ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1. Международные отношения: понятие, структура, виды, принципы.

2. Внешняя политика государства: понятие, цели, функции.

3. Основные направления и приоритеты внешней политики РБ.

4. Геополитика: понятие, методология и основные концепции. Геополитическое положение Республики Беларусь.

5. Понятие глобализации и глобальных проблем. Тенденции и факторы международных отношений в условиях глобализации.

1. Международные отношения – это система политических, экономических, научно-технических, культурных, военных и иных взаимодействий субъектов международной политики.

Международные отношения в начале ХХІ в. характеризуются рядом признаков: отсутствие единого центра власти и управления (международные отношения строятся на принципе полицентризма); рост взаимозависимости и целостности мира; усложнение их структуры, связанное с расширением участников; стихийный, хаотичный и непредсказуемый характер; возрастание роли субъективного фактора (политических лидеров) в реализации основных тенденций мирового развития, роли соглашений и договоров в их урегулировании.

Процесс формирования международных отношений определяется рядом факторов (потребности экономического порядка, географическая и этническая близость, общность исторических судеб, совместная заинтересованность в обеспечении обороны и безопасности и др.).

Реальный политический вес государств и степень их влияния на ход мирового развития напрямую связан с их экономическим потенциалом, уровнем научно-технического и оборонного могущества, информационных возможностей, достижений в социальной сфере, наличии и реализации прав и свобод граждан. Существенным фактором выступает численность населения, размер территории, наличие природных богатств, географическое положение. Важно учесть эффективность проводимой внутренней и внешней политики, степень единения власти и народа и др.

Главными субъектами международных отношений являются национальные государства. Государство – это единственный субъект международных отношений, который обладает суверенитетом.

Второй субъект – международные правительственные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО, МВФ и другие. Сегодня в мире существует более 300 правительственных международных организаций. Международные организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Создаются они, как правило, на основе международного договора, в котором четко определены цели и функции этой организации, а также обязательства её членов.

Третий субъект – межгосударственные объединения – это различные коалиции государств или же интеграционные организации (ЕС, СНГ).

Четвертый субъект – общественные организации и движения (Гринпис).

Пятый субъект – политические и общественные лидеры.

Виды международных отношений: политические международные отношения (дипломатия); экономические и научно-технические виды международных отношений; военно-стратегические международные отношения (Создание различных военных блоков и т. д.); культурные международные отношения (фестивали, конкурсы красоты и т. д.)

Уровни международных отношений: глобальный (отношения между крупнейшими мировыми государствами и системами государств); региональный (отношения между государствами определенного региона); отношения конкретной международно-политической ситуации.

Основные принципы международных отношений зафиксированы в уставе ООН. Главными из них являются: принцип суверенного равенства государств на международной арене; невмешательства во внутренние дела других государств; принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов, принцип мирного сосуществования стран с различным политическим строем, принцип безусловного воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов мировой политики, принцип добросовестного выполнения государствами взятых на себя обязательств.

2. Международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств. В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Она является неотъемлемой составной частью государственной политики. Внешняя политика – это целенаправленная деятельность государств на международной арене. Внешняя политика государства тесно связана с его внутренней политикой. И внутренняя, и внешняя политика служат одной и той же цели – сохранению существующей системы общественных отношений. Поэтому она является лишь продолжением внутренней политики государства.

Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. К ним относятся центральные органы внешнеполитических отношений (глава государства, МИД, парламент), а также зарубежные органы внешнеполитических отношений (постоянные – посольства, консульства, миссии, представительства и временные – делегации, наблюдатели).

Цели внешней политики определяются национальными интересами, т. е. интересами нации – государственно-организационного сообщества как субъекта политики. Национальный интерес вырабатывается посредством механизма представительской демократии, и осуществляется от имени народа государством. К основным целям внешней политики относятся: обеспечение государственного суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности государства; обеспечение благоприятных условий для всестороннего развития страны и проводимого внутриполитического курса; налаживание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и народами; повышение роли и престижа государства на международной арене; участие в решении глобальных проблем современности.

Внешняя политика выполняет следующие функции:

1. охранительная (она обеспечивает сохранение существующей системы общественных отношений от посягательств извне);

2. представительно-информационная (обеспечивает деятельность представительных органов государства за границей, пропагандирует свои экономические и политические приоритеты на международной арене);

3. координационная (координирует деятельность государств по решению глобальных проблем современности);

4. торгово-организаторская (инициирует действия государства по повышению международной конкурентоспособности своей промышленной и с/х продукции).

Внешняя политика реализуется при помощи средств и методов: 1) политические средства (дипломатия) (переговоры, официальные визиты, встречи, дипломатическая переписка, обмен мнениями, участие в международных организациях); 2) экономические средства (внешняя торговля, введение различных экономических санкций, предоставление кредитов и займов, таможенные пошлины, экспорт, импорт и т. д.); 3) информационно-пропагандистские средства (различные формы пропаганды, агитации); 4) военные средства (наличие армии, ее вооруженность). К методам относят также и препятствование развитию внешнеполитической деятельности государств, осуществление полной или частичной блокады, подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ее ведения внешнеполитической обстановки, военное противостояние, силовое давление, возмездие и др.)

3. С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами и как европейская страна с многовековой историей развития государственности.

Основные принципы внешней политики Республики Беларусь были сформулированы на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
в ноябре 1991 г., закреплены в Законе «Об утверждении направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». К ним относятся: соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; достижение реальной независимости и суверенитета государства; отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь; установление и сохранение взаимовыгодных отношений со всеми государ­ствами независимо от их общественного строя и политического режима, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества; приверженность политики последовательной демилитаризации международных отношений, превращение Беларуси в безъядерную зо­ну и нейтральное государ­ство, создание безъядерного пояса в Европе; добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях, включение Беларуси в общеевропейский процесс стабильного и без­опасного развития; создание условий для формирования рыночных структур в Беларуси, для ее экономического подъема; мобилизация усилий мирового сообщества в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; обеспечение экологической безопасности; обеспечение свободного взаимодействия культур на основе преемственности духовных ценностей и национальных идеалов.

Среди внешнеполитических приоритетов РБ можно выделить:

Во-первых, выполнение своих обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружением. Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР, стала участницей всех основополагающих соглашений в области нераспространения ядерного оружия.

Во-вторых, интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Точкой отсчета интеграции Беларуси и России принято считать подписание 2 апреля 1996 г. договора об образовании Сообщества, который вошел в историю как День единения Беларуси и России. Впоследствии сообщество переименовано в Союз (1997), а 8 декабря 1999 г. президентами двух стран был подписан Договор о создании Союзного государства, который, несмотря на имеющиеся разногласия между сторонами, призван активизировать интеграционные процессы.

В-третьих, интеграция с постсоветскими республиками. Беларусь – заинтересованный и активный участник региональной интеграции в рамках СНГ и Евроазийского экономического союза.

В-четвертых, развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами, взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Несмотря на трудности политического диалога с ЕС, Европейский Союз является вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. Республика Беларусь является членом ОБСЕ. Ведутся переговоры по вступлению Беларуси в ВТО. Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия, Польша, страны Прибалтики.

В-пятых, привлечение иностранных инвестиций. Инвестиционный кодекс 2001 г. закрепил стабильную правовую базу деятельности иностранных инвесторов. В стране зарегистрировано около 4 тыс. предприятий с иностранными инвестициями из 83 стран, в первую очередь из США, Германии, Нидерландов, Польши, Великобритании, Кипра, России.

В-шестых, развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Развиваются дружеские политические, торгово-экономические и культурные отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Ираном, Сирией, Кубой, Венесуэлой, Бразилией.

Таким образом, современная Беларусь значительно продвинулась по пути укрепления независимости и доказала способность белорусской нации и ее государственных структур существовать самостоятельно. Особенность внешней политики Республики Беларусь определяется суве­ренитетом государства, геополитическим положением, интеграцией с Россией и многовекторностью взаимоотношений с государствами планеты.

 
4. Геополитика (от гр.geo – земля и politike – поли­тика) – это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучаю­щая связь между землей, географической средой и поли­тикой государств. Она раскрывает зависимость внешней политики государств от их географического (пространственного) расположения. Цель геополитики – разработка геостратегии государства, т. е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности.

Геополитические стратегии базируются на ряде факторов, которые необходимо учитывать и использовать в интересах безопасности государств и достижения их устойчивого развития. Это географические (пространственное расположение страны), экономические (уровень развития, характер и структура экономики, уровень и качество жизни), ресурсные (наличие полезных ископаемых), демографические (численность, плотность населения), этно-национальные (национально-территориальное устройство, отношения между этносами, ментальность, традиции), военно-политические (состояние вооруженных сил, участие в блоках и союзах, политическая система и режим) и другие факторы.

Основными функциями геополитики выступают: теоретико-познавательная (накопление знаний о геополитических факторах, процессах и явлениях), прогностическая (разработка методологии, моделей и методики прогнозирования внешней и мировой политики), аксиологическая (дает оценку характера геостратегических концепций и деятельности, смысла геополитических акций).

Еще в Античности Платон, Аристотель, Гиппократ, Полибий и Страбон высказывали мысли о влиянии климата, почвы, рек, морей на историю общественного развития. Теоретической предпосылкой возникновения геополитики как науки считается географический детерминизм – концепция, объясняющая явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или региона. Эта концепция получила дальнейшее развитие в период великих географических открытий: Ж. Боден (XVI в.) выявил связь между способами властвования и природно-климатическим поясом, где расположено государство. Ш. Монтескье установил зависимость между размером государства и формой правления. Ученые считали, что история любого народа соответствует географическим условиям страны. «Отцом» геополитики считают немецкого географа Ф. Ратцеля, хотя сам этого термина не употреблял. Он писал о политической географии, рассматривая государство в качестве живого организма, укорененного в почве. В его теории пространство представляет собой политическую силу. Ф. Ратцель сформулировал 7 законов развития государств, которые он связывал с экспансией: пространство растет вместе с ростом культуры, торговли, миссионерства и происходит путем соединения и поглощения малых государств более высокими цивилизациями; в своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами. В этом он видел гарантию мощи, суверенитета и безопасности государства, границы которого стали «тесными» в силу исторической несправедливости и сдерживают его развитие.

Термин «геополитика» появился в начале XX в. Впервые в научный оборот его ввел шведский ученый Рудольф Челлен, автор книги «Государство как форма жизни». Государство он рассматривал как «географический организм», и оно должно развиваться в соответствии с правилами борьбы за существование и благодаря естественному отбору.

Продолжателем немецкой школы геополитики стал Карл Хаусхофер. В теоретическом плане он разделил державы на континентальные (сухопутные) и морские, имеющие различные глобальные интересы. Он утверждал, что завоевание новых территорий и есть показатель величия государств, а поглощение мелких государств крупными является важнейшим способом территориального распространения могущества.

Большой вклад в становление геополитики внесла англо-американская школа. Ее теоретик Х. Маккиндер разработал: а) концепцию «великой суши». Он считал, что часть суши, разделенная на Азию, Африку и Европу, представляют собой «мировой остров». Евразия – сердцевина земли (хартленд), вокруг которой разворачивается история человечества. «Кто владеет хартлендом, тот владеет миром»; б) теорию извечного противостояния стран, обладающих сухопутным и морским пространством. Он обосновал геополитические преимущества государств Евразии перед «морскими»; в) сформулировал тезис о том, что в будущем расстановку политических сил в мире может изменить развитие технологий и технический прогресс. Н. Спайкмен был сторонником расширения американского влияния в мире, развивал концепцию доминирования «океанических держав».

Развитие мира после Второй мировой войны изменило геополитические проекты. Некоторые ученые рассматривают международные отношения как многослойные геополитические процессы. Сформировалось геополитическое деление мира на три большие группы стран: «первый мир» – Западная Европа, Северная Америка, Япония, Австралии, т. е. развитые страны с демократическими системами правления и рыночной экономикой; «второй мир» – СССР, Китай, Страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, Куба. Здесь существовали коммунистические политические режимы и плановая экономика. Противостояние между первым и вторым мирами вошло в историю как «холодная война»; «третий мир» – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, поставщики сырья и дешевой рабочей силы, потребители промышленной продукции.

В начале 90-х гг. ХХ в. произошел распад второго мира и его лидера – СССР. Биполярная структура мира завершилась. Некоторые страны (Чехия, Венгрия, Польша) постепенно интегрируются в первый мир, некоторые (Таджикистан, Румыния) провозгласили себя развивающимися странами. В третьем мире выделились новые индустриальные (Южная Корея, Сингапур, Тайвань), а наименее развитые страны Центральной Африки и Азии получили название «четвертый мир».

В начале ХХІ в. геополитическая структура мира меняется. По оценкам многих ученых, мировое сообщество будет многополярным, т. е. имеющим несколько центров силы (США, Европа, Китай, Россия). Однако очевидно стремление США к утверждению однополярного мира. Современные исследователи выдвигают теории столкновения западной и восточной цивилизаций (С. Хантингтон), «золотого миллиарда», выдвигают также «бесполярную» трактовку мира, основанную на гармонии и сотрудничестве, выдвигают модели типа «общеевропейского дома». Часть современных политиков приходит к выводу о формировании более однородной геополитической структуры человечества. Эти и другие современные геополитические теории обосновывают национальные и глобальные интересы государств, их внешнюю политику.

Геополитическое положение Беларуси таково, что она является объектом борьбы за влияние атлантического блока и России, которая не смерилась с поражением и стремиться вновь стать полноценным геополитическим игроком вначале регионального, а затем и континентального порядка. Усилия США и его сателлитов по построению однополярного мира, близость России оборачиваются для республики Беларусь опасностью стать государством-буфером. С другой стороны, существует опасность полностью попасть в сферу влияния Российской Федерации. Республике Беларусь необходимо поддерживать свой суверенитет и государственную безопасность. Только в союзе с другими крупными государствами существует реальная возможность выполнить эти задачи. Скорейшая интеграция стран СНГ в более тесное экономическое, стратегическое, информационное и культурное объединение (аналогичное по параметрам Евросоюзу) является главным условием сохранения основ государственности, территориальной и политической целостности этих держав. Поэтому построение союзного государства с РФ, интеграция стран СНГ, а также новое геополитическое образование – Евразийский Союз – должно осуществляться только на добровольных и равноправных условиях.

Глобализация(«globe» – земной шар) – это процесс постепенного преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя систему взглядов на окружающий мир, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Факторы глобализации:

1. Экономический и производственно-технический. Рамки экономической деятельности выходят за национальные границы, способствуют формированию единого экономического пространства (ТНК и их дочерние предприятия во всем мире).

2. Международные банки, страховые компании и другие ведущие финансовые организации, обладающие возможностью совершить трансферы больших денежных масс из одной страны в другую.

3. Политический – выражается в ослаблении жесткости границ, обеспечении свободы передвижения граждан, товаров и услуг.

4. Социальный. Проявляется в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, преодолении ограниченности, что повышает мобильность людей, способствует международной миграции (в т. ч. беженству).

5. Глобальные торговые сети, связывающие экономическим обменом многие страны, регионы мира и компании, способствуют дальнейшей торгово-экономической глобализации.

6. Информационный. Радикальное изменение средств общения. Компьютерная революция, тесно связанные с нею коммуникационные технологии и мощные информационные потоки привели к возникновению мировой системы производства, распространения и использования информации (Интернет).

7. Культурный. Глобальная переориентация культуры, в которой становятся все более распространенным понятие «глобальная культура»; ориентация на формирование американоподобной социокультурной среды в мировом масштабе.

8. Экологический. Нарастающая угроза мировой окружающей среде, обусловленная все более масштабными и разрушительными воздействиями технологических средств на биосферу земли. Эти и другие глобальные проблемы вызывает интернационализацию действий, всепланитарное объединение усилий для предотвращение экологической и других катастроф.

9. Глобализация конфликтов. В Европе в войнах погибло более 100 миллионов человек (в ХVШ веке – 3 миллиона, В ХІХ – около 10 миллионов человек). В ХХ столетие характеризуется двумя мировыми войнами, революциями, массовым террором, репрессиями и многочисленными тоталитарными режимами.

Существуют различные оценки глобализации: от безусловно положительных оценок и трактовок глобализации как естественного и необратимого процесса (либеральная теория), до безусловно негативных характеристик (антиглобализм).

Последствием процессов глобализации стали так называемые глобальные проблемы. Непосредственно термин появился во второй половине 60-х гг. ХХ в. В довольно короткий срок сформировалась новая система научных знаний о жизненно важных общечеловеческих затруднениях, получившая название глобалистика. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Глобальные проблемы (от лат. g1оbus земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. Характерными чертами глобальных проблем является то, что они: имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории; имеют общечеловеческий характер, т. е. затрагивает интересы всех стран и народов; имеют комплексный, системный характер; постоянно развиваются во времени и пространстве, в результате появляются новые, а некоторые могут и исчезать; неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество; разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т. е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Типы глобальных проблем:

1. Суперглобальные, общемировые, которые связаны с возможностью уничтожения человечества в результате глобального вооруженного конфликта с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического, вирусного, нано-вооружений). Это проблемы предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение, борьба с терроризмом и др.

2. Общечеловеческие социокультурного, гуманитарного плана. Это демографическая проблема, проблемы ликвидации эксплуатации, рабства, голода, нищеты и других форм социального неравенства, развития образования, медицины, ликвидации опасных болезней, искоренение преступности, повышение качества жизни и гарантий прав человека и др.

3. Экологические и ресурсные («общество – природа»). Это экологическая, климатическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная; т. е. проблема использования космоса и мирового океана, предотвращение вредного воздействия НТП и военных испытаний на природу и человека, глобальное потепление, «озоновые дыры», кислотные дожди, аварии на АЭС, вырубка лесов, эрозии почв и др.

Важную роль в формировании концепций мирового развития и решении глобальных проблем сыграли и играют ведущие центры и группы глобалистских исследований (Римский клуб, Институт всемирного наблюдения, независимые международные комиссии и исследовательские группы, комитеты и комиссии ООН и др.). Существуют идеи создания «мирового правительства», «глобального гражданского общества», «всемирного государства», а также концепции «ограниченного роста», «устойчивого развития» (1992) и др.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.011 с.)