рассмотрение дел в суде). Итак, для Пересветова идеальная форма государственного правления — сословно-представительная монархия. Для осуществления своего идеала государства в России И.С. Пересветов предлагал провести три реформы: финансовую, военную, судебную. Финансовая реформа. • Цель: создание общегосударственной казны. • Средство: передача функции сбора доходов из рук на _____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересвет ов а 101 Военная реформа. • Цель: поднять боеспособность армии. • Средство: заменить боярское ополчение, которое вою Судебная реформа. • Цель: искоренение «беззакония» и «неправды». • Средство: вывести суд из-под юрисдикции наместни И.С. Пересветов критикует кабальное холопство: j с религиозной точки зрения: «Бог не велел друг друга порабощать. Бог сотворил человека самовластным и повелел ему быть самому себе владыкой, а не рабом. Мы же берем человека в работу и записываем его навеки»; •S с военной точки зрения: «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы...». * * * И.С. Пересветов вслед за Макиавелли и Боденом разработал концепцию «сильного» государства, указав на необходимость проведения в России трех государственных реформ (финансовой, военной, судебной). Он также признавал необходимость в государстве писаных законов, на основе которых должно осуществляться управление подданными. Впервые в русской политико-правовой мысли Пересветов высказал идею юридизации понятия государства (вслед за Цицероном). Принципу знатности и древности рода И.С. Пересветов противопоставил принцип меритократии — личных заслуг при замещении государственных должностей: каждому по делам его. В настоящее время принцип меритократии — один из общепризнанных способов замещения государственных должностей. Этот принцип имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами замещения государственных должностей: жребий, выборы, очередность, непотизм, партийная Глава 6. Политико-правовая мысль... 6.4. Политическое учение А. Курбского
преданность. К недостаткам этого принципа относятся дефицит профессионально подготовленных сотрудников, отчуждение профессионалов-управляющих от населения. Часть того, что предлагал Пересветов, было реализовано в реформах Ивана IV (поместной, приказной, финансовой, военной) и в Судебнике 1550 г. Однако, несмотря на большое практическое значение, проекты Пересветова «не получили той известности, какой пользовались теории Филофея и его преемников» (А.С. Лап-по-Данилевский). 6.4. Политическое учение А. Курбского Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) — представитель боярской оппозиции, автор тираноборческих идей. Эпоха. Правление Ивана Грозного, рассматривающего свою власть как власть, данную ему Богом: «Я родился и вырос по Божьей воле для владения государством». Никаких ограничений своей власти Иван Грозный не признавал и считал, что бояре и вельможи провоцируют возникновение в государстве междоусобиц. Признавая за собой право произвольно казнить или миловать кого угодно, Иван Грозный оправдывал царскую опалу и казни бояр-изменников: «таких собак везде казнят». Биография. A.M. Курбский происходил из рода смо-ленско-ярославских князей. До опричнины он был близок к Ивану Грозному и входил в Избранную раду. В 1564 г. бежал за границу к литовцам, ссылаясь на феодальное право «отъезда» и поступил на службу к польско-литовскому королю. В Литве Курбский состоял на службе у короля Сигизмунда II Августа. Выучил греческий и латинский языки, что позволило ему перевести на русский язык произведения Иоанна Златоуста и Цицерона. Здесь же им были написаны послания, адресованные Ивану Грозному, и «История о Великом князе Московском». Логическое основание политико-правового учения. А.М. Курбский в своих работах ссылался не только на Священное Писание, но и на труды Аврелия Августина, Цицерона, Иоанна Златоуста и др. Опыт, который приобрел Курбский, находясь на государственной службе у Ивана Грозного, также повлиял на его политические и правовые идеалы. Основные работы: послания к Ивану Грозному (1564-1579); «История о великом князе Московском» (1573). Содержание политико-правового учения. А.М. Курбский осуждал произвол и злодеяния Ивана Грозного, называя его «безбожным и беззаконным» правителем. Курбский предвещал, ссылаясь на слова библейского царя Давида, что «не долго проживут перед Богом те, которые созидают престол беззакония». Еще более достойны гибели те, которые «опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев». Курбский осуждал также сложившуюся систему доносов и клеветы на невинных людей, «неправедные» и «мздо-имные» суды, а также взяточничество «царевых приспешников». Он критиковал установившуюся в то время практику заочного осуждения людей на основании оговора: «Где о таком суде слыхали под солнцем, чтобы осуждали, не выслушав ответов?». Осуждение не только самого подозреваемого в крамоле, но и его родственников представлялось Курбскому верхом произвола: «Не токмо без суда осуждают, но и до трех поколений от отца и от матери влекомых осуждают и казнят». Вопиющими фактами государственного произвола Курбский считал казни одних людей другими: «А ты простых людей заставляешь самих руки кровавить и резать человеков». A.M. Курбский в ходе полемики с Иваном Грозным заявлял, что сущность государственной власти исходит от Бога, а ее использование требует особого умения для справедливого управления державою на благо всех подданных: «Царь же, хотя и поставлен Богом на царство, умения им управлять не получил, поэтому нужно прислушиваться к советам не только своих помощников, но и подданных, так как духовная истина дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной...». Идеальной формой государственного правления Курбский считал ограниченную монархию: монарх правит вместе с Избранной радой и не посягает на боярские вольности, включая право «отъезда». Избранная рада должна включать советников, которые были бы «сведущи в военных и земских делах». Курбский, обосновывая значение советников для государя, ссылался на то, что именно так «вещал мудрый Соломон». Кроме того, неограниченная власть, по мнению Курбского, разрушает человеческую душу: «Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, Глава 6. Полити ко-правов ая мысль
не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям». * * * Вслед за Цицероном A.M. Курбский полагал, что нет государства, если: законы не действуют; отсутствует справедливое правосудие; не соблюдаются старые обычаи. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что А.М. Курбский — радикальный идеолог тираноборчества в России. Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет собой концепция Филофея «Москва — 2. Как обосновывал Филофей необходимость подданных 3. Чем отличалась идеология «нестяжателей» от идеологии 4. Какое отношение к еретикам было у Нила Сорского и 5. Какую модель государства и почему советовал Пересветов 6. Сторонником проведения каких реформ в московском го 7. В чем заключалась критика Курбского «тирании Грозно 8. Какова идеальная форма правления государства для Курб Литература Курбский A.M. История о великом князе Московском. СПб., 1913. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, Л., 1979. Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. Послания Нила Сорского // Труды. Отделение древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 29. Л., 1974. Сорский Нил. Предание и Устав. СПБ., 1912. Сочинения И. Пересветова. М.; Л., 1956. Срезневский ИМ. Словарь древнерусского языка. Репринт. М, 1989. Глава 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в. XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободилась от ига феодальной Испании, которое тормозило развитие капитализма. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640-1649 гг. и «Славная революция» 1688—1689 гг.) XVII век — это время становления юридического (естественно-правового) мировоззрения. Основные компоненты нового мировоззрения — это понятия естественного права, естественных законов, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих понятий рациональным образом, т.е. без ссылки на божественное право, многие философы обосновывали права и обязанности индивидов, и пределы власти государства по отношению к индивидам. XVII век — это век Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы — наиболее ярких представителей рационалистической школы естественного права. 7.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) — голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права. Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566-1609), которая освободила страну 106 Гл ава 7. Возни кновение т еори й естественного права... от испанских феодалов и Тридцатилетняя война в Западной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств. Биография. Гуго Гроций родился в голландском городе Дельфте, в 11 лет он стал студентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете (Франция). В 1601 г. стал историографом Республики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покровительством Людовика XIII. Затем перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при французском дворе (1634 г.). Логическое основание политико-правового учения: рационализм, политические и правовые идеи философов античности (Аристотеля и др.), положения Священного Писания. Основная работа: «О праве войны и мира» (1625). Содержание политико-правового учения. Происхождение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о природе человека Аристотеля, для которого человек — животное политическое (общественное). При этом Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными». На основе этой аксиомы Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства: «Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть». Понятие государства. Государство представляется Гро-цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.013 с.) |