Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гоу спо «саранский государственный промышленно-экономический

Поиск

ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический

колледж»

 

Экономика отрасли

Учебное пособие для студентов специальностей:

 

140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

150203 «Сварочное производство»

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования(по отраслям)»

151001 «Технология машиностроения»

220301 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»

230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»

230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (по отраслям)»

230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»

 


Печатается по рекомендации

методического Совета

Саранского государственного

промышленно-экономического

колледжа

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих дисциплину «Экономика отрасли».

Содержит: алгоритмы изучения тем, опорные конспекты и логически-структурные схемы, задания для самостоятельной работы студентов, вопросы для обсуждения, тестовые задания для самооценки знаний.

 

Разработали

преподаватели общепрофессиональных

и специальных дисциплин

колледжа Л. И. Чугунова

Н. Ю.Фалилеева

Рецензенты:

Доцент кафедры экономики и предпринимательства

Саранского кооперативного института

Московского университета потребительской

кооперации Г. М. Щукин

Преподаватель среднего профессионального

образования Саранского кооперативного института

Московского университета потребительской

кооперации Т. А. Чачанидзе
Содержание

 

Предисловие

Алгоритм принятия коллективного решения

Введение

Раздел 1 Отрасль в условиях рынка

Тема 1.1 Экономическая стратегия отрасли

Тема 1.2 Отрасль в системе национальной экономики

Тема 1.3 Материально-техническая база

Раздел 2 Производственная структура организации (предприятия)

Тема 2.1 Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике

Тема 2.2 Производственная структура организации (предприятия)

Тема 2.3 Производственный и технологический процессы

Раздел 3 Экономические ресурсы организации (предприятия)

Тема 3.1 Имущество и капитал

Тема 3.2 Основные средства организации

Тема 3.3 Трудовые ресурсы организации, нормирование и оплата труда

Раздел 4 Маркетинговая деятельность организации (предприятия)

Тема 4.1 Маркетинг его основы и концепции

Тема 4.2 Функции маркетинга и этапы его организации

Тема 4.3 Реклама

Тема 4.4 Качество и конкурентоспособность продукции

Тема 4.5 Инновационная и инвестиционная политика организации (предприятия)

Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)

Тема 5.1 Себестоимость продукции

Тема 5.2 Ценообразование в рыночной экономике

Тема 5.3 Прибыль и рентабельность

Раздел 6 Планирование деятельности организации (предприятия)

Тема 6.1 Бизнес-планирование

Тема 6.2 Финансы организации (предприятия)

Тема 6.3 Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия)

Раздел 7 Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)

Тема 7.1 Организация (предприятие) на внешнем рынке


Предисловие

На современном этапе экономического развития происходят существенные изменения в экономике, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях: складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий в рамках системы.

Современные бухгалтеры и менеджеры, работающие на предприятиях, не могут осуществлять свою деятельность без знаний экономики организации (предприятия), какими методами оно должно рассчитывать численность персонала, начислять заработную плату, определять затраты, цену и т.д. – все это позволяет изучить и осмыслить настоящее пособие.

Работа предназначена для студентов дневной, вечерней и заочной формы обучения. Она может быть использована студентами на аудиторных занятиях, для самостоятельного изучения и осмысления тем, при подготовке к экзаменам.

Пособие содержит материалы: «Отрасль в условиях рынка», «Производственная структура организации (предприятия)», «Экономические ресурсы организации (предприятия)», «Маркетинговая деятельность организации (предприятия)», «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)», «Планирование деятельности организации (предприятия)», «Внешнеэкономическая деятельность организации предприятия)».

Работа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 140613, 150203, 150411, 151001, 220301,230103,230105 и 230106 среднего специального образования (базовый уровень). В пособии по каждой теме приведены дидактические требования к студенту: что он должен знать, что должен уметь, о чем должен иметь представление.

Для лучшего восприятия материала по каждой теме даны опорные конспекты и логистически-структурные схемы с выделением основных блоков (элементов).

Пособие может служить хорошим подспорьем преподавателям или организации учебного процесса по изучению экономики организации (предприятия), позволит вводить элементы развивающего обучения и коллективной мыслительной деятельности студентов.

Работа дает возможность получить реальные знания и понимание законов, принципов и механизмов, по которым развивается рыночная экономика отрасли.

В пособии предусмотрена самостоятельная работа студентов по изучаемым темам и разделам.


Введение

При изучении темы студент должен

иметь представление:

· о месте и значении дисциплины «Экономика отрасли» среди других дисциплин;

· о видах экономики.

Алгоритм изучения темы

1 Исследовать опорные конспекты;

1.1 выделить основные элементы (блоки);

1.2 определить связь между элементами;

1.3 установить различия между элементами.

2 Исследовать логически-структурную схему:

2.1 на основе рассказа преподавателя, опорных конспектов, материалов учебника сделать умозаключение (установить причинно-следственные связи, сконструировать свою мысль);

2.2 создать творческие группы;

2.3 письменно оформить коллективное решение по основным понятиям

схемы.

3 Письменно ответить на поставленные вопросы (работая в творческих группах или самостоятельно).

4 Сделать вывод (осознать успех достижения цели познавательной деятельности, выявить ошибки и исправить их).

 

Приложение 1

Опорный конспект Введение


Приложение 2

Опорный конспект

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

ТИП СИСТЕМЫ ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ
ТРАДИЦИОННАЯ Проблемы ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить решаются на основе обычаев и традиций.   1 Стабильность общества 2 Высокое качество производимых благ, высочайший уровень мастерства.   1 Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса 2 Плохая приспосабливаемость к внешним условиям, их изменением 3 Ограниченность числа производимых благ (наименований товаров) 4 Население удовлетворяет лишь минимум постоянных основных потребностей и не стремится к большему.  
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ Проблемы ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить решаются с помощью плана, устанавливаемого государством 1 Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели 2 Полная занятость, социальная защищенность 3 Стабильность цен 4 Жизненная уверенность работника   1 Перепроизводство одних благ, дефицит других 2 Низкая эффективность производства 3 Отсутствие стимулов к производству, безынициативность работников 4 Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий 5 Низкий уровень жизни  
1 РЫНОЧНАЯ Проблемы ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить решаются на основе интересов свободных производителей, которые изготовляют наиболее выгодные для себя товары 1 Гибкость, способность приспосабливаться к изменениям 2 Широкое внедрение НТП 3 Формирование энергичного и инициативного работника 4 Улучшение ассортимента и качества продукции 1 Кризисы перепроизводства 2 Имущественное расслоение общества 3 Безработица, отсутствие «уверенности в завтрашнем дне» 4 Неустойчивость экономики, банкротство  

 


Приложение 3

Опорный конспект Введение

 

 


 


Приложение 4

Введение

Экономика

 
 

 


Многоярусная экономика

 
 

Приложение1.1

Опорный конспект

Экономическая стратегия государства
Приложение 1.2

Логически - структурная схема

Микроэкономика и рыночный процесс

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Осознанное и целенаправленное

поведение

Дополнительные затраты энергии

 

Общественно-признательный результат

 

Экономическая стратегия государства - курс, рассчитанный на перспективу, постановкой целей, определением путей и средств достижения этих целей.

Роль человека
ЦЕЛЬ - повышение жизненного и культурного уровня населения.

 

совершенствование инвестиционной политики
изменение финансовой политики
совершенствование структуры управления
приватизация собственности
СРЕДСТВА
переход на рыночные отношения
ПУТИ: ИНТЕНСИВНЫЙ И ЭКСТЕНСИВНЫЙ

Опорный конспект: Приложение 1.4

Логически- структурная схема: Приложение 1.5

 

Запомни основные понятия: отрасль промышленности, структура промышленности, классификация.

Вопросы:

1 Докажите, что промышленность - ведущая отрасль народного – хозяйства.

2 Влияет ли структура промышленности на развитие народного хозяйства страны? Обоснуйте.

3 Отрасли какой группы, на Ваш взгляд, должны преобладать в структуре промышленности? Обоснуйте.

4 Какое соотношение, на Ваш взгляд, должно быть между добывающими и перерабатывающими отраслями?

5 Приведите примеры отраслей промышленности, объединяющие предприятия:

· назначением продукции;

· общностью сырья;

· общностью технологии.

6 Постоянна ли структура промышленности?

7 Как называется страна:

· с высокоразвитой промышленностью;

· с высокоразвитым сельским хозяйством.

8 Из чего состоит любая отрасль промышленности?

9 Могут ли образовываться новые и ликвидироваться старые отрасли промышленности?

10 Проклассифицируйте следующие отрасли:

· легкая промышленность;

· металлургия;

· угольная промышленность;

· наука и культура;

· автомобильная промышленность;

· станкостроение;

· медицина и образование;

· нефтедобывающая промышленность.


Опорный конспект: Приложение 1.5

Запомни основные понятия: экономические объекты, экономические ресурсы, инфраструктура.

 

Вопросы:

1 Докажите, что трудовые ресурсы – главный ресурс экономики.

2 Какое место занимает человек в экономике?

3 Почему информация, знания относятся к ресурсам экономики?

4 Как Вы понимаете выражение «утечка мозгов»? Имеет ли это отношение к экономике?

5 Можно ли сказать, что экономика любой страны, в первую очередь, зависит от природных ресурсов?

6 Запишите формулу экономики.

7 Что является двигателем рыночной экономики?

8 Докажите, что образование монополий сдерживает развитие экономики.

9 Должно ли государство участвовать в управлении экономикой? Почему?

10 Образование монополий: это хорошо или плохо?

 


Опорный конспект Экономические ресурсы Приложение 1.3

 


Приложение1.4

Алгоритм изучения темы

2 1 Исследовать опорные конспекты:

2.1 выделить основные элементы (блоки);

2.2 определить связь между элементами;

Приложение 2.1

Опорный конспект

Приложение 2.5

Опорный конспект

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИРМ

Тип фирмы Кому Принадлежит? Кто управляет? Кому достанется прибыль или убыток?
6.1 Индивидуальная Частному лицу Собственник или назначенный им управляющий Собственнику  
Общество (товарищество) Двум или нескольким частным лицам Товарищи (участники); назначенный ими управляющий Делится согласно договору
Кооператив Членам кооператива Правление, избранное членами кооператива Распределение между членами кооператива
Акционерное общество Акционерам Совет директоров, избранный собранием акционеров В виде дивидендов распределяется -между акционерами в соответствии с количеством акции
Государственное предприятие (унитарное) Государству Руководитель, назначенный государственными органами власти Государству распределяется по усмотрению государства
Муниципальное предприятие Местным органам власти Руководитель, назначенный местными органами управления Местным органам власти, распределяется по их усмотрению

 

 

Приложение 2.6

Примерная схема Устава

 

Раздел 1 Устав фирмы (название, имя).

Общие положения

• владельцы фирмы

• юридический статус

• адрес

Раздел 2 Предмет деятельности фирмы

• цели создания,

• какие товары или услуги будет производить фирма

Раздел 3 Имущество и доходы фирмы

• какими средствами владеет фирма (размер Уставного капитала)

• источники этих средств

• основные виды доходов

Раздел 4 Права и обязанности владельцев фирмы

• отразить не менее трех прав и обязанностей владельцев

Раздел 5 Управление фирмой

• кто возглавляет фирму, порядок назначения (кто?)

• порядок прекращения деятельности

 

 

Приложение 2.7

Примерная схема Учредительного Договора

 

Раздел 1 Общие положения

 

Раздел 2 Основные виды деятельности

 

Раздел 3 Уставной капитал

• размеры Уставного капитала

• как формируется (за счет чего?)

 

Раздел 4 Обязательства учредителей

• вид ответственности

• порядок решения споров

• порядок выхода учредителей из фирмы

 

Раздел 5 Организация фирмы

• порядок работы в процессе создания фирмы

 

Раздел 6 Информация об учредителях

 

Оборудование урока:

• Устав предприятия. Учредительный договор

• методические указания по образованию предприятия (фирмы).

 

 

Алгоритм изучения темы

1 Исследовать опорные конспекты:

1.1 выделить основные элементы (блоки);

1.2 определить связь между элементами;

Вопросы

 

1. Из чего состоит технологический процесс?

2. Опишите технологический процесс изготовления (табурета).

3. В чем отличие технологических процессов от нетехнологических? Приведите пример.

4. Приведите пример естественных процессов.

5. От чего зависит сложность производственного процесса?

6. Почему время перерывов включается в производственный цикл?

7. Приведите пример перерывов по организационным причинам.

8. Почему предприятие сокращает длительность производственного цикла?

9. Если бы я был технологом, то… назовите:

· пути сокращения длительности рабочего периода;

· пути сокращения длительности перерывов.

10. Приведите пример перерывов по техническим причинам. Как эти перерывы влияют на длительность цикла?

11. Назовите пути сокращения длительности производственного цикла.

12. От чего зависит сложность производственного процесса?

13. Как влияет длительность производственного цикла на оборачиваемость оборотных средств?

14. Какая зависимость между ритмичностью производства и длительностью производственного цикла?


Опорный конспект Приложение 2.11

Опорный конспект Приложение 2.12

 
 


Опорный конспект Приложение 2.13

Логически-структурная схема (Приложение 3.3)

Запомните следующие понятия: основные непроизводственные средства, основные производственные средства, структура основных производственных средств.

 

Вопросы

1 Что должно иметь предприятие для выпуска продукции?

2 От чего зависит состав основных средств предприятия?

3 Постоянна ли структура основных производственных средств? От чего она зависит?

4 Одинакова ли роль каждой группы ОПС в процессе производства?

5 Почему каждое предприятие имеет свою структуру и состав ОПС? Обоснуйте.

6 Для чего основные производственные средств оцениваются в натуральном выражении?

7 Зачем рассчитывают остаточную стоимость ОПС?

8 Для чего рассчитывают стоимость ОПС?

9 Докажите, что любое предприятие должно иметь основные средства?

10 Какие основные средства должны преобладать в структуре средств машиностроительного предприятия и почему?

11 Докажите, что уровень технической оснащенности выше на том предприятии, где выше доля активной части.

12 К какой части ОПФ относится компьютерная техника?

 


Опорный конспект Приложение 3.1

 

 

 

Опорный конспект Приложение 3.2

Состав и структура основных

СРЕДСТВ

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА – средства труда, которые многократно участвуют в

производстве, не изменяют своей натуральной формы, частями переносят стоимость на готовый продукт.

Состав основных СРЕДСТВ.

 
 


Задания

сооружения

передаточные

устройства

машины и оборудование

транспортные средства

инструмент

измерительные приборы

вычислительная техника

производственный инвертарь

сроком службы более 1 года

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

       
   
 

 


МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

       
 
   
 

 


. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ

ОСТАТОЧНАЯ

 

СТРУКТУРА – соотношение (удельный вес) отдельных групп основных средств в их общей стоимости

 

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

 

 

       
 
АКТИВНАЯ ЧАСТЬ
 
 

 

 


Решите следующие задачи.

Задача 1 Определить структуру ОПС предприятия на основе следующих данных и сделать вывод:

тыс. руб.

1 здания 20.000

2 сооружения 4.000

3 машины и оборудование 198.000

4 транспортные средства 28.300

5 приборы 1.800

6 инструмент дорогостоящий 1.100

Итого: 253.200

 

Задача 2 На каком машиностроительном предприятии структура основных производственных средств лучше и почему:

первое второе

1. здания и сооружения (тыс. руб.) 18 220

2. машины и оборудования (тыс. руб.) 570 321

3. транспортные средства (тыс. руб.) 82 62

4. приборы (тыс. руб.) 12 10

5. инструменты (тыс. руб.) 1,5 0,2

Итого: (тыс. руб.) 689,5 613,2

Задача 3 Определите состав основных производственных средств предприятия по следующим данным: (в руб.)

1 здания и сооружения 21%

2 машины и оборудование 52%

3 транспортные средства 10%

4 приборы 7%

5 компьютеры 8%

6 инструмент 2%

Стоимость основных средств производственного назначения предприятия составляет

115860 тыс.руб.

Износ и амортизация ОПС.

Опорный конспект. (Приложение 3.4)

Логически-структурная схема. (Приложение 3.5)

Запомните следующие понятия: физический износ, моральный износ, амортизация, амортизационный период, реновация.

 

Вопросы:

1 Почему основные средства переносят свою стоимость не сразу, а постепенно?

2 Куда и в виде чего переносится стоимость ОПС?

3 Для чего производится ускоренная амортизация?

4 В чем отличие физического износа от морального?

5 Почему наступает физический износ? От чего он зависит?

6 Если основные фонды не используются в производстве, подвергаются ли они физическому (моральному) износу?

7 Что лучше для предприятия: большая или меньшая загрузка оборудования?

8 От чего зависят амортизационные отчисления?

9 Какая зависимость между сроком службы и амортизационным периодом?

10 Назовите факторы, влияющие на моральный износ ОПС?

11 Какой вид износа наступает быстрее и почему?

12 Объясните ситуацию, сложившуюся на предприятии, если:

· амортизационный период больше срока полезного использования.

· амортизационный период меньше срока полезного использования.

· амортизационный период равен сроку полезного использования.

 

 

Приложение 3.5

Логически - структурная схема.

Приложение 3.6

 

Опорный конспект

Приложение 3.7

Логически - структурная схема

Алгоритм решения задач

1 Исследовать формулировку задачи:

1.1 выделить основные элементы (известные);

1.2 определить взаимосвязи и взаимозависимости элементов;

1.3 выявить элементы, не включенные в отношения (неизвестные)

2 Записать условие задачи в виде символов.

3 Подобрать формулы для определения неизвестных элементов.

4 Произвести расчеты.

5 Сделать вывод и записать ответ.

 

Решите следующие задачи:

Задача 1 Первоначальная стоимость станка 28100руб. В настоящее время такой станок можно купить на 15% дороже. Норма амортизации 17%. Определить срок полезного использования станка; остаточную стоимость по первоначальной и восстановительной стоимости, если фактический срок эксплуатации станка 2 года.

 

Задача 2 По плану цех должен произвести продукцию на сумму 750тыс. руб. Фактически произвел на 10% меньше, чем было запланировано. По плану фондоотдача составляла 1,2руб. Определить плановую и фактическую фондоемкость, фактическую фондоотдачу, если в течение года изменений в составе основных средств не было.

 

Задача 3 Выпуск продукции предприятием в прошлом году составил 18700тыс.руб при фондоотдаче 1,8 руб. В результате лучшего использования основных средств выпуск продукции в текущем году увеличился, а фондоемкость снизилась на 12%. Определить, как изменилась фондоотдача и фондоемкость в текущем году по сравнению с прошлым годом.


Алгоритм изучения темы

1 Исследовать опорный конспект:

1.1 выделить основные элементы (блоки);

1.2 определить связь между элементами;

1.3 установить различия между элементами.

2 Исследовать логически - структурную схему:

2.1 на основе рассказа преподавателя, опорного конспекта, учебника сделать умозаключение, (установить причинно - следственные связи), сконструировать свою мысль:

2.2 создать творческие группы;

2.3 письменно оформить коллективное решение по основным понятиям схемы.

3 Письменно ответить на поставленные вопросы (работая в творческих группах или самостоятельно).

4 Сделать выводы (осознать успех в достижении цели познавательной деятельности, выявить ошибки и их исправить).

5 Выполнить самостоятельную работу.

Приложение 3.8

 

 

Логически - структурная схема Приложение 3.9

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА

ОБРОТНЫЕ СРЕДСТВА - сумма оборотных фондов и фондов обращения, выраженная в денежной форме.

 


 

 


 

УСКОРЕНИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ
Тема 3.3 Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

По изучении темы студент должен

знать:

· состав персонала предприятия и показатели производительности труда;

· формы и системы оплаты труда;

уметь:

· рассчитывать производительность труда и действительный фонд времени работы рабочего;

· рассчитывать заработную плату при разных формах оплаты труда.

Алгоритм изучения темы

1 Исследовать опорный конспект:

1.1 выделить основные элементы (блоки);

1.2 определить связи между элементами;

1.3 установить различия между элементами.

2 Исследовать логически - структурную схему:

2.1 на основе рассказа преподавателя, опорного конспекта, учебника сделать умозаключение, (установить причинно - следственные связи), сконструировать свою мысль;

2.2 создать творческие группы;

2.3 письменно оформить коллективное решение по основным

понятиям схемы.

3. Ответить письменно на поставленные вопросы (работая в творческих группах или самостоятельно).

4. Сделать выводы (осознать успех в достижении цели познавательной деятельности, выявить ошибки и исправить их)

5. Выполнить самостоятельную работу.


Кадры предприятия

Логически структурная схема (Приложение 3.12, 3.13)

Запомните следующие понятия: персонал предприятия; баланс рабочего времени; номинальный, календарный, действительный фонды времени.

 

Вопросы:

1. Почему на предприятиях разная численность персонала?

2. Докажите, что профессиональный состав кадров влияет на эффективность производства.

3. Какой структуре персонала Вы отдали бы предпочтение и почему?

• преобладание рабочих;

• преобладание служащих.

4. Как Вы понимаете выражение «текучесть кадров»? Как это связано с результатом производства?

5. Какое отличие между основными и вспомогательными рабочими?

6. Какое отличие промышленного персонала от непромышленного.

7. Какое отличие номинального фонда времени от действительного?

8. Докажите, что численность персонала зависит от организации труда и производства.

9. Какое отличие номинального фонда времени от календарного?

10. Докажите, что организация труда, производства основаны на разделении и кооперации труда.

11. Что такое персонал предприятия?

12. Кого относят к непромышленному персоналу?

13. Приведите по два примера профессий специалистов руководителей, основных и вспомогательных рабочих, МОП.

14. Что называют структурой кадров предприятия?

15. Перечислите требования к персоналу.

16. Как по-другому называют руководителей, специалистов?


Опорный конспект Приложение 3.10

Кадры предприятия

 

 


Приложение 3.11

ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ состав постоянно и временно работающих на

 
 
данном предприятии сотрудников.

 

 


ПЕРСОНАЛ

       
   
 
 


 

непромышленный промышленно-производственный

СЛУЖАЩИЕ

 

РАБОЧИЕ

       
   
 

 


ФОНД ВРЕМЕНИ РАБОТЫ

 

БАЛАНС РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ –количество часов, которые должен отработать рабочий в плановом периоде.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОНД ВРЕМЕНИ

 
 

 


/отпуска, болезни и др./

 


Опорный конспект Приложение 3.12


Приложение 3.13

Опорный конспект

Система трудовых норм

Норма времени (Нвр) Необходимые затраты времени одного работника или бригады на выполнение единицы работы (продукции).Нормы времени измеряются в человеко- минутах (человеко- часах)
Норма времени (Нв) Количество единиц продукции, которое изготовлено одним работником или бригадой за данный отрезок времени (час, смену) Измеряются в натуральных единицах
Норма обслуживания (Ноб) Определяет необходимое количество станков, рабочих мест, единиц производственной площади и других производственных объектов, закреплённых для обслуживая за одним рабочим местом или бригадой (звеном)
Норма численности (Нч) Определят численность работников, необходимую для выполнения определённого объёма работы
Норма управляемости (Нуп) Определяет количество работников, необходимую для выполнения определенного объема работы
Нормированное задание (НЗ) Определяет необходимый ассортимент и объём работ, которые должны быть выполнены одним работником или бригадой (звеном) за данный отрезок времени (смену, сутки, месяц). Как и норма выработки, нормированное задание определяет необходимый результат деятельности работников. Однако в отличие от норм выработки нормированное задание может устанавливаться не только в натуральных единицах, но и нормо- часах, нормо- рублях. В связи с этим норма выработки- частный случай нормированного задания.

Самостоятельная работа

Алгоритм решения задач

1 Исследовать формулировку задачи:

1.1 выделить основные элементы (известные);

1.2 определить взаимосвязь и зависимости элементов;

1.3 выявить элементы, не включенные в отношения

(неизвестные).

2 Записать условие задачи в виде символов.

3 Подобрать формулы для определения неизвестных элементов.

4 Произвести расчеты.

5 Сделать вывод и записать ответ.

 

Решите следующие задачи

Задача 1 Определить, как изменится действительный фонд времени работы рабочего, если потери времени по плану составляли 10%, а фактически сократились на 2% по сравнению с планом. Цех работает в две смены, с продолжительностью смены 8 часов. Нерабочих дней в году 104 дня.

 

Задача 2 Определить как изменится фонд времени работы рабочего за год, если потери времени составляют 7%. По плану цех должен был работать в две смены по 8 часов в смену. Фактически цех работал в 3 смены по 7 часов в смену. Нерабочих дней в году 102 дня.

 

Задача 3 Планируемые потери времени составляют 10%, фактически они снизились по сравнению с планом на 3 дня. Режим работы участка двухсменный с продолжительностью смены 8 часов. Определить фактически потери рабочего времени в процентах, изменение фонда времени работы, если суббот в этом году 52, праздничных дней - 11.

Производительность труда

 

 

 

Приложение 3.15

 

Логически-структурная схема

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Опорный конспект Приложение 3.16

РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ КАДРОВ


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.33 (0.013 с.)