Тема 1. Политология как отрасль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политология как отрасль



УДК 32.01(042.4)

ББК 66я7

 

ISBN © УО «Белорусский государственный

технологический университет», 2016

© Козляков В. Е., Крючек П. С.,

 
Острога В. М. 2016

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профес­сиональных личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональных навыков как интегрированного результата образования в вузе.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла обязательный модуль «Политология» занимает свое особое место. Модуль включает обязательные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства».

Основные цели изучения обязательного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

• развитие у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

• формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

• создание прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения обязательного модуля «Политология» является развитие у студента предметных и операциональных компетенций.

Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

• основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;

• специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

• сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;

• систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;

• основные категории теории идеологии;

• мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

• роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.

Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

• анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;

• оценивать перспективы развития современных политических процессов;

• участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

• применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

• анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

• обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;

• проявлять качества идеологической толерантности.

Данный текст лекций предназначен для подготовки к семинарским занятиям и экзамену студентов химико-технологических, инженерно-технических и экономических специальностей БГТУ.

Содержание текста лекций соответствует типовой программе курса обязательный модуль «Политология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30 июня 2014 г., регистрационный номер № ТД-СГ.022/тип.

 

 
 


НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Политология как наука и учебная дисциплина. Функции, методы и категории политологии.

2. Политика как общественное явление и объект изучения.

3. Основные этапы развития политической мысли в мире и Республике Беларусь.

1. Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (слово возникает в средине I тыс. до н. э. и означает государственные, общественные дела), производного от названия древнегреческого города-государства – polis, и logos – разум, учение. Автором первого из них является древнегреческий философ Аристотель, второго – Гераклит.

Политологию, как особую сферу социальности, под специфическим углом зрения изучают политическая философия, политическая история, политическая социология, психология, география и др.). Политология – это интегральная система научного знания о политике в отличие от частных политических дисциплин. Она рассматривает политический процесс в целом, во всем его многообразии. Политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти.

Объектом изучения является политическая действительность или политическая сфера общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами, предметом – феномен политической власти, закономерности ее становления, функционирования и изменения.

Политология предстает перед нами в двух качествах: как наука и учебная дисциплина. Как наукаона исследует политические явления, процессы и отношения в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности и представляет собой совокупность теоретических (фундаментальных, академических знаний, т. е. это теория, законы, принципы, методология и методы исследования) и прикладных (технологических, имеющих непосредственно-практическую направленность: рекомендации участникам процесса, советы, прогнозы) знаний. Как учебная дисциплина она базируется на политологии–науке, но решает иные задачи: призвана осуществлять политическое образование и воспитание членов общества, позволяет человеку овладеть систематизированными политическими знаниями, навыками и умениями.

Политология имеет свои закономерности, которые отражают объективно повторяющиеся связи и отношения политической действии–тельности, наиболее существенные и устойчивые тенденции развития: общесоциологические (законы взаимодействия политики и экономики, возрастание роли народных масс в историческом процессе и др.) и специфические (взаимосвязь внутренней и внешней политики, цикличность политических режимов и элит).

Социальная роль политологии определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе. Прежде всего, это теоретико-познавательная (суть в наиболее полном и конкретном познании политической реальности); описательная (предполагает накопление, описание и изучение политических фактов, ситуаций), объясни–тельная (помогает понять сущность явлений и тенденций), оценочная (направлена на оценку соответствия деятельности политической системы и ее институтов ожиданиям, интересам и потребностям членов общества), прогностическая (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическая (рекомендации о деятельности в сфере политики); идеологическая (осуществляет выработку, обоснование и защиту определенного политического идеала), воспитательная (политология способствует формированию политической культуры граждан) и др.

Политология, как и всякая наука, имеет свои понятия и категории. Понятия – это слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных свойств, признаков и отношений. Катего–рии – это наиболее общие понятия, посредством которых выражаются законы. Их можно разделить на три группы: общие для всех гуманитарных наук (общество, народ, политика, власть, революция), частные, которые составляют основу социально-политических теорий и дисциплин (власть, демократия, революция, партия) и специфические, которыми пользуется преимущественно политология (политический процесс, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политический конфликт, популизм и др.).

Каждая наука, кроме содержательной части, имеет свой инструментарий. Он включает в себя совокупность методов, с помощью которых ученые изучают конкретные явления и делают соответствующие выводы и рекомендации. Например, общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), общенаучные (системный и комплексный подход, моделирование), а также методы общей политологии (структурно-функциональный, исторический, нормативно-ценностный) и методы прикладной политологии (политический мониторинг, прогнозирование, контент-анализ, бихевиоризм, метод оценки и упреждения рисков, разработки и принятия решений).

Политология как самостоятельная научная дисциплина сложилась в конце XIX – начале ХХ в. В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра «История и политическая наука», где Фрэнсис Лейбер начал читать курс политической теории. В 1880 г. основана Высшая школа политической науки и введена система подготовки науч–ных кадров с защитой диссертаций, изданием научных трудов. 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникла и в Западной Европе (политические школы во Франции в 1871 г. – при Парижском и в Англия 1895 г.– при Лондонском университетах). В 1949 г. была создана международная ассоциация политической науки. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран – членов ЮНЕСКО. В настоящее время политология относится к числу престижных и значимых гуманитарных наук.

Политология вобрала в себя многолетний опыт препо­давания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая свой госу­дарственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

2. В первобытном обществе не было политики, политических учреждение и организаций, т. к. оно было социально однородным. Политика своим происхождением обязана государству, появлению в обществе по мере усложнения его структуры противоречивых интересов, классов, когда возникает объективная потребность в регулировании социальных отношений.

Слово «политика» многозначное. В Античности Аристотель называл политику высшей формой человеческого общения, которое служит достижению общего блага и счастливой жизни. Это деятельность по управлению государственными делами. Демокрит и Платон называли политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных и мудрых людей. На Западе в качестве главного содержания политики понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, прежде всего сфера властных отношений. Некоторые исследователи рассматривают политику прежде всего как сферу взаимодействия государства, политических партий и других политических институтов и структур. В современной политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления: экономические, правовые, этические, антропологическое, конфликтные и др.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами людей и ставящее своей целью борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Ядром политики, ее первоосновой и сутью политических отношений является власть, борьба за ее завоевание, удержание и использование.

В структуру политики входят: субъекты, т. е. носители целенаправленного политического действия, объекты, т. е. основные сферы жизни общества, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие, политический интерес, т. е реальные причины, побудительные мотивы политической деятельности; политическое сознание (совокупность идей, взглядов, мнений, определяющих политическую деятельность); политические институты (госорганы, политические партии, средства массовой информации); политическая деятельность (воплощение активности субъектов политики); политические отношения (характер взаимосвязей между субъектами политики).

Функции политики, т. е. ее социальная роль: обеспечение общественного порядка, определение целей для всего общества, выработка приемлемых решений для всего общества, организация и мобилизация граждан по реализации поставленных задач, распределение материальных благ, предотвращение, регулирование и разрешение конфликтов и др.

Политика – многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований.

1) По направленности различают внутреннюю (деятельность по регулированию жизни общества) и внешнюю (деятельность государства на международной арене).

2) По сферам общественной жизни (экономическая, социальная, правовая, денежная, молодежная и др.).

3) В зависимости от уровней (международная, государственная, региональная, местная).

4) По критерию масштабности: стратегическая (выбор наиболее значимых целей и приоритетов развития) и тактическая (практическая деятельность, намеченная на реализацию поставленных целей).

5) По содержанию и характеру бывает прогрессивной и реакционной, реалистической и волюнтаристской и др.

3. Политическая мысль зародилась и стала развиваться в период возникновения первых рабовладельческих государств Древнего Востока. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, т. е. господствовали представления о божественном происхождении власти и общественного порядка. Примерно со средины I тыс. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые концепции, носящие философско-этическую форму (на Востоке это связано с именем Конфуция, на западе – с греческой философией). Изучением политики, поисками моделей идеального государственного устройства занимались такиеантичные ученые, как Платон и Аристотель. Политика, по определению Платона, царское искус­ство, требующее знаний по управлению людьми. Платон предлагал деление общества на сословия: а) мудрецы-философы, которые должны управлять государством; б) воины (стражи), которым надлежит охранять его от внутренних и внешних врагов; в)трудящиеся, работники, которые должны поддерживать государство, создавая материальные блага. Аристотель полагал, что лучшими формами государственного устройства являются полития (правление средних слоев общества), аристократическая республика и монархия, худшими – тирания (держится на вероломстве и насилии), олигархия (правление немногих богатых) и демократия (ведет к своеволию и безначалию). Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппа­рат), а также управление самим государством. Государ­ство он определял как общение подобных друг другу лю­дей ради достижения лучшей жизни. Древнеримский мыслитель Цицерон в государстве видел «дело народное», выражение общего интереса и справедливости. Он стоял у истоков идеи правового государства.

Своеобразие средневековой политической мысли (конец V – XV в.) – заключалось в большом влиянии на духовную жизнь общества религии и церкви. Ее притязания на участие в государственной власти одним из первых пытался обосновать Аврелий Августин Блаженный в своем труде «О граде божьем и о граде земном». Он считал, что для того, чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Виднейшим идеологом католицизма был Фома Аквинский. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Бо­гом. Божьей воле он приписывал и существование монар­хии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому дол­жны подчиняться все, в том числе и монархи.

В эпоху Средневековья начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их появление связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского, взгляды которых были проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и направлены на укрепление единства русских земель под властью князя, осуждение братоубийственных междоусобных войн, которые ослабляли земли перед нашествием иноземных завоевателей.

Период Возрождения(XIV–XVI вв.) характеризовался разложе–нием феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманисти­ческие (человеческие) ценности: стремление к земному бла­гополучию, право человека на свободное развитие и прояв­ление творческих способностей и т. д. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной поли­тической науки был Н. Макиавелли, который заложил основы рационально-критическому исследованию политики как общественного явления и считал, что только знания о политике, основанные на изучении реальной действительности, полезны человеку, обществу и государству, помогают совершенствовать жизнь и отношения между социальными субъектами. В сочинении «Государь» он противопостав­лял теологической (религиозной) концепции теорию свет­ского (нерелигиозного) государства (также вводит сам термин «государство»). Основной функцией государя он считал создание сильного централизованного государства. Рассматривал вопрос средств и методов властвования, останавливался на личных качествах государя.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский, Л. Сапега и другие мыслители. В своих работах Ф. Скорина отстаивал идеи патриотизма, общего блага, соблюдения законности, осуждал деспотизм феодалов, выступал за просвещенное правление. В «Песне о зубре» Н. Гусовского звучат идеи патриотизма, призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, антивоенный пафос. С. Будный в произведении «О светской власти» выступал с критикой существующего строя, требовал равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия. Л. Сапега был одним из авторов-составителей ІІІ Статута ВКЛ. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если не будет опираться на право и жестко ограничивать свою деятельность законами.

Политические учения Нового времени (XVII–ХIХ вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных порядков и учреждений. Трансформируются политические системы западных стран, в массовом сознании укореняются идеалы политической и экономической свободы, социального равенства и справедливости, демократического участия. Возрастает спрос на научные знания о государстве и его институтах, рациональных формах и методах правления, политическом представительстве интересов. Политическая мысль сфокусировалась на естественных правах человека, происхождении государства и взаимодействии его институтов, обеспечении политического равноправия и социальной справедливости, взаимодействии личности и государства, правового регулирования и демократического переустройства общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант, К. Маркс и др.). В этот период разрабатываются теория правового государства и гражданского общества, высказываются идеи деления государственной власти на ветви и др. Теория «естественного права» была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой, выступала за законодательное закрепление свобод, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д. Согласно теории «общественного договора», государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных лю­дей, должно было обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В период Нового времени зарождаются идеологии либерализма, консерватизма и социализма. Влияние марксистских идей, идеологии либерализма, крестьянского социализма сказалось на развитии политической мысли в России и Беларуси.

В 20-е гг. ХХ в. начался новейший этап в истории западной политической мысли. Именно с этого времени стали формироваться современные направления в западной политической науке. Под ними следует понимать проблемы, поставленные политологами в разные периоды ХХ в. и являющиеся предметом изучения в настоящее время. Это: механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений; поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании; процесс формирования политических установок и общественного мнения; механизм формирования и функционирования по­литических партий и общественно-политических органи­заций; деятельность государства и проблема бюрократии; сущность, функции и формирование политической культуры и др.

Одно из ведущих мест в современной политологии занимает социологическое направление, представители которого изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов (М. Вебер, М. Дювержье и Э. Дюркгейм). В рамках социологического направления В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс разработали классические концепции элиты. К этому направлению можно отнести и теорию «заинтересованных групп» или «групп давления», которые осуществляют давление на власть с целью заставить ее подчиниться воле группы (А. Бентли).

Вторым существенным направлением является институционализм (М. Ориу, М. Острогорский, М. Дюверже, Михельс), в основе которого лежит анализ политических институтов, партийных и избирательных систем. Основным понятием исследований является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности.

В основе взглядов, составляющих концепцию политического плюрализма, лежат положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезают, а вместо них существуют различные взаимодействующие слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы.

После Второй мировой войны получила широкое развития теория демократии, разработанная французом А. де Токвилем. В рамках этой теории сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Разработке теории международных отношений большое внимание уделено в работах французского мыслителя Р. Арона. Им сформулирован ряд известных теперь идей относительно сущности международных отношений применительно к социально-политическим и научно-техническим реалиям современной эпохи. Тенденции общественных изменений анализируются в теориях индустриального и постиндустриального общества (У. Ростоу, Д. Белл). Ведущимишколами современной зарубежной политической науки являются англо-американская, итальяно-французская, немецкая и польская.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Ресурсы, процесс и виды власти. Легитимность и эффективность власти.

3. Политическая система: понятие, структура, функции. Типы политических систем.

4. Основные направления развития политической системы в Республике Беларусь

5. Политический режим: понятие, типы, сравнительный анализ.

1. Власть является ключевой категорией политологии. Она существует везде, где есть устойчивое объединение людей, т. е. в семье, в коллективах, в различных учреждениях. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и самоорганизации. Когда мы говорим о государственной власти, имеем в виду политическую власть. Политическая власть – способность и возможность субъекта диктовать свою волю в политике объекту, используя различные государственно-правовые средства и методы.

Отличительными признаками и чертами власти являются: верховенство, т. е. обязательность решений для всего общества; суверенитет – независимость власти, наличие воли – осознанной политической цели, программы и готовность ее выполнять, авторитет – общепризнанное влияниесубъекта во всех сферах общественной жизни, принуждение (насилие) как средство осуществления власти.

В структуре политической власти выделяют следующие элементы: субъект власти, объект, источники, ресурсы, и функции. Субъект – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало власти (им может быть правящая элита, лидер, социальная общность, политический институт). Объект власти тот, кто подчиняется, кем руководят субъекты. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит (выборы, харизма, традиция (наследование), деньги, революция, переворот).

Политическая власть выполняет определенные функции: господство – подчинение одних групп, классов другим; руководство – определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества; управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений; контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Мотивация (природа подчинения) достаточно сложна. Готовность к подчинению зависит от множества факторов. Это могут быть и средства воздействия, используемые субъектом власти (т. е. страх, вызываемый угрозой санкций), и заинтересованность в исполнении приказов, авторитет субъекта власти и т. д. Одним из мотивов подчинения может быть привычка, или обычай повиноваться. Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному выполнению распоряжений, делают излишним применение негативных санкций.

2. Под ресурсами власти подразумеваются все те средства, которые использует субъект власти для навязывания своей воли объекту. Обычно выделяют четыре вида ресурсов власти: экономиические – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления (материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые); социальные – способность повышения или понижения социального статуса объекта властных отношений; культурно-информационные – знания и информация, а также средства их распространения и получения; силовые (принудительные) – институты физического принуждения (милиция, армия, суд). Власть обычно применяет ресурсы в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью процесс властвования. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами и механизмом властвования. Существует два основных способа властвования: побуждение объекта к действиям, угодным субъекту и обеспечение бездействия объекта, т.е. недопущение нежелательного для руководства поведения объекта

Способы властвования могут быть демократическими (когда объект принимает участие в принятии решения), авторитарными (когда субъект власти принимает решение единолично), деспотиическими (всевластие, произвол и беззаконие) и другие.

Существует множество типологий власти.

1. В зависимости от способа организации власти – монархическая и республиканская.

2. По сферам управления: государственная, партийная, профсоюзная.

3. По функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная власть.

4. По характеру использованных ресурсов выделяют экономическая, политическая, социальная, культурно-информационная и принудительная власть.

5. В зависимости от политического режима: демократическая, авторитарная и тоталитарная власть.

6. По доминирующему субъекту власти: автократическая (самодержавную), олигархическая и самоуправленческая.

7. По правовому признаку: законная (легальная) и незаконная (нелегальная).

8. С точки зрения признания власти обществом: легитимная и нелегитимная.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление, доверие к ней граждан, согласие подчиняться ее требованиям. М. Вебер в зависимости от мотивов подчи–нения, он выделил три главных типа легитимности власти: традиционная легитимность (основана на обычаях и привычке повиноваться власти); харизматическая легитимность (основана на вере в исключительные, экстраординарные, сверхъестественные качества лидера); рационально-правовая легитимность (демократическая) (власть является легитимной, потому что она избрана на основе действующего законодательства). Легитимность власти тесно зависит от ее эффективности. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе в максимально короткие сроки с минимальными затратами. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего бюрократического аппарата. Бюрократ – чиновник госаппарата. Бюрократизм – стиль управления, связанный с волокитой, бумаготворчеством, коррупцией и т. д. Чтобы избегать негативных явлений, М. Вебер предлагал осуществлять постоянный контроль над деятельностью управленцев и регулярную ротацию – пропорциональную замену через определенный срок неэффективных чиновников.

3. Политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе ее осуществления.

Специфика политической системы проявляется: в универсальности, т. к. она охватывает своим воздействием все общество; в своеобразном верховенстве, т. е. все законы, решения, выработанные в ее рамках носят общеобязательный характер; в четкой структуре функционирования политических институтов; в наличии законного права принуждать и подчинять и др.

Политическая система – это продукт исторического и социального развития общества. На ее становления оказали влияние следующие факторы:культурно-исторические (культурное и духовное наследие, менталитет народа), социально-экономические (формы собственности, степень решения социальных проблем), географические (пространственное расположение страны, наличие природных ресурсов, размер территории, численность населения).

Вструктуреполитической системы выделяются элементы:

– институциональная подсистема (включает государство как основной институт, политические партии, общественные организации, СМИ);

– нормативная подсистема (конституция, законы и другие нормативные акты, а также политические традиции и обычаи, табу, моральные нормы;

– коммуникативная подсистема (разнообразные формы и принципы взаимодействия между подсистемами внутри политической системы и между политическими системами разных стран, а также каналы передачи информации;

– функциональная подсистема (способы и методы взаимодействия власти и общества);

– культурно-идеологическая (система духовных ценностей, убеждений, идей граждан).

Функции, которые выполняет политическая система, выражаются в действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития. Д. Истон и Г. Алмонд выделили функции «входа» (это требования, которые направляет общество в сторону власти) и «выхода» (выраженные в решениях и действиях институтов власти). К входным относятся: политическая социализация (формирование знаний о политике), политическое рекрутирование ролей (заполнение ролей в политической системе), артикуляция (выражение политических интересов в программах и требованиях), агрегирование (превращение требований в альтернативы государственной политики), коммуникации (развитие связей и отношений между политическими субъектами). Функции «выхода»: нормотворчество (принятие законов, указов, решений, постановлений – законодательная власть: исполнение законов и норм, реализация их в практику – функция исполнительной власти: оценка и контроль за соблюдением норм и претворением в жизнь управленческих решений.

На политической карте в настоящее время насчитывается около 200 стран. Существует множество типологий политических систем по различным критериям.

1. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы.

2. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены – традиционные (консервативные) и модернизированные (трансформирующиеся).

4. В зависимости от социально-экономического фактора – рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистически.

5. По типу политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

6. По доминирующему типу политической культуры – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и тоталитарная.

7. По цивилизационному принципу: западная, африканская, латиноамериканская и др.;

8. в зависимости от численности партий: беспартийные, однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

9. В зависимости от формы правления: монархические и республиканские.

Политическая система по своей природе – явление динамическое и развивающееся. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и глубины. К основным путям ее изменений относят реформы (это эволюционный путь, означающий преобразование какой-либо стороны общественной жизни) и революции (скачкообразное, радикальное и качественное преобразование общества, ведущее к утверждению новой системы ценностей, новых политических институтов). Путями изменений могут быть государственные перевороты, военные заговоры и др.

4. В Республике Беларусь происходит процесс существенной трансформации политической системы. Основные контуры политической системы современной Беларуси были заложены в нач. 1990-х гг. Распад СССР положил начало процессу становления независимости Республики Беларусь. Обретение суверенитета означало верховенство и самостоятельность государственной власти в пределах ее территории, возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Принятая 15 марта 1994 г. Конституция объявила Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством, провозгласила широкие права и свободы граждан.

Главный вектор преобразований связан с превращением ее в политическую систему открытого, плюралистического типа. В настоящее время политико-правовые нормы и принципы, лежащие в основе функционирования политической системы белорусского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. 24 ноября 1996 г. в резуль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.065 с.)