Тема 11. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии



БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений идеологии белорусского государства.

2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства.

3. Идеология и экономика. Экономическая политика и ее воздей–ствие на государственную идеологию

4. Идея социального государства и его реализация в законода–тельстве и политике Республики Беларусь.

5. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

1. Определенная система взглядов и идей находит отражение в конституционных нормах. Идеологические установки зачастую пронизывают все содержание любой Конституции. При этом главные свойства Конституции – юридические и политические. Слово «конституция» (от лат. constitutio) – установление, строение. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Это значит, что на ее основе формируется вся система существующего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. В Конституции содержатся, как правило, и ориентиры развития государства и общества.

Возвращаясь к идеологическому свойству Конституции, следует подчеркнуть, что она призвана, во-первых, отражать сложившиеся в обществе отношения, духовные традиции и ценности. Во-вторых, Конституция должна предложить обществу цели и идеалы развития. Конституция обязана аккумулировать духовные ценности общества, помогать их развитию и одновременно отстаивать, защищать. В этом заключается ее не только правовая, но и идеологическая функция.

Нынешняя Конституция Республики Беларусь была принята Верховным советом 15 марта 1994 г. Она отразила изменения, которые произошли в обществе, но несла в себе определенные противоречия. Так, по Конституции утверждался пост Президента, однако явное превышение полномочий оставалось за Верховным Советом, что в итоге привело к конфронтации Президента и Верховного Совета, а затем – к конституционному кризису. Это противоречие было снято республиканским референдумом 24 ноября 1996 г., в результате которого подавляющим большинством голосов избирателей были одобрены дополнения и изменения в Конституцию, предложенные Президентом. При этом содержание Конституции не претерпело серьезных изменений. Дополнения и изменения касались полномочий Президента, структуры и функций парламента, местного управления и самоуправления.

Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь наша страна – это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья закрепляет также принцип суверенитета. Государственный суверенитет – это важнейшее, основное свойство государство, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Однако это не означает, что провозглашенная независимость лишает страну возможностей входить в различные межгосударственные образования. Обладание государственным суверенитетом – это не что иное, как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики.

Государственная власть, обладая полнотой и верховенством, небезгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Поэтому важно помнить, что именно народ является источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении выборов Президента, парламента, местных Советов депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией.

Основы конституционного строя включают в себя: оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека; наличие демократии, которая осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений; реалий правового и социального государства.

В соответствии с Конституцией, Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление.

Демократия – власть народа – не означает жесткий диктат большинства, она предполагает учет мнений меньшинства. Но это отнюдь не означает, что агрессивное меньшинство должно понукать большинством, игнорировать мнение большинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Республика Беларусь – правовое государство. Различают следующие главные принципы правового государства: 1) признание прав и свобод человека; 2) верховенство (господство) права: 3) разделение властей; 4) равенство всех граждан перед законом; 5) наличие и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Все эти черты правового государства реально закреплены в Конституции РБ.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь – важнейший юридический, политический и идеологический документ.

2. Согласно Конституции, человек, его права и свободы, гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.

Права человека – это совокупность норм и принципов, закрепляющих систему политических отношений, которые гарантируют предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Обеспечение прав человека зависит прежде всего от уровня демократичности существующего строя, а также от сложившихся в государстве традиций и обычаев, от наличия определенных ресурсов.

Длительная борьба человечества за реализацию своих прав и свобод сформировала основные их типы.

Гражданские (личные) права – это совокупность прав, присущих человеку от рождения. К гражданским правам относят: право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, неприкосновенности жилища, тайны переписки.

Политические права – это совокупность прав, которые обеспечивают участие граждан в государственном управлении. К ним относят: свободу слова, печати, совести, право на получение достоверной информации, право на объединения, свободу избирать и быть избранным в представительные органы власти, своду союзов, демонстрации и т. д.

Социально-экономические права – это права и возможности граждан в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности. Конституция Республики Беларусь гарантирует право на собственность, свободу экономической деятельности, право на труд, на отдых, защиту от безработицы, выбор профессии, право на коллективное действие по защите трудовых прав, право на жилище, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в культурной жизни.

Культурные и экологические права – это права, которые должны обеспечивать гражданам приобщение к культурным ценностям, здоровую природную среду.

Кроме прав, Конституция Республики Беларусь определяет и обязанности граждан. В частности, они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы, интересы других людей, беречь культурно-историческое, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей и т. д.

Таким образом, государство ответственно перед гражданином за создание условий для достойного и свободного развития личности, а гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

3. Экономика как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно. Она определяет общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов. В то же время для успешного экономического развития большое значение имеет способность политики обеспечивать в обществе легитимное представительство различных групп и интересов, согласование и координацию деятельности многочисленных субъектов.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей. Диапазон экономической политики может быть весьма широким – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею. Экономическая политика включает в себя разные направления: бюджетно-финансовое, денежно-кредитное, инвестиционное, налоговое и др. Каждое из этих направлений представляет собой совокупность идей, принципов, норм и имеет прямую связь с идеологией. В чем конкретно состоит «экономический срез» познавательной и мобилизующей функций идеологии?

Во-первых, выработанная идеология в явных или неявных формах формулирует общую стратегию развития той или иной социально-экономической системы и параметры ее функционирования, что позволяет выработать принципы поведения хозяйствующих субъектов применительно к конкретно-историческим условиям.

Во-вторых, если сформулированная стратегия принимается большинством, то воспринятая идеология служит объединяющей и консолидирующей основой общества. Кроме того, она способствует мобилизации общества на решение поставленных задач, разрешения противоречий, возникающих между субъектами.

В-третьих, идеология выполняет важную коммуникативную функцию, позволяющую создавать общий методический и методологический подход в анализе явлений и процессов. Это обстоятельство позволяет прогнозировать складывающуюся ситуацию, вносить коррективы и делать нормативные выводы более точными и адресными.

В начале 90-х гг. ХХ века Беларусь столкнулась с существенными трудностями в социально-экономической сфере, которые в значительной мере обусловили распад СССР и переход к рыночным отношениям. Однако в качестве перспективной модели наше государство избрало социально ориентированную рыночную экономику. Такой выбор, в отличие от либеральных моделей, не предполагал шоковых методов, несущих, как показала практика ряда стран Восточной Европы, огромные лишения для миллионов людей.

Белорусская модель включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночной экономики, в т. ч. развитие частной инициативы, становление предпринимательства и др., так и специфические черты, которые отражают историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких свойств, как стремление к социальной справедливости, взаимопомощи и коллективизму. Для белорусской социально-экономической модели стали характерны: сильная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; развитие частного сектора в сочетании с государственным и не в ущерб национальным интересам; приватизация, выступающая не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника; интеграция с Россией, формирование Евразийского союза; сильная социальная политика, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Белорусская социально-экономическая модель прошла проверку временем. Она позволила преодолеть глубокий спад производства, избежать социальных потрясений, укрепить государственность и реальный суверенитет страны. Вместе с тем, белорусская социально-экономическая модель выявила ряд серьезных недостатков, выявившихся особенно за последние годы: слабая инвестиционная направленность экономики, медленные темпы модернизации производства, что снижает конкурентоспособность белорусских товаров, проблемы малого и среднего предпринимательства, неэффективное расходование государственных средств. Эти и некоторые другие недостатки вкупе с последствиями мирового экономического и финансового кризиса привели к тому, что основные положения Программы социально-экономического развития страны на 2011–2015 гг. оказались не выполненными. Например, прирост внутреннего валового продукта за пятилетие оказался ниже запланированного. Число убыточных предприятий в промышленности к концу 2015 г. составило почти 35% от их общего количества. Впервые наблюдается определенное ухудшение благосостояния основной массы населения. Совершенно очевидно, что необходимо принять существенные меры по оживлению экономики. Многие экономисты приходят к выводу о необходимости усиления роли государства в первоочередном порядке в качестве прямого источника конечного спроса. По их мнению, следует развернуть финансирование кризисных программ, ориентированных как на развитие инфраструктуры, так и на технико-технологическое обновление производства и его реконструкцию. Вместе с ростом промышленного производства можно будет добиться повышения массового платежеспособного спроса населения. Это же послужит основой для расширения налоговой базы, роста стабильности доходов бюджета, не зависящих от конъюнктуры мировых рынков. Идеологическая составляющая должна в этих условиях сыграть мобилизующую роль в решениях этих непростых задач. Но важно, чтобы государственная идеология, ее аппарат не уходили от острых проблем, волнующих все общество.

4. Республика Беларусь – социальное государство. Как правило, в литературе выделяют следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в социальном государстве индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного прожиточного минимума. Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, образование, выбор профессии, охрану здоровья и др. Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. Но социальное равенство не означает социальную уравниловку. Речь идет про обеспечение равных возможностей человека. В этих целях государство использует различные средства – правовые, экономические, организационные и др. В социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счет которых она формируется. Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в т. ч. возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Статья 21 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». Органы государственной власти Беларуси осуществляют широкий комплекс мер по всем направлениям социальной политики. С целью обеспечения достойного уровня жизни всех граждан в республике разработана система социальных стандартов, включающая в себя 44 норматива по жизненно важным благам, доступность которых для всех в состоянии обеспечить наше государство. Эти стандарты определяют виды и уровень услуг в области образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания.

Совершенствуется система адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан, принимаются меры для перехода к страховым принципам назначения трудовых пенсий и пособий по безработице, реализуется программа активной политики на рынке труда. Это особенно важно в условиях непрекращающегося мирового экономического кризиса, последствия которого ощущает наша страна. Однако важно отметить, что уровень и качество социальной политики во многом зависит от достижений экономики.

5. Межнациональные отношения в Республике Беларусь характеризуются стабильностью, отсутствием конфликтов и столкновений. Это объясняется проводимой государством эффективной национальной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями, мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории страны. По данным переписи 2009 г. в Беларуси проживают представители более 130 национальностей. К белорусам относят себя 83,7% жителей страны. К русским – 8,3%, полякам – 3,1%, украинцам – 1,7%, другим национальностям – 0,6%. Конституция и законодательство Республики Беларусь признают существование национальных общностей как составной части белорусского народа. В соответствии со ст. 14 Конституции РБ государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Ст. 15 предусмотрено, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси.

К числу основных законов, регулирующих межнациональные отношения в стране, относятся Законы Республики Беларусь «О гражданстве» и «О национальных меньшинствах». В частности, Закон «О национальных меньшинствах» направлен на создание условий для свободного развития национальных меньшинств, а также на защиту их прав и законных интересов. Кодекс об образовании и Закон «О культуре» предоставляет национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также возрождению национальной культуры и традиций.

Национальный язык наравне с другими признаками (культурой, территорией, самосознанием) является отличительной характеристикой определенной этнической общности. Вместе с тем в мире существуют примеры, когда несколько этнических общностей используют один язык, хотя и с разными диалектами. Встречаются случаи, когда представители одной нации разговаривают на нескольких языках.

Следует иметь в виду, что значительная часть граждан Беларуси считает своими родными языками и белорусский, и русский. Именно поэтому согласно Конституции (статья 17) государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

Национальная политика Республики Беларусь основана на понимании белорусской нации прежде всего как согражданства, а не этнической общности. Приоритет в деятельности соответствующих государственных органов Республики Беларусь получают проекты, программы и мероприятия, носящие межкультурный характер, направленные на осуществление и развитие межнационального диалога. Так, например, в Гродно регулярно проводится Фестиваль национальных культур, участие в котором принимают представители многих национальностей, проживающие в Беларуси. Органы власти Республики Беларусь стремятся к сохранению межнационального доверия, поддерживают цивилизованные формы диалога в данной сфере общественной жизни. Общественное согласие – бесценное духовное богатство страны, которое необходимо всячески укреплять.

В современном мире взаимоотношения государства и церкви строятся по различным моделям. В модели светского государства реализуется идея юридического отделения церкви от государства, согласно которой церковь является частной организацией, не имеющей никаких государственных функций, а государство не вмешивается в дела церкви. В светском государстве действует принцип свободы совести, который означает права человека свободно выбирать свои убеждения, в т. ч. исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В Конституции Республики Беларусь не говорится об отделении церкви от государства, специально не подчеркивается в ней и то, что наше государство является светским. Однако светский характер белорусского государства определяется рядом статей Основного закона. Одна из них запрещает установление идеологии религиозных объединений в качестве обязательной для граждан. В другой устанавливается равенство религий и вероисповеданий перед законом. В ней определяется также, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Еще одна статья гарантирует право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии. Все эти положения и предопределяют светский характер белорусского государства.

Вместе с тем Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. Здесь действуют (по состоянию на 01.01.2015 г.) 25 конфессий, 3374 религиозных общины, 157 религиозных организаций общеконфессионального значения (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). Данные социологических исследований показывают, что верующими себя считают около 50% взрослого населения страны.

В Беларуси наблюдается высокий интерес к традиционным конфессиям. Белорусская православная церковь охватывает около 80% всех верующих. Ежегодно по распоряжению Главы государства выделяется значительная сумма на нужды православной церкви.

Второй по количеству верующих занимает Римско-католическая церковь (РКЦ). Белорусские официальные лица постоянно обращают внимание епископов РКЦ на необходимость принятия конкретных действий по обеспечению приходов священнослужителями из числа граждан Беларуси. В настоящее время 2/3 священнослужителей Костела уже составляют граждане Республики Беларусь.

В Беларуси действуют протестантские религиозные общины. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и др. В Беларуси функционируют также иудейские религиозные общины и мусульманские общины.

Политика белорусского государства в сфере религии направлена на практическую реализацию соответствующих конституционных положений. Весь комплекс существующих в этом деле вопросов регулируется Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» Данный правовой акт упорядочивает деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации, дифференциации их статуса согласно организационным и уставным формам, вплоть до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения законодательства. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для целей, ради которых они созданы.

Вместе с тем в полном соответствии с Конституцией Закон исходит из права государства выбирать себе среди религиозных организаций партнеров для сотрудничества. Это соответствует и европейской правовой традиции, согласно которой государство выделяет исторически традиционные для данной страны конфессии и оговаривает право государство на преимущественное сотрудничество именно с ними.

Таким образом, конфессиональная политика РБ сохраняет свойственные белорусам традиции веротерпимости, свободолюбия и толерантности, о чем свидетельствует бесконфликтный характер религиозный жизни в многоконфессиональной стране. Изложенная совокупность идей, ценностей, принципов и целей в Конституции вряд ли воспринимается большинством граждан Беларуси как идеология. Тем не менее, она изначально есть результат осознанного выбора народа. Данное обстоятельство отнюдь не освобождает белорусское сообщество от необходимости сознательно воспроизводить и обновлять эти ценности и принципы вновь и вновь. В противном случае идейно-ценностная скрепа общества будет подвергаться естественной эрозии, что чревато распадом и самого общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2012. – 48 с.

2. Лукашенко, А. Г. О судьбах нашей интеграции / А. Г. Лукашенко // Известия. – 2011. – 19 окт. – С. 1–5.

3. Лукашенко, А. Г. Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь: Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании / А. Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. – 2010. –7 дек.– С. 1–9.

4. Лукашенко, А. Г. Обращение с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http: www.president.gov.by/. – Дата доступа: 29.04.2015.

5. Ачкасов, В. А. Сравнительная политология: учебник / В. А. Ачкасов. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

6. Бабосов, Е. М. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2012. – 212 с.

7. Бабосов, Е. М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2008. – 488 с.

8. Белорусский путь / под ред. О. В. Пролесковского и Л. Е. Криштаповича; Информ.-аналит.центр при Адм. Президента Респ. Беларусь. – Минск: [б.и.], 2010. – 495 с.

9. Мельник, В. А. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В. А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2011. – 343 с.

10. Мельник, В. А. Политология: учебник / В. А. Мельник. – 6-е изд. – Минск: Выш. шк., 2008. – 543 с.

11. Основы идеологии белорусского государства: практикум: учеб. пособие / Я. С. Яскевич, Д. В. Белявцева. – Минск: Экоперспектива, 2011. – 144 с.

12. Политология. Практикум: учеб. пособие / Н. П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 256 с.

13. Политология: учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие для вузов / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: Аверсэв, 2003. – 463 с.

14. Политология: учеб. пособие / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. – Минск: РИВШ, 2012. – 256 с.

15. Политология: хрестоматия: учеб. пособие: в 2 ч. / сост.: Н. А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – Ч. 1: Теория, история и методология политической науки. – 327 с.

16. Политология: хрестоматия: учеб. пособие: в 2 ч. / сост.: Н. А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – Ч. 2: Политические институты и процессы. – 342 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………….  
Тема 1 Политика как отрасль научного знания и учебная дисциплина………………………………………………………….  
Тема 2 Политическая власть и политическая система……………..  
Тема 3 Государство как основной институт политической системы общества………………………………………………..  
Тема 4 Институты государственной власти………………………..  
Тема 5 Политические процессы и политические партии………….  
Тема 6 Представительство и выборы………………………………  
Тема 7 Международные отношения и внешняя политика………  
Тема 8 Идеология и ее функции……………………………………  
Тема 9 Основные идеологические концепции современности  
Тема 10 Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства…………………  
Тема 11 Политика и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства…………………………………..  
Литература………………………………………………………………  

 

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.037 с.)