Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения в древнем Риме

Поиск

История Древнего Рима включает три периода:

1) царский (754-510 до н.э.);

2) республиканский (509-28 до н.э.);

3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).

Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов, политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыс­лителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский перио­ды. В эпоху республики создает свои произведения Цице­рон и начинается творческая деятельность римских юрис­тов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно стано­вится государственной религией Римской империи. С по­явлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.

3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) — римский го­сударственный деятель, знаменитый оратор.

Эпоха: последний период существования республикан­ского Рима; восстание рабов под предводительством Спар­така (74-71 до н.э.); заговоры против республиканского строя.

Биография. Цицерон родился в Риме, изучал риторику, гражданское право, греческий язык, познакомился с фило-


3.1. Политико- правовое учение Марка Туллия Цицерона 47

(офией эпикурейцев и стоиков. Ему приписывают высказы-шшис: «Poeta nascuntur oratores fiunt» («поэтами рождают-(я, ораторами становятся»). Только благодаря собствен­ным усилиям, удивительной работоспособности и таланту, Цицерон стал и оратором, и политиком, и ученым, труды которого актуальны по сей день. Он преуспел и как госу­дарственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в очень молодом возрасте: был квестором (финансо-иыо и судебные дела), членом Сената, эдилом (выборная должность— снабжение города продуктами, обществен­ный порядок); претором (высшее должностное лицо — су­дебные функции); консулом (высшее должностное лицо, ныбираемое на народном собрании).

Будучи консулом, Цицерон руководил подавлением за-iопора Каталины — римского патриция, который был сто­ронником установления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать и казнить без суда пятерых римских аристократов — участников этого заговора). В благодар­ность от народного собрания он получил почетный титул •■отец отечества». Как блестящий оратор Цицерон высту­пал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на полити­ческие темы.

Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря он расценил как «ночь республики», как «утрату свободы в государстве». Когда в 44-43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Ан­тоний, Октавиан, Лепид), Цицерон выступил против. За;>то имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают пре­следованию. Ему отрубили голову и правую руку и по рас­поряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.

Логическое основание политико-правового учения: испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, сто­иков.

Основные работы: «О государстве» (вторая половина 50-х гг. I в. до н.э.), «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.

Содержание политико-правового учения. Понятие го­сударства. Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достоя-


       
 
 
   
 
 

 

Глава 3. Политические и правовые учения...

ние народа (res popoli), а народ — не любое соединение лю­дей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со­единение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)»; «да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Цицерон обосновал принцип юридического (формаль­ного) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же госу­дарства должны быть одинаковы.

Происхождение государства. Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.

Классификация форм правления государства. Продол­жая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Он различает:

царскую власть — форму правления, при которой вер­
ховная власть принадлежит одному лицу;

власть оптиматов — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит нескольким выборным ли­
цам;

народную власть — форму правления, при которой
верховная власть принадлежит всему народу.

Все эти формы правления несовершенны, так как имеют недостатки:

S при царской власти «все прочие люди совсем отстра­нены от общего для всех законодательства и принятия за­конов»;

■S при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;

S при демократии несправедливо само равенство.

Эти формы несовершенного правления «легко» могут выродиться в «дурные государства»: тиранию, олигархию (например, клика 30 тиранов в Афинах), произвол толпы (например, афинское полновластие).

В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.

Идеальная форма правления государства. Лучшей фор­мой государственного правления Цицерон считал смешан-


.4.1. Политико-пр авовое учение Марка Туллия Цицерона 49

му к), т.е. четвертый вид государственного правления, кото­рым «образован путем равномерного смешения трех его ви­дов*. Примером такой формы правления являлась Римская /ici публика, где консулы были аналогом царской власти; се-im аналогом власти оптиматов; народные собрания и м.фодные трибуны — аналогом народной власти.

Классификация права. Цицерон различал законы есте- I таенные и позитивные.

Кстественный закон:

• всегда справедливый: «Первое правило справедливое -
i и состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если толь­
ко не будет спровоцирован на это несправедливостью, а за­
тем, чтобы все пользовались общей собственностью как
i if>щей, а частной как своей»;

• содержит разумные положения;

• является врожденным, вечным и постоянным;

• существует в неписаной форме;

• возникает раньше, чем какой либо «писаный закон,
исрнее, раньше, чем какое-либо государство было основа­
но»;

• отменить его полностью невозможно «ни постановле­
нием Сената, ни постановлением народа»;

• распространяется на всех людей: «Истинный закон —
иго разумное положение, соответствующее природе, рас­
пространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, кото­
рое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая,
(it преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это
м с: нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и
не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо
пли запрещая».

Цицерон допускал существование несправедливых по­зитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые раз­бойниками»: «Если бы права устанавливались повеления­ми народов, решениями первенствующих людей, пригово­рами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные заве­щания, если бы эти права могли получать одобрение голо­сованием или решением толпы».

Примеры несправедливых законов: законы 30 афинских тиранов 404-403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., со­гласно которому Сулла получил право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.



Глава 3. Политические и правовые учения-


3.2. Римские юристы о праве и его видах



 


Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил гре­ческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства.

Цицерон оказал влияние на Г. Гроция. Определение ес­тественного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, со­ответствующее природе...» (Vera lex est recta ratio...). Нара­ботки Цицерона в исследованиях естественного права были использованы также Фомой Аквинским и Вико.

Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле­ний, приобрело практическое значение в римском праве.

«Res publica est res popoli» — такое понимание Цицеро­ном сущности государства стало афоризмом, известным некогда каждому гимназисту.

Словарь

juris consensus — согласие в вопросах права res popoli — достояние народа res publica — государство

«Res publica est res popoli» — «Публичное дело есть дело народа»

«Vera lex est recta ratio...» — «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...»

3.2. Римские юристы о праве и его видах

Эпоха. III в. до н.э. — III век н.э. Римские юристы игра­ли в этот период времени огромную роль в жизни обще­ства. Они занимались практической деятельностью по раз­решению правовых споров по трем направлениям:

1) отвечали на юридические вопросы частных лиц;

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключе­
нии сделок;

3) сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в

обществе, что в республиканский период гарантировало им выборные должности, а в императорский — придворные должности (Папиниан, Ульпиан).


Практическая деятельность римских юристов потребо- ii;i./i;i толкования права, источниками которого были:

• обычное право;

• законы 12 таблиц;

• законодательство народных собраний;

• эдикты магистратов;

• сенатусконсульты;

• конституции императоров.

Любое же толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой.

К числу наиболее известных римских юристов относят Цсльса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.

Логическое основание политико-правового учения. ()iромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма — последнее по времени направление греческой (послеаристотелевской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире, провозглашали идеи космополитизма и индивидуализма. Основное прави­мо стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики i читали единственным источником права природу, а един-стпенным правом — естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным нравом — справедливостью.

Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли из­менить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.

Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «Нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возве­щаем понятие доброго и справедливого, отделяем справед­ливое от несправедливого... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

Содержание политике-правового учения. Общее по­нятие права. Римским юристам было свойственно опреде­лять право посредством понятия справедливости, т.е. исхо­дить из этического содержания права.

Целъс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).

Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...».


Ш V


           
   
 
 
 
   
 
 

 

Глава 3. Политические и право вые учения...

Павел: «"право" означает то, что всегда является спра­ведливым, каково естественное право».

Классификация права. Критерий классификации — бла­го, которое защищено правом. Это благо может быть обще­ственным, а может быть частным.

Ульпиан, в частности, различал право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского го­сударства», и право частное (jus privatum), которое «отно­сится к пользе отдельных лиц».

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

1) естественное право;

2) право народов;

3) цивильное право.

Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи­вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «мы видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом в этом праве».

Согласно естественному праву все рождаются свобод­ными, заключаются браки, воспитываются дети.

Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуются народы человечества, оно является общим только для лю­дей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся вой­ны, море признается общим для всех, обеспечивается непри­косновенность послов, люди делятся на свободных и рабов.

Цивильное право (jus civile) — естественное право и пра­во народов, которые адаптированы к потребностям рим­ских граждан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы до­бавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или не­писаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны».

Цивильное право — это для римских граждан право част­ной собственности и семейное право.

Заслуги римских юристов трудно переоценить.

• Римские юристы предложили новую классификацию
права, разделив его на публичное и частное.

• Многие труды римских юристов вошли в единый пра­
вовой документ императора Юстиниана I в 534 г., который


3.3. Политическое учение Аврелия Августина_____ 53

i 1!>83 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римско-и> гражданского права). Это Институции Гая, работы Уль-nii;ma, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I в. до hi. IV в. н.э.).

• Римское право позднее было реципиировано во мно-
iiix странах Западной Европы, что является бесспорным
пшдетельством высокоразвитой правовой культуры, со-
|д;шиой римскими юристами.

• С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспру­
денции, которое получило свое развитие в системе юриди­
ческого образования Запада.

Словарь

aequitas -справедливость

Corpus Juris Civilis — Свод римского гражданского права

jus (от justitia) — правда, справедливость

jus civile — цивильное (гражданское) право

jus gentium — право народов

jus naturale — естественное право

jus privatum — право частное

jus publicum — право публичное

jus romanum — римское право

lex — позитивный закон

«Jus est ars boni et aequi» — «Право есть искусство добра и справедливости»

3.3. Политическое учение Аврелия Августина

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 п.:-).) — христианский богослов, епископ.

Эпоха, с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Кризис и распад Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделе-па на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.

«Судьба поставила Августина на водоразделе двух ве­ликих эпох в культурной жизни человечества — античного, языческого мира и средневекового, христианского; и он принимал выдающееся участие в борьбе этих двух культур, этих двух мировоззрений»1

Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003 С. 5—6.


»■ 1


       
 
 
   
 
 

 

Глава 3. Политические и правовые учения...

Биография. Выходец из Северной Африки: родился в городе Тагаста на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. Августин получил образова­ние сначала в местной школе, а затем в школе риторики в Карфагене. В 383 г. переезжает в Рим, затем в Медиолан (Милан). Мировоззренческие и религиозные поиски при­вели его к христианству. 24 апреля 387 г. в Милане 33-лет­ний Августин вместе с сыном Адеодатом (переводится как «Богом данный») и другом Алипием принял крещение. В 388 г. вернулся в Африку и был рукоположен в епископы. С 396 г. и до конца жизни — епископ города Гиппона (Се­верная Африка). Умер в Гиппоне, осажденном варварами, переправившимися через Гибралтар.

Логическое основание политико-правового учения: тео-центризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой по­сылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель че­ловечества — достижение града Божия. Тогда установится вечный мир, станет невозможно грешить, не будет зла, тру­да, вызываемого нуждой, будет нескончаемый досуг.

Августин различает две природы человека:

1) до грехопадения человек был невинным существом;

2) после грехопадения и понесенного наказания человек
стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти».

Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они вкусили от древа познания, отравив тем самым все мироздание.

Основные работы: «О жизни блаженной» (387), «Ис­поведь» (400), «О Граде Божием» (410—426).

Содержание политике-правового учения. Понимание Августином истории человечества и греховной природы человека нашло отражение в его политическом учении, ко­торое было изложено в книге «О Граде Божием» («De civitate Dei»).

Происхождение государства. Августин считает, что госу­дарство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два до­казательства:

1) согласно Священному Писанию от Адама и Евы ро­дились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин является создателем государства: «И построил Каин город», — гово­рится в Священном Писании. Авель же, праведник, ника-


3.3. Политическое у чение Аврелия Августина______ 55

кою града не построил. Следовательно, создателем госу­дарства стал грешник, братоубийца;

2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.

Сущность государства. Осуждение Августином госу­дарства обусловливается главным образом его противопос-глнлением Божьему царству. Однако само такое сопостав-псние благоприятно для земного государства — аналогия с Ножьим царством облагораживает царство земное. Госу­дарство может служить его подобием, символом, отраже­нием или тенью, как выражается Августин: «Ибо не ради самого себя оно учреждено, а как предтеча и для обозначе­ния своего первообраза».

Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за пер­вородный грех Адама, и как средство предупреждения со­вершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цице­рон), а только для выживания в этом грешном мире.

Августин допускает, что в правильном (bene constituta) земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа».

Что отличает государство от шайки разбойников?

Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое госу­дарство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие раз­бойнические шайки; так как и самые разбойнические шай­ки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются влас­тью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда по­добная шайка потерянных людей возрастает до таких раз­меров, что захватывает области, основывает оседлые жили­ща, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открытее принимает название государства...».

Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которо­му император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить



Глава 3. Политические и п равовые учения.


3.3. Политическое учение Аврелия Августина



 


на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим фло­том и тебя величают императором.

К справедливому государству Августин относит «хрис­тианское государство»: «Государство лучше всего устроя-ется и хранится, будучи основано и связано верой и проч­ным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог».

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское госу­дарство должно помогать церкви бороться с ересью — тако­ва, считал Августин новая функция государства.

Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе раб­ства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен.

Таким образом, Августин предложил обосновывать раб­ство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Чело­век, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Авгу­стина — это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — суще­ство политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежу­точный момент человеческого паломничества на земле.

В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хо­рошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в Граде божием: «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель кото­рой — Христос, если и эту последнюю угодно называть рес­публикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело».

В сочинении о государстве, объясняя, что есть правовое соглашение, Цицерон доказывает, что без справедливости


не может быть и республики — где нет истинной справед­ливости, там не может быть и права. Соглашаясь с этой ар­гументацией, Августин придает ей новый смысл: «Спра­ведливость есть, конечно, та добродетель, которая каждому воздает то, что ему следует; а если так, то какая же справед­ливость там, где человека отнимают у Бога и предоставля­ют его нечистым демонам? Это ли значит воздавать каждо­му то, что ему следует? Ведь тот, кто отнимает усадьбу у купившего ее и передает ее тому, кто не имеет на нее ника­кого права, несправедлив; а кто сам себя изъял из-под влас­ти Бога, сотворившего его, и служит злым духам, тот разве справедлив?».

Следовательно, Августин обусловливал истинную спра-иедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить:)то положение с его представлением о том, что государ­ства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь раз­бойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все не­христианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Главным достоинством государства, главным призна­ком, отличающим государство от разбойничьей шайки, яв­ляется присущее государству стремление к миру: «Так ве-л ико благо мира, что даже в земных и бренных делах нет ничего приятнее мира для слуха, нет ничего достойнее для желания, ничего лучшего нельзя приобрести».

Устанавливая мир, государство становится звеном ми­рового порядка: «Мир тела — в соответствии его частей; мир души бессознательной — угомон страстей; мир души разумной — гармония между разумом и волей; мир домаш­ний — согласие членов семьи в повиновении общему авто­ритету; мир государства — установленное согласие граж­дан по отношению к власти и повиновению; мир небесного царства — самое гармоническое и согласнейшее общение с Йогом и взаимно в Боге».

Итак, земной мир — необходимое условие для достиже­ния высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и иысшую цель государства.

* * *

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеоло­гии.



Глава 3. Политиче ские и право вые учения...


 


Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит особенность понимания государства Цице­
роном в отличие от понимания государства Аристотелем?

2. Какая форма правления государства являлась для Цице­
рона лучшей?

3. Что понимал под естественным правом Цицерон и какое-
значение он ему придавал?

4. Как соотносятся понятия права и справедливости у рим­
ских юристов?

5. Какую новую классификацию права предложил Ульпиан?

6. Должно ли государство помогать церкви в борьбе с ерети­
ками в понимании Аврелия Августина?

7. Чем отличается государство от большой шайки разбойни­
ков у Аврелия Августина?

8. Какое новое обоснование рабства привел Аврелий Авгус­
тин?

Литература

Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994.

Герье Н. Блаженный Августин. М., 2003.

Козловский П. Общество и государство. М., 1998.

Нерсесящ B.C. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом раз­витии. М., 1980.

Нерсесянц B.C. правопонимание римских юристов // Совет­ское государство и право. 1980. № 3.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.,1967.

Цицерон. О государстве. О законах. М., 1966.


Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.014 с.)