Тема 6. Представительство и выборы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Представительство и выборы



1. Роль выборов в политической системе общества.

2. Избирательное право, его основные принципы и виды.

3. Понятие и типы избирательных систем.

4. Избирательная система Республики Беларусь.

5. Референдум как институт демократии.

1. В современных политических системах выборы стали неотъемлемым атрибутом общественно-политической жизни, хотя еще каких-нибудь 100 лет назад абсолютное большинство политических руководителей были не избираемы, а население не обладало правом на политическое волеизъявление. Теперь же в ыборы довольно стандартная процедура, регламентированная законом, при помощи которой определяются конкретные исполнители из числа претендующих кандидатов на ключевые роли в государстве. При помощи выборов формируются органы государственной власти и определяется политический курс страны, в результате их избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.

Выборы всегда связаны с голосованием, однако голосование не всегда является выборами. Голосование это один из элементов процедуры выборов, в то время как под выборами понимается периодический процесс избрания высших государственных органов (например, парламента) или должностей (например, президента).

Существуют разные виды выборов: очередные – проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа; досрочные – проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц; выборы депутатов в порядке ротаций – могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом; дополнительные выборы (довыборы) – назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа; повторные выборы – проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии. Существуют общенациональные (президентские и парламентские выборы), выборы в органы местного самоуправления, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судей, присяжных и др.). Выделяют также альтернативные (в списке несколько кандидатов) и безальтернативные выборы, прямые и косвенные (многоступенчатые). По своей сути выборы являются источником власти народа, реализации народом своих властных полномочий через избранных представителей. Для современных демократий выборы являются кульминационной точкой политической жизни страны. Они подводят своеобразный итог предыдущему периоду правления, через выборы граждане выражают свою поддержку или неприятие курса, проводимого политическим руководством, они приводят к смене политических элит и способствуют обновлению руководящих кадров, создают у людей впечатление сопричастности к жизни своей страны и возможности влиять на свое будущие.

Естественно выборы несут на себе отпечаток различных форм политических систем и государственного устройства, присущих тому или иному государству. В каждой отдельно взятой стране они имеют свои специфические особенности, характерные только для нее. Между тем любые выборы обладают рядом схожих черт, которые предстают в виде функций выборов. К основным функциям выборов можно отнести следующие: артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения; интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли; легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п.; расширение коммуникаций между институтами власти и гражданами; контроль над конфликтами, перевод политических конфликтов в общественно приемлемые формы; мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач; политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия; генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ; конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства; рекрутирование политической элиты, выборы – это способ смены элит мирным путем; контроль за институтами власти и др.

Термин «абсентеизм» обозначает равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выраже­ние абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня. Причины неявки избирателей на выборы могут быть самыми разными: снижение роли парламента в политической жизни, разочарование в деятельности властей, тяжелые экономические условия жизни в стране, низкий уровень политической культуры населения. Некоторые избиратели не приходят на выборы из-за своей аполитичности, безразличия к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если их устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может выступать и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил.

Таким образом, выборы – это своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь могут существовать ложь, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны лишь тогда, когда в стране действует избирательное право как система законов, регулирующих процедуру выборов.

2. Избирательное право как таковое принято делить на субъективное и объективное. Под субъективным избирательным правом подразумевают право гражданина избираться или быть избранным, под объективным – совокупность норм избирательного права, определяющих характер и регулирующих избирательный процесс в стране. Остановимся более подробно на каждом из них.

Субъективное избирательное право принято подразделять на активное и пассивное. Активное избирательное право – этот возможность индивида участвовать в формировании органов государственного управления, т. е. право избирать. Для того что бы активное избирательное право было признано демократическим, оно должно соответствовать нескольким основополагающим принципам.

1. Всеобщности – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют право на участие в выборах (на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве кандидатов в органы власти). Однако на практике с помощью цензов (установленных законом норм, которые ограничивают участие в выборах различных категорий граждан) выполнение этого принципа в полном объеме не соблюдается. Ограничивается возраст избира­телей, есть цензы дееспособности, оседлости (Франция – 6 месяцев, США – 30 дней), имущественные, гражданский (участвуют только граждане), служебный (ограничивает участие в некоторых странах военных, спецслужбы). В истории становления избирательных прав существовали и другие виды цензов: имущественный, образовательный, расовый, гендерный и т. д.

2. Равенства – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя.

3. Тайны голосования – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Контроль за волеизъявлением граждан в процессе голосования запрещен. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа.

4. Непосредственного голосования – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов.

5. Добровольности (свободы) – избиратель сам принимает решение участвовать ему или не участвовать в выборах и за кого отдать свой голос в случае участия.

Что касается субъективного пассивного избирательного права, то в части принципов основным является принцип равенства, предполагающий, что все кандидаты имеют равные возможности в процессе выборов, и принцип всеобщности, подразумевающий, что любой гражданин может претендовать на занятие выборной государственной должности.

Таким образом, можно отметить, что основная задача избирательного права создать предельно прозрачные и понятные правила проведения выборов в стране, а также максимально способствовать реализации права граждан на участие в политической жизни своей страны на практике.

3. Как уже говорилось выше, избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Конкретное наполнение эти принципы и нормы получают через избирательную систему, которую можно охарактеризовать как совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимацию органов государственной власти.

На сегодняшний день в мире существует два основных типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная. Кроме того, довольно часто используются смешанная и консенсусная системы, однако поскольку они могут рассматриваться как модификации первых двух, будет уместно рассмотреть вначале подробно основные типы.

Мажоритарная система (происходит от лат. major – больший, старший) – это такая система, при которой территория страны делится на избирательные округа и победителем признается кандидат, набравший большинство голосов по округу, где он баллотируется. Все остальные кандидаты, независимо от того сколько голосов они набрали, никаких мандатов (от лат. mandatum – поручение т. е. документ, удостоверяющий законность представительства) не получают.

В зависимости от того, какое количество голосов необходимо набрать для победы, мажоритарные системы делятся на системы абсолютного и относительного большинства. Система абсолютного большинства предусматривает, что для признания кандидата победителем ему необходимо набрать более половины, т. е. 50% +1 голос избирателей. Системы абсолютного большинства чаще используются на президентских выборах в странах с президентской формой правления. При данной системе зачастую ни один из кандидатов не набирает более половины голосов по итогам голосования, поэтому предусматривается проведение второго тура голосования. В системе относительного большинства для победы кандидату необходимо набрать больше голосов относительно других претендентов. Это может быть и менее половины голосов избирателей, главное – что бы было больше, чем у других кандидатов. Голосование при такой системе всегда проходит в один тур, так как понятно, что победитель будет выявлен сразу. Система относительного большинства действует в таких странах как США, Великобритания, Канада, Япония и др.

Достоинством мажоритарной системы являются: универсальность и простота в применении, учет мнения избирателей, определенного избирательного округа, она позволяет персонифицировать выборы, обратить внимание избирателей на профессиональные и личные качества кандидатов, гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями, обеспечивает большую стабильность в работе парламента.

Основным недостатком мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Здесь может практически теряться воля 49% избирателей. Она сужает возможности небольших общественных объединений провести своих представителей. Не исключена возможность манипулирования мнением избирателей.

Суть пропорциональной избирательной системы состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на общенациональном уровне. При данном типе системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за парию или избирательный список. Каждая партия или избирательны блок, участвующий в голосовании, составляет свой список, где фиксирует имена кандидатов, которые в случае победы получат депутатские места.

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие – в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободное распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый из­бирательный порог (квоту). Чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее установленного процента от общего количества голосов из­бирателей и в итоге преодолеть определенный барьер. Достоинства этой системы: она стимулирует многопартийность. Более адекватно отражает фактическое соотношение политических сил в стране, отражает политическую волю избирателей. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии всего населения.

В качестве недостаткапропорциональной системы можно рассматривать то, что она не всегда даёт возможность избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, ее программу, и голосует за партийный список в целом. Обеспечивая представительность мелких партий, эта система, если в пар­ламенте представлено около десятка таких партий, формирует нестабильное правительство (Италия). Депутаты зависят от своих партий, а не от избирателей.

Как уже говорилось выше, кроме двух основных систем применяются различные модификации мажоритарной и пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, обычно в такой системе половина парламента избирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе.

4. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь ее граждане имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Прямыми являются все выборы в Беларуси, за исключением выборов в Совет Республики Национального собрания, который формируется путем косвенных выборов. Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Правовую основу избирательной системы РБ составляют Конституция Республики, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей. Закон предоставляет право высшему партийному органу одновременно выдвинуть кандидатов во все 110 избирательных округов по выборам депутатов Парламента при условии, что партия зарегистрирована Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, и имеет на территории избирательных округов нижестоящие структуры. При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета – не менее 20 избирателей.

Выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей могут избиратели в трудовых коллективах, насчитывающих не менее 300 работающих, а кандидатов в депутаты соответствующих местных Советов – такое же количество избирателей, как и при сборе подписей.

Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

Депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями. Процедура отзыва детально раскрывается в Избирательном кодексе.

4. Референдум – народное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Плебисцит – то же, что и референдум, но обычно это голосование по наиважнейшим, судьбоносным для страны вопросам (о территории, государственном устройстве).

Референдум – элемент прямой демократии. Впервые в истории он был проведен в Швейцарии в 1439 г.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 73–78), для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы (народное голосование). Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению обеих палат парламента – Палаты представителей и Совета Республики – либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска. Дата про­ведения референдума устанавливается не позднее указа Президента о назначении референдума. Местные референдумы назначаются местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. По силе принимаемых решений могут быть обязательными и консультативными. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

В 1991 г. проводился референдум по вопросу о сохранении СССР (76% проголосовало за). В 1995 г. – о статусе русского языка, об установлении новой символики, о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета, об экономической интеграции с Россией. В 1996 г. – о переносе дня независимости на 3 июля, о новой редакции Конституции РБ, о свободной без ограничений купли и продаже земли, вопрос об отмене смертной казни. Приняты решения по двум первым вопросам. На референдуме 2004 г. изменения коснулись ст. 81 Конституции РБ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.239.181 (0.019 с.)